Музыка. 7 класс: поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева

Есть на складе
178 руб.
-10%
160,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 78ю
Авторы-составители Власенко О. П.
Издательство Учитель, 2014
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-1868-9, 978-5-7057-3836-6
Страниц 256
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705718689, 9785705738366
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 185 г
В пособии представлено поурочное планирование уроков музыки в 7 классе. Материал разработан в соответствии с концепцией Д. Б. Кабалевского, реализуемой на основании учебно-методического комплекса Т. И. Науменко, В. В. Алеева "Музыка. 7 класс" (М.: Дрофа, 2013).
Предназначено учителям музыки общеобразовательных учебных заведений различного типа - школ, лицеев, гимназий; может быть полезно студентам музыкально-педагогических факультетов колледжей, училищ, вузов.

Подробное описание

Введение

Как музыка Бетховена, Моцарта, Чайковского и Мусоргского нужна, необходима химику, агроному, философу и хирургу, точно так же всем им невозможно жить полностью, работать и творить на полную мощь без вдохновляющих созданий Гомера, Данте, Шекспира и Пушкина.

С. С. Юдин

…Музыка заключает в себе нечто такое, что служит для (надлежащего) пользования досугом и для (развития) интеллекта; …она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Школа Аристотеля


С незапамятных времен песни сопутствовали народу в труде, отдыхе, радости и горе. В музыке, как известно, отражена история, выражены мысли и чаяния человечества. Вот почему музыкальному воспитанию детей, привитию интереса и глубокого уважения к давней народной традиции – хоровому пению, классической и народной музыке, другим жанрам в общеобразовательных учреждениях уделяется самое серьезное внимание.

Учитель музыки сегодня – это педагог с высокой музыкальной культурой, характерной чертой которого является кропотливый творческий труд, постоянное, настойчивое стремление к совершенствованию своих знаний, своего мастерства, исполнительского уровня, неустанный поиск эффективных методов обучения. Ведь работа с нынешними школьниками, у которых, как правило, формирование музыкального вкуса происходит на произведениях эстрадно-шлягерных песнях-однодневках, порой не представляющих интереса ни в содержательном, ни в интонационном, мелодическом отношении, требует от педагога-музыканта большого опыта и оригинального подхода. Не секрет, что школьники зачастую неохотно идут на уроки музыки, среди них стереотипно бытует несерьезное отношение к этим урокам. Поэтому учителю надо постараться не просто заинтересовать учащихся музыкальным искусством, но и организовать развитие их музыкальных способностей, слуха, ритма, памяти, подготовить к восприятию более сложных музыкальных произведений, а для этого требуется разнообразить структуру уроков, превратив их в художественную игру, концерт-лекцию, творческий вечер по ознакомлению с выдающимися композиторами и изучению отдельных музыкальных произведений.

На уроках музыкального воспитания в 7 классе школьники учатся слушать сложные музыкальные произведения, улавливать нюансы музыкального языка, способы выражения композиторского замысла. Учитель продолжает знакомить учащихся с симфонической, камерной, хоровой музыкой, лирическими песнями, лучшими джазовыми произведениями, прививая художественно-эстетический вкус к музыкальной классике и произведениям современных композиторов.

Прослушивание музыки на уроке в 7 классе – это не только ознакомление с теми или иными музыкальными произведениями, но и серьезный разговор о проблемах музыкального искусства, где учитель высказывает подкрепленную вескими аргументами свою точку зрения, не навязывая своего мнения детям, а принимая их в качестве равноправных собеседников. Но одновременно он учит понимать идейный замысел музыкального сочинения и роль музыкального искусства в нравственном воспитании человека, всестороннем развитии личности, вводит своих учеников в сложный мир музыки, звуков и танца.

Главная тема этого года обучения «Содержание и форма в музыке» обозначена авторами учебника по музыке в 7 классе Т. И. Науменко и В. В. Алеевым (М.: Дрофа, 2013), реализующими концепцию музыкального обучения и воспитания Д. Б. Кабалевского; она раскрывается в двух основных разделах: «Содержание в музыке» и «Форма в музыке». Авторы – опытные, эрудированные педагоги, полностью разделяющие мысль замечательного отечественного педагога В. А. Сухомлинского, слова которого Д. И. Кабалевский взял в качестве эпиграфа к своей программе по музыке: «Музыкальное воспитание – это воспитание не музыканта, а прежде всего человека».

В 7 классе мы вплотную подходим к темам «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». У Д. Б. Кабалевского эти темы определены по полугодиям, что дает возможность учителю творчески подходить к каждому занятию, выбирать тему согласно поставленной цели.

В разработках уроков материал выстроен от простого к сложному, начиная с определения музыкального образа («Музыкальный образ России») к постепенному анализу образов огромного внутреннего содержания («Образы войны», «Образы выдающихся личностей – И. Сусанина, М. Кутузова» и т. д.).

На конкретных музыкальных произведениях подробно доказывается взаимосвязь содержания и формы в музыке для воплощения художественного замысла композитора.

Для того чтобы помочь школьникам в освоении той или иной темы, в уроки включены проблемно-творческие задания, например, выбрать из двух стихотворений наиболее подходящее к прозвучавшим фрагментам. Предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению), кроссворды, построение формы произведения и т. п.

Так, наблюдая за жизнью одного самостоятельного образа, мы приходим к наблюдению за жизнью нескольких музыкальных образов в одном произведении, то есть к музыкальной драматургии. Подчеркиваем то, что законы развития музыки по существу близки законам развития жизни.

Тем самым предлагаемый материал поможет учителям музыки решить проблему, как рассказать детям о музыке, чтобы сама музыка всегда оставалась в центре внимания, трогала их души, пробуждала чувства. Кроме того, составляя конспекты представленных уроков, мы полностью руководствовались принципиальными положениями Д. Б. Кабалевского: «Искусство может и должно играть очень большую роль в формировании духовной культуры человека. Огромные возможности, заложенные в ней, реализуются сегодня далеко еще не в полной мере, поэтому и не в полной мере раскрываются еще необъятные духовные силы человека. Хороший педагог-воспитатель всегда сделает искусство своим помощником.

…Музыка – ценнейшая часть духовной культуры любого молодого человека».

Надеемся, что данные разработки уроков окажутся интересными и полезными специалистам, станут залогом дальнейшего совершенствования работы по развитию своего мастерства и поиску эффективных методов обучения и воспитания, позволяющих умело и с увлечением вести детей навстречу музыке.

Содержание

Введение    3

I четверть

Урок 1. Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России    8

Урок 2. Образное богатство в музыке. Два вида музыкальной образности: тишина, неподвижность и покой; их воплощение    14

Урок 3. Образы света, истины, битвы за жизнь на земле против войны    19

Урок 4. Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости    25

Урок 5. Образы боевого духа, гнева и борьбы. Подвиг, воплощенный в музыке    32

Урок 6. Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ    37

Урок 7. Образ мечты и надежды    51

Урок 8. Образ одиночества и отчаяния    60

Урок 9. Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли    64

II четверть

Урок 10. Целостность образа поэзии и жизни. М. Равель «Болеро». Образ народного танца    75

Урок 11. Музыка отражает жизнь. Многокрасочные образы – сцены народной жизни    79

Урок 12. Образ прославления молодых порывов: «И песней боремся за мир»    84

Урок 13. Изобразительность в музыке. Романтичные образы    96

Урок 14. Разнообразие музыкальных образов    101

Урок 15. Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти    107

Урок 16. Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти    114

III четверть

Урок 17. Проявление музыкального содержания в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие    118

Урок 18. Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке    123

Урок 19. Жизнь музыкальных образов    138

Урок 20. Только музыка способна выразить невыразимое    142

Урок 21. Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты    148

Урок 22. Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость    150

Уроки 23–24. Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении    153

Урок 25. Сонатная форма    159

Уроки 26–27. Противостояние музыкальных образов в одном произведении    164

IV четверть

Урок 28. Драматургия контрастных сопоставлений    188

Урок 29. Интонационное единство балета (оперы)    192

Урок 30. Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии № 7» Д. Шостаковича    198

Уроки 31–32. «А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим!» (уроки, посвященные Дню Победы)    209

Урок 33. Жизненное содержание и форма музыкальных произведений (1-й урок)    231

Урок 34. Жизненное содержание и форма музыкальных произведений (2-й урок)    237

Урок 35. Жизнь полонеза (обобщение темы полугодия)    240

Литература    252

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Ирина Алюлина
1 июня 2018 (16:03)
Очень довольна, большое спасибо!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос