- Логические тетради для взрослых New
- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Студентам
- Логические тетради для взрослых
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Новый год!
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- УчМаг
-
Акции!
- Логические тетради для взрослых
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Новый год!
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
Философия, социология и теория истории. Пособие для студентов
- Отзывы
- В избранное
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 92 |
Авторы | Гринин Л. Е. |
Издательство | Учитель, 2003 |
Серия | Для студентов и преподавателей |
ISBN | 5-7057-0051-2 |
Страниц | 352 |
Штрихкод | 9785705700516 |
Размеры (Ш x В x Т) | 145 x 200 x 15 (мм) |
Вес | 263 г |
Подробное описание
Родителям своим посвящаю…
ПРЕДИСЛОВИЕ
Это пособие создавалось в то время, когда я был еще «ученым-в-себе», поскольку по не зависящим от меня причинам не мог публиковаться и никому не был известен. За время, прошедшее с момента выхода в свет первого издания этой книги, в моей научной биографии произошли большие изменения. Данный труд прочитало много специалистов, и можно сказать, что мои идеи оказались востребованными. Кроме того, я защитил сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертации и, так сказать, официально вошел в научное сообщество. Но главное, я начал издавать специальный журнал по философии и теории истории – «Философия и общество». Подобного издания весьма не хватало, и потому в нем стали сотрудничать наши известные теоретики. Таким образом, я получил трибуну, через которую могу знакомить обществоведов со своими изысканиями.
Вероятно, с сегодняшних позиций «Введение», в котором уделено большое место рассказу о моем достаточно необычном и трудном жизненном пути, я написал бы по-иному. Но все внимательно перечитав, я решил, что правильнее будет оставить его без серьезных изменений. Я и сегодня уверен, что чем больше знает читатель об авторе, тем лучше поймет его мысли. Поэтому тот, кто захочет, пусть прочтет, почему и как я пришел к изложенным в этой книге выводам, почувствует, что они не просто плод академических размышлений, но буквально выстраданы.
Во втором и третьем изданиях, помимо стилистических правок, я также сделал кое-какие вставки и изменения, поскольку за это время и мои собственные представления претерпели существенные коррективы. С другой стороны, я несколько облегчил текст. Это можно было сделать еще и потому, что теперь мне проще разделить учебные и научные задачи. Ведь большинство проблем, излагаемых здесь, более глубоко и основательно исследуются в моей книге «Формации и цивилизации», которая публикуется в журнале «Философия и общество»1. Поэтому всех, кто хотел бы увидеть более обстоятельный анализ тех или иных вопросов, я отсылаю к этой работе.
1 См. журналы за 1997–2002 гг. и все последующие. См. также мою книгу: Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. М.: Теис, 2000.
Содержание
Предисловие 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ 13
§ 1. Философия и история 13
§ 2. Социология и социология истории 19
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ
Глава 2. О ЗАКОНАХ ИСТОРИИ 24
§ 1. Вопрос из категории «вечных» 24
§ 2. Поиски решения проблемы 26
§ 3. Понятие общественного закона 30
§ 4. Некоторые основания общественных законов 39
§ 5. Об уровне законов 43
§ 6. Характер законов. Закономерность и случайность 46
§ 7. Типы законов 52
§ 8. Краткие итоги 53
Глава 3. О ДВИЖУЩИХ СИЛАХ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ 55
§ 1. Подходы к проблеме 55
§ 2. Понятие движущих сил истории, их классификация и характеристика 57
§ 3. Историческая эволюция и внутреннее развитие 63
§ 4. Шаги истории. Обзор исторического развития 68
§ 5. О роли личности в истории 75
§ 6. Краткие итоги 86
Глава 4. НАПРАВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО КРИТЕРИЙ 87
§ 1. Введение в проблему. Сложности и противоречия теории прогресса-регресса 87
§ 2. Понятие прогресса. Его законы и типы 92
§ 3. Критерий прогресса 96
§ 4. Производительные силы и прогресс в отдельных обществах 101
§ 5. Несколько замечаний о прогрессе сегодня 104
§ 6. Краткие итоги 106
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА (социология истории)
От автора 108
Глава 5. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ И СПОСОБАХ ЕГО АНАЛИЗА 110
§ 1. Понятие общества 110
§ 2. Некоторые подходы к анализу структуры общества 111
§ 3. Другие способы анализа структуры общества: сферы общественной жизни; базис и надстройка; общественное бытие и общественное сознание 116
Глава 6. ПРИРОДНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ОСНОВА ОБЩЕСТВА 122
§ 1. Понятие географической среды 122
§ 2. Географическая среда и производительные силы 126
§ 3. Понятие производительных сил 130
§ 4. Структура производительных сил и взаимодействие структурных элементов 134
§ 5. Производственная организация общества 138
Глава 7. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РОЛЬ 144
§ 1. Введение в проблему 144
§ 2. Понятие распределительных отношений 148
§ 3. Распределительные отношения как система. Их главные виды 153
Глава 8. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ОБЩЕСТВА 160
§ 1. Общество и государство. Государство как центр общественной системы 160
§ 2. Соотношение политической и других подсистем общества 167
§ 3. Основы общественного неравенства и социальное деление общества 171
§ 4. Этнический момент в политической и социальной организации общества 178
§ 5. Классы и другие социальные единицы. Их взаимоотношения и соотношения 181
Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ 188
§ 1. Краткая характеристика общественных отношений 188
§ 2. Взгляд на общественное сознание и общественное бытие 192
§ 3. Структура и формы общественного сознания 199
Краткие итоги второй части 205
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
От автора 208
Глава 10. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 209
§ 1. Введение в проблему. Необходимость особых категорий 209
§ 2. Производительные силы и принцип производства 211
§ 3. Распределительные отношения и тип отчуждения благ и личности 215
§ 4. Способ производства и отчуждения, формация исторического процесса и другие категории 217
Глава 11. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 219
§ 1. О разных подходах к периодизации истории. Формации и цивилизации 219
§ 2. Некоторые замечания о смене способов производства 223
§ 3. Понятие производственной революции. Ее теоретическая модель 228
§ 4. Краткая характеристика формаций и некоторые замечания об их смене 237
Глава 12. ПЕРВАЯ ФОРМАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 244
§ 1. От доистории к истории 244
§ 2. Географическая среда и производительные силы 246
§ 3. Основное противоречие 251
§ 4. Общественные отношения и организация общества 255
§ 5. Общественное сознание 260
Глава 13. ВТОРАЯ ФОРМАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 265
§ 1. Преодоление противоречия прежней эпохи. Переходные общества 265
§ 2. Развитие и упадок родового строя. Догосударственные политические формы 270
§ 3. Образование государства 275
§ 4. Производительные силы и географическая среда. Основное противоречие 278
§ 5. Общественные отношения и устройство обществ 281
§ 6. Общественное сознание 285
Глава 14. ТРЕТЬЯ ФОРМАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 288
§ 1. Запад и Восток. Переход к новому способу производства и преодоление противоречия прежней эпохи 288
§ 2. Производительные силы. Географический фактор и колониализм 294
§ 3. Основное противоречие. Социализм 298
§ 4. Общественные отношения и устройство обществ. Общественное сознание 301
Глава 15. ЧЕТВЕРТАЯ ФОРМАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: В НАЧАЛЕ ПУТИ 306
§ 1. Кризисы первой половины XX века и частичное разрешение противоречия прежней эпохи. Производительные силы и экологический кризис 306
§ 2. Глобальные проблемы человечества 311
§ 3. Сегодня и завтра: основное противоречие современной эпохи 314
§ 4. Общественные отношения и общественное сознание: национальное и общечеловеческое 319
Краткие выводы третьей части 323
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. О МЕТОДАХ И ПРИНЦИПАХ ЭТОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 325
Приложения 328
Литература 347
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Для партнеров
с учмагом