Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями

Снято с продажи
Код 200ф
Авторы-составители Авилова С. А., Калинина Т. В.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 978-5-7057-1388-2
Страниц 111
УДК 372.22
Штрихкод 9785705713882
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 76 г
Пособие представляет сборник физических упражнений, обеспечивающих активный отдых и умственную работоспособность детей на занятиях.
Физкультминутки под стихотворные тексты, имитационные действия и задания для развития общей и мелкой моторики, игры-подражания, разнообразные комплексы упражнений снимут застойные явления, дадут отдых утомленным мышцам, органам зрения и слуха.
Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и детских дошкольных учреждений, может быть полезно родителям для занятий с детьми.

Подробное описание

Введение

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить активный отдых и умственную работоспособность детей на занятии.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Утомление младших школьников наступает обычно уже на 10–12-й минутах. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой, активный, вид деятельности.

Основные требования к проведению физкультминуток:

– они проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я минуты урока или внеклассного занятия, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

– подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;

 отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;

– комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида урока или занятия и его содержания;

– необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно и результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подобрать 3–4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего на тех, где четко выделены структурные части.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены в любой его части в любое, по усмотрению педагога, время.

В уроки и внеклассные занятия можно включить народные игры: «Дятел», «Ночной сторож» (украинские); «Сторож» (грузинская); «Канатоходец» (узбекская); «Возьми яблоко» (туркменская).

На уроках и занятиях по ознакомлению с животным миром будут интересны игры «Мышеловка», «Заинька», при ознакомлении с трудом взрослых – такие игры, как белорусская «Ленок» и др.

При ознакомлении с природой уместны в качестве физкультминуток игры «Огородник», «Березка», «В зоопарке».

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ с движениями в качестве физкультминуток хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике. Например, игры: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Стоп! Палочка, остановись», «Живое домино», «Зажги фонарик», «Разноцветные обручи», «Подбери себе товарища».

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение педагога или под песню самих детей.

Под классическую мелодию дети могут произвольно изображать танец падающих листьев («Осень в лесу»), птиц («Танец аистов»), животных (танцуют лягушки, комарики и т. д.). Такие задания выступают двигательным компонентом общего содержания урока или занятия.

Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворные тексты в практике школьных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

– стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

– преимущество следует отдавать стихам с четким ритмом, так как они дают возможность использования разнообразных движений;

– содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей. Например, стихотворный текст на звукосочетание (ча-ча-ча – печка стала горяча, са-са-са – в лесу бегала лиса и т. д.) больше подходит к занятиям по звуковой культуре речи.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ЗАДАНИЯ, сочетающиеся с содержанием задания. Так, отгадывать загадки ребята могут не словами, а движениями – например, изобразить зайчика, медведя, лягушку, елку, гриб и т. д. Ценность таких отгадок в том, что ребенок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспоминать, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображать спортсменов (лыжника, конькобежца, боксера, гимнаста), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине), повадки животных (лиса крадется, заяц прыгает) и т. д.

Двигательную часть занятия можно провести в виде задания-загадки «Кто живет в лесу?» (на птичьем дворе, в болоте и т. д.). Одна из подгрупп договаривается, каких животных будет изображать, а затем имитирует движения, другая подгруппа отгадывает, где происходят действия, называя животных.

На занятиях нужно использовать любую возможность, чтобы сменить позу детей, дать им возможность встать, пройти по классу.

На занятии по математике дети могут решать задачи на ориентирование в пространстве, знакомиться с геометрическими формами не за столами, а через двигательные задания в пространстве. Они могут играть в мяч, считать количество бросков; играть в подвижные игры типа «Найди свой дом» («домиком» может быть число или геометрическая фигура), в дидактические игры с движениями типа «Два бассейна», «Найди столько, сколько» и т. д. Эти занятия проводятся не за столами, а в свободной части комнаты.

На занятиях такого типа нет необходимости регламентировать количество движений, их продолжительность; они органически сочетаются с содержанием занятий, являются средством обеспечения определенного результата. Особо заслуживает внимания вопрос о физкультминутках на занятиях по изобразительной деятельности. Специальными исследованиями было установлено, что целесообразнее всего их проводить перед занятиями.

Например, младшим дошкольникам перед рисованием осенних листьев раздаются осенние листочки, дети кружатся с ними, подбрасывают их. Затем несколько листочков воспитатель прикладывает на мольберт и предлагает нарисовать их. Таким же образом дети действуют с другими предметами, которые будут рисовать: подбрасывают шарики, маршируют с флажками, играют с клубком ниток.

Непосредственно на занятиях по изобразительной деятельности физкультминутки неэффективны, так как отвлекают от творческого процесса.

Содержание

Введение    3

С. А. Авилова

Развитие общей и мелкой моторики    8

Т. В. Калинина

Пальчиковые игры    12

Речь с движением    15

Комплексные гимнастические упражнения для физкультминуток    27

Пальчиковый игротренинг    32

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики    36

Закаливающее носовое дыхание    38

Упражнения для развития силы рук    39

Упражнения для ловких пальцев    39

Комплекс общеразвивающих упражнений    40

Комплексы упражнений для физкультминуток    42

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук    42

Упражнения для снятия напряжения мышц туловища    43

Упражнения для младших школьников на уроках с элементами письма    43

Корригирующие упражнения для нормализации осанки    44

Упражнения стоя    44

Упражнения с палочкой    45

Упражнения с резиновым бинтом    46

Комплексы гимнастических упражнений для глаз    47

С. А. Авилова

Упражнения для снятия напряжения во время общеобразовательных занятий    48

Профилактика ОРЗ    50

Комплекс гимнастических упражнений для глаз    51

Дыхательная гимнастика    52

Физические упражнения (движения) в рифмованных подсказках, играх-забавах, танцевальных зарисовках    53

Т. В. Калинина

Ситуативные упражнения    65

Пальчиковые игры    72

Игровые упражнения    77

Игры на перемене    94

Старинные игры    105

Литература    108

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос