Технологии оценивания образовательных результатов. Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-3008 |
Авторы-составители | Конасова Н. Ю. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Методическая лаборатория |
Электронная версия | скачать |
УДК | 373.3/.5 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Адресовано администрации, учителям, методистам ОО, специалистам ИПКРО, центров развития образования.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Педагогический потенциал заданий раздела
Педагогический потенциал
заданий раздела
В разделе дано 11 задач. В условии каждой задачи сформулированы умения, которые должны быть представлены при ее решении. Такой подход, при условии выполнения нескольких задач, дает возможность составить профиль умений обучающихся.
Задания предлагаются очно, индивидуально или в группе, оцениваются методом экспертного наблюдения. При оценке выявляется уровень развития функциональных умений: высокий, средний, низкий. Вариант оценки задач представлен в тексте первой задачи раздела; по указанному образцу оцениваются и остальные задачи.
Задачи раздела направлены на оценку функциональных ролей члена ученического коллектива, ученика (№ 4, 1, 11), выпускника школы (№ 1, 2, 3), потребителя рынка образовательных, бытовых, медицинских товаров и услуг (№ 1, 6, 5, 7, 9), абитуриента (№ 3), члена семьи (№ 3, 7), соискателя рабочего места на этапе обучения в вузе (№ 5).
Задачи относятся к образовательным областям «Образование» (№ 1, 3, 11), «Здоровье» (№ 2), «Потребление» (№ 1, 4,), «Работа» (№ 3, 5), «Социальные связи и отношения» (№ 3, 4), «Семья» (№ 3, 7).
Ряд задач (№ 3, 6, 11) ориентированы на развитие общеучебных умений, носящих функциональный характер: обобщать и синтезировать информацию в соответствии с условиями задач; перерабатывать информацию в заданном формате (резюме); приводить аргументы решения задачи; конкретизировать проблему; определять, какие из проблем могут быть решены самостоятельно; определять возможности школы в решении проблем; определять внешкольные возможности решения проблем; привлекать для анализа проблем, содержащихся в задании, как школьные, так и внешкольные знания; определять состав умений, которые могут сформироваться за период обучения в ОУ; определять функциональную значимость умений для реализации разных форм и видов деятельности; определять возможности школьного, дополнительного образования для развития функциональных умений.
Методический аппарат, представленный в задачах, предполагает использование методов планирования и проектирования, презентации продуктов деятельности (все задачи раздела), SWOT-анализа (№ 1, 10), факторного анализа (№ 2, 7), проблемно-ориентированного анализа (№ 7), ТРИЗ (технологии организации коллективного творческого дела) (№ 8). Большинство задач включает анализ текстов разных видов (рекламные объявления, нормативные акты, опросники, художественные тексты
и цитаты). Предусматривается составление обучающимися различных текстов: программ мероприятий (№ 4), природоохранных программ (№ 10), памяток (№ 2, 9), резюме (№ 5), технических схем (№ 6). Отдельные задачи предполагают интернет-поиск и анализ справочной информации о предложениях в сфере образования, трудоустройства, потребления товаров и услуг (№ 3, 4, 5).
Введение
Процессы реформирования школьного образования в России, как и во всем мире, повлекли за собой значительные изменения во взглядах на результативность школьного образования. К образованию, в том числе школьному, как никогда ранее стали предъявляться требования практического характера, включающие развитие способности выпускников школы к решению социально и личностно значимых проблем. Этот вид требований получил свое научное оформление в категории метапредметных образовательных результатов. Сегодня метапредметные образовательные результаты как требование к уровню образованности выпускника начальной, основной, средней школы представлены в содержании нового поколения федеральных образовательных стандартов. Определение содержания метапредметных результатов за последние десятилетия сформировалось в отдельную отрасль научного, методического знания. Современные подходы к оценке метапредметных образовательных результатов рассматриваются, как правило, в русле компетентностного подхода, основа которого в самом обобщенном виде предполагает ответ на вопрос: что именно может продемонстрировать обучающийся, освоивший определенный объем содержания образования (базового, дополнительного, самообразования)? Проблема сегодняшнего дня, носящая практический характер, предполагает получение ответа на вопрос: какие метапредметные результаты целесообразно оценивать и каким образом?
В пособии представлены методические материалы по развитию и оценке функциональной грамотности обучающихся старших классов. Под функциональной грамотностью обычно понимается способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность является ситуативной характеристикой личности. Проблема функциональной грамотности рассматривается как проблема деятельности человека1. Функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием населения и государства в целом. В современном мире характеристика функциональной грамотности интерпретируется достаточно широко, включает в себя культурную и региональную специфику страны проживания человека. Уровень функциональной грамотности выступает показателем способности человека адаптироваться к условиям микросоциума. Функциональная грамотность определяется как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью2. В этой связи особую актуальность приобретает формирование, развитие и оценка функциональной грамотности выпускников школ, определяющая их готовность к жизни в обществе. Функциональная грамотность как уровень образованности и образовательный результат характеризуется умением решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых в быстроменяющемся мире. Уровень функциональной грамотности как показатель образованности включает «…знание правил, норм, инструкций, применение правил в известных ситуациях, обоснование и применение известных правил в новых ситуациях, использование универсальных способов деятельности для решения функциональных проблем в учебных ситуациях, решение функциональных проблем, связанных с реализацией отдельных социальных функций…»3.
Функциональная грамотность как метапредметный образовательный результат и уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой. Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента, позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями.
Несмотря на свою актуальность, функциональная грамотность не формируется в традиционной школьной практике как целостная система. «…Как правило, общеобразовательные учреждения работают над формированием общеучебных умений и навыков (технологический компонент), но без опоры на субъектный опыт учащихся, что не способствует развитию качеств личности, необходимых современному школьнику для успешного функционирования и адаптации в обществе (личностный компонент)…»4.
Существуют различные подходы к развитию и оценке функциональной грамотности школьников, наиболее продуктивным из которых, по мнению автора пособия, является разработка, решение и оценка выполнения ситуационных задач
Методический навигатор
Какие материалы представлены в пособии?
В пособии представлены инновационные продукты – ситуационные задачи для обучающихся 9–11 классов, в создании и экспериментальной апробации которых принимали участие общеобразовательные учреждения различного вида.
Какие знания и умения оценивают ситуационные задачи, представленные в пособии, каким образом?
Федеральный стандарт общего образования нового поколения ориентирует школу на комплексное развитие образовательного опыта обучающихся, руководство не только учебной, но и внеучебной деятельностью, самообразованием. Концепция духовно-нравственного воспитания, на которой основаны федеральные образовательные стандарты нового поколения, предусматривает влияние школы на уровень личностной, социальной, семейной культуры обучающихся. Именно поэтому ситуационные задачи ориентированы на развитие и оценку всего образовательного опыта учеников, в том числе освоенного за школьной партой, через средства массовой информации, программы дополнительного образования, приобретенного в процессе общения с семьей, сверстниками.
В то же время ряд задач сборника направлены преимущественно на оценку общеучебных и предметных знаний и умений. Именно такие методики оценки наиболее востребованы в школьной практике.
При выполнении заданий оцениваются как отдельные функциональные умения, так и ключевые навыки и компетенции. В тексте заданий, представляемых очно, указаны умения, на оценку которых направлены задания. Для заданий, выполняемых в письменной форме, дана единая схема оценки.
Для оценки заданий используются экспертные методы, в том числе методы экспертного наблюдения деятельности и экспертного оценивания текстов.
Метод экспертного наблюдения деятельности предусматривает процедуру очного оценивания решения задач по обозначенным в экспертных листах качественным показателям.
Метод экспертного оценивания текстов предназначен для проверки письменных вариантов выполнения задач по определенным критериям.
Представлены как стандартизированные методы оценки, когда все задания оцениваются по единой схеме, так и неформальные методы, когда средствами наблюдения оцениваются разнообразные, но равнозначные умения. Каждый из вариантов имеет формализованную количественную шкалу оценки.
В соответствии с принятой в федеральных образовательных стандартах классификацией образовательных результатов ситуационные задачи дают возможность оценить предметные, метапредметные и личностные результаты.
Как использовать ситуационные задачи, представленные в пособии?
Возможно несколько вариантов.
Вариант 1. Ситуационные задачи, размещенные в каждом разделе, предполагают свою методику оценки (листы оценивания заданий в первых четырех разделах помещены вслед за первым заданием). Выберите вариант оценивания, который, на ваш взгляд, является наиболее продуктивным.
Вариант 2. Отобрав наиболее значимый набор ситуационных заданий, целесообразно использовать их для проведения метапредметной олимпиады.
Педагогическое руководство подготовкой олимпиады могут осуществлять классные руководители, педагоги-организаторы, учителя-предметники, представители школьной администрации. В задачу руководителей команд входит ознакомление обучающихся с жанром ситуационных задач, их обсуждение и решение. Так как ситуационные задачи являются инновационной технологией, целесообразно организовать работу педагогов, участвующих в апробации ситуационных задач, в формате экспериментального проекта, методической программы оценки метапредметных образовательных результатов.
Практически все ситуационные задачи пособия предполагают выработку коллективного проектного решения, создания учебного продукта (памятки, инструкции др.), поэтому подготовка учеников к олимпиаде может быть организована как работа временного творческого коллектива (группы). Опыт такой подготовки позволит обучающимся отработать навыки проектной деятельности, которые пригодятся им в процессе обучения в учреждениях профессионального образования. Очная презентация решения ситуационной задачи на олимпиаде, несомненно, повысит готовность к представлению итогового выпускного проекта в 11 классе.
Олимпиаду можно организовать для обучающихся 9–11 классов в форме групповых турниров. Возможны внутришкольный (по параллелям классов) и межшкольный варианты проведения олимпиады (для общеобразовательных учреждений района, города). Состав группы обучающихся не должен превышать 5 человек. Ситуационные задачи для олимпиады следует отбирать, ориентируясь на образовательный и социальный опыт обучающихся.
«Прием на работу»
«Прием на работу»
Трудоустройство студентов
Где искать? Большинство студентов трудоустраиваются, получив информацию о вакансии от знакомых. Однако если товарищи или родные ничем помочь не могут, найти подходящие предложения можно в Интернете на популярных «работных» сайтах. Так, Job.Ru предлагает более 3,5 тысяч вакансий для студентов. Познакомиться с предложениями можно в специальном разделе сайта, который так и называется «Студентам и выпускникам». Можно избрать и более легкий путь – разместить резюме на сайте Job.Ru и ждать, пока работодатель сам проявит к вам интерес. Пестрят возможностями о подработках и тематические блоги ЖЖ-сообщества. Еще один вариант – газеты по трудоустройству. Здесь подойдут многие вакансии из раздела «Без специальной подготовки».
Оформляемся. Оформление на временную работу может осуществляться как по трудовому договору, так и по договору подряда. Трудоустройства по устной договоренности лучше избегать. Чтобы не попасть впросак, почитайте советы наших экспертов по кадровым и юридическим вопросам.
Частично, временно, удаленно, au-pair, work and travel. Сегодняшний рынок труда предоставляет студентам любой график и форму работы. Выбор есть и у трудоголиков, и у тех, кто предпочитает не засиживаться в офисе.
Частичная занятость. Такой график хорошо подойдет студентам дневных отделений и тем, кто в студенческие годы отдает предпочтение все-таки учебе. Частичная занятость предполагает, что сотрудник выполняет определенный объем работы, но при этом присутствие его на рабочем месте необходимо лишь несколько часов в сутки.
Временная работа. Временная работа – это работа на определенный срок (от одного дня до нескольких месяцев или даже лет). Такое трудоустройство практикуется в период студенческих каникул или на время прохождения практики. Если студент покажет себя с хорошей стороны, временное место работы может стать и постоянным. Случается это так: после прохождения практики студенты продолжают работу в штате компании. По наблюдению экспертов, примерно 90 % студентов трудоустраиваются в одну из компаний, куда когда-то привлекались на временную работу.
Удаленная работа. Удаленная работа, или фриланс, – это удобно. Она позволяет ни от кого не зависеть и дает возможность самостоятельно планировать свое время. Некоторые компании предпочитают фрилансеров штату постоянных сотрудников, услугами которых случается пользоваться не так уж часто. Большое количество «удаленщиков» работает в сфере интернет-технологий. Фриланс позволяет неплохо зарабатывать, но не обольщайтесь: дилетанту там делать нечего – cпрос на профессиональных фрилансеров растет с каждым днем.
Au-Pair. Международная программа, по которой молодые люди, желающие посмотреть мир и подтянуть какой-либо иностранный язык, едут в интересующую их страну, живут там в семьях за их счет и помогают хозяевам присматривать за детьми. Это бесплатная программа. От участника требуется только оплата дороги туда и обратно. Au-Pair нельзя назвать работой в чистом виде, но и она позволяет почувствовать себя взрослым.
Work and Travel. Программа для студентов, желающих познакомиться с культурой и традициями других стран, усовершенствовать язык, весело отдохнуть в компании новых друзей и при этом заработать. Участники программы получают возможность работать в сфере обслуживания (гостиницы, рестораны, парки отдыха и развлечений, магазины, национальные парки и т. д.) в течение 3–4 месяцев (обычно в летний период), а по окончании рабочего контракта четыре недели путешествовать и на-слаждаться достопримечательностями страны.
Популярные вакансии для студентов
Специальных знаний от студента при временном трудоустройстве никто, как правило, не требует. Работы хватает всем. Однако молодые люди, хорошо владеющие иностранным языком или обладающие другими начальными профессиональными знаниями, имеют больший выбор вакансий. Ниже мы приводим наиболее популярные вакансии, предлагаемые студентам.
Секретарь со знанием иностранного языка. Секретарь – правая рука руководителя, его незаменимый помощник и лицо фирмы. Секретарь со знанием иностранных языков может работать в русском представительстве зарубежной компании, в совместном предприятии или в российской организации, связанной с зарубежными партнерами.
Обязанности: прием посетителей и телефонных звонков, ведение делопроизводства, обслуживание руководителя.
Офис-менеджер.
Обязанности:
Ситуационная задача 6. Электричество в доме
Ситуационная задача 6.
Электричество в доме
Введение в проблему.
Электричество – неотъемлемая часть повседневной жизни миллиардов людей по всему миру. Представить жизнь без него в современном мире практически невозможно. В то же время электрический ток опасен для человека. Тело человека является проводником электрического тока. Ток, пропущенный через организм человека или животного, производит следующие действия:
• термическое (ожоги, нагрев и повреждение кровеносных сосудов);
• электролитическое (разложение крови, нарушение ее физико-химического состава);
• биологическое (раздражение и возбуждение тканей организма, судороги).
Описание ситуации. Молодая семья в составе трех человек (мать, отец и четырехлетний сын) заселяются в новую, не оборудованную системой электроснабжения квартиру. У семьи уже есть полный комплект бытовой техники: стиральная машина, компьютер, телевизор, микроволновая печь, электроплита, посудомоечная машина, холодильник, а также некоторые мелкие электробытовые устройства. Семья собирается сама закупить электросчетчики, установить электророзетки, соблюдая технику безопасности и учитывая потребности и особенности семьи с маленьким ребенком.
Задания и вопросы для анализа ситуации.
1. Укажите ключевые правила техники безопасности при работе с электричеством.
2. Составьте на предложенном плане схему размещения розеток, вы-ключателей, автоматов, подводки электропитания и расположения и подключения бытовых электроприборов. Презентуйте и обоснуйте свой план.
3. Представьте, используя справочные материалы, краткую характеристику приобретаемого оборудования. (См. раздел «Справочные материалы».)
4. Определите, сможет ли семья выполнить все необходимые работы самостоятельно.
5. Используя справочную информацию об электрооборудовании и электроработах, рассчитайте два варианта сметы (самостоятельное приобретение оборудования и его установка; установка через фирму).
Оцениваемые знания и умения:
• знание ключевых правил техники безопасности при работе с электричеством;
• умение использовать знания в области физики для проведения работ с электроприборами в домашних условиях;
• умение определять состав электрооборудования для отдельных видов электроработ на основе имеющейся информации;
• знание видов электроработ, которые разрешено проводить без приглашения специалистов;
• умение определять варианты сметной стоимости электроработ в соответствии с заданными условиями.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом