Уроки труда в начальной школе. 1-2 классы
Код | 101а |
Авторы-составители | Николкина Т. А., Гулуева Т. С. |
Издательство | Учитель, 2007 |
Серия | В помощь преподавателю начальной школы |
ISBN | 978-5-7057-0907-6 |
Страниц | 287 |
Штрихкод | 9785705709076 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 215 x 12 (мм) |
Вес | 210 г |
Предлагаемые материалы помогут учителям в организации дифференцированных уроков (по уровням сложности, творческому проектированию, распределению по технологическим блокам и видам работы - с тканью, бумагой, деревом, природным материалом и т. п.), в формировании умений и навыков при изготовлении игрушек, поделок, инструментов и приспособлений, необходимых в социально-бытовой среде и наполняющих ее эстетикой труда и чувством красоты и гармонии.
Пособие предназначено учителям начальных классов, технологии общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования; может быть полезно воспитателям старшего дошкольного возраста, а также родителям для занятий с детьми в домашних условиях.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
В современных образовательных программах по технологии взят курс на повышение воспитательной и трудовой направленности содержания уроков труда, на которых закладываются основы политехнических знаний и умений, основы эстетической культуры, трудовой деятельности, представлений о дизайне.
Кроме того, обоснование такой деятельности, как художественный ручной труд младшего школьника, становится актуальным в связи с новыми задачами трудового и нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
На уроках трудового обучения в младших классах, как отмечается в программе, должен быть заложен фундамент общетрудовой подготовки. Это предполагает прежде всего воспитание у младших школьников трудолюбия, бережного экономного отношения к материалам трудовой деятельности, формирование основ трудовой культуры.
Выполнение поставленных задач осуществляется в процессе привития младшим школьникам соответствующих представлений и понятий об элементах техники, технологии обработки материалов, организации трудового процесса на производстве, а также формирования у них первоначальных умений по обработке различных материалов ручными инструментами.
Наблюдения уроков трудового обучения показывают, что важнейшие технико-технологические сведения учитель сообщает детям в форме рассказа, беседы. Закрепление же знаний, как правило, организуется с помощью вопросов, которые требуют от учащихся осмысливания теоретических представлений.
Формирование трудовых умений происходит в процессе практической работы школьников при выполнении конкретной технологической операции или трудового процесса. В этой связи, как подтверждает опыт нашей работы, необходимо введение на уроках трудового обучения методов, требующих активного участия самих учащихся в осмысливании трудовых действий, создание таких условий, при которых учащиеся могли бы включиться в деятельность по сравнению, анализу обсуждения. При этом учитель успешно мог бы организовать внимание детей, заинтересовать их, не прибегая к формальным требованиям. В качестве таких методов следует использовать игровые моменты. Их специфика придает уроку трудового обучения исключительный характер, дает возможность воспитывать у младших школьников активность, целеустремленность в выполнении трудового задания, сознательность в усвоении технико-технологических сведений.
Ручной труд является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Многие учителя отмечают, что на этих уроках дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются.
Ручной труд – конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, развлечениях, быту.
Теория и практика современного дизайна для детей и детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей. Роль декоративно-прикладного искусства в становлении некоторых традиционных видов художественного ручного труда учащихся, в их трудовом, нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании неоценима.
Эти положения составляют основу предлагаемых поурочных разработок по трудовому обучению учащихся начальных классов. Существенное значение в них имеет отбор видов труда и объектов трудовой деятельности, доступных для младших школьников.
Большое место занимают примеры конспектов уроков, где прослеживается связь ручного труда и эстетической деятельности, в основе которой лежит содержание декоративно-прикладного искусства (русские народные игрушки – дымковская, вятская, богородская; кукольные фигурки, народные промыслы по изготовлению посуды, лоскутные узоры, болгарские мартинички и др.).
Воспитание детей в традициях народного ремесла всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных вещей быта, приобщением к полезному труду, что также нашло отражение в уроках: обучение технологическим приемам изготовления салфеток, прихваток, подставок и других необходимых предметов окружающего быта.
Содержание представленных поурочных разработок по художественному ручному труду составляют:
● работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных кукол, предметов сервировки стола, сувениров);
● работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика, декоративных коллажей из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);
● работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления, сувениров; оригами);
● работа по дереву (поделка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);
● работа с пластилином (изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, «рисование» жгутиками, приемом налепа и др.);
● работа с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, декоративной тесьмы, целлофанированной проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из остатков меха).
Правильно организованный ручной труд в начальной школе, в семье дает детям учебные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться, стремление овладеть особенностями технологического мастерства, приобщает к народно-декоративному искусству, то есть подготавливает каждого ребенка к последующему этапу обучения технологии в средней и старшей школе.
Предлагаемые разработки помогут учителям начальных классов в решении следующих задач:
● обеспечить активное участие детей в доступных им формах художественного самодеятельного творчества (художественного труда, декоративно-прикладного искусства);
● научить определять и реализовывать художественные цели при создании замысла (эскиза) изделия, обучить умению планировать конечный результат своей работы;
● формировать технические навыки работы с материалами и инструментами (бумага, ткань, нитки, дерево, клей, игла и т. д.) и эстетические качества (художественный вкус, чувство красоты, гармонии, выразительности, образности, нарядности и т. д.).
В конспектах уроков показаны основные приемы работы с бумагой, картоном, природным материалом, пластилином, тканью, деревом. Широко представлены занятия аппликацией, конструированием, на которых учитель решает в комплексе художественные и образовательно-воспитательные задачи (учит детей сравнивать, анализировать, выбирать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, трудиться с интересом, обязательно заканчивать работу, убирать рабочее место).
Пособие предполагает помочь учителям решить одну из важнейших задач современной общеобразовательной школы: повышение воспитательной и трудовой направленности уроков труда, на которых закладываются основы политехнических знаний и умений, основы эстетической культуры, трудовой деятельности, представлений о дизайне. Это имеет прямое отношение к организации и проведению уроков технологии в начальной школе.
Художественный труд младшего школьника, изучение и теоретическое обоснование такой деятельности детей становится актуальным в связи с новыми задачами трудового и нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Творчески работающий учитель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового и эстетического воспитания школьников. Особая роль в этом процессе отведена учителю начальных классов. Именно он призван заложить основы трудовых навыков ребенка, его творческого потенциала, художественного развития.
Склонность к эстетическому воспитанию проявляется у детей довольно рано. Ярким тому примером служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного, красивого в поделках по образцам народных промыслов, в действующих конструкциях механизмов, моделях машин.
В начальных классах учащиеся выполняют различные виды работ: аппликации из бумаги, ткани, природных материалов, лепят поделки из пластилина, глины, изготавливают изделия из тонкой проволоки, фольги, древесины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда.
Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядным пособием, подарком детскому саду, младшим школьникам, оформлением комнаты класса и т. д.
Немаловажное значение имеет игровое начало в обучении. Из макетов различных сооружений можно построить небольшой район города, сделанный, к примеру, детьми в процессе их совместной коллективной деятельности, модели машин можно использовать при изучении Правил дорожного движения. Такой подход позволяет рассматривать игру как целенаправленный, непрерывный развивающий процесс обучения.
Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей учащихся. В процессе работы не следует ставить жесткие требования непременно следовать данному рисунку. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в нее что-то свое. Пусть ребята пофантазируют, ощутят радость познания, радость труда.
Значительное затруднение в практической работе учителей начальных классов вызывает выбор объекта. Что моделировать и конструировать?
Нас окружает очень много предметов, строений, машин. Поэтому речь должна идти не о том, что делать, а о том, как делать.
Игрушка для детей представляет большой интерес, так как через нее они познают окружающий мир. У детей воспитывается любовь к животным, природе.
Важен не столько сам объект, а методическая основа, на которой строятся занятия. Изготовление конкретной поделки является лишь средством реализации поставленных целей.
Культура зиждется на добытых человечеством знаниях, накопленном жизненном опыте, выработанных в естественно-историческом развитии умениях и навыках, на сформированных у людей способностях не только потреблять накопленное и созданное предшествующими поколениями, но создавать, творить новое.
Предлагаемые конспекты занятий как раз таки не сводятся лишь к тому, чтобы способствовать накоплению материальных и духовных ценностей, а предполагают формирование у подрастающего поколения способностей быть творцом новых ценностей – возделывать все то, что постоянно улучшает, облагораживает жизнь человека, делает ее более свободной, благополучной, счастливой, продуктивной, творческой и ответственной, то есть жизнетворческой и жизнестроительной.
Содержание
Введение. 3
Тематическое планирование для 1 класса. 8
Раздел I. Работа с бумагой и картоном
Урок 1. Изготовление по образцу плоской модели светофора 10
Урок 2. Конструирование из бумаги. Праздничная открытка 14
Урок 3. Составление из геометрических фигур композиции «Снеговик» по образцу 20
Урок 4. Изготовление елочных украшений. Фонарик 23
Уроки 5–6. Работа с бумагой и картоном. Изготовление кубика 28
Уроки 7–8. Техническое моделирование летающих игрушек. Бумажная модель планера 33
Уроки 9–10. Конструирование из бумаги. Кашпо из папье-маше 37
Урок 11. Изготовление открытой коробки из тонкого картона 39
Урок 12. Работа с бумагой и картоном. Книжка-сувенир «Домик» 42
Раздел II. Работа с природным материалом 45
Урок 13. Работа с природным материалом. Композиция «Букет» 45
Урок 14. Работа с глиной. Лепка с натуры матрешки 50
Урок 15. Аппликация из соломки «Грибы» 54
Урок 16. Экскурсия в парк. Сбор и сортировка природного материала 57
Урок 17. Работа с природным материалом по образцу. Изготовление зверей 59
Урок 18. Работа с природным материалом по образцу. Изготовление птиц 62
Раздел III. Работа с конструктором «юный техник» 65
Урок 19. Техническое моделирование. Модель весов 65
Раздел IV. Работа с разными материалами 67
Урок 20. Папка-игольник 67
Раздел V. работа с металлом 70
Урок 21. Изготовление малой чеканки-сувенира 70
Раздел VI. сельскохозяйственный труд 73
Урок 22. Весенний уход за многолетними растениями в школьном цветнике 73
Урок 23. Осенняя обработка почвы 76
Урок 24. Черенкование комнатных растений 83
Раздел VII. работа с тканью, нитками 85
Урок 25. Работа с тканью. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Завязывание узелка 85
Урок 26. Работа с нитками. Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков ниток 88
Уроки 27–28. Работа с тканью. Нарукавная повязка с завязками 91
Уроки 29–30. Подушечка-прихватка 94
Уроки 31–32. Работа с тканью. Изготовление игольницы «Клубничка» 97
Уроки 33–34. Конструирование из ткани. Мешочек с завязками 100
Тематическое планирование для 2 класса. 104
Раздел I. Работа с бумагой 106
Урок 1. Аппликация «Воспоминание о лете» 106
Урок 2. Игрушки из бумаги 112
Урок 3. Поздравительная открытка 116
Урок 4. Аппликация ко Дню космонавтики 120
Урок 5. Работа с бумагой. Елочка 124
Урок 6. Игры-сказки с фигурками оригами 128
Урок 7. Мастерская Деда Мороза 136
Уроки 8–9. Изготовление масок, костюмов, гирлянд и игрушек для новогоднего праздника 144
Урок 10. Бумага в воздухе. Вертолетики 162
Урок 11. Работа с бумагой. Самолеты 168
Урок 12. Телепередача «Умелые руки» 173
Раздел II. Работа с природными материалами 177
Урок 13. Сувенир из природных материалов 177
Урок 14. Работа с картоном и природными материалами. Сувенир «Подсвечник» 185
Урок 15. Работа с природными материалами. Игрушки. Сувениры 187
Урок 16. Аппликация из сухих листьев 193
Раздел III. Работа с пластилином 195
Урок 17. Лепка посуды из жгутиков 195
Урок 18. Рисунки из пластилина 198
Урок 19. Сюжетные скульптуры 200
Урок 20. Игрушки из пластилина 204
Раздел IV. Работа с тканью 209
Урок 21. Салфетка 209
Урок 22. Салфетка для завтрака 212
Урок 23. Изготовление декоративной игольницы 217
Урок 24. Работа с нитками и бумагой. Гномик 221
Урок 25. Работа с текстильным материалом. Мартинички 224
Урок 26. Куклы на палец 227
Урок 27. Игрушки из помпонов 229
Урок 28. Коллаж из лоскутков 230
Раздел V. Работа с различными материалами 232
Урок 29. Работа с полуфабрикатами. Фигурки из спичечных коробков 232
Урок 30. Узоры из песка 234
Урок 31. Аппликация на свободную тему 236
Раздел VI. Работа по дереву 240
Урок 32. Основные приемы работы по дереву 240
Урок 33. Военный корабль 250
Урок 34. Самолет 254
Урок 35. Лесная сказка (экскурсия в лес или рощу) 260
Урок 36. Праздник труда 269
Приложения 277
Литература 283
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом