- Логические тетради для взрослых New
- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Методические пособия (Преподавателям)
- Логические тетради для взрослых
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Новый год!
- Администрации
- Психологам и логопедам
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- Средняя школа
- Предметы
Сочинения в газетных жанрах
- Отзывы
- В избранное
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 94а |
Авторы-составители | Гринина-Земскова А. М. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь преподавателю |
ISBN | 5-7057-0284-1, 978-5-7057-5882-1 |
Страниц | 147 |
Штрихкод | 9785705702848, 9785705758821 |
Размеры (Ш x В) | 140 x 195 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 102 г |
Адресовано учителям-словесникам 5-9 классов общеобразовательных организаций, обучающимся, студентам педагогических вузов.
Подробное описание
Посвящается светлой памяти Е. И. Гринина,
яркого человека, педагога, журналиста
ОТ РЕДАКЦИИ
Для учителя-практика по-прежнему пишется очень мало. Вернее, сегодня пишется еще меньше, чем раньше. В условиях, когда у школы, всегда бывшей в государстве на положении бедной родственницы, резко возросло число проблем, о методике забывают все больше. Но ведь детей необходимо учить! Наше издательство будет выпускать отдельные пособия, предназначенные для учителей. Они должны избегать чрезмерного теоретизирования и быть прямым руководством к действию. Поэтому мы для начала решили переиздать работы известного методиста А. М. Грининой-Земсковой. Главное, что выгодно их отличало и продолжает отличать от других, – это подход от практики, от нужд учителя. Поэтому-то, хотя работы эти написаны давно, они, на удивление, современны и способны многое дать учителю. С согласия автора мы убрали из них то, что уже отжило свой век по политическим причинам или в связи с изменением программы. Мы также провели сверку их с требованиями современной программы. Сохранены авторский текст, язык и стиль, потому что менять существенно что-либо нельзя, чтобы не уменьшить достоинств работ.
ВВЕДЕНИЕ
Пособие должно помочь учителю-словеснику в работе по развитию письменной речи школьников. Одна из важных сторон этой работы – обучение сочинениям в газетных жанрах.
Программа предлагает ознакомить учащихся 5–9 классов с целым рядом газетных жанров*:
5 класс – заметка в газету информационного характера;
6 класс – заметка в стенгазету на тему дискуссионного характера;
7 класс – заметка с выводами и предложениями;
8 класс – отзыв о кинофильме, спектакле, картине, скульптуре и музыкальном произведении, о радио- и телепередачах;
9 класс – отзыв о двух или нескольких произведениях современной литературы на одну и ту же или близкую тему.
Вся эта работа как нельзя лучше помогает решать одну из важнейших задач обучения русскому языку в школе – подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью.
Действительно, печать, средства массовой информации требуют участия рабочих и специалистов всех без исключения профилей. Значит, какую бы профессию ни избрал наш выпускник, ему необходимо умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания и т. д. Конечно, наша общеобразовательная школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые практические навыки, то не только в ученические годы, но и в будущем, в самостоятельной жизни, он сможет не раз взяться за перо внештатного корреспондента в интересах дела, общества, государства.
На школьное сочинение издавна заметно влияет публицистика, то есть общественно-политическая литература на современные, злободневные темы. Прослеживая путь становления и развития сочинения в русской школе с середины прошлого века до наших дней, можно убедиться в закономерном нарастании воздействия публицистики на жанры и стиль школьного сочинения.
В современных же условиях вообще чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Во всех областных центрах работают комитеты по радио и телевидению.
В школе освоение газетных жанров происходит, как правило, стихийно, интуитивно, чисто подражательно, ибо ни строгой научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни практических навыков учащиеся пока в школе не получают.
Привить учащимся потребность в публицистических выступлениях (устных и письменных) и дать необходимые навыки в этом увлекательном и нужном деле – одна из актуальных задач современной школы, учителя русского языка и литературы.
Публицистические сочинения, или сочинения в газетных жанрах, относятся к тем самым сочинениям по личным наблюдениям и впечатлениям (на материале окружающей действительности), которые наша методика разрабатывает.
Но беда в том, что в школе они в большинстве случаев преподносятся безжанрово. Между тем, как показывает практика, литературное мастерство школьника в сочинениях по личным наблюдениям проявляется наиболее зрело и глубоко, если он умеет не только изложить содержание, но и разработать тему в нужном жанре. Иначе говоря, ученик, как и любой автор, должен научиться в творческой работе владеть содержанием и формой в их диалектическом единстве.
Сочинения в газетных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современной школы. Начатая на уроке работа находит естественное продолжение уже в новых формах, не менее интересных для школьников, во внеурочное время (издательская работа – в форме выпуска стенгазет, рукописных журналов, альбомов, стендов, альманахов, учебных пособий по журналистике для школьной библиотеки). Таким образом, сочинения в газетных жанрах проводятся не только с целью знакомства с новым материалом, но и с целью развития творческих способностей учащихся, с целью совершенствования навыков устной и письменной речи.
Прекрасно, если учитель сумеет увлечь учеников удивительной возможностью выражать свое «я», свое мироощущение на бумаге. Тогда сочинения, которые кажутся многим школьникам надоедливой, а порой просто мучительной обязанностью, – эти самые сочинения превращаются в радостный труд, в полноценный способ самовыражения. Газетные жанры глубоко затрагивают интересы школьников и приобщают их к жизни страны. Здесь процессы обучения и воспитания наглядно сливаются воедино.
Особое внимание в пособии обращается на вопросы взаимосвязи жанра и стиля публицистического сочинения.
Первая глава книги знакомит учителя с общими теоретическими вопросами методики сочинения. Каждая из следующих пяти глав содержит описание работы над сочинением в газетных жанрах с 5 по 9 класс в определенной последовательности. Сначала учителем сообщаются теоретические и практические сведения о газетных жанрах, они даются в несколько большем объеме, чем понадобится учащимся. Затем излагается методика обучения сочинениям в данном жанре (работа на уроке, редакторская правка учителя, упражнения по закреплению навыков и развитию творческих способностей учащихся).
Разумеется, желателен творческий подход к рекомендациям пособия. И если каждый учитель в меру своих знаний и мастерства научит каждого ученика писать сочинения в газетных жанрах, то наша школа значительно лучше выполнит свой долг перед обществом, свою задачу подготовки учащихся к практической жизни.
* Термины «публицистические сочинения» и «сочинения в газетных жанрах», которые употребляются в пособии, синонимичны.
Содержание
Введение 3
Глава первая. Общие теоретические вопросы методики школьного сочинения при обучении газетным жанрам 6
Глава вторая. 5 класс. Заметка в газету информационного характера 27
Глава третья. 6 класс. Заметка в стенгазету на тему дискуссионного характера 61
Глава четвертая. 7 класс. Заметка с выводами и предложениями 77
Глава пятая. 8 класс. Отзыв о кинофильме, спектакле, картине и др. 96
Глава шестая. 9 класс. Отзыв о двух или нескольких произведениях современной литературы на одну и ту же или близкую тему 113
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
- Преподавателям
- Средняя школа
- Предметы
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом