Организация кружковой работы в образовательной организации. Методические рекомендации. Планирование. Сценарии занятий. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-904 |
Авторы-составители | Персидская И. В., Гура Г.Ю., Дмитриева Е.А. и др. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Внеурочная деятельность |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Электронное пособие включает следующие разделы:
- Организация внеурочной деятельности;
- Общекультурное направление;
- Социальное направление;
- Спортивно-оздоровительное направление;
- Общеинтеллектуальное направление.
Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Представленные материалы направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, обеспечение благоприятной адаптации ребенка к школе и улучшение условий для его развития, в том числе оптимизацию учебной нагрузки и учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 1 GB;
- установленная программа Microsoft Office PowerPoint 2007 и выше.
- звуковая карта.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Пояснительная записка к программе по декоративно-прикладному творчеству «Чудесные мгновения»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
«ЧУДЕСНЫЕ МГНОВЕНИЯ»
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Предлагаемые конспекты занятий по различным видам рукоделия предназначены для обучения детей 11–14 лет. Ими могут воспользоваться как педагоги в учреждениях дополнительного образования, так и учителя технологии школ. Система занятий рассчитана на 1 учебный год (72 занятия, 144 часа). При углубленном изучении ее можно распределить на несколько лет.
Цель: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи обучающие:
– обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
– формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
– развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
Задачи воспитательные:
– способствовать воспитанию творческой активности;
– формировать чувство самоконтроля.
Задачи развивающие:
– способствовать развитию у обучающихся логического мышления;
– содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задачи мотивационные:
– создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
– развивать активную деятельность.
Задачи социально-педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.
Программа дополнительного образования «Чудесные мгновения» по целевой направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 1 год. По содержательной направленности программа относится к художественно-эстетическим.
Возраст обучающихся – 11–14 лет. Занятия проходят в группах по 10–12 человек.
Условно в программе можно выделить следующие этапы:
1-й э т а п. Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива.
2-й э т а п. Вязание с бисером (бусами) – обучающиеся узнают о старинном виде рукоделия, изготовлении самодельных бус, о способах нанизывания бисера на нить, декорировании цветочными мотивами, вязании и сборке квадратов, использовании одновременно нескольких цветов, изготовлении подвесок, вязании сетки с бусами.
3-й э т а п. Техника лоскутного шитья – обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, технологии набора в квадрат из полосок, соединении деталей различной формы и размера в треугольник, изготовлении изделий в форме полукруга, о технологии изготовления текстильного коллажа, аппликации, требованиях работы с лоскутками, получают сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях.
4-й э т а п. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки.
5-й э т а п. Массовые мероприятия – организовываются экскурсии в музеи и на выставки, участие в конкурсах.
Все это способствует формированию интереса к декоративно-прикладному творчеству.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Педагогические технологии
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Цели:
– формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
– содействовать формированию всесторонне развитой личности;
– создать на занятии атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
– познакомить с работой творческого объединения.
Оборудование: образцы изделий, книги и журналы по декоративно-прикладному творчеству, стенд по технике безопасности.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Знакомство педагога с детьми.
II. Ознакомительная беседа.
1. Рассказ педагога о творческом объединении «Чудесные мгновения».
Во все времена дети любили творить. Когда-то вместо карандашей они использовали уголь, а из палочек и тряпочек делали различные игрушки.
Прошли столетия, и нет уже острой необходимости в самодельных изделиях. Технический прогресс достиг высокого уровня, и, казалось бы, любую вещь можно купить в магазине.
Однако взрослые знают, что ребенок обязательно должен делать что-то своими руками. Это развивает его индивидуальные способности, существенно расширяет знания, обеспечивает возможность успеха в избранной им деятельности.
Еще в древности люди говорили: «Труд избавит нас от трех зол: скуки, порока и нужды». В любые времена различные техники декоративно-прикладного творчества были не только ремеслом, «коим добывают хлеб», но и возможностью заняться творчеством, выразить свою индивидуальность и в то же время отдохнуть за любимым занятием после напряженного дня.
В нашем творческом объединении за учебный год вы узнаете много нового, приобретете практические навыки в различных областях – вязании бисером и бусами, технике лоскутного шитья, изготовлении игрушки. Что из них интересней, трудно сказать. Каждый замечателен по-своему.
Все эти виды рукоделия возникли в глубокой древности и дошли до наших дней. Мы должны сохранить то, что было создано предками, и создавать изделия, которые будут радовать вас и ваших близких, приносить практическую помощь.
2. Информация по организации работы творческого объединения.
Занятия в нашем коллективе будут строиться следующим образом. Они будут проходить 2 раза в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями – 10 минут.
В кабинете, где вы будете заниматься, находится много поделок. Все они сделаны руками педагога и детей. Ко всем вещам нужно относиться аккуратно, не пачкать и не портить их. Журналы по рукоделию тоже требуют к себе особого внимания – к ним нужно относиться бережно.
Для занятий различными видами техники декоративно-прикладного творчества понадобится много различного материала. Для изготовления поделок по разделу «Вязание с бисером, бусами» необходимо приобрести крючок размером 2–3 мм, пряжу различных цветов, иголки, ножницы.
Ножницы должны иметь плавный ход, быть достаточно острыми, при смыкании соприкасаться лезвиями по всей длине, не перекашиваться, кончики лезвий должны хорошо надсекать пряжу. Кроме этого пригодятся булавки, пуговицы и, конечно же, бисер или бусины.
Для изготовления поделок по разделу «Техника лоскутного шитья» нужно приготовить различные лоскуты ткани разного качества и размера, флизелин, линейку, ножницы, карандаши. Самым же главным инструментом при изготовлении изделий из лоскутков является швейная машина. Кроме того, пригодятся еще такие мелочи (отсутствие которых усложнит работу), как ватин, бумага (ватман), клей ПВА, калька, рамки для картин. Необходимо также пользоваться утюгом.
Для изготовления поделок по разделу «Игрушечный мир» можно использовать остатки тканей, трикотажных вещей. Обычно те люди, которые не занимаются рукоделием, выбрасывают их. Мы же постараемся найти применение каждому, казалось бы, уже отслужившему свое материалу. Также понадобятся карандаш и ножницы, иголки, синтепон, пуговицы, бумага и др.
Весь перечисленный материал нужно приносить на занятия в пакетах или коробках, чтобы он был чистым и аккуратным.
Необходимо будет приобрести тетрадь, куда вы будете заносить необходимые сведения и записывать домашние задания.
3. Инструктаж по технике безопасности (см. Приложение).
Правила безопасности необходимо соблюдать постоянно, так как нам приходится работать с опасным для здоровья материалом – ножницами, иглами, крючком и т. д. Подробный инструктаж по технике безопасности вы получите перед вновь изучаемой темой каждого раздела.
III. Мероприятия по сплочению коллектива.
1. Информация для педагогов.
В начале этой части занятия обучающиеся заполняют анкету, где указывают различные сведения: фамилию, имя; место учебы, домашний адрес, телефон, данные о родителях и др.
Также педагог просит письменно ответить на вопросы:
– Есть ли у тебя дома самодельные предметы? Какие? ____________
________________________________________________________
– Как часто ты интересуешься журналами по прикладному творчеству?________________________________________________________
Очечник с застежкой на пуговицу
ОЧЕЧНИК С ЗАСТЕЖКОЙ НА ПУГОВИЦУ
Цели:
– дать сведения по истории вязания с бисером;
– научить вязать полотно с бисером;
– формировать чувство самоконтроля;
– воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пряжа любого яркого цвета, крючок № 3, бисер подходящего цвета, игла, ножницы.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к занятию.
3. Инструктаж по технике безопасности.
II. Содержание занятия.
1. Ознакомительная лекция по истории вязания с бисером (бусами).
Длинный и сложный путь развития прошло декоративно-прикладное искусство. В течение многих веков поколения талантливых народных умельцев собирали по крупицам опыт искусных мастеров, шлифуя, развивая и передавая его из поколения в поколение. Самобытные ремесла, возникшие еще в древности, переживали то взлеты, то падения: немало новых появилось на протяжении веков, какие-то забылись навсегда…
Один из старинных видов рукоделия – вязание с бисером – существует около 300 лет… Родился он в XVIII в. в Германии и стал необычайно популярным в наступивший мирный период после наполеоновских войн.
В это время возросла роль семьи в немецком обществе, особую ценность приобрели домашний покой и уют. Рукоделие стало для женщин одним из самых важных занятий. Типичными в то время были кофепития, во время которых дамы обсуждали семейные дела, и при этом каждая что-нибудь вязала или вышивала.
В эти же годы этот новый вид рукоделия попадает и в Россию. И, попав на благодатную почву усадебного быта русских дворян, «становится модным и увлекательным занятием». Русские женщины занялись вязанием сумочек, кошельков, подставок и разнообразных чехлов (для наперстков, зубочисток, подсвечников, вилок, кувшинов, флакончиков, карандашей, пеналов, зонтиков, шкатулок, пасхальных яиц и т. д.).
Бисерное полотно вязали спицами и крючком. Увлечение новым видом рукоделия быстро распространилось по стране и на время отодвинуло в сторону другие виды бисерных работ. Из дополняющего отделочного элемента бисер превратился в основной материал, покрывающий поверхность изделия.
От дворян мастерство вязания с бисером позаимствовали представители других сословий. Вязали в православных монастырях, раскольничьих скитах. Мастерицы-крестьянки выполняли крючком из цветных стекляшек разноцветные бусы-змейки (их называли колодочки) и другие украшения. Об этом свидетельствуют сохранившиеся музейные экспонаты художественных и краеведческих музеев центральной России, где значительная часть изделий из бисера выполнена вязанием.
Как правило, эти вязаные изделия отличались прекрасным исполнением, интересной цветовой гаммой, эстетикой объема и формы.
В настоящее время незаслуженно забытое искусство вязания с бисером вновь возрождается и начинает занимать определенное место в современной моде.
2. Сведения об отделочных материалах.
Для работы в этой интересной технике используют следующие отделочные материалы:
– бисер – мелкие, круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки-шарики из стекла, пластмассы, металла, керамики со сквозными отверстиями для продевания нити;
– стеклярус – отрезки стеклянной трубочки длиной не менее 3 мм, могут быть гладкой цилиндрической формы, а также иметь граненую или витую поверхность;
– бусины – более крупный бисер, его изготавливают из различных материалов разнообразной формы: шара, овала, куба, цилиндра, кристалла и т. д. Наличие у этих отделочных деталей больших по сравнению с бисерными отверстий облегчает их нанизывание на толстую пряжу. Кроме того, при вязании толстой нитью крупные бусины, в отличие от мелкого бисера, более рельефно выступают над вязаным полотном;
– пайетки – металлические, стеклянные или плоские синтетические пластинки разнообразной формы.
В настоящее время выбор бисера разнообразен: по размеру, форме, цвету. Для вязания следует выбирать бисер прежде всего с достаточно широкими и гладкими отверстиями. Дырочки, образованные в процессе выплавки бусины, обычно имеют гладкую поверхность, а просверленные – шероховатость. О качестве поверхности отверстия можно судить по краю дырочки: если он скруглен и не имеет острой кромки, гладкий и без зазубрин, то и внутри отверстие, как правило, гладкое.
Следует также иметь в виду, что стеклянные изделия светостойки и очень эстетичны, но тяжелы и могут разбиться или раздавиться. Пластмассовые украшения легкие, но при этом недостаточно свето- и термостойкие, могут расколоться или раскрошиться, а также не выдерживают воздействия некоторых чистящих веществ химической чистки.
Очечник с застежкой на пуговицу (продолжение изучения темы)
ОЧЕЧНИК С ЗАСТЕЖКОЙ НА ПУГОВИЦУ
(продолжение изучения темы)
Цели:
– дать сведения по истории возникновения бус;
– формировать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
– развивать активность и самостоятельность.
Оборудование: пряжа основного цвета, крючок № 3, пуговица, бисер, булавки, игла, ножницы.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к занятию.
3. Инструктаж по технике безопасности.
II. Проверка домашнего задания. Обсуждение лучших работ.
III. Повторение пройденного материала.
В о п р о с ы д л я п о в т о р е н и я:
– Когда возник один из старинных видов рукоделия – вязание с бисером? (Около 300 лет назад.)
– Какая страна является местом рождения этого удивительного рукоделия? (Германия.)
– Чем вязали бисерное полотно? (Крючком и спицами.)
– Какой еще отделочный материал используют для работы в этой технике? (Стеклярус, бусы, пайетки.)
– Какую пряжу используют при вязании? (Различного соста-ва – натуральную, синтетическую, смешанную.)
IV. Теоретическая часть.
1. Вступительное слово педагога.
Вы уже убедились, что вязание с бисером является не только увлекательным и интересным, но и более трудоемким по сравнению с традиционным простым вязанием. Оно требует от рукодельницы навыков не только вязания, но и бисеронизания.
В будущем вы сможете пополнить ассортимент самодельных оригинальных изделий. Часть из них вы оставите себе на память, а что-то, наверное, подарите своим друзьям и близким.
Надеюсь, что вязание с бисером, бусами станет вашим любимым занятием на долгие годы.
2. Лекция педагога по истории бус.
Возьмите в руки горсточку бисера или бус. Вы чувствуете их приятную гладкую поверхность? Словно теплая морская волна проходит между пальцами. Знаете ли вы, что первые бусы были найдены свыше 40000 лет назад?
Они были найдены археологами при раскопках в Кении, и долгие годы бусы считают одним из доказательств того, что именно в Африке зародилось человечество.
Ученые считают, что, придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Бусинка – безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Бусы могут быть только знаком, символом – а это начало культуры и духовности. Так это или нет, но, во всяком случае, всегда и всюду людей сопровождали бусинки.
По бусинкам, обнаруженным при раскопках древних поселений или захоронений, археологи датируют свои находки, прослеживают экономические связи народов и торговые пути, выявляют этнографические признаки культур, судят о нравах, вкусах и моде разных эпох. Сначала бусы изготавливали из костей, камней, семян, ракушек. Потом появились металлические, механические, стеклянные и, наконец, пластмассовые. Бусинки нанизывали на нити и вешали на шею, руки, ноги, вдевали в уши, ноздри, веки, губы и другие части тела. Бусами украшали ритуальные предметы, домашнюю утварь, одежду, оружие, элементы интерьера.
Изделия, выполненные в разные времена представителями разных народов, сильно отличаются друг от друга материалами, цветовыми решениями, рисунками. А вот в технике исполнения много общего.
Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера.
Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки?
В Туркмении появилась прекрасная и печальная легенда о драгоценном бисере. Где-то в горах есть пещера – жилище Дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточает их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер.
Так гласит легенда. Как же было на самом деле?
Начнем со стекла. Часто открытие секрета его производства приписывают финикийцам. Первым эту легенду записал Гай Плиний Старший, римский историк, живший в I в. н. э. Согласно ей, финикийские купцы, плывшие из Африки с грузом соды, на ночь пристали к берегу и принялись готовить ужин. Но камней поблизости не было, и пришлось обложить костер кусками соды. Наутро в золе был обнаружен чудесный слиток, чистый и прозрачный, как морская вода, твердый, как камень.
Театральная сумочка, декорированная цветочными мотивами
ТЕАТРАЛЬНАЯ СУМОЧКА,
ДЕКОРИРОВАННАЯ ЦВЕТОЧНЫМИ МОТИВАМИ
Цели:
– дать сведения по истории возникновения бус;
– способствовать формированию познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству;
– воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: пряжа ярких или пастельных тонов, крючок 2,5–3 мм, игла с широким ушком, ножницы.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к занятию.
3. Инструктаж по технике безопасности.
II. Повторение пройденного материала.
В о п р о с ы д л я п о в т о р е н и я:
– Когда были найдены первые бусы? (Свыше 40 000 лет назад.)
– Из чего изготавливали первые бусы? (Из костей, камней, семян, ракушек.)
– Где применяли эти декоративные элементы? (Украшали части тела, использовали в одежде, домашней утвари, оружии.)
– Кто из русских ученых внес огромный вклад в развитие стекольного производства? (М. В. Ломоносов.)
– Какие страны на сегодняшний день являются основными поставщиками бисера? (Чехия, Тайвань, Индия.)
– Чей бисер отличается наиболее высоким качеством и разнообразием оттенков и форм? (Чешский.)
III. Теоретическая часть.
Лекция педагога по истории бус.
В старину на территории нынешней России, как и во всем мире, для изготовления бусин использовали камень, металл и т. д. Уникальными являются бусины из костей мамонта, найденные в Сибири и не встречающиеся больше нигде в мире.
Стеклянные бусы появились на Руси уже в домонгольский период. Арабский писатель X в. Ибн-Фодлан, рассказывая о жизни зажиточных людей, пишет, что русские жены носят богатые украшения, очень любят зеленый бисер и дорого за него платят.
Среди бусин, найденных при раскопках на территории Древней Руси, встречаются как привозные – сирийские, византийские и египетские, так и местные. Бусинки древнерусского производства отличались от привозных цветовой гаммой. Они были коричневые, фиолетовые, синие, бирюзовые, желтые. Как правило, это бусы среднего размера, из прозрачного стекла.
Первые на территории Руси стекольные мастерские появились в XI в. в Киеве. В них производили сосуды, смальту для мозаик, бусы. Образцы изделий были иноземными, да и обучали русских людей ремеслу заморские мастера. В то время сильно сказывалось влияние Ближнего Востока, Византии. Но скоро произведения русских мастеров приобрели особые, самобытные черты. По некоторым свидетельствам, их работы не уступали по качеству венецианскому стеклу. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Рязани и других городах.
Древняя Русь – царство стеклянных бус: доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся часть составляют все остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того, встречаются бусы из кости, глины, бронзы, серебра, золота.
Совсем редко в раскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов известно, что уже в XI в. одежду украшали жемчужной вышивкой. После монголо-татарского нашествия, прервавшего развитие ремесла на Руси, стеклоделие возрождается сначала на территории современной Украины, а затем и России.
В Средние века в России, особенно на севере, в качестве бусин широко использовали кусочки перламутра и речной жемчуг, который в большом количестве добывали в реках. Эти красивые материалы были доступны всем слоям населения. Их применяли для отделки нарядного платья (как женского, так и мужского) и головных уборов, для изготовления ожерелий, серег и т. п.
Широко использовали жемчуг для отделки церковных облачений, утвари, для украшения переплетов книг и окладов икон.
Из жемчуга и перламутра низали густые сетки: широкие ожерелья, спускавшиеся на лоб поднизи женских головных уборов, другие детали костюма. Вышивку выполняли, пришивая на ткань отдельные жемчужины или предварительно нанизанный на нить жемчуг. Фон оставляли свободным или вышивали нитками.
Уклад в российских семьях, даже в богатых, не поощрял праздности и способствовал развитию рукоделия. Иностранец Петрей, описывавший нравы Московского царства, свидетельствовал, что художественное рукоделие было весьма распространено среди знатных женщин. Многие из них, сидя взаперти, дошли до такого мастерства в шитье жемчугом, что перещеголяли иных швей и рукоделия их вывозят в дальние страны.
В 1915 г. в некоторых церквях еще хранились покрывала, ризы и другие принадлежности, вышитые княжнами да царевнами в XIV–
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом