Русский язык. 5-6 классы: тематический контроль знаний (упражнения, задания, самостоятельные работы)

Есть на складе
79 руб.
-10%
71,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 326б
Составители Попова Г. П.
Издательство Учитель, 2008
Серия Дидактический материал
ISBN 978-5-7057-1277-9
Страниц 155
УДК 371.3
Штрихкод 9785705712779
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 6 (мм)
Вес 116 г
Основная цель пособия - помочь учителям русского языка общеобразовательных школ в решении одной из актуальных проблем обучения - организации постоянного контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Предлагаемый материал содержит упражнения, задания и самостоятельные работы для индивидуального и группового тематического контроля знаний с вариантами различной трудности по основным темам орфографии, стилистики, словообразования, морфологии, пунктуации, составленные в соответствии с программными требованиями к курсу русского языка в 5-6 классах.
Предназначено учителям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений; рекомендовано учащимся для самостоятельных тренировочных занятий по подготовке к проверочным и контрольным работам.

Подробное описание

Введение

Каждый учитель-словесник считает своим долгом, прежде всего, воспитать у своих учеников интерес и любовь к русскому языку, ибо без этого немыслим эффективный процесс приобретения способностей нормированного письма и культуры речи.

Первостепенной же задачей обучения русскому языку в школе, которую, как известно, ставит перед собой учитель, является задача приучить школьников к самостоятельной оценке языковых фактов, к вдумчивому обращению со всеми элементами языка, к анализу и обобщению закономерностей изучаемых явлений, обоснованности выдвигаемых положений.

Основная цель пособия – показать примеры работы по индивидуальным и групповым заданиям, специально составленным упражнениям, самодиктантам, карточкам, которые учителем русского языка могут применяться на уроке как при закреплении материала по теме, так и при повторении изученного ранее в качестве письменной формы текущего контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, такие самодиктанты и упражнения предназначены для письменного опроса учащихся при выполнении домашнего задания, но особенно часто используются при уплотненном (комбинированном) опросе, когда 2–3 ученика работают у доски, а остальные учащиеся выполняют задания на листах или в тетрадях.

В пособии представлен материал для тематического контроля знаний по русскому языку, включающий задания разно-образных форм письменного индивидуального (группового) опроса с вариантами различной трудности:

на сопоставление ряда изученных правил,

на обобщение, практическое применение теоретических знаний (списать, вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, графически объяснив их постановку; составить предложения с данными словами, обозначив их принадлежность к частям речи; сделать фонетический, словообразовательный, морфологический анализ; подобрать примеры к данной словообразовательной модели и т. п.).

Подобные задания и упражнения обеспечивают не только проверку текущего урочного материала, но и повторение ранее изученного.

На уроках, завершающих изучение темы, а также обобщения и систематизации изученного предлагается использовать и такую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера.

Упражнения и задания составлены с таким расчетом, чтобы учитель мог выбрать из них те, которые сочтет наиболее подходящими для того или иного состава учащихся.

Бесспорно, учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация четко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

Тематический и текущий контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала.

Систематический учет знаний школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью.

Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: дает индивидуальные и дифференцированные задания, дополнительно объясняет, помогает выработать правильный способ рассуждений» (Онищук В. А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1986. С. 147).

Система предлагаемых заданий по русскому языку предназначена также для тематической проверки знаний (в рамках итогового контроля), которая проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем на уроках повторения, обобщения и систематизации изученного, зачетных уроках и пр. Она помогает учителю-предметнику выявить уровень овладения основным содержанием темы учащимися.

Упражнения и задания могут быть также использованы при текущем контроле, органически вплетаясь в конкретное содержание изучаемого материала, в соответствии с задачами данного урока.

Особое внимание в представленном материале уделено проверке знаний, умений и навыков учащихся по орфографии, пунктуации, морфологии, словообразованию, стилистике.

Таким образом, предлагаемое пособие ставит своей ключевой целью помочь учителю русского языка в накоплении дидактического материала для организации на уроке и дополнительных занятиях тематического и текущего контроля знаний, осуществляемого как в самостоятельной деятельности учащихся, так и под руководством учителя, в приучении школьников к осмысленному, глубокому, систематическому и всестороннему изучению предмета.

Пособие рассчитано на творческое его использование.

Содержание

Введение    3

Лексика. Средства выразительной речи    6

Задания по речевому этикету    16

Фонетика, графика, орфоэпия    23

Орфография    37

Словообразование    72

Морфология    88

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи    88

Имя существительное    90

Глагол    94

Имя прилагательное    102

Местоимение    112

Числительное    124

Словосочетание    125

Синтаксис    133

Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении    133

Синтаксическая роль имени существительного в предложении    134

Простые и сложные предложения    135

Синтаксис как база для усвоения пунктуации    142

Литература    154

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос