Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков

Есть на складе
112 руб.
-10%
100,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 69э
Составители Степанчук З. А. и др.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-1811-5
Страниц 271
УДК 371.3
Штрихкод 9785705718115
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 11 (мм)
Вес 195 г
Предлагаемые в пособии разработки уроков изобразительного искусства в 1-8 классах помогут учителю создать атмосферу фантазии, творчества, образного познания действительности, ввести ситуации, наполненные различными компонентами изобразительной деятельности, в которых учащиеся активно и с радостью включаются в работу, "…мыслят формами, красками, звуками, ощущениями", приобретают и накапливают опыт самого интересного и незабываемого детского творчества.
Предназначено учителям изобразительного искусства, руководителям творческих объединений и кружков художественно-эстетического цикла образовательных школ и учреждений дополнительного образования; может быть полезно студентам институтов искусств, высших и средних педагогических заведений.

Подробное описание

Введение

Известно, какую роль в жизни ребенка занимает творчество. Изобразительная деятельность образное познание действительности. Художник-педагог П. П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, переживания. Как отмечает К. Д. Ушинский, «дети …мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (Ушинский, К. Д. О наглядности обучения. Избр. пед. соч.: т. 2. – М.: Просвещение, 1954).

Рисование, по мнению К. Д. Ушинского, является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Но как заставить детей не просто «отсиживать» урок, а чтобы он стал личностно значим, переживаем, интересен для каждого ребенка? В этой связи возникают вопросы: а каким должен стать урок, как лучше повести себя педагогу, как подвести ребенка к пониманию своей деятельности?

Мы предлагаем использовать на уроке диалог. Любой диалог это симбиоз общения, взаимопонимания, внутренней самообращенности.

Как пишет М. М. Бахтин, выразить самого себя – это значит сделать себя объектом для другого и для себя самого (Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества). Как можно, общаясь с человеком, предметом, объектом, понять его сознательно или неосознанно?

Любое изречение, текст возможно понять, если реальный объект говорит и выражает себя диалогично.

В первую очередь необходимо определиться самому педагогу, диалогичен ли он, способен ли он каждого ученика воспринимать как личность, видеть его субъектность.

В работе с младшими школьниками непременно должны использоваться уроки, на которых учитель вместе с учениками создает ситуацию развития личности, используя аспект восприятия как один из компонентов опыта творческой деятельности.

Младшие школьники очень активны и с радостью воспринимают не только урочные формы работы. Это обусловлено сензетивным периодом, характерным именно для возраста младшего школьника. Детское творчество самое интересное и незабываемое, так как ребенок в этом возрасте мыслит образами и чувствами. Именно через это чувственное восприятие действительности он, младший школьник, накапливает опыт творческой деятельности. Учитель вместе с ребенком создает управленческий цикл опыта творческой деятельности. В работе учитываются те фазы и уровни развития данного опыта, которые приведут младшего школьника к личностному развитию.

В пособии приведены уроки, направленные на развитие опыта творческой деятельности младшего школьника. В возрасте 7–9 лет механизмы творческого воображения влияют на эмоциональное состояние ребенка. Эта роль заключается в создании особой эмоциональной атмосферы, влияющей на эмоциональное состояние, настрой мысли и чувства ребенка.

Исследование этапов развития воображения в дошкольном возрасте убедительно доказывает предположение Л. С. Выгодского о том, что в творческом процессе ребенка воображение выступает как сложная психологическая система, действие которой проявляется в усложнении форм преобразования действительности средствами восприятия, мышления, памяти, собственного воображения и эмоционально-потребностной сферы.

На это указывал Е. И. Игнатьев, который писал, что основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего формируется новое знание, ставшее личностным, значимым именно для ребенка.

С. Л. Рубинштейн писал, что воображение это отлет от прошлого опыта и преобразование его, осуществляемое в образной форме, в форме переработки.

Д. Б. Эльконин в своем исследовании методов развития творческого воображения выяснил, в какой мере дети в игре следуют логике реальной жизни и насколько они стойки в осуществлении этой реалистической тенденции. Он выдвинул предположение, что само возникновение образов фантазии вызывается столкновением реалистической идеи с ограниченными средствами ее воплощения, это создает необходимость дополнить недостающие элементы ситуации образами воображения.

Данный возрастной период характерен тем, что ребенок может сам задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы. При обращении к методике преподавания искусства следует обратиться к истории педагогических идей и взглядов, многие из которых в свое время не получили по тем или иным причинам должного развития. Используя все прогрессивные идеи, мы сможем приступить к разработке теории художественно-педагогического образования и воспитания, положив в основу данные современной педагогической науки.

Часто анализ творческой деятельности художника замыкается на утверждении, что мышление его протекает в художественно-образной форме. Здесь начало и конец творческой деятельности, как нам представляется, перепутаны местами. На самом деле художественный образ (поскольку он является художественным) выступает продуктом и итогом творческой деятельности, но не ее предпосылкой. Если бы художественные образы были предпосылкой и изначальной основой мышления, то художнику незачем было бы трудиться и творить, так как художественные образы уже содержатся в его воображении. Таким образом, понятие художественно-образного мышления лишается смысла, если под ним понимать не итог познавательной и конструирующей деятельности художника, а ее предпосылку. Все это очень важно для становления частного случая воображения современного типа для твор-ческого воображения художника.

В реальном процессе творческой деятельности художника процесс развития воображения включает в себя:

1) формирование идейного замысла художественного произведения;

2) первый уровень конкретизации замысла в познавательных образах;

3) второй (глубинный) уровень воплощения замысла в субъективных образах воображения.

Развитие воображения как одного из составляющих компонентов опыта творческой деятельности служит основой для становления этого качества у школьника.

Особое место в изобразительной деятельности школьника занимают игровые приемы. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. В ряде психологических исследований, проведенных под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г. В. Ендовыицкая), восприятие (З. М. Богуславская), память (Л. И. Зинченко), внимание (З. М. Истомина), воображение (Г. Д. Луков), процессы мышления (А. В. Запорожец, З. В. Мануйленко, Я. З. Неверович), протекают наиболее успешно в игре. А. Н. Леонтьев подчеркивает, что учебная деятельность детей должна опираться на «неучебный контраст» деятельности, то есть на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше, – на игровые формы.

Нами предлагаются уроки с использованием проблемных, игровых, деятельностных технологий, а также ситуаций развития личности школьника. Это требует от учителя приложения больших сил в проведении занятий и работе с детьми. Учитель должен создавать условия для вхождения ребенка в мир искусства.

Содержание

Введение    3


З. А. Степанчук, О. А. Степанчук

Цикл уроков в 1 классе (на основе диалоговых концепций)    7

Тема: Настроение в искусстве    7

Тема: Природа и художник    13

Тема: Художники рисуют красками    18

Тема: Путешествие в страну цвета    21

Тема: Смешение цветов    27

Тема: Волшебные краски. Белая и черная    31

Тема: Радуга цвета (урок-путешествие)    34

Тема: Сказочные сюжеты    40

Тема: Сказочный мир Ивана Билибина    42

Тема: «Он любил рисовать горы...». Творчество Николая Рериха    44

Тема: Такие забавные животные    49

Тема: Зима    52

Тема: Украшения в природе    56


З. А. Степанчук, О. А. Степанчук

Цикл уроков на развитие воображения в 14 классах    58

Тема: Что такое мир искусства? (урок-лекция)    61

Тема: Моя мастерская    64

Тема: То береза, то рябина    67

Тема: В мире прекрасного    76

Тема: Я рисую человека    79

Тема: Мир природы    84

Тема: История в искусстве (групповая работа)    88

Тема: Я рисую животных    92

Тема: Мифологический жанр    94

Тема: Почему лебеди бывают черными? (1-й урок)    96

Тема: Почему лебеди бывают черными? (2-й урок)    99

Тема: Цвет неба    102

Тема: Виды изображения    104

Тема: Мой дом    105

Т. В. Андриенко

Тема: Анималистический жанр живописи. Эскизы животных и птиц    107

И. М. Анисимова

Тема: Нарциссы в вазе (4 класс)    114

Г. В. Погорелова

Тема: Творчество В. И. Сурикова. Картина «Утро стрелецкой казни» (5 класс)    116

Тема: Я – мастер. Пасхальное яйцо (5 класс)    123

Тема: Я – мастер. Кузнецы России (5 класс)    132

Т. В. Андриенко

Тема: Цвет и чувства (5 класс)    137

Тема: Символика цвета в одежде (5 класс)    140

Тема: Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства (5 класс)    144

О. В. Сергеева

Тема: Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Автопортрет (6 класс)    150

Л. В. Пашигорева

Тема: Изображение предметного мира – натюрморт (6 класс)    155

Г. В. Погорелова

Тема: Декоративное искусство Древнего Египта. Портрет фараона (6 класс)    161

Т. В. Андриенко

Тема: Светлотный и цветовой рисунок (6 класс)    164

Л. В. Пашигорева

Тема: Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (7 класс)    167

Д. С. Гиносян

Тема: Исторический жанр: тема, сюжет, содержание (7 класс)    171

Г. В. Погорелова

Тема: Вглядываясь в человека. Образ человека (7 класс)    175

Л. В. Пашигорева

Тема: Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции (8 класс)    180

О. В. Сергеева

Тема: Семантика цвета в культуре разных народов (8 класс)    183

И. Л. Лёвина, Т. Н. Назарова

Тема: Сообразность и соразмерность в античной архитектуре (8 класс)    187

Г. В. Погорелова

Тема: Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи (8 класс)    194

Тема: Конструкция: часть и целое. Архитектурные стили разных эпох (8 класс) (1-й урок)    199

Тема: Конструкция: часть и целое. Архитектурные стили разных эпох (8 класс) (2-й урок)    205

Тема: Здание как сочетание различных объемных фигур (8 класс)    208

Тема: Важнейшие архитектурные элементы здания (8 класс)    215

Т. В. Андриенко

Тема: Три вида архитектурных композиций (8 класс)    221

Тема: Символика различных видов архитектурных построек и форм (8 класс)    228

Ф. А. Проскурякова

Тема: Заседание Академии художеств (ролевая игра) (8 класс)    230

Дополнительный материал к урокам    237

Литература    269

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос