Математика. 1-4 классы: упражнения для устного счета

Есть на складе
110 руб.
-10%
99 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 320г
Составители Головач М. В., Бондаренко Ю. К.
Издательство Учитель, 2008
Серия Дидактический материал
ISBN 978-5-7057-1616-6
Страниц 266
УДК 372.22
Штрихкод 9785705716166
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 6 (мм)
Вес 193 г
Овладение навыками устных вычислений в начальной школе - это залог успешной учебы в старших классах. Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения разнообразных упражнений.
В пособии подобран материал для организации устного счета на уроках математики в 1-4 классах. Представлены разнообразные примеры, занимательные задачи, развивающие задания, дидактические игры. Головоломки и логические цепочки помогут развить внимание, восприятие, мышление и память младших школьников.
Пособие адресовано учителям начальных классов.

Подробное описание

Введение

Современная начальная школа идет по пути усложнения содержания по целому ряду традиционных предметов. Математика не является исключением. Однако перейдя в среднее звено, ребенок должен знать не множества и элементы комбинаторики, а просто уметь считать.

Овладение навыками устных вычислений в начальных классах имеет образовательное, воспитательное и практическое значение.

Устные вычисления содействуют развитию мышления учащихся, их сообразительности, внимания, памяти. Устный счет способствует математическому развитию детей. Оперируя при устных вычислениях сравнительно небольшими числами, учащиеся яснее представляют себе состав чисел, быстрее схватывают зависимость между компонентами и результатами действий.

Устные вычисления помогают лучшему усвоению приемов письменных вычислений, так как последние включают в себя элементы устных вычислений.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения детьми разнообразных упражнений.

Нахождение значений математических выражений.

Имеется много вариантов выполнения этих упражнений.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме: из 100 вычтите 9; 100 минус 9; уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность и т. д.

Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (74), с двузначными (7040) и т. д. Как правило, приемы устных вычислений должны сводиться к действиям над числами в пределах 100.

Выражения могут быть заданы в форме примеров (устно или в виде записи): 7 + 2; 30 – 24 : 6 или в других формах, например, в форме таблицы.

Назначение таких упражнений выработать у учащихся твердые вычислительные навыки. Вместе с тем эти упражнения способствуют и усвоению вопросов теории арифметических действий.

Сравнение математических выражений.

Упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть заданы два выражения, и надо установить: равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.

Назначение таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, неравенствах; выработке вычислительных навыков.

Решение уравнений.

В качестве устных упражнений могут предлагаться и различные уравнения, как самые простейшие (x + 2 = 10), так и более сложные (15 · x 9 = 51).

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнения, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий, а также способствовать выработке вычислительных навыков.

Решение задач.

Для устной работы предлагаются задачи, как простые, так и составные. Эти упражнения помогают усвоить теоретические знания и выработать вычислительные навыки.

В пособии предлагаются основные виды устных упражнений. В практике они изменяются и дополняются. Разнообразие упражнений поддерживает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.

Эффективность занятий устным счетом зависит не только от правильного определения объема и содержания этих занятий, но и от их организации: правильной постановки заданий и опроса, рационального проведения учета знаний и навыков учащихся, правильного чередования устных и письменных вычислений.

Во время занятий устным счетом задания ученикам чаще всего предлагаются в устной форме. Эта форма организации занятий является наиболее ценной, так как она развивает внимание и память учащихся, а главное, подготавливает их к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять устно действия над числами, воспринимаемыми на слух.

Нельзя, однако, чрезмерно злоупотреблять этой формой, так как она требует от детей большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро их утомляет. Такого рода задания представляют особые затруднения для учащихся, у которых преобладает зрительная память, и поэтому они плохо воспринимают числовые данные на слух.

Наблюдающееся в школьной практике одностороннее применение этой формы заданий ведет к тому, что в работе по устному счету участвуют не все учащиеся. Особенно велик процент пассивных учеников в том случае, когда диктуемые на слух упражнения содержат большие числа или когда учащимся дается подряд много заданий на слух. Чтобы свести к минимуму их пассивность, необходимо, наряду с чисто слуховыми упражнениями, практиковать упражнения, которые рассчитаны на зрительное восприятие учащихся. Однако применение таких заданий должно быть ограничено, так как, привыкнув, дети могут встретить затруднения при решении примеров, воспринимаемых на слух. Устной (слуховой) формой задания следует пользоваться при закреплении освоенных приемов, а также при решении примеров, нетрудных для запоминания; зрительную форму задания полезно применять тогда, когда изучаемый прием еще недостаточно усвоен учениками, а также тогда, когда задание содержит числа, которые учащимся трудно удержать в памяти.

Опрос учеников следует проводить так, чтобы по возможности выяснить, как справились с данным заданием все учащиеся класса.

Успех проведения устного счета в его регулярности.

Начинать считать надо с первых уроков математики. В пособии представлены задания, которые спланированы на неделю. Их можно использовать на каждом уроке, количество и последовательность заданий определяется учителем.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме.

В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т. д.

Игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

Подбор дидактических игр в данном пособии направлен на закрепление математического материала, проведение коррекционно-воспитательной работы, на более успешное вовлечение учащихся в серьезную учебную деятельность через дидактическую игру и упражнения занимательного характера.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие мышления. Это приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные, регулируемые процессы.

Ребенок 7–8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Развитию теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию и обобщению.

К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

Мы предлагаем содержательно-логические задания на базе изучаемой в начальной школе математики с добавлением материала, повышающего интерес к предмету. Задания направлены также на развитие основных мыслительных операций, формирование умений проводить сравнение, анализ, синтез, обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию.

Составители пособия надеются, что подобранный дидактический материал поможет учителям начальных классов эффективно организовать на уроках математики целенаправленную работу по развитию навыков устных вычислений у младших школьников.

Содержание

Введение    3

Устный счет

1 класс

Десяток. Нумерация и простейшие фигуры     7

Сложение и вычитание чисел в пределах 10    13

Нумерация чисел в пределах 20    20

2 класс

Нумерация чисел в пределах 100    23

Сложение и вычитание чисел в пределах 100    24

Нумерация чисел в пределах 100    31

Сложение и вычитание чисел в пределах 100    39

Умножение и деление. Геометрические фигуры и величины    42

3 класс

Табличное умножение и деление    48

4 класс

Многозначные числа. Нумерация    86

Табличное умножение и деление    90

Сложение и вычитание многозначных чисел    95

Дополнительный материал к устному счету    127

Дидактические игры

1 класс

Изучение нумерации чисел первого и второго десятка    133

Занимательные игры    135

1–2 классы

Изучение арифметических действий с числами первого и второго десятков    143

2 класс    146

3 класс    148

3–4 классы    153

Математическое лото    155

Развивающие задания, упражнения (дидактические игры на развитие логического мышления для учащихся 1 класса)    158


2 класс

Внимание    172

Память    173

Воображение    174

Восприятие    178

3 класс

Внимание    182

Восприятие, воображение, мышление    184

4 класс    192

Занимательные задачи    204

Текстовые задачи со сказочными сюжетами    223

Занимательные задачи в стихах для устного счета (для учащихся 1 класса)    224

Занимательные задачи в стихах для устного счета (для учащихся 2 класса)    234

Занимательные задачи в стихах для устного счета (для учащихся 3 класса)    241

Математические цепочки    244

Табличное умножение и деление    260

Литература    263

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Гость
21 ноября 2011 (23:24)
Хорошая новость!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.