Развернутое тематическое планирование. 2 класс. Образовательная программа "Начальная школа XXI века"
Код | 319п |
Авторы-составители | Бровкина Т. Н. |
Издательство | Учитель, 2011 |
Серия | Тематическое планирование в начальной школе |
ISBN | 978-5-7057-2257-0 |
Страниц | 119 |
УДК | 371.214.1 |
Штрихкод | 9785705722570 |
Размеры (Ш x В x Т) | 198 x 285 x 5 (мм) |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 164 г |
Пособие адресовано учителям начальной школы, работающим по образовательной программе "Начальная школа XXI века" в 1-4 классах.
Подробное описание
Введение
Проект «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра общего среднего образования РАО (руководитель проекта член-корреспондент РАО, профессор Н. Ф. Виноградова), а также ряда сотрудников Российской академии образования, разделяющих единые концептуальные подходы.
Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л. С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А. М. Пышкало, Л. Е. Журова, Н. Ф. Виноградова). Авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу: найти возможно более целесообразный путь устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы.
Проблема соотношения обучения и развития необыкновенно важна для школы, так как именно ее решение в значительной мере определяет ту роль, которую школа может играть во всестороннем развитии личности школьника.
К концу обучения в начальной школе школьник должен отличаться от своих сверстников.
Авторы программы имеют в виду не уровень знаний, не отметки в журнале и дневнике,
а его индивидуальность, то есть сохранение и поддержку особенностей, интересов, склонностей, способностей каждого ребенка.
К концу обучения ребенок младшего школьного возраста XXI века должен отличаться от своих сверстников ХХ века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе.
Вспомним здесь слова Д. Б. Эльконина, который подчеркивал, что своеобразие и значение учебной деятельности заключается в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины неудач
и ошибок. Но такое возможно, если у школьника формируют учебную деятельность, если процесс обучения делает его ее субъектом, т. е. школьника учат учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.
Итак, разработчики проекта «Начальная школа XXI века» считали необходимым ответить на следующие вопросы: 1) Каковы приоритетные цели обучения в начальной школе? 2) Что такое развитие младшего школьника? 3) Как нужно строить процесс обучения в первом школьном звене?
В УМК «Начальная школа XXI века» представлены следующие предметы:
Грамота – интегрированный курс, объединяющий обучение грамоте (чтению и письму) и математике, изучается в рамках образовательных областей «Русский язык» и «Математика» в первом полугодии первого года обучения. В основе данного курса лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой. Особенностью программы предмета «Грамота» является ориентировка на введение школьника в языковую и математическую действительность, формирование умений учиться, а также навыков чтения, письма, счета и др.
Чтение и письмо – этот учебный предмет изучается во втором полугодии первого года обучения и направлен на решение задач лингвистического развития школьников, совершенствования умений и навыков чтения и письма.
Русский язык как самостоятельный предмет изучается во втором – четвертом классах. Программа реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
В программе выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку – «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку).
Литературное слушание – специфический предмет для учащихся первого класса. Изучается в первом классе в рамках образовательной области «Литературное чтение» в период, когда школьники еще не овладели навыком самостоятельного беглого чтения. Основная его цель – поддержание устойчивого эмоционального интереса к литературе, книге и чтению, формирование первоначальных умений работы с книгой и читательской деятельности, развитие восприятия литературного текста.
Литературное чтение – этот учебный предмет изучается во втором – четвертом классах. Его содержание обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произведения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, введение учащихся в мир литературы как искусства слова, формирование отдельных литературоведческих понятий и терминов. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом.
Программа предусматривает построение содержания на основе тематического, жанрово-тематического и художественно-эстетического принципов.
Математика как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса. Первоначальное математическое развитие младших школьников осуществляется в рамках предмета «Грамота» (первое полугодие первого класса). Программа реализует следующие цели обучения: полноценное интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок и др., а также математическую подготовку учащихся к дальнейшему обучению. В программе заложена основа для овладения школьниками определенным объемом математических знаний и умений в соответствии с пятью содержательными линиями: элементы арифметики; величины и их измерения; логико-математические понятия; элементы алгебры; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых развертывается содержание обучения.
Образовательные области «Естествознание» и «Обществознание», а также «Труд» представлены интегрированным предметом «Окружающий мир». Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.
Образовательные области «Искусство» и «Труд» представлены в учебном плане двумя предметами: «Музыкальное искусство», «Технология».
Музыкальное искусство – в основе содержания этого учебного предмета (изучается в первом – четвертом классах) лежит идея самоценности музыкального искусства как результата творческого познания человеком окружающего мира. Основная цель изучения данного предмета состоит в воспитании у младших школьников музыкальной культуры, введении детей в мир музыкальных образов, воспитании устойчивого интереса к музыкальному искусству и деятельности музыканта. Содержание программы позволяет представить в сознании школьника целостный образ музыки, осуществить выход в широкое поле музыкальной культуры.
Технология – интегрированный учебный предмет, сочетающийся с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент, изучается в первом – четвертом классах. Интегрированный характер курса связан с необходимостью формирования у детей технологической культуры – общего отношения к окружающему миру, основанного на преобразовании, улучшении среды обитания человека. Содержание программы позволяет формировать у младших школьников основы творческой деятельности, элементы технологического и конструкторского мышления, воспитать экологически разумное отношение к техническому прогрессу, расширить жизненно-практический опыт в области профессиональной деятельности людей.
Число часов, отводимых на изучение каждого предмета, соответствует Федеральному компоненту базисного учебного плана.
Учебная деятельность
Пояснительная записка
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которое должно осуществляться на каждом уроке любого учебного предмета.
Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с этой точки зрения являются общеучебными, поэтому возможно существование единой программы формирования учебных умений. При этом каждый учебный предмет, в соответствии со спецификой своего содержания, вносит вклад в этот процесс, что находит отражение в конкретных учебниках и рабочих тетрадях.
Для формирования умений учиться существенное значение имеет развитие учебно-познавательных мотивов, включающих устойчивый интерес к решению различных учебных задач, желание ребенка учиться, улучшать результаты своей деятельности. Необходимо развивать у школьников интерес не только к занимательным фактам и явлениям, но и к познанию их существенных свойств, а затем и закономерностей.
В пояснительной записке перечислены основные учебные умения, определяющие успешность обучения младшего школьника. Учебные умения формируются постепенно, этот процесс охватывает всю начальную школу, поэтому требования к уровню подготовки ученика определяются на конец обучения в начальной школе.
Основные учебные умения (первый – четвертый классы)
Умения принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная («что делать») и учебная («как делать») задача и их различия. Учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Способы решения конкретных учебных задач (по языку, математике, окружающему миру и др.). Планирование действий по их решению. Последовательность учебных операций (знание соответствующих алгоритмов действий). Постепенный переход к полному самостоятельному решению учебной задачи. Выбор решения из нескольких предложенных и его обоснование. Учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
Умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Сравнение различных предметов (объектов): выделение из множества одного или нескольких объектов, обладающих определенным свойством; выявление сходства и различия предметов.
Установление причинных связей и зависимостей между объектами, их отношений в пространстве и времени.
Выявление особенностей (качеств, признаков) объектов изучения. Объединение объектов в группы по существенному признаку; высказывание доказательств проведенной классификации.
Работа с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала).
Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Постепенный переход от итогового самоконтроля («что сделано») к пооперационному («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Контроль и оценка действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.
Оценка правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. Развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценка выполнения каждой операции. Выделение этапов собственной работы и их последовательности, оценивание меры освоения этих этапов.
Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия.
Требования к уровню подготовки ученика четвертого класса
К концу обучения в начальной школе учащийся должен решать учебные и практические задачи:
- осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий;
- выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними;
- при решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними; находить собственные, нестандартные способы решения; производить самостоятельно проверку решения; объяснять причины сделанных ошибок;
- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой учебной операции, оценивать свои учебные действия.
Содержание
Введение 3
Русский язык
Пояснительная записка к тематическому планированию 7
Тематическое планирование 8
Литературное чтение
Пояснительная записка к тематическому планированию 36
Тематическое планирование 37
Н. В. Лободина
Математика
Пояснительная записка к тематическому планированию 64
Тематическое планирование 65
Окружающий мир
Пояснительная записка к тематическому планированию 105
Тематическое планирование 106
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
С уважением,