Формирование универсальных учебных действий в курсе ОБЖ. 5-9 классы. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-2232 |
Составители | Попова Г.П |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Творческая мастерская учителя |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.016:614*05/09 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предназначено учителям ОБЖ, руководителям методических объединений ОО, классным руководителям.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Литература
Для обучающихся:
1. Бубнов, В. Г. Как оказать помощь при автодорожном происшествии / В. Г. Бубнов, Н. В. Бубнова. – М. : ГАЛО Бубнов, 2010.
2. Русаков, И. Р. Правила дорожного движения с иллюстрациями и комментариями. Ответственность водителей / И. Р. Русаков. – Новосибирск : Норматика, 2013.
3. Якупов, А. Безопасность на улицах и дорогах / А. Якупов, В. Мошкин, О. Измайлова // Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». – 2006. – № 1.
4. Якупов, А. М. Что должен знать пассажир / А. М. Якупов // ОБЖ. – 2003. – № 8–9.
Для педагога:
1. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. – М. : Просвещение, 2011.
2. Алексеев, Ю. Г. Люди и автомобили / Ю. Г. Алексеев. – М., 1990.
3. Бубнов, В. Г. Как оказать помощь при автодорожном происшествии / В. Г. Бубнов, Н. В. Бубнова. – М. : ГАЛО Бубнов, 2010.
4. Гоманчук, А. И. ПМП при травмах и несчастных случаях / А. И. Гоманчук. – Волгоград, 2000.
5. Гордиенко, М. П. От повозки до автомобиля / М. П. Гордиенко, Л. М. Смирнов. – Алма-Ата, 1990.
6. Емельянчик, В. К. Ваши шансы избежать беды / В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова.– СПб. : КАРО, 2002.
7. Исаев, А. С. От самобеглой коляски до ЗИЛ-111 / А. С. Исаев. – М., 1961.
8. Кузнецов, М. И. Личная безопасность школьника / М. И. Кузнецов, В. И. Латчук, Б. И. Мишин. – М. : НЦ Энас, 2001.
9. Куприн, Е., Рубец, А. Российскому автомобильному транспорту – 100 лет / Е. Куприн, А. Рубец // Автомобильный транспорт. – 1996. – № 10.
10. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–8 классы : школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г. П. Попова. – Волгоград : Учитель, 2006.
11. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс : элективный курс «Мы и дорога» / авт.-сост. О. В. Пахнутова. – Волгоград : Учитель, 2008.
12. Тошева, Л. Безопасность на дорогах. Дорожные знаки и дорожная разметка / Л. Тошева // Основы безопасности жизни. – 2004. – № 10.
13. Цвилюк, Г. Е. Азы личной безопасности / Г. Е. Цвилюк. – М. : Просвещение, 1997.
14. Эгель, С. Словарь дорожных знаков / С. Эгель. – М. : ЭКСМО, 2003.
15. Яковлев, Н. А. Развитие отечественной автомобильной техники. Ч. 1 / Н. А. Яковлев. – М., 1955.
16. Якупов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах : иллюстрированный материал к урокам / А. М. Якупов. – Тула : Тульский полиграфист, 2000.
17. Якупов, А. М. Сборник задач по основам безопасности дорожного движения. 4–9 кл. / А. М. Якупов [и др.]. – Тула : Тульский полиграфист, 2000.
История появления ПДД
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления обучающихся с историей появления ПДД, славной историей ГИБДД; способствовать воспитанию ответственного отношения к соблюдению ПДД.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление об истории появления ПДД.
Личностные: проявляют готовность и способность к самостоятельной творческой и активной познавательной деятельности (образовательной, проектной, исследовательской, коммуникативной и др.), к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: умеют самостоятельно определять цели и составлять план изучения материала, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществляют и корректируют учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом предварительного планирования; используют различные ресурсы для достижения этих целей.
Познавательные: проявляют готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников; владеют навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем.
Коммуникативные: умеют продуктивно общаться и взаимодействовать с участниками совместной деятельности (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), учитывают позиции другого, эффективно разрешают конфликты.
Лекция «История появления ПДД».
История правил дорожного движения уходит в глубь веков. Как только человек сел на лошадь, а потом – с изобретением колеса – в повозку, сразу стало ясно, что нужно упорядочить дорожное движение. Конечно, тогдашние скорости и количество транспорта несравнимы с нынешними, но нужно помнить, что дороги и улицы были тогда гораздо более узкими, извилистыми и ухабистыми. Во всяком случае, древнейшие распоряжения властей на этот счет до нас дошли.
Самые первые правила дорожного движения были введены еще указом Юлия Цезаря в Древнем Риме. При всем своем несовершенстве они включали в себя ряд положений, которые позволили обуздать транспортное половодье в Риме. Некоторые из них сохранили актуальность до наших дней. Эти правила вводили улицы с односторонним движением, запрещали ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять свое транспортное средство за городской чертой и двигаться дальше пешком или в «такси» – наемном паланкине.
С появлением гужевого транспорта необходимость упорядочения движения возросла еще больше. Между крупными городами возникло регулярное сообщение по так называемым почтовым трактам. Во времена царствования Ивана III были разработаны правила пользования этими почтовыми трактами, что позволяло ямщикам довольно быстро преодолевать большие расстояния.
Петр I в 1683 г. издал указ: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учали ездить в санях на возжах с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях на возжах не ездить».
С созданием в Санкт-Петербурге в 1718 г. полицейских органов контроль за соблюдением установленных правил дорожного движения был возложен на них.
Следует заметить, что государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение.
Так, Анна Иоанновна 9 января 1730 г. приказала обнародовать указ, по которому предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, смирно». Ослушников же «бить кнутом и ссылать на каторгу».
Особенно доставалось от законников прекрасному полу. Вот какой курьез произошел во времена правления «короля-солнца» Людовика XIV во Франции. В те времена многие знатные дамы любили управлять конными экипажами. И если это была молодая и красивая женщина, тут же сбегались ее поклонники, что, естественно, не способствовало нормальному движению на узких улицах Парижа. Эта информация дошла до короля. Он приказал одному из министров деликатно и быстро разрешить проблему. Министр Аргенон не решился издать строгий указ и тем самым восстановить против себя парижских красавиц. Он прекрасно знал, что многие из них имеют влияние при дворе и что лучше не портить с ними отношения. Много времени ушло на размышления, прежде чем министру пришла спасительная мысль: издать «Запрет на управление средствами перевозки для всех уважаемых дам до 30 лет».
После этого указа управлять конными экипажами могли только самые смелые женщины – ну кто мог позволить себе признать свой истинный возраст!
Общие положения Правил дорожного движения
Тема: Общие положения
Правил дорожного движения
Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления обучающихся с общими положениями ПДД, обязанностями водителей, пешеходов, пассажиров.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятиях: автомагистраль, автопоезд, велосипед, водитель, вынужденная остановка, главная дорога, грунтовая дорога, дорога, дорожное движение, ДТП, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, населенный пункт, недостаточная видимость, обгон, обочина, опасность для движения, опасный груз, организованная перевозка группы детей, организованная транспортная колонна, организованная пешая колонна, остановка, пассажир, перекресток, перестроение, пешеход, пешеходный переход, полоса движения, преимущество (приоритет), прилегающая территория, прицеп, проезжая часть, разделительная полоса, разрешенная максимальная масса, регулировщик, стоянка, темное время суток, транспортное средство, тротуар, уступить дорогу, участник дорожного движения; знают: общие обязанности водителей; обязанности пешеходов; обязанности пассажиров; умеют: соблюдать ПДД в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда); переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также переходить проезжую часть дороги; передвигаться в группе, в колонне; дисциплинированно вести себя в общественном транспорте; ориентироваться в дорожной обстановке; самостоятельно определять опасные и безопасные участки дороги.
Личностные: овладевают навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; проявляют себя как сознательные, активные и ответственные участники дорожного движения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные: осуществляют самостоятельный поиск, анализ и отбор информации в области безопасности дорожного движения с использованием различных источников и новых информационных технологий; владеют умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализируют причины возникновения опасных ситуаций; обобщают и сравнивают последствия опасных ситуаций; выявляют причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
Коммуникативные: владеют языковыми средствами: ясно, логично и точно излагают свою точку зрения, используют языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представляют результаты исследования, включая составление текста и презентацию материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвуют в дискуссии.
Лекция «Правила дорожного движения РФ (извлечение)».
1. Общие положения.
