Музыка. 6 класс: система уроков по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-5800а |
Авторы-составители | Власенко О. П. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.016:78*06 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предложенные сценарии уроков помогут учителю раскрыть главную тему - "В чем сила музыки?", показать художественную выразительность музыкального искусства, сформировать целостное представление о поликультурной картине музыкального мира и роли музыки в жизни общества и каждого человека, развивать у обучающихся умение применять полученные знания для решения художественно-творческих задач.
Предназначено учителям музыки, руководителям МО; полезно студентам факультета "Искусство" педагогических вузов и колледжей.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Дополнительный материал к урокам
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Шестая симфония – последняя симфония Чайковского. Через девять дней после ее первого исполнения Чайковского не стало.
«Я ее люблю, как никогда не любил других моих музыкальных чад», «Вложил без преувеличения всю свою душу», – говорил о ней сам автор.
...Взлет дирижерской палочки – и словно откуда-то из глубины, затаенно и мрачно выползает медленная, зловещая тема. Она рождается в звучании самых низких, басовых инструментов оркестра – тревожная и страшная. Это вступление к симфонии.
Вот снова зазвучал тот же мотив, только теперь по-иному – порывисто, взволнованно; началась первая часть, мы слушаем главную партию.
В большом душевном смятении, в самом разгаре каких-то мучительных переживаний предстает перед нами герой симфонии. Музыка становится все беспокойнее, все напряженнее. Трепетно и встревоженно звучат скрипки, словно бьется неровно, лихорадочно пульс смертельно усталого, но еще не сломленного человека. Музыка словно мечется в поисках выхода. Еще минута – и наступит отчаяние...
Но вместо этого злые силы, горе, тревога словно отступают перед мелодией необычайной красоты и прелести. По сравнению с главной, побочная партия кажется особенно задушевной, полной грустного и чистого покоя. Она прекрасна, как мечта о счастье, но это только мечта, недосягаемо далекая.
Резко, внезапно изменяется темп, и весь оркестр словно содрогается. Отчаянно, порывисто взметнулся вверх стремительный пассаж, и сразу же его останавливают грозные голоса труб. Они, как могучая лавина, скатываются вниз, преграждая путь взлету оркестра. Начинается средний раздел, разработка.
Почти все время звучит тема главной партии. Она проходит у разных инструментов, в разных регистрах – то низко, глухо, в басах, то напряженно, страстно – у звенящих скрипок.
Но эта отчаянная схватка длится очень недолго. Медленная, полная какого-то зловещего величия тема возникает в низком звучании медных инструментов – труб, тромбонов и тубы.
Даже у нас, не знакомых со страшным, мертвенным напевом этой темы, холодеет сердце от страха. Как же страшно было слушать эту музыку современникам Чайковского, которые узнавали в ней одно из самых мрачных песнопений молитвенного обряда похорон. «Со святыми упокой» – это песнопение слышал пушкинский Герман, вспоминая похороны Пиковой дамы.
Здесь, в симфонии, – это первое напоминание о смерти.
Но снова медленно и устало поднимается в оркестре тема главной партии. Несмотря ни на что, человек еще раз вступает в борьбу за жизнь. Вот она уже звучит почти так же, как в начале. Как будто бы начинается третий раздел, реприза. Нет. Это еще одна схватка, еще отчаяннее, еще напряженнее звучит музыка... и вдруг замирает, останавливается движение. На фоне застывших, однообразно тянущихся нот надломленно и ус-
тало перекликаются струнные и тромбоны с тубой. Сил больше нет. Больше мы не услышим этой смятенно-трепетной темы. В репризе, отступая от классических законов симфонии, скорбно, с большой болью звучит только нежная и грустная тема побочной партии.
Мечтательным и легким вальсом начинается вторая часть симфонии. Но, в отличие от обычных вальсов, этот звучит несколько странно, неуверенно, призрачно. Вслушивайтесь в музыку и поймете, откуда возникает это ощущение. Танцуя обычный вальс, вы как бы считаете про себя «раз-два-три». Ударение на «раз» и более слабые доли «два» и «три». Здесь непривычный, особый счет, не на три, а на пять. Отсюда эта неуверенность движения. Это безусловно вальс, легкий и изящный, но он звучит словно во сне, как видение.
Вторая часть симфонии – это, как и у Бетховена, отдых от острого напряжения первой части. Но там музыка как бы показывает нам героя, для которого отдых – это возможность еще раз продумать все, взвесить свои возможности и прийти к решению, от которого зависит победа.
А здесь это отдых очень утомленного неравной борьбой человека, это сон, недолгий и неспокойный. Вот снова трепетная музыка. Новый музыкальный образ словно напоминает о мучительной борьбе... и снова призрачный и легкий вальс-видение.
И все же эти светлые, далекие и неверные мечты возвратили ненадолго какую-то силу. Жизнь настолько прекрасна, словно говорит нам композитор, что за нее нужно бороться, пока есть хоть какая-то возможность.
...Таинственно шелестят струнные. Начинается третья часть симфонии. В этом шуршащем звучании можно расслышать пока еще неуверенную и робкую тему будущего марша. Как хочется, чтобы он зазвучал – энергичный, сильный и бодрый марш. И он действительно звучит в полный голос; мы слышим твердую и четкую поступь... Но все яснее проступает в ней какая-то зловещая угловатость, музыка становится все более жесткой... Нет, это не марш победы, это последний, отчаянный бросок смертельно раненного человека. Лавиной скатывается, грохочет музыка.... пауза... тишина...
Скорбно, как приглушенные рыдания, зазвучали скрипки. Что это? Неужели финал? Да. В этой симфонии финал медленный. Трагедия совершилась, и человек умирает.
Дополнительный материал к урокам
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
«Про смелых и больших людей»
В историю отечественного искусства Исаак Осипович Дунаевский (1900–1955) вошел как один из зачинателей отечественной массовой песни. «Музыка Дунаевского, – говорил Д. Б. Кабалевский, – рождена молодостью нашей страны, и это ощущение молодой жизни, уверенно идущей вперед и смело утверждающей себя на новых путях, Дунаевский воплотил в своем творчестве с удивительной силой и полнотой».
В развитии русской авторской песни Дунаевский сыграл выдающуюся роль. Огромен его вклад в создание песенной классики.
Дунаевскому принадлежат многие песни, которые и сегодня, затрагивая важные темы современности, не утратили своей актуальности. Среди его произведений – «Песня о Каховке», «Песня о Волге», «Марш энтузиастов», «Ой, цветет калина», «Школьный вальс» и многие другие. Образы творчества Дунаевского весьма многообразны. Он писал о Родине, расцветающей как дивный сад, о «комсомольском племени», о красноармейцах, о молодых колхозницах, о полярниках и водолазах, о покорителях горных вершин, о первопроходцах и романтиках.
«Песня о Родине» (1936) на слова В. Лебедева-Кумача стала своеобразной эмблемой всего музыкального творчества Дунаевского. Её знают теперь во всем мире, ибо первая фраза мелодии «Широка страна моя родная» с 1942 года в течение более двух десятилетий была позывными советского Центрального радиовещания. Сейчас эта музыкальная заставка предваряет в эфире важные правительственные сообщения.
Романтикой грандиозного труда, преображающего землю, овеян написанный Дунаевским на стихи д’Актиля «Марш энтузиастов» (1940). Композитор создает обобщенный художественный образ, в котором массовое воодушевление, оптимизм, гордость и счастье как бы слились воедино. Марш получился звонким, ликующим, победоносным.
Конечно, и до этого произведения создавались песни, славящие труд. В них воспевались представители конкретных профессий – железнодорожники, металлисты, горняки, кожевенники. Но во многих из них лишь перечислялись приметы производственного цикла.
«Марш энтузиастов» носит совсем иной характер. С первых тактов музыка заражает неподдельным чувством, радостной поэтичностью, глубиной переживания. В песне рассказывается о тех, кто склоняется к станку, врубается в скалу, покоряет неизведанные просторы. Однако замысел «Марша энтузиастов» шире, в нем создан обобщенный образ героя – творца новой жизни. Так в песнях Дунаевского прославляется человек нового времени – шахтер, ученый, мечтатель, энтузиаст буден великой стройки.
Ритм быстрого марша в припеве песни сменяется плавной, текучей мелодией широкого дыхания, которая как бы преображена динамичным порывом шествия. Этот контраст напевной выразительности и упругости марша придает особую эмоциональность произведению. В песне удачно использован также принцип сочетания самостоятельных голосов, полифоничность, что также усиливает общую картину движения, труда, радости. Торжественный характер музыки усиливается полнозвучием и красочностью хоровой партии, нарядным инструментальным сопровождением.
Песням Дунаевского присущ оригинальный стиль. Его произведения прежде всего очень напевны, отличаются мелодическим богатством. Созданные им мелодии можно узнать с первых тактов. Вспомните. Спокойная раздольная, пронизанная интонацией поэтичности песня «Звезды» (показ учителя):
Звезды милой Родины.
Звезды золотые...
Светлая, задумчивая влекущая мелодия песни передает волнующий образ спокойного волнообразного движения. Её танцевальный характер создает ощущение некоторой завороженности, очарования той красотой, которая открывается восторженному взору человека.
А вот мелодия стремительная, «бегущая»:
Лучами красит солнышко
Стальное полотно...
А кто не помнит своеобразные, весьма не похожие друг на друга мелодии из кинофильмов «Цирк», «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Девушка спешит на свидание», «Искатели счастья», «Богатая невеста», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Кубанские казаки»? Мелодии задорные, грустные, торжественные, забавные, пародийные. Каждая из них отличается свежестью, неповторимостью. Таков стиль Дунаевского.
Композитор использовал особенности самых различных бытовых жанров – от городского романса, частушки, водевильных куплетов до концертного русского вальса и революционной песни. Но все эти элементы городского фольклора – бытовые романсы, балладные повествования, рабочие и солдатские песни, частушки – получили в его творчестве интонационное и образное переосмысление. Используя напевы, рожденные в гуще жизни, он умело обогащал ритмический и мелодический склад услышанных им произведений. Пройдя через специфическое художественное преображение, эти напевы обретали совсем иной содержательный и творческий смысл.
Введение
Введение
С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении отзвуки окружающей жизни. Постепенно они проникаются сознанием – музыка может воплощать все, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.
Обучающиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом ее преобразующая сила.
Учитель музыки обогащает представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание ее преобразующей роли, таким образом расширяет представления обучающихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества, помогает осознать, в чем ее сила, какая бывает музыка.
Кроме того, обогащая музыкальный опыт учеников, учитель заботится о формировании музыкально-эстетического вкуса обучающихся, помогает им ответить на вопрос: в чем заключается способность музыки оказывать влияние на человека?
Обучающиеся, из урока в урок накапливая свои знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью средств художественной выразительности».
Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед обучающимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными средствами композитор передает радостное восприятие весны, взволнованность чувств в теме «Единство содержания и формы – красота музыки», показывает борьбу двух противоборствующих сил – добра и зла, торжество светлых и высоких идей и др.).
Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.
Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки в предложенных разработках уроков используется метод сравнения разнохарактерных и схожих произведений, сопоставительный анализ одного и того же произведения при умышленном изменении музыкального образа (например, вместо мажорного минорный лад, вместо пунктирного ритма равные длительности, вместо быстрого темпа медленный и т. п.).
Пособие предполагает широкое творческое использование учителем разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики, а также фрагменты оригинальных нотных произведений, отличающие музыкально-исполнительский (песенный, вокальный) и музыкально-слушательский репертуар новизной, свежестью).
Надеемся, что предлагаемые разработки поурочных планов помогут учителям музыки в решении задач, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и образовательной программой по музыке, а именно: добиться от обучающихся заинтересованного, увлеченного и в то же время серьезного отношения к учебному предмету музыки, внесут яркий, живой, эмоциональный колорит в атмосферу уроков и повлекут за собой соответствующее эстетическое отношение к миру музыки, а через ее воздействие – к жизни.
Литература
Литература
1. Бочарникова, Э. Тем, кто любит балет : кн. для чтения / Э. Бочарникова, Г. Иноземцева. – М. : Русский язык, 1960. – 264 с.
2. Вайнкоп, Ю. Краткий биографический словарь композиторов / Ю. Вайнкоп, И. Гусин. – Л. : Музыка, 1987.
3. Владыкина-Бачинская, Н. М. П. И. Чайковский. Монография / Н. М. Владыкина-Бачинская. – М. : Музыка, 1975. – 208 с. : ил. – (Серия «Школьная библиотека»).
4. Васина-Гроссман, В. Михаил Иванович Глинка / В. Васина-Гроссман. – М. : Музыка, 1974. – 132 с. : ил., нот. – (Школьная библиотека).
5. Великие музыканты Западной Европы : хрестоматия для учащихся старших классов / сост. В. Б. Григорович. – М. : Просвещение, 1982. – 224 с. : ил.
6. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе : учебник для студентов сред. спец. учеб. заведений / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с. – ISBN 5-7695-0511-7.
7. Досуг в кругу семьи / сост. М. Шпагин. – М. : Профиздат, 1989. – 304 с. : ил. – ISBN 2-555-00043-4.
8. Дрейден, Сим. Ленин слушает Бетховена / Сим Дрейден. – М. : Всесоюзное изд-во «Советский композитор», 1975. – 206 с.
9. Из истории зарубежной музыки / ред.-сост. С. Н. Питина. – М. : Музыка, 1971. – 232 с.
10. Из истории русской и советской музыки / сост. А. Кандинский ; ред. Ю. Розанева. – Вып. 2. – М. : Музыка, 1976.
11. Искусство в школе : журн. – 1999. – № 9; – 2001. – № 5.
12. Кабалевский, Д. Б. Сила искусства / Д. Б. Кабалевский. – М. : Молодая гвардия, 1984.
13. Кабалевский, Д. Б. Музыка. 6 класс: Программа / Д. Б. Кабалевский. – М. : Дрофа, 2001.
14. Кленов, А. Там, где музыка живет / А. Кленов. – М. : Педагогика, 1985.
15. Левашева, Г. Музыкальные вечера (для средней школы) / Г. Левашева. – Л. : Госуд. изд-во детской лит-ры Министерства Просвещения России, 1963. – 157 с.
16. Лебедев, П. Ф. Песни, звавшие на подвиг / П. Ф. Лебедев. – Саратов : Приволжское кн. изд-во, 1978. – 271 с.
17. Матутите, Е. А. Песня и время. (О советской массовой песне) /Е. А. Матутите. – М. : Знание, 1977. – 96 с. – (Народный университет. Факультет литературы и искусства).
18. Михеева, Л. Музыкальный словарь в рассказах / Л. Михеева. – М. : Сов. композитор, 1986.
19. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие. – М. : Acadеmiа, 2000.
20. Мархасёв, Л. С. Любимые и другие : науч.-худож. кн. / Л. С. Мархасёв; рис. А. Харшака. – Л. : Детская литература, 1978. – 224 с. : ил.
21. Науменко, Т. И. Искусство. Музыка. 6 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – М. : Дрофа, 2014. – 158[2] с. : ил., нот. – ISBN 978-5-358-13464-5.
22. «Недаром помнит вся Россия…». Литературный вечер / сост. Ю. М. Ильчук. – М. : Искусство, 1987. – 128 с. – (Самодеятельный театр. Репертуар и методика).
23. Попова, Т. В. Путь к музыке / Т. В. Попова. – М. : Знание, 1973. – (Народный университет. Факультет литературы и искусства). – 112 с.
24. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5–7 кл. Музыка. 5–7 кл. Искусство. 8–9 кл. : проекты. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
25. Русская музыка: С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев : учебно-методический материал к урокам / авт.-сост. О. А. Радостева. – Йошкар-Ола : Педагогическая инициатива, 2004. – 60 с.
26. Струве, Г. Музыка всегда с тобой : песни для детей / Г. Струве. – СПб. : Лань, 1988. – 64 с.
27. Средневековое искусство. – Самара, 1995.
28. Тарасов, Л. Музыка в семье : муз. очерки / Л. Тарасов. – Л. : Детская литература, 1985. – 159 с. : ил.
29. П. И. Чайковский и народная песня : избранные отрывки из писем и статей / сост. Б. И. Рабинович. – М. : Госуд. муз. изд-во, 1963. – 159 с. – (Русская классическая музыкальная критика).
30. Штейнпресс, Б. С. Энциклопедический словарь / Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. – М. : Советская энциклопедия, 1976.
Урок 1. Вводная тема «Музыка души». В чем сила музыки
Урок 1
Вводная тема «Музыка души».
В чем сила музыки
Цели деятельности учителя: помочь обучающимся осознать роль музыки в жизни человека, ее влияние на мысли, чувства, настроение людей; побуждать к размышлениям о музыке, обдумыванию ответов на проблемные вопросы, аргументированным высказываниям с личностным отношением.
Планируемые результаты образования:
Предметные: осознают, что эмоциональное воздействие музыки на душу человека раскрывается во взглядах на ее характер, настроение, запечатленные в средствах музыкальной выразительности – ритме, мелодии, гармонии, полифонии, фактуре, тембрах и динамике; научатся осознанно воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки; участвуют в рассуждении о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; имеют общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают: оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видения своего предназначения в ней; размышления о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.
Личностные результаты изучения музыки отражают: формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.
Характеристика деятельности обучающихся: осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека; выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере); оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Музыкальный материал: И. Штраус. Полька «Трик-трак»; С. Рахманинов. Прелюдия соль минор; музыка Г. А. Струве, слова К. Ибряева «Школьный корабль»; музыка Г. А. Струве, слова В. Семернина «Музыка всегда с тобой».
Оборудование: выставка литературы, посвященная тематике разделов курса музыки в 6 классе, творчеству композиторов, музыкантов-исполнителей; учебник.
Ход урока
Музыка… доказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет ее главную прелесть, главную чарующую силу… Она – непосредственный язык души.
А. Н. Серов
Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
Людвиг ван Бетховен. Беттине, 1810
I. Введение в тему урока.
1. Разговор о летних музыкальных впечатлениях.
Урок начинается с разговора о летних музыкальных впечатлениях обучающихся.
Учитель. Ребята, может ли кто-то из вас сказать, что ему не нравится музыка? А готовы ли вы признать, что научились понимать музыку? Конечно, вы правы, каждое новое знакомство с музыкальными произведениями предполагает слушание новых ритмов, инструментов, тембров, мелодий, а это ведь нужно суметь понять и оценить.
Поднимите руки те, кто во время летних каникул не слушал музыку вообще. Как видите, таких нет.
Вопросы:
1) Назовите свои любимые произведения. Возможно, это будут песни, фортепианные произведения, симфоническая музыка.
2) Почему вы слушали именно эти произведения?
3) В какой момент нужна была музыка?
4) Менялось ли что-нибудь в вас, когда вы слушали ее?
2. Слово учителя. Можно ли прожить на свете без музыки?
Учитель. Можно ли прожить на свете без музыки?
Наверное, любой человек к такому вопросу отнесется более чем недоуменно и тут же скажет: «А как же без музыки?».
Действительно, музыка нас сопровождает всюду. Играют оркестры – на улицах, в концертных залах. Льются веселые мелодии – из репродукторов, на музыкальных площадках, даже на вокзалах. Певцы поют, отплясывают танцоры – на экранах телевизоров. И в праздники, и в будни никак не обойтись без музыки.
А какую музыку любят слушатели разных поколений?
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом