Обществознание. 10-11 классы. Уроки учительского мастерства

Есть на складе
104 руб.
-10%
93,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 67я
Авторы-составители Корнева Т. А
Издательство Учитель, 2007
Серия Нетрадиционные уроки
ISBN 978-5-7057-0876-5
Страниц 270
УДК 371.3
Штрихкод 9785705708765
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 11 (мм)
Вес 197 г
В предлагаемом пособии представлены варианты нестандартных уроков обществознания для 10-11 классов образовательных учреждений.
Наряду с практико-ориентированным содержанием данные разработки характерезуются инвариантностью преподавания обществеведческих дисциплин в профильных классах как социально-гуманитарной, так и естественно-математической направленности.
Выдвигая, в первую очередь, духовно-нравственные ориентиры, авторы акцентируют свое внимание на необходимости приобретения учащимися старших классов компетентности в сфере познавательной деятельности: знать базовые понятия социально-гуманитарных наук, самостоятельно и адекватно воспринимать научную, публицистическую, статистическую, првовую и иную информацию.
Предназначено учителям истории и обществознания общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Подробное описание

предисловие

Возраст старшеклассников 15–17 лет – это особый этап социализации. Это рубеж, когда человек, от рождения обладающий основными правами и свободами, должен без скидок на возраст оправдать ожидания общества, выступая в типичных ролях члена семьи, собственника, потребителя, гражданина, работника, непрерывно совершенствующего свою квалификацию.

Из этого вытекает вывод, что независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности:

в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении ее проблем);

в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

в сфере массовой коммуникации (быть способным находить необходимый материал по интересующему выпускника школы вопросу, критически воспринимать информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Названные компетенции выступают необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является главной задачей обществоведческого образования.

Еще одна составляющая обществоведческой подготовки, которая не должна зависеть от избранного профиля, приобщение к духовным ценностям.

Озабоченность проблемами отношений человека и общества, смысла жизни и собственной деятельности не может быть уделом лишь гуманитариев, не может зависеть от того, избрал человек социально-экономический или естественно-научный профиль, намерен стать инженером или врачом, предпринимателем или автомехаником. Поэтому, наряду с практико-ориентированным содержанием, обществознание должно выдвигать духовно-нравственные ориентиры, воспитывать стремление к возвышенному, развивать способность по совести оценивать себя и общество с позиций человечности, порядочности, гражданственности.

Все изложенное выше характеризует инвариантное ядро содержания обществоведческого образования в профильных классах как социально-гуманитарной, так и естественно-математической направленности.

Планируя обществоведческую подготовку в классах естественно-математического, технологического профилей, нельзя забывать о том, что общественные дисциплины представлены как в средних профессиональных, так и высших профессиональных учреждениях. В первых выпускник полной средней школы встретит курсы «Основы экономики», «Основы права», «Основы политологии и социологии», «Основы философии». В высшей школе преподаются курсы философии, экономики, правоведения, социологии, политологии, культурологии. Из этих фактов вытекает два вывода:

– нет необходимости в классах естественно-математического профиля выходить на сложные вопросы социальной теории, которые рассматриваются в программах дисциплин социально-гуманитарного цикла в средней и высшей профессиональной школе;

– необходимо подготавливать выпускников общеобразовательной школы к адекватному и сознательному восприятию содержания названных дисциплин, преподаваемых на более высоком уровне. Каждая из названных общественных наук имеет свой собственный понятийный аппарат, свой научный язык. Если в общеобразовательной школе авторы учебников и учителя в целях доступности адаптируют содержание своего учебного предмета, то преподаватели вузов ведут курс на привычном им профессиональном языке, что нередко создает трудности для восприятия данной дисциплины недостаточно подготовленными выпускниками школ. Подчас возникает неадекватное восприятие лекций и текста оригинальных источников, изучение которых предусмотрено программами дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Следовательно, преемственность полной средней общеобразовательной школы и профессиональной школы может быть обеспечена лишь путем усвоения учащимися базовых понятий обществознания и приобретения ими опыта работы с первоисточниками общественной мысли.

Поэтому возникает необходимость приобретения учащимися 1011 классов, кроме указанных, еще одной компетентности в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов).

В данном пособии представлены варианты разработок уроков обществознания для 10–11 классов школ, гимназий, лицеев, профессиональных училищ, средних специальных учреждений.

Темы уроков разработаны в соответствии с требованиями образовательного минимума по обществознанию и могут быть использованы учителями, работающими по всем содержательным линиям обществоведческого образования.

Содержание

Предисловие    3

Вводные уроки    5

Факторы социогенеза    5

Общество и общественные отношения

I вариант проведения урока    11

II вариант проведения урока    17

Современное общество    21

Глобальные проблемы современности

I вариант проведения урока    24

II вариант проведения урока    29

Приложения к уроку по теме «Глобальные проблемы современности»

Приложение 1. Задания для учащихся    30

Приложение 2. Дополнительный материал    33

Человек. Индивид. Личность    38

Сущность человеческой деятельности

Деятельность человека: отличие от поведения животных; структура    48

Сущность человеческой деятельности: мотивы    52

Многообразие деятельности    57

Деятельность и общение    60

Многообразие видов общения. Функции общения    64

Активное слушание    67

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

I вариант проведения урока    70

II вариант проведения урока    76

Согласие и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе    79

Учимся строить отношения    87

Приложения к урокам (задания для учащихся)

Приложение 1. Тема «Сущность человеческой деятельности»    92

Приложение 2. Тема «Познание как деятельность»    100

Приложение 3. Тема «Деятельность и духовный мир человека»    105

Приложение 4. Тема «Материально-производственная деятельность человека»    111

Приложение 5. Тема «Социально-политическая деятельность человека и развитие общества»    115

Приложение 6. Тема «Мыслители прошлого об обществе и человеке    120

Философия человека. Самопознание    123

Приложение к уроку по теме «Философия человека. Самопознание»    130

Что такое экономика

Основные понятия экономики    132

Потребности человека    134

Рыночная экономика    137

Рыночные отношения в экономике    140

Экономика: наука и хозяйство. Типы экономических систем. Рыночная модель экономики    144

Государственное регулирование в условиях рынка    147

Приложение к уроку по теме «Государственное регулирование в условиях рынка»    153

Сбережения. Люди и деньги    153

Социальная структура общества    160

Общество и личность    162

Общество «нормальных людей». Что это значит?    167

Причины преступности    170

Приложения к уроку по теме «Причины преступности»

Приложение 1. Из обращений воспитанников колоний к своим сверстникам     174

Приложение 2. Социологический опрос     175

Молодежь в современном обществе    176

Социальная адаптация    179

Семья и брак    187

Правовые основы брака и семьи    192

Что такое государство

Возникновение государства, его функции    198

Сущность и организация государства    204

Мир политики в человеческом обществе    209

Демократия    214

Закон и власть    218

Приложение к уроку по теме «Закон и власть»    223

Государство и его граждане    224

Политическая идеология и политическая деятельность    232

Приложения к уроку по теме «Политическая идеология и политическая деятельность»

Приложение 1. Либерализм и неолиберализм    237

Приложение 2. Консерватизм    238

Приложение 3. Социализм и коммунизм    240

Приложение 4. Фашизм    241

Понятие права

Сущность, функции и назначение     243

Происхождение права. Его формы и структура    250

Правосудие в современной России    258

Приложения к уроку по теме «Правосудие в современной России»

Приложение 1. Наши консультации    264

Приложение 2. Образец искового заявления    267

Литература    268

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.