1.1. Настоящие Правила дорожного движения* устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
Автомагистраль – дорога, обозначенная знаком 5.1** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Автопоезд – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два или более колеса и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Вынужденная остановка – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Главная дорога – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 – 2.3.7 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетоном, каменными материалами и т. п.) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Дорожно-транспортные происшествия
Тема: Дорожно-транспортные происшествия
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления обучающихся с видами ДТП, причинами ДТП; способствовать развитию умения осуществлять анализ детского дорожно-транспортного травматизма.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятиях: происшествие, дорожно-транспортное происшествие; знают: виды дорожно-транспортных происшествий и их причины; умеют: соблюдать ПДД в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда); переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги; передвигаться в группе, в колонне; дисциплинированно вести себя в общественном транспорте; ориентироваться в дорожной обстановке; определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.
Личностные: обладают потребностью соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполняют правила безопасности жизнедеятельности; проявляют ответственное отношение к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: используют различные ресурсы для достижения целей; выбирают успешные стратегии в трудных ситуациях; овладевают навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Познавательные: воспринимают и перерабатывают информацию, генерируют идеи, моделируют индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из иллюстраций.
Коммуникативные: умеют выражать свои мысли и проявляют способность слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; умеют взаимодействовать с окружающими, выполняют различные социальные роли во время ДТП и при оказании помощи пострадавшим.
Содержание урока
Беседа «Что такое дорожно-транспортное происшествие. Виды и причины ДТП».
– Как по-вашему, что такое ДТП? (Ответы обучающихся.)
«Происшествие – событие, нарушившее обычный ход вещей» – такое объяснение дает толковый словарь русского языка.
«Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения» – так сказано в Правилах дорожного движения.
– Какие виды ДТП вы знаете? (Ответы обучающихся.)
ВИДЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ
ПРОИСШЕСТВИЙ
Все дорожно-транспортные происшествия (ДТП) подразделяются на 9 видов:
1) столкновение – 16–17 %;
2) опрокидывание – 1–2 %;
3) наезд на стоящее транспортное средство – 2–3 %;
4) наезд на препятствие – 2–3 %;
5) наезд на пешехода – 72–73 %;
6) наезд на велосипедиста – 1–2 %;
7) наезд на гужевой транспорт – менее 0,01 %;
8) наезд на животное – 1–2 %;
9) прочие происшествия – происшествия, не относящиеся к перечисленным видам, – 1–2 %.
К прочим транспортным происшествиям относятся:
– сход трамвая с рельсов (без столкновения и опрокидывания);
– падение перевозимого груза, в том числе на человека;
– падение человека с движущегося транспортного средства или в салоне транспортного средства и др.
Из всех видов ДТП чаще всего, как мы видим, случаются наезды на пешеходов. Пешеходы и являются обычно причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия и др.) также могут происходить (и происходят) в результате действий пешеходов-нарушителей. Виновниками нарушений ПДД также в большинстве случаев являются пешеходы. По статистике среди нарушителей – 60 % пешеходов и 40 % водителей.
– Каковы же причины ДТП? (Ответы обучающихся.)
Причины дорожно-транспортных происшествий
К большому сожалению, очень часто школьники не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение является причиной ДТП. Сюда можно отнести:
– неумение прогнозировать дорожную обстановку (неумение предвидеть опасность);
Разметка проезжей части
Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления с разметкой проезжей части, местами перехода проезжей части, перекрестками и их видами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятиях: горизонтальная разметка, вертикальная разметка, перекресток и его виды; знают: характеристику дорожной разметки; места перехода проезжей части; места остановок маршрутных транспортных средств; умеют: соблюдать ПДД в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда); переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также переходить проезжую часть дороги; ориентироваться в дорожной обстановке; самостоятельно определять опасные и безопасные участки дороги.
Личностные: определяют границы собственного знания и незнания; мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с принятыми правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание, готовность прийти на помощь.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выбирают средства реализации поставленных целей, оценивают результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; умеют самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Правил дорожного движения; проявляют способность и готовность к самостоятельному применению разнообразных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; структурируют знания.
Коммуникативные: проявляют толерантное сознание и поведение, готовность и способность вести диалог с одноклассниками и другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; работают в группах, проявляют инициативу и самостоятельность.
Содержание урока
I. Лекция «Дорожная разметка и ее характеристики».
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения; может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета; временная – оранжевый цвет.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом