Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы

Есть на складе
124 руб.
-10%
111,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 50р
Авторы-составители Фешина А. А. и др.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-1899-3
Страниц 268
УДК 371.3
Штрихкод 9785705718993
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 11 (мм)
Вес 199 г
Основная задача преподавания русского языка состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть языком как средством коммуникации. В настоящем пособии представлена система работы над понятийной (речеведческой) основой обучения связной речи на уроках русского языка в 5-9 классах. Вниманию педагогов предложены разработки уроков развития речи, контрольно-измерительные материалы, опорные конспекты, отражающие суть основных речеведческих понятий, набор карточек для коррекционной работы. Представленная система работы основывается на современных личностно ориентированных технологиях и позволяет эффективно решать проблему развития связной речи.
Пособие предназначено учителям русского языка общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, может быть полезно студентам педагогических вузов и колледжей.

Подробное описание

Введение

«Главная роскошь на земле – роскошь человеческого общения», – мудро заметил когда-то А. Сент-Экзюпери. В наш век эти слова, пожалуй, актуальны как никогда. И дело не только в том, что каждый человек переживает хроническую нехватку времени, наши современники, к сожалению, теряют навыки общения, навыки владения русским языком как средством коммуникации. Тревожная тенденция, свидетельствующая о том, что выпускники общеобразовательных школ не владеют связной монологической речью, заставила по-иному расставить приоритеты в системе преподавания русского языка в школе. Сегодня учитель не только дает минимум знаний, необходимых для грамотного письма, но создает условия для формирования навыков речевой деятельности.

Требования, предъявляемые государственным стандартом образования к выпускникам школ, включают наличие у учащихся знаний речеведческих терминов и умение их применять при анализе чьих-либо текстов и создании собственных. Единый государственный экзамен по русскому языку также содержит задания, направленные на работу с текстом и речеведческими понятиями. В связи с этим учителю необходимо продумать и организовать на уроке русского языка систему работы, направленную на формирование знаний речеведческих понятий и развитие умений грамотно и уместно оперировать ими.

Эффективным приемом работы над понятийной (речеведческой) основой обучения связной речи является принцип опоры на языковые модели и алгоритмы. В настоящем пособии вниманию учителя предложен набор опорных конспектов, в которых отражена суть основных речеведческих понятий. К некоторым опорным конспектам прилагаются памятки для учащихся и таблицы, помогающие освоить трудный материал.

Вниманию педагогов предложены конспекты уроков развития речи. Они разработаны разными учителями и позволяют увидеть многообразие подходов к непростым методическим задачам. В пособии отражен и такой аспект, как диагностика речевого развития. Тесты, контрольные и проверочные работы, предложенные в пособии, могут быть полезны учителю, который стремится отследить динамику развития речи своих учащихся. Кроме того, учитель найдет дидактические материалы для организации коррекционной и индивидуальной работы.

Хочется верить, что данное издание будет интересно и полезно учителю, который думает о том, как организовать эффективную работу, направленную на развитие речи и формирование коммуникативной компетенции, необходимой сегодня каждому человеку.

Содержание

Введение    3

А. А. Фешина

Работа над речеведческими понятиями как основа обучения

связным высказываниям    5

Уроки развития речи в 5–9 классах    18

А. А. Фешина. Тема: Что такое тип речи? (5 класс).    18

З. С. Рубанова. Тема: Чудо поэтического слова (5 класс).    24

Е. В. Попова. Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. Сравнение (5 класс).    30

В. Н. Пташкина. Тема: Выразительные возможности имени прилагательного (6 класс).    38

А. А. Фешина. Тема: Описание состояния окружающей среды (6 класс).    46

Т. Н. Карпенко. Тема: Как строить систему доказательств (подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Надо учиться, чтобы быть...» (6 класс).    51

А. А. Фешина. Тема: Изложение по тексту-описанию внешности человека с элементами повествования (7 класс).    59

И. П. Васильева. Тема: Комплексный анализ текста (7 класс)    64

А. А. Фешина. Тема: Репортаж. Обобщение изученного материала (8 класс).    68

Н. Т. Азарова. Тема: Сочинение в жанре отзыва как элемент подготовки к выполнению творческого задания части С (8 класс).    74

Е. В. Попова. Тема: Лингвистический анализ текста художественного произведения (9 класс).    82

Т. Н. Карпенко. Тема: Типы речи. Описание (обобщающий урок, 9 класс).    89

А. А. Фешина

Работы для текущего и итогового контроля    97

Проверочная работа 1. Текст и его признаки (5 класс)    97

Проверочная работа 2. Текст, тема и основная мысль (5 класс)    99

Проверочная работа 3. Развитие мысли в тексте (5 класс)    101

Проверочная работа 4. Текст. Микротема, абзац, план (5 класс)    102

Проверочная работа 5. Средства связи предложений в тексте (5 класс)    103

Контрольная работа по теме «Текст и его признаки» (5 класс)    105

Контрольная работа по теме «Стили речи» (5 класс)    109

Контрольная работа по теме «Типы речи» (5 класс)    112

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)    115

Контрольная работа по теме «Причастие» (6 класс)    120

Контрольная работа по теме «Словообразование и правописание» (6 класс)    122

Билеты для промежуточной аттестации по русскому языку (7 класс)    124

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» (8 класс)    133

Итоговая контрольная работа по русскому языку (8 класс)    135

Дидактические и раздаточные материалы    139

А. А. Фешина. Карточки для коррекционной работы по развитию речи    139

Н. Ю. Кадашникова. Текстовые задания и упражнения по развитию речи    154

А. А. Фешина

Опорные конспекты, таблицы, памятки    220

Опорный конспект 1. Язык. Речь    220

Опорный конспект 2. Речевая ситуация    221

Опорный конспект 3. Стили речи    222

Опорный конспект 4. Текст и его признаки    230

Опорный конспект 5. Микротема. Абзац    232

Опорный конспект 6. Способы связи предложений в тексте    234

Опорный конспект 7. Типы речи    236

Опорный конспект 8. Оценка действительности    239

Опорный конспект 9. Рассуждение-доказательство    241

Опорный конспект 10. Рассуждение-объяснение    242

Опорный конспект 11. Рассуждение-размышление    244

Опорный конспект 12. Повествование    245

Опорный конспект 13. Описание предмета    248

Опорный конспект 14. Описание места    250

Опорный конспект 15. Описание состояния окружающей среды    252

Опорный конспект 16. Описание состояния человека    254

Приложение    255

А. А. Фешина. Модульное планирование уроков по развитию речи (5 класс)    255

Литература    266

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос