Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Лето. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет): комплект из 16 карт

Есть на складе
330 руб.
-10%
297 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код НБ-157
Авторы Батова И.С.
Издательство Учитель, 2023
Серия Карточное планирование в ДОО
Страниц 32
Штрихкод 4640018254567
Размеры (Ш x В x Т) 210 x 297 x 4 (мм)
Переплёт набор
Вес 183 г
Комплект включает 16 технологических карт с методическим описанием руководства познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностью с материалами и веществами детей подготовительной группы для успешного освоения содержания образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Разработчик ФГОС ДО к.п.н. К.Ю. Белая рекомендует всем педагогам дошкольного образования. Универсальное средство планирования образовательного процесса в ДОО: «Системное планирование развития познавательной любознательности и познавательной мотивации, формирования исследовательских действий в картах – это методическое сопровождение воспитателя в организации опытно-экспериментальной работы с детьми в каждой возрастной группе». Читать рецензию подробнее

Подробное описание

Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности

Ребёнку-дошкольнику по своей природе свойственна направленность на познание окружаю­щего мира и экспериментирование с объектами и явлениями познаваемой действительности.

Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет возможность дошкольникам самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребёнок стремится познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффект­ивным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно даёт детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с дру­гими объектами и, что самое главное, происходит на глазах у ребёнка, при осуществлении прак­тических действий. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и развитие у ребёнка умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходи­мость представления словесного отчёта о результате опыта стимулирует развитие речи.

Старший дошкольный возраст - важный этап развития познавательной активности ребёнка, который включает в себя не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и приобре­тение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его руководством.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать регулярным и постоян­ным, поскольку это наиболее эффективный путь ознакомления детей с окружающим миром, раз­вития у детей всех мыслительных процессов. Детям седьмого года жизни доступны такие слож­ные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Дети подготовительной группы способны делать выводы о не воспринимаемых непосредственно свойствах предметов и явлений, самостоятельно форму­лировать выводы, а также давать подробное описание увиденного. Педагог практикует такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, продумывают методику его осуществления, самостоятельно его выполняют и сами формулируют выводы, описывают полу­ченный результат. В таких случаях роль педагога предполагает наблюдение за ходом экспери­мента и контроль соблюдения правил техники безопасности. Также педагог должен учитывать уровень развития детей, поскольку среди них имеются индивидуальные различия. В этом случае подход должен быть индивидуальным, педагог должен обучать детей навыкам экспериментиро­вания не с позиции того, что они должны владеть какими-либо знаниями только потому, что до­стигли того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а усло­виями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребёнка.

Цели познавательно-исследовательской деятельности

    1. Формирование способности видеть и воспринимать многообразие окружающего мира в си­стеме взаимосвязи и взаимозависимости.
    2. Развитие личного познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, симво­лов, заместителей, моделей).
    3. Расширение понимания опытно-экспериментальной задачи способом включения в мысли­тельные, моделирующие и преобразующие действия.
    4. Поддержание инициативы, сообразительности, самостоятельности; расширение кругозора.
    5. Воспитание ценностного отношения к окружающей действительности.

Методы и приёмы руководства познавательно-исследовательской деятельностью

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего до­школьного возраста необходимо учитывать:

      1. Деятельность по экспериментированию проводится еженедельно, в группе и на прогулке, длительностью 25-30 минут.
      2. Педагог должен стимулировать детей действовать самостоятельно, при постоянном кон­троле со стороны взрослого - как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, направления в нужную сторону, достижения точных результатов, правильного по­нимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода.

3. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента, учить формулировать выводы, излагать свою точку зрения; в процессе экспери­ментирования каждый ребёнок должен получить возможность удовлетворить свою любозна­тельность, почувствовать себя исследователем.

Для поддержания интереса к экспериментированию образовательную деятельность рекомен­дуется объединить общей историей: на вводном занятии педагог предлагает детям стать «сыщи­ками», которые должны «расследовать дело» - выявить свойства, качества того или иного явле­ния, вещества, материала. Во время каждой образовательной деятельности «сыщики» изучают объект исследования в соответствии с темой. Исследования осуществляются при помощи увели­чительного стекла - лупы (выдаётся каждому ребёнку в начале эксперимента).

Рекомендации по использованию технологических карт

В таблицах приведены этапы экспериментальной деятельности, работа педагога по каждому этапу и результативность этапов (чего должны достичь педагог и дошкольники по завершении каждого этапа). Обратная сторона карты представляет собой лист педагогического участия (пе­дагог заполняет самостоятельно), разделённый на три колонки. В первой педагог указывает, ка­кие дополнительные виды деятельности были включены в ход эксперимента; во второй колонке отмечается достигнутый результат - что удалость получить в ходе эксперимента, реализовалась ли поставленная цель, как дошкольники усвоили изученный материал; в третьей колонке педагог указывает, в каких видах деятельности был закреплён пройденный материал - игровой, продук­тивной, самостоятельной.

В зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников группы педагог может упростить или усложнить предлагаемый материал.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Светлана Яковлева
23 сентября 2017 (19:42)
А скан дан на 3-4 года...

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.