Профессионально-этические основы социальной работы. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-942 |
Авторы | Седова Н. Е. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Для студентов и преподавателей |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предлагаемый курс включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, и рассматривает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.
Цель курса - формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях социальной работы как деятельности и профессиональной морали специалистов социальной работы.
Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности.
Представленный автором учебный курс является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования.
Предназначено преподавателям и студентам педагогических вузов.
Автором предлагаемой работы является Наталья Ефимовна Седова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет", академик Международной академии наук педагогического образования, кавалер медали им. К. Д. Ушинского, почетный работник высшего профессионального образования. Имеет более 150 печатных работ.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Тема 11. Этические проблемы исследований в социальной работе
Тема 11
Этические проблемы исследований
в социальной работе
План:
1. Культурный релятивизм в социальных исследованиях.
2. Основные этические требования к условиям проведения исследования.
3. Этика экспериментального социального исследования.
4. Этический кодекс российского социолога.
5. Проблемы манипулирования массовым сознанием с помощью результатов социальных исследований.
Содержание
В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы упорядочены и формализованы.
Социальная работа этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности. В ней не существует таких ограничений, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Но все-таки необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в современном российском обществе.
Реформирование экономики в нашей стране обострило значимость моральных отношений в обществе. Стремление человека руководствоваться в своих действиях этическими нормами естественно, однако в силу различных внешних обстоятельств оно может быть полностью или частично подавлено. Поэтому готовность социальных работников выступать с высоких этических позиций, нравственное отношение к клиентам – их весомый вклад в дело морального оздоровления нашего общества.
Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых им исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию непосредственных социальных услуг клиентам или группам клиентов, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями «внешних» по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности здесь обусловлены в основном тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социального, экономического и политического неравенства, нарушениями принципа социальной справедливости. Долг социального работника – всемерно способствовать восстановлению справедливости, помогать клиенту реализовывать основные права человека, что отвечает интересам как самого клиента, так и всего общества.
Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.
Относительно происхождения морали имеются две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная трудовая деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума. Вторая точка зрения мнений состоит в том, что мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда. Эта точка зрения считается более предпочтительной, поскольку «человеческое общество предшествует любой теории; оно имеет свою природу, свои потребности, инстинкт самосохранения, свои неписаные законы и свои условия существования, от которых не может отказаться, не разрушая само себя» (Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987), даже если это не собственно общество в современном понимании, а его прообраз.
Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил в обществе себе подобных, поскольку индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми. Известно, что изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с место на место в поисках пищи. В те времена предок человека был жесток, а в обществе выживали сильнейшие. Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей. Л. Крживинский называет первобытное общество-орду – «обществом без стариков» и «обществом сильных людей» (Крживинский Л. Люди. Очерки этнической антропологии. Варшава, 1996). Происходил действующий в животном мире естественный отбор, в результате которого выживали наиболее молодые, ловкие и сильные.
Тема 12. Деонтологические вопросы социальной работы
Тема 12
Деонтологические вопросы
социальной работы
План:
1. Понятие деонтологии. Бентам как основоположник деонтологии. Деонтология как учение о долге и должном поведении.
2. Медицинская деонтология.
3. Долг и ответственность врача перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, перед клиентом и его близкими.
4. Врачебная тайна, её виды.
Содержание
Важнейшей категорией профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личной активности специалиста. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
Долг может быть:
1) социальным: патриотический, воинский, долг врача, социального работника, судьи и т. п.;
2) личным: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и т. п.
Успешно выполнять свои функции специалисты могут лишь тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям его выполнять.
Например, в профессиональной деятельности специалист не может избежать контакта с людьми, вызывающими антипатию, нежели это происходит в обыденной жизни. Решающее влияние на общение с ними будет определяться необходимостью выполнения профессиональных функций. Внутренние переживания специалиста становятся фактором самопринуждения поступать в соответствии с этическими ценностями социальной работы.
Термин «деонтология» (от греч. deonthos – нужное, должное; logos – слово, учение) был введен в научный оборот в XVIII в. английским философом-утилитаристом Иеремией Бентаном (1748–1832). Это понятие ученый использовал для обозначения морали в целом. В процессе исторического развития общества понятие приобрело иной смысл. Деонтологию стали понимать как раздел этики, в котором рассматривались учения о должном поведении, образе действий. Разделы о долге занимают место не только в общей этике, но и имеют значение в любой профессиональной этике.
Поэтому деонтологию можно выделить как относительно самостоятельный раздел в этике социальной работы. Деонтология социальной работы – это совокупность норм о профессиональном долге и ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и клиентами социальной службы.
Профессиональная деятельность не сводится к механическому выполнению профессиональных обязанностей. Обязанности должны стать моральным долгом, профессионал в социальной работе должен выполнять их по внутреннему убеждению. В этой связи очень важно, чтобы личность специалиста была высоконравственной, так как качества конкретной личности существенно влияют на ее готовность к должному поведению и поступкам. Для достижения социально и индивидуально значимого результата личность должна приложить усилия для преодоления собственных ситуативных интересов, что требует не только высокого морального сознания, но и волевых усилий.
Долг и совесть – личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.
Долг – это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг – это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.
Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.
Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.
Свойства долга:
• осознание необходимости;
Тема 15. Профессиональный отбор специалистов социальной работы: этапы, принципы и методы
Тема 15
Профессиональный отбор специалистов
социальной работы: этапы, принципы и методы
План:
1. Цели этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника.
2. Проблемы развития и становления личности социального работника.
3. Факторы, влияющие на формирование профессионального этико-аксиологического сознания специалиста: профессиональная и социальная среда, воспитание и самовоспитание личности.
4. Роль профессиональной этико-аксиологической подготовки в становлении личности социального работника и профессионализации социальной работы, гуманизации и гармонизации общественных отношений.
5. Роль этико-аксиологической компетентности социального работника в развитии личности клиента и достижении им блага
Содержание
1. Цели этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника.
Личность социального работника имеет огромное значение в процессе профессиональной деятельности и реализации социально значимых гуманистических ценностей. От ценностной ориентированности личности, ее этических убеждений и потребностей зависит не только эффективность деятельности, осуществляемой в рамках взаимодействия с конкретным клиентом и, следовательно, его благополучие, но и благополучие общества в целом, темпы, качество и направленность социального прогресса. Однако в настоящее время профессиональная группа социальных работников по некоторым причинам недостаточно эффективно выполняет эти свои функции. Невысокий престиж и статус социальной работы, низкий уровень заработной платы специалистов приводят к тому, что профессия социального работника не пользуется большой популярностью в обществе. Это порождает определенные трудности с кадровым обеспечением социальных служб и создает условия для проникновения в социальную работу случайных людей, рассматривающих свое включение в эту деятельность как печальную необходимость, вызванную неблагоприятной социально-экономической ситуацией в обществе. При соответствующих благоприятных обстоятельствах эти люди из сферы социальной работы уйдут, но в настоящий момент они, несомненно, оказывают определенное влияние на ее содержание и результаты, и это влияние не всегда может быть расценено как позитивное.
Социальная работа является видом деятельности, предъявляющим к личностным качествам специалиста особые требования, обусловленные смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания. Личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только следовать понуждениям и велениям извне и подчиняться требованиям этических императивов, в первую очередь ценностей, но и самостоятельно осваивать смысл и содержание этических императивов, присваивать ценности и идеалы и вырабатывать для себя программу действий, полностью соответствующую нормам и принципам профессионально-этической системы и ее важнейшей составной части – системы гуманистических ценностей.
Формирование личности специалиста должно иметь место всегда, независимо от того, в каких условиях осуществляется его профессиональная подготовка – в процессе профессионального образования или в процессе профессиональной практики. Важнейшее место в формировании личности специалиста имеет становление его этико-аксиологической компетентности и зрелости.
Основными целями этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника могут являться следующие:
• реализация ценности человека – клиента, социального работника, других личностей, прямо или опосредованно участвующих в социальной работе, а также ценности общества;
• содействие формированию социально и профессионально значимых черт личности, повышению субъектности специалиста и его клиента;
• обеспечение высокого престижа и статуса профессии в обществе;
• достижение высокого уровня социализации личности в профессиональной группе и необходимой автономии личности в группе;
• формирование положительного социального и профессионального самочувствия, чувства защищенности специалиста;
• формирование устойчивых позитивных ценностных ориентаций и идеалов специалиста;
• усвоение и присвоение этических принципов, норм и правил, овладение навыками этического анализа;
• формирование и совершенствование профессионально-ценной и значимой мотивационной сферы специалиста;
• обеспечение гарантий этичности профессионального и обыденного поведения специалиста;
• формирование потребности в нравственном самосовершенствовании и обеспечение для этого необходимой основы;
Титул
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_________ В. А. Дегтяренко
«____» ___________ 20___ г.
Учебно-методический комплекс дисциплины
Профессионально-этические основы социальной работы
(наименование дисциплины)
Направление подготовки
050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Дошкольное образование
Квалификация (степень)
Бакалавр
г. Комсомольск-на-Амуре, 2014
Разработчик(и) УМКД:
Ведущий преподаватель по дисциплине
д-р пед. наук, профессор Седова Н. Е.
(степень, звание, Ф. И. О.)
СОГЛАСОВАНО:
Проректор по учебной работе _____________ ________________
(подпись) (Ф. И. О.)
«___» ______________ 20__ г.
Начальник учебно-методического
управления _____________ ________________
(подпись) (Ф. И. О.)
«___» ______________ 20__ г.
Декан (директор) факультета _____________ ________________
(подпись) (Ф. И. О.)
«___» ______________ 20__ г.
Зав. кафедрой разработчика УМКД __________ _______________
(подпись) (Ф. И. О.)
«___» ______________ 20__ г.
Учебно-методический комплекс дисциплины Профессионально-этические основы социальной работы составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Российской Федерации _______________ и учебного плана подготовки бакалавров
(дата утверждения, №) (бакалавров, магистров, специалистов)
по направлению Педагогическое образование
___________________________________________________________
«___» ______________ 20__ г.
Темы 4–5
Темы 4–5
МЕСТО И РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ИХ СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ
1. Место и значение профессионально-этического компонента в структуре базовых оснований социальной работы.
2. Этические императивы и ценности социальной работы.
3. Этическая подготовка в структуре формирования личности специалиста по социальной работе.
4. Этические и профессиональные ценности в социальной работе.
5. Соотношение научных и этических начал в социальной работе.
6. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника.
Библиографический список
1. Солодянкина, А. С. Этические и профессиональные ценности в социальной работе / А. С. Солодянкина // Этика социальной работы : материалы методологического семинара. – М., 2000. – С. 30–42.
2. Холостова, Е. И. Этические императивы и ценности социальной работы / Е. И. Холостова // Этика социальной работы : материалы методологического семинара. – М., 2000. – С. 23–29.
3. Шеляг, Т. В. Этическая подготовка в структуре формирования личности специалиста по социальной работе / Т. В. Шеляг // Этика социальной работы : материалы методологического семинара. – М., 2000. – С. 103–105.
4. Шмелева, Н. Б. Место и значение профессионально-этического компонента в структуре базовых оснований социальной работы / Н. Б. Шмелева // Этика социальной работы : материалы методологического семинара. – М., 2000. – С. 53–57.
5. Шмелева, Н. Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника / Н. Б. Шмелева // Российский журнал социальной работы. – 1997. – № 1. – С. 115–124.
6. Щукина, Н. П. Соотношение научных и этических начал в социальной работе / Н. П. Щукина // Этика социальной работы : материалы методологического семинара. – М., 2000. – С. 48–52.
Вопросы для дискуссии
1. Роль системы ценностей в формировании профессиональной культуры специалиста в области социальной работы.
2. Признание человека высшей ценностью как важнейшее условие институциализации современной профессиональной социальной работы, детерминанта ее становления и развития.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом