Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения
Код | 90ш |
Авторы-составители | Бобкова Н. Н. и др. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | В помощь преподавателю начальной школы |
ISBN | 978-5-91651-109-3, 978-5-7057-3535-8, 978-5-7057-5241-6 |
Страниц | 316 |
УДК | 372.22 |
Штрихкод | 9785916511093, 9785705735358, 9785705752416 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 14 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 225 г |
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных организаций для использования в учебных целях; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений, может быть полезно родителям.
Подробное описание
Введение
Практическими методами обучения русскому языку являются изложения и сочинения.
Практическими эти методы называются потому, что не требуют от ученика постоянного специального обращения к лингвистическим понятиям и терминологии. Речевая работа ученика 1–4 классов при написании изложения и сочинения – это естественное продолжение той работы, которую он выполнял еще дошкольником, пересказывая матери или сверстникам прочитанную ему сказку, делясь своими переживаниями по поводу содержания этой сказки или впечатлениями о случае, происшедшем с ним самим. Изложение и сочинение – высокоэффективные методы развития речи.
Эффективность этих методов объясняется тем, что они не нарушают закономерностей естественного процесса усвоения языка, а, напротив, организуют этот процесс, делая его более интенсивным.
Одна из закономерностей овладения родной речью состоит в том, что ребенок усваивает нормы употребления элементов языка в процессе подражания образцовой речи: он запоминает речевую норму непроизвольно, неосознанно. Эта закономерность определяется той особенностью языка, что он выполняет свою функцию общения (и другие функции) как речь, то есть как традиционно сложившаяся норма употребления элементов языка1.
О человеке, который помнит, как принято употреблять элементы языка в речи, и безошибочно следует традиционно принятому (норме) в своей речи, говорят, что у него есть чувство языка, или языковое чутье. Следовательно, чувство языка – это неосознанная интуитивная способность помнить норму речи. Чтобы говорить безукоризненно, человек должен обладать чувством языка в орфоэпическом и интонационном отношении, в области грамматики, лексики и стилистики; при усвоении норм речевой организации связного текста надо «почувствовать», как в каждом конкретном случае используются лексические или грамматические средства связи между предложениями в данном тексте.
Чувство языка у ребенка начинает развиваться с момента его рождения: в раннем детстве он подражает речи родителей, в дошкольном возрасте образцом для подражания становится еще и речь воспитателя детского сада, авторов книг, которые ему читают, а в школе – речь учителя, составителей учебников и книг, которые он сам читает.
К 14–15-му году жизни у всех людей (без исключения) формируется «своя речь», индивидуальный стиль2. Однако известно, что «своя речь» у выпускников школы оказывается разного качества – она может быть хорошей, а может быть и плохой. Хорошей – богатой, правильной и красивой – речь бывает у тех, кто до школы и в младших классах школы воспитывался на хороших образцах речи, кого тренировали в подражании образцовой речи.
Тренировки в подражании образцам учитель организует, руководствуясь методическим принципом развития чувства языка.
Принцип развития чувства языка реализуется целесообразным подбором учебного языкового материала (образцов речи, содержащих языковые факты, которые ученик должен запомнить) и практическими методами обучения.
Правильный подбор дидактического материала – образцов речи – оказывает решающее влияние на результат развития речи, на формирование индивидуального стиля учащегося. Дидактическим материалом для школьных упражнений в изложении должны быть прежде всего тексты художественных произведений, изучаемых в курсе литературного чтения.
Методы изложения и сочинения – это практические методы; однако учащиеся все же должны усвоить необходимое количество терминов, таких как связная речь, тема, диалог, монолог, повествование, описание, рассуждение, композиция, план, тезисы, конспект, и связанных с ними понятий, относящихся к характеристике смысловой и речевой (формальной) сторон текста; иначе процесс обучения нельзя оптимизировать.
Приводим определение (разъяснение) этих понятий.
Связной речью называют высказывание (текст), состоящее из ряда предложений, объединенных общим содержанием (темой).
Тема – это предмет данного высказывания: то жизненное явление, которое отображается в речи (отступление от темы высказывания делает текст бессвязным).
В зависимости от того, сколько лиц участвует в развитии данной темы, различают высказывания диалогические и монологические.
Диалог состоит из предложений, представляющих собой реплики. Реплика, речевая позиция – это часть диалога, побуждающая собеседника к ответной реакции – согласию, несогласию, уточнению и т. д. Диалогическое единство состоит из двух и более реплик, тесно связанных между собой, т. е. из одного или нескольких предложений. Ответные реплики содержат ответ на вопрос, заключенный в начальной конструкции. Это могут быть реплики: ответы на вопросы, ответы на побуждения, ответы на пожелания двух и более говорящих между собою лиц.
Монолог состоит из предложений, представляющих собой сообщение на определенную тему одного лица.
Монологические высказывания-сообщения бывают трех типов: повествование, описание, рассуждение.
Основанием для такого деления является смысл, логическое отношение между предложениями, составляющими данный монологический текст.
Логические (смысловые) отношения между предложениями в монологическом тексте могут быть:
1) временными, причем во времени изображаемые в них явления могут происходить последовательно одно за другим или одновременно;
2) причинно-следственными.
Монологическое высказывание, в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности (перечисляются происходящие одно за другим действия, события), называется повествованием.
Монологическое высказывание, в котором предложения находятся в отношениях одновременности (перечисляются существующие в одно и то же время предметы, признаки, действия, состояния), называется описанием.
Среди описаний различают (по теме): изображение вещей, животных, портрет, интерьер, пейзаж, изображение внутренних переживаний человека, изображение событий.
Описание предполагает одновременность изображаемых действий, а повествование – последовательность этих действий (сначала, затем, далее, наконец и т. д.).
Монологическое высказывание, в котором предложения находятся в отношениях причины и следствия (или обоснования, пояснения мысли, высказанной в другом предложении), называется рассуждением.
Работа над планом, тезисами, конспектом связана с анализом темы.
Составить тематический план – значит вычленить в теме ее части – «микротемы». Формулировка пунктов плана – это и есть называние микротем.
Составить тезисы – значит предельно кратко изложить содержание каждой микротемы, названной в плане.
Составить конспект – значит перечислить тезисы, добавив к ним некоторые важные факты из содержания текста.
Как может помочь учащимся в работе над изложениями и сочинениями знание смысловых типов речи – повествования, описания, рассуждения?
Смысловые типы речи – это типы не только логической, но и речевой организации текста. Осознав, что данную микротему надо излагать в виде повествования или как рассуждение, ученик обратит внимание и на грамматические (формальные) средства выражения временных или причинно-следственных отношений между мыслями, следовательно, такое знание будет способствовать развитию, совершенствованию речевой культуры учащихся3.
Согласно программе по развитию речи во всех классах даются сочинения повествовательного характера в форме рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала. Так, сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины. Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся во 2, 3 классах. Серия из 2–5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому во 2 классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, ориентируясь на вопросы, предлагаемые учителем по содержанию текста, составляют 1–3 предложений с ответами, придерживаясь логики изложения, и озаглавливают части рассказов.
Сочинения по одной картине значительно труднее. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине.
При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности. Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой.
Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2–3 классах). В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.
Уже во 2 классе практикуется устное описание картины («Расскажи, что ты видишь на картине»). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Предлагаемое пособие раскрывает проблемы, которые встречаются в процессе написания творческих работ по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, содержит конспекты уроков, где учитель сможет найти необходимый для подготовки к урокам материал: информацию о творчестве каждого художника, вопросы к беседе по содержанию картины, занимательные факты и интересные сведения.
Для развития эмоциональной сферы детей и повышения результативности обучения в данном пособии представлены литературные произведения (стихотворения русских и советских поэтов, русские народные песни, былины, пословицы и поговорки).
В структуру уроков включены музыкальные произведения, народные игры, раскрывающие тему написания сочинения4.
1 См. об этом: Русский язык в школе. 1977. № 6. С. 75–83.
2 См.: Львов М. Р. Тенденции формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе. М., 1974.
3 См.: Федоренко Л. П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами // Русский язык в школе. 1978. № 3. С. 47–51.
4 Из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ № 103 Советского района г. Волгограда Н. В. Лободиной.
Содержание
Введение 3
М. В. Мелихова. Система работы над сочинением на уроках русского языка и литературного чтения 9
1–2 классы 34
М. Е. Прокопенко. Тема: Сочинение по серии картин 34
Тема: Составление рассказа на основе деформированного текста 39
Т. Ю. Родионова. Тема: Что за прелесть эти сказки! 41
Н. В. Лободина. Тема: Устное описание рисунка П. Т. Щербакова «На реке» 45
Тема: Устное описание картины А. А. Пластова «Летом» 51
Тема: Сочинение-описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень» 59
Тема: Сочинение по картине В. Д. Поленова «Ранний снег» 65
Тема: Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 75
Тема: Сочинение-описание по картине А. Н. Комарова «Наводнение» 86
Тема: Сочинение-описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 93
Тема: Сочинение «Весна» 106
Тема: Устное описание картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» 112
3–4 классы 120
Г. А. Цапкова. Тема: Сочинение-рассуждение по прочитанному произведению Л. Н. Толстого «Лгун» 120
Тема: Сочинение-рассказ по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» 123
Тема: Научное и художественное описание дерева. Устное сочинение по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» 132
Организация работы над сочинением-описанием и сочинением на основе личных наблюдений 148
А. П. Литвинова. Тема: Подготовка к сочинению-описанию «Моя любимая игрушка» 164
М. Е. Прокопенко. Тема: Памятник. Сочинение-описание 172
Н. Н. Гончарова. Тема: Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам на основе личных наблюдений 175
М. Е. Прокопенко. Тема: Сочинение по личным наблюдениям «Осень – рыжая хозяйка» 180
Т. А. Иванова. Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» 183
М. Е. Прокопенко. Тема: Сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима» 192
Н. В. Мелихова. Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Март» 196
Г. А. Пак. Сочинения в жанре киносценария 202
Тема: Введение. Понятие о кино и киносценарии. Киносценарий как литературный жанр 203
Тема: Сочинение-киносценарий на основе отрывка из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» 206
Сочинения в эпистолярном жанре. Особенности написания частного письма 211
М. Е. Прокопенко. Тема: Адрес 212
Тема: Адрес 215
Тема: Сочинение. Письмо другу 219
Тема: Сочинение. Письмо родным 224
С. П. Остапенко. Тема: Поздравительное письмо президенту страны 227
М. Е. Прокопенко. Тема: Деловое письмо. Написание телеграммы 235
Тема: Деловое письмо. Написание заявления 240
Тема: Деловое письмо. Написание автобиографии 243
Н. Н. Бобкова 249
1–2 классы 253
Тема: Изложение «Кот» 253
Тема: Изложение «Вечером» 256
Тема: Работа над связным текстом 259
Тема: Составление предложений из слов. Озаглавливание текста 260
Тема: Членение сплошного текста на предложения. Озаглавливание текста 263
Тема: Редактирование текста 265
Тема: Редактирование текста 267
Тема: Составление связного текста 269
Тема: Изложение текста на основе вопросов 273
Тема: Изложение текста на основе зрительного восприятия с опорой на вопросы 276
3–4 классы 278
Тема: Редактирование текста 278
Тема: Редактирование текста 280
Тема: Изложение текста повествовательного характера на основе слухового восприятия по коллективно составленному плану 283
Тема: Свободный диктант (повествование с элементами описания) 286
Тема: Свободный диктант 287
Тема: Обучающее изложение 290
Е. Б. Турко. Тема: Подробное изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка» 292
Н. Н. Гончарова. Тема: Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану 298
Т. А. Иванова. Тема: Подробное изложение текста повествовательного характера по коллективно составленному плану 303
Тема: Подробное изложение по рассказу «Берёзка» 307
Литература 311
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом