Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
93 руб.
-10%
83,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5203
Авторы Уварова О. А.
Издательство Учитель, 2024
Серия ФГОС. Универсальные учебные действия
Электронная версия скачать
УДК 372.016:811.161.1*05/09
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии раскрывается роль изложения в развитии познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, формирующих мотивацию обучающихся 5-9 классов, умение анализировать авторский текст, строить речевое высказывание с заданными параметрами, выдвигать и аргументированно отстаивать собственную позицию с учётом общих требований ФГОС основного общего образования и специфики изучаемой предметной области "Филология". Практическая часть знакомит с различными приемами работы с текстом, заданиями, позволяющими организовать творческий поиск обучающихся на уроке русского языка (развития речи).
Пособие предназначено учителям русского языка и литературы, преподавателям и студентам педагогических вузов.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Развитие связной речи обучающихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов с годами не иссякает, а, напротив, только возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения сегодняшних школьников.

Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, более широкое, чем ранее, применение однозначных слов – вот далеко не полный перечень трудностей, с которыми сталкивается сейчас педагог, работая в школе с детьми всех возрастов. Кроме того, современный ритм жизни накладывает свои отпечатки не только на речь, но и на развитие мышления учеников. Готовые часы напролет проводить у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным заданиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются только на непродолжительное время. Выполняя ежедневно сотни тестовых заданий, они, как ни странно, имеют серьезные проблемы с памятью.

Клиповость мышления, снижение мотивации, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – все это в комплексе требует пересмотра требований к содержанию и организации работы с учебной информацией. Результаты наблюдений учителей заставляют бить тревогу, а новые проблемы, возникающие в коммуникативной сфере обучающихся, требуют новых форм работы по преодолению этих проблем, а также пересмотра возможностей хорошо известных приемов с целью адаптации их к изменившимся условиям.

Именно на уроках русского языка наряду с достижениями предметных результатов воспитывается положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Уроки развития речи призваны прежде всего развивать коммуникативные универсальные действия, так как учат умению выбирать адекватные языковые средства для успешного решения речевых задач.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Задания по развитию речи способны обеспечить максимальное влияние на формирование ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Написание сочинений, изложений позволяет увидеть многообразие взглядов различных людей на одну и ту же проблему, быть доказательным и корректным в защите гипотезы, формирует опыт переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития.

Однако современные формы работы по развитию речи, которые должны войти в школьную практику сегодняшнего дня, имеют существенные отличия от прежних форм. Изменения должны коснуться объема текстов в сторону их уменьшения. Изложения-миниатюры ничуть не менее качественно готовят учеников, чем объемные тексты, написанию которых отводится по два урока подряд. Меньше не значит проще. Текст, предназначенный для написания изложения, должен вызывать живой интерес учеников, быть информационно насыщенным.

Система работы по развитию речи сегодня должна быть направлена на совершенствование всех видов речевой деятельности, интеллектуальное и творческое развитие личности средствами языка, формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, активно овладевать нормами литературного языка и навыками коммуникативного взаимодействия в процессе общения в самых различных ситуациях.

В пособии представлено теоретическое обоснование новой, принципиально иной системы работы по развитию речи обучающихся, в частности по подготовке к написанию изложения, с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемой предметной области «Филология», даются варианты использования конкретных приемов работы с текстом изложения на уроке русского языка. Для каждого приема представлены задания, позволяющие также по-разному организовать творческий поиск с учениками в 5–9 классах.

Надеемся, что разработанные нами материалы и рекомендации окажутся полезными для педагогов, заинтересованных в результате своей работы, и помогут творчески отнестись к построению учебных занятий.

Творческих успехов вам и удачи вашим ученикам!


Анализ языкового оформления текстов разных типов

Анализ языкового оформления текстов
разных типов

Задание 1. Подчеркните в тексте все слова и сочетания слов, использованные для создания у читателя ощущения таинственности и необычности незнакомого уголка природы – «затерянного мира».

Лес по обоим берегам был вековой давности, а через такой легче пробираться, чем сквозь густую поросль кустарника, поэтому наша поклажа не причиняла нам особых неудобств. Мне никогда не забыть ощущения торжественной тайны, которое я испытал в этих лесах. Коренной горожанин не может даже представить себе таких могучих деревьев, почти на недосягаемой для взора высоте сплетающих готические стрелы ветвей в сплошной зеленый шатер, сквозь который лишь кое-где, пронизывая на миг золотом эту торжественную тьму, пробивается солнечный луч. Густой мягкий ковер прошлогодней листвы приглушал наши шаги. Мы шли, охваченные благоговением. Будь я здесь один, мне так бы никогда и не узнать названий этих гигантских деревьев, но наши ученые то и дело показывали нам кедры, огромные капоки, секвойи и множество других пород, благодаря обилию которых этот континент стал для человека главным поставщиком тех даров природы, что относятся к растительному миру, тогда как его животный мир крайне беден.

На темных стволах пламенели яркие орхидеи и поражающие своей окраской лишайники, а когда случайный луч солнца падал на золотую алламанду, пунцовые звезды жаксонии или густо-синие гроздья ипомеи, казалось, что так бывает только в сказке. Все живое в этих дремучих лесах тянется вверх, к свету, ибо без него – смерть. Каждый побег, даже самый слабенький, пробивается все выше и выше, заплетаясь вокруг своих более сильных и более рослых собратьев. Ползучие растения достигают здесь чудовищных размеров, а те, которым будто и не положено виться, волей-неволей постигают это искусство, лишь бы вырваться из густого мрака. Я видел, например, как обыкновенная крапива, жасмин и даже пальма оплетали стволы кедров, пробираясь к самым их вершинам.

Внизу, под величественными сводами зелени, не было слышно ни шороха, ни писка, но где-то высоко у нас над головой шло непрестанное движение. Там в лучах солнца ютился целый мир змей, обезьян, птиц и ленивцев, которые, вероятно, с изумлением взирали на крохотные человеческие фигурки, пробирающиеся внизу, на самом дне этой наполненной таинственным сумраком бездны.

(Конан-Дойл А. Затерянный мир. М.: Эксмо, 2003.)

Задание 2. Выпишите слова, характеризующие речь и действия героев и передающие особенности их нрава, ярко раскрывающегося в диалоге:

– Он человек, человек, человек! – выли волки, и большая их часть столпилась около Шер-Хана, который начал размахивать хвостом.

– Теперь дело в твоих руках, – сказала Багира Маугли. – Нам остаётся только биться.

Маугли держал чашку с углями; он вытянул руки и зевнул перед лицом Совета, но его переполняли ярость и печаль, потому что, по своему обыкновению, волки до сих пор не говорили ему, как они его ненавидят.

– Слушайте вы, – закричал он, – зачем вам тявкать по-собачьи? В эту ночь вы столько раз назвали меня человеком, что теперь чувствую истину ваших слов. Итак, я больше не называю вас моими братьями; для меня вы собаки, как для человека. Не вам говорить, что вы сделаете, чего не сделаете. За вас буду решать я, и чтобы вы могли видеть это яснее, я, человек, принёс сюда частицу Красного Цветка, которого вы, собаки, боитесь!

Он бросил на землю чашку; горящие угли подожгли клочки сухого мха; мох вспыхнул. Весь Совет отступил в ужасе перед запрыгавшим пламенем. Маугли опустил сухую ветвь в огонь, и её мелкие веточки с треском загорелись. Стоя посреди дрожавших волков, он крутил над своей головой пылающий сук.

Маугли подошёл к Шер-Хану, который сидел, глупо мигая от света, и схватил тигра за пучок шерсти под его подбородком. Багира на всякий случай подкралась к своему любимцу.

– Встань, собака, – приказал Маугли Шер-Хану. – Встань, когда с тобой говорит человек, не то я подожгу твою шерсть.

Уши Шер-Хана совсем прижались к голове, и он закрыл глаза, потому что пылающая ветка пододвинулась к нему.

– Этот убийца домашнего скота сказал, что он убьёт меня на Совете, так как ему не удалось покончить со мной, когда я был маленьким детёнышем. Вот же тебе, вот! Так мы, люди, бьём наших собак. Пошевели хоть усом, и Красный Цветок попадёт тебе в глотку. Он бил веткой по голове Шер-Хана, и в агонии страха тигр визжал и стонал.

– Фу, уходи теперь прочь, заклеймённая кошка джунглей! Только знай: когда я снова приду к Скале Совета, на моей голове будет шкура Шер-Хана. Дальше: Акела может жить где и как ему угодно. Вы его не убьёте, потому что я не желаю этого. И думается мне, что недолго будете вы сидеть здесь, болтая языком, точно вы важные особы, а не собаки, которых я гоню. Вот так!

(Киплинг Р. Д. Маугли. М.: Терра, 1996.)

Задание 3. Определите, как автор передал скорость и решительность действий героя, столкнувшегося с трудной ситуацией; охарактеризуйте глаголы, описывающие поступки героя; какие еще глаголы могли бы быть использованы с той же целью?


Самостоятельное составление текстов разных типов

Самостоятельное составление текстов
разных типов

1. Прием «Продолжи текст».

Необходимо составить продолжение текста, не нарушая его стиля и логики изложения. Первая часть (готовый авторский текст) может использоваться в качестве текста для контрольного списывания, диктанта, изложения либо выполняет функцию опоры, которая задает особенности развития сюжета, определяет стиль и тип фрагмента, который ученики составляют впоследствии самостоятельно.

Задание 1. Напишите изложение по тексту, затем продолжите его, объяснив, как вы понимаете смысл притчи; можно начать продолжение со следующих слов: «Эта история помогает понять, как важно в жизни быть…» или «Смысл притчи состоит в том, что…».

В больнице

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

– Что там видно в окне? – как-то спросил тот, что лежал у двери.

– О! – оживился первый. – Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных влюбленных, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время, как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, – думал он. – За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.

Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг ее остановил удивленный возглас больного:

– Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, людей… Как же он мог это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

– Он вообще ничего не мог видеть! Ваш покойный сосед был слепым.

(Ковпак Д. В. 111 баек для психотерапевтов. СПб.: Питер, 2009.)

Задание 2. Кратко перескажите своими словами содержание басни Лафонтена, продолжите текст, объяснив мораль рассказанной баснописцем истории и приведя из жизни, кинофильмов или художественной литературы примеры, подтверждающие мудрость произведения.

Лисица и Аист

Лиса, скупая от природы,

Вдруг хлебосолкою затеяла прослыть.

Да только как тут быть,

Чтоб не вовлечь себя в излишние расходы?

Вопрос мудрен – решит его не всяк,

Но для Лисы такой вопрос пустяк:

Плутовка каши жидкой наварила,

Ее на блюдо тонко наложила,

И Аиста зовет преважно на обед.

На зов является сосед,

И оба принялись за поданное блюдо.

Ну, кашка, хоть куда! Одно лишь худо,

Что Аист есть так не привык:

Он в блюдо носом тык да тык,

Но в клюв ему ни крошки не попало;

А Лисонька меж тем в единый миг

Всю кашу языком слизала.

Вот Аист в свой черед,

Чтоб наказать Лису, а частью для забавы,

Ее на завтра ужинать зовет.

Нажарил мяса он, сварил к нему приправы,

На мелкие кусочки накрошил

И в узенький кувшин сложил.

Меж тем Лиса, почуяв запах мяса,

Пришла голодная, едва дождавшись часа,

И ну, что было сил,

Давай вокруг стола юлить и увиваться,

И щедрости соседа удивляться.

Но лесть ей тут не помогла:

По клюву Аисту кувшин пришелся впору,

У гостьи ж мордочка чресчур была кругла…

И жадная Кума ни с чем, как и пришла,


Изложение как форма работы по развитию речи

Изложение как форма работы по развитию речи

Изложение – это традиционная форма обучения основам развития связной речи. В основе изложения лежит метод близкого к оригиналу пересказа авторского текста, передача его по памяти.

При изучении русского языка как учебного курса пересказ, лежащий в основе изложения, находится в особо привилегированной позиции, поскольку используется не только как метод обучения, но и как метод контроля. Сегодня изложение как метод контроля применяется на государственной итоговой аттестации за курс основной школы в 9 классе.

Именно изложение, применяясь наравне с сочинением, позволяет сохранять оптимальный баланс между информативной и коммуникативной составляющими школьного учебного курса русского языка, за счет чего достигается гармоничное развитие личности школьника.

По своим учебным возможностям с изложением не сопоставима ни одна другая форма работы по развитию речи. Изложение формирует умения в разных видах речевой деятельности: аудировании – восприятии текста на слух, зрительном восприятии (чтении), говорении – умении пересказывать текст устно или письменно; формирует коммуникативные умения (анализ исходного текста, определение его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение), умения и навыки связной речи (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение собирать и систематизировать материал к высказыванию, умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, идеи, умение строить монологическое высказывание разных функционально-смысловых типов – описание, повествование, рассуждение и др.), обогащает словарный запас и грамматический строй речи учеников, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения, обогащает учеников эмоционально, интеллектуально, эстетически и нравственно.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом, адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения, создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения, овладение различными видами чтения, изложение содержания прослушанного или прочитанного текста подробно, сжато, выборочно – таков перечень умений, входящих в обязательный минимум содержания основных образовательных программ русского языка в школе с русским (родным) языком обучения, в частности в содержание формирования коммуникативной компетенции. Именно поэтому интерес к изложению как форме работы по развитию речи и методике его проведения у специалистов растет.

Рост интереса можно объяснить также возможностями достижения за счет активного применения изложения целей, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте по русскому языку для общеобразовательных школ, а именно:

· воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности – за счет подбора соответствующих по содержанию текстов;

· развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании – посредством разнообразия заданий, сопровождающих процесс написания изложения;

· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств – за счет стилистической окраски текстов для воспроизведения;

· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию – за счет логического анализа материала изложений и необходимости его графического структурирования;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, поскольку создание в конечном счете творческого продукта (текста) с заранее заданными параметрами, отвечающего определенным требованиям, является необходимым условием и целью работы.


Организация работы по подготовке к написанию изложения

Организация работы по подготовке
к написанию изложения

Спектр учебных возможностей изложения расширяется за счет большого разнообразия видов. В методической литературе неоднократно делались попытки упорядочить сведения о различных видах изложений, представить их классификацию. И хотя к единому мнению ученые не пришли, в настоящий момент выделяют следующие виды изложений:

· по цели проведения (обучающие и контрольные);

· по характеру текстового материала (повествовательного характера, с элементами описания, изложения-описания, с элементами рассуждения, типа рассуждения, типа характеристики и др.);

· по способу передачи содержания или по отношению к содержанию исходного текста (полные, или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения);

· по осложненности языковым заданием (содержащее лексическое, грамматическое, стилистическое и т. д. задание или без него);

· по способу восприятия исходного текста (прочитанного – воспринятого зрительно, услышанного – воспринятого на слух, воспринятого и на слух, и зрительно);

· по степени знакомства с исходным текстом (изложение незнакомого текста и известного учащимся);

· по форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные);

· по характеру содержания текста (о школе, природе, спорте, животных, нравственной проблеме и др.);

· по объему текста (значительные по объему, рассчитанные на целый урок, и изложения-миниатюры);

· изложения с использованием наглядных пособий и без них (с использованием иллюстраций, кинофрагментов и т. д.).

Каждый из видов изложения имеет свои широкие обучающие возможности и предполагает свои оптимальные варианты работы.

Однако то, что школьники не любят писать изложения, – далеко не секрет. Любой школьник грустно и обреченно вздохнет, отправляясь на урок, когда предстоит писать изложение. Однообразие, рутина, скука – вот с чем ассоциируется у наших учеников процесс написания изложения. И, как следствие, самые плачевные результаты… Пишут часто, пишут регулярно, а результаты лучше не становятся. Почему? В чем тут дело?

Ситуация, связанная с негативным восприятием учениками изложения и в результате с недооцениванием его возможностей педагогами, с нашей точки зрения, напрямую связана с его традиционностью, привычностью для школьной практики. Так, существует давно выстроенная, удачная, однако успевшая стать шаблонной цепочка последовательно применяемых приемов работы по подготовке к написанию учениками изложения, среди которых чаще всего называются следующие:

· вступительная беседа (используется для подготовки обучающихся к восприятию текста, в беседе дается информация об авторе текста, герое фрагмента, исторической ситуации, без знания которой содержание текста было бы не понято учениками и т. д.);

· чтение текста (выразительное, заранее подготовленное чтение учителем или профессиональным чтецом, если на уроке используется прослушивание магнитофонной записи его выступления; чтение текста про себя учениками, имеющими текст перед глазами; параллельное прослушивание и чтение про себя – так называемый комбинированный прием работы);

· беседа по содержанию (цель беседы состоит в коллективном анализе структуры текста, его композиционных, языковых и стилистических особенностей, что способствует определению степени понимания текста, осознанности его запоминания учениками, на этом же этапе осуществляется словарная работа, предполагающая объяснение толкования встретившихся в тексте слов, понимание которых вызывает у учеников затруднение);

· составление плана (прием позволяет формировать у учеников навыки разделять текст на смысловые части, выявлять микротемы каждой из частей, анализировать особенности композиционного построения и общей логики авторского варианта, а также обучает составлению планов различных видов: назывных, вопросительных и цитатных, простых и сложных);

· составление рабочих материалов (рабочие материалы – это по своей сути опоры, по которым впоследствии ученики будут восстанавливать оригинальный текст, поэтому этап составления материалов работает на формирование навыка выявлять слова, выражения, фразы, несущие наибольшую смысловую нагрузку; в качестве рабочих материалов, как правило, выступают фактические сведения, грамматические конструкции и т. д.);

· устный пересказ текста (целиком или по отдельным фрагментам; на этом этапе ученикам дается возможность еще раз воспринять текст на слух со зрительной опорой или без нее, проверить, насколько близок вариант пересказа к оригиналу, предупредить возможные речевые ошибки, выявить пути их предотвращения);

· редактирование

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Александр Гончаров
13 июня 2018 (16:01)
Добрый день!
Я приобрел у Вас гораздо больше товаров, чем представленный список.
Сервис очень удобный, особенно, для товаров устанавливаемых через Интернет.
Очень быстрое получение товаров, по сравнению с курьерской доставкой.
Всего 5 мин после оплаты, а через курьерскую доставку – 21 день.
Я рекомендую всем знакомым пользоваться вашим интернет-магазином!

Спасибо за разработку такого сайта.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос