Русский язык. 5-11 классы: технология педагогических мастерских. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-5505 |
Авторы-составители | Кобзарева Л. А. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС. Развивающие образовательные технологии |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.016:811.161.1*05/11 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предназначено учителям русского языка и литературы; полезно преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Приложение к уроку
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
ТЕКСТЫ О ПАТРИОТАХ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
Сергий Радонежский
В Священном писании говорится: «Счастливы родители, чьи имена прославят дети».
Кирилл и Мария, родители будущего Святого Сергия были богатыми боярами. Знатность и богатство не мешали им быть людьми работящими, добрыми и богоугодными. И было у них три сына: Стефан, Варфоломей и Петр.
Существует предание, что еще до рождения второго сына пошла Мария в церковь. И там за время молебна три раза вскрикнул младенец.
Мария страшно испугалась. Обступившие ее люди дивились. А священник успокоил растерянную женщину и благословил ее.
А третьего мая 1314 года Бог дал Марии сына. Назвали его Варфоломеем, что означает «сын радости». И действительно, он приносил удивление и радость людям с самого младенчества. Например, в дни поста он отказывался от материнской груди.
Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали в церковную школу. Братья его учились успешно, а ему учеба не давалась. И часто в молитвах обращался он к Богу: «Господи, научи меня, просвети».
Однажды отец послал его в поле искать потерявшихся коней. И тут случилось нечто необычное. На поляне под дубом увидел он молящегося старца.
Подошел Варфоломей и кротко попросил старца помолиться за него, чтобы Бог помог ему в книжном учении. Помолился монах и успокоил мальчика: «О грамоте не скорби. Еще и других учить будешь».
Так все и сбылось. Стал Варфоломей легко читать и писать. И по ночам в молитвах благодарил Бога.
Началось объединение Руси, и родители переехали в село Радонеж, а вскоре и умерли. Стефан и Варфоломей оставили часть имения младшему брату, остальное роздали бедным и ушли в пустынники.
Долго ходили они по лесам. Потом нашли укромное место, далекое от дорог, и построили шалаш. С великим трудом таскали на своих плечах огромные бревна и поставили наконец церковку. Так было положено начало будущей Сергиевой лавры.
Но вокруг убогой кельи была тогда непроходимая чаща, бегали дикие звери. Не выдержал Стефан такой жизни и ушел в Москву. А Варфоломей остался один.
А седьмого октября 1342 года постригся он в монахи. И стал юноша Варфоломей Сергием Радонежским, а спустя годы великим проповедником, известным всему православному миру.
По И. Ракша
Серафим Саровский
20 июля 1759 года в городе Курске в зажиточной семье одного купца родился второй сын, которого назвали Прохором. Затеял купец строить церковь, да не успел, умер. Пришлось это строительство заканчивать его безутешной, но мужественной жене.
Однажды мать, держа малыша за ручку, поднялась на колокольню, и тут случилось страшное. Малыш подошел к краю и полетел с огромной высоты. В ужасе потрясенная мать кинулась вниз. Но каково же было удивление, когда все увидели Прохора сидящим на травке. И мать поняла, что на ее сыне Божья печать, что у него особая судьба на Земле.
Учился Прохор прекрасно. Помогал брату в торговле, но не упускал момента сходить в храм, читал товарищам божественные книги.
Когда ему исполнилось девятнадцать лет и стал он красивым, сильным юношей, поняла мать, что душа его принадлежит не торговле, а церкви, отпустила его в Киевскую лавру.
Вскоре старец-затворник велел кроткому богомольцу направляться в Саровский монастырь. И после многодневного и трудного пути ноябрьским вечером 1778 года высокий молодой странник вошел в храм и с первых дней службы показал старание и кроткую, добрую душу всем и во всем. Он усердно исполнял любую церковную службу. Но особенно любил умную молитву. Однажды, словно Божье испытание, пришла к Прохору тяжелая, мучительная болезнь. Все тело его распухло. Но ни жалобы, ни ропота не слышали монахи, заходя в его келью. Им казалось, что он уже умирает, но, гласит преданье, явилась Богородица, коснулась своим жезлом и спасла. А затем сменил Прохор свое имя и стал Серафимом.
Когда Серафиму исполнилось 35 лет, решил он повторить отшельнический подвиг Сергия Радонежского, поселиться в глуши на берегу речки Саровки. Многие годы он жил своим трудом, отчаянно постился. Хлебом кормил лесных обитателей, которые жили даже в его келье.
Его посещал и слушался даже огромный медведь. А люди шли к нему толпами. Только бы услышать его мягкий голос и увидеть кроткую улыбку.
Приложение к уроку
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
ТЕКСТЫ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа.
Академик В. В. Виноградов
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью...
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. Куприн
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь этого человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, – качеств человека, который пользуется языком народа.
Д. С. Лихачев
Одно из самых главных проявлений культуры – язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир.
Явление, которое не имеет названия, как бы отсутствует в мире. Мы можем его только угадывать с помощью других, связанных с ним и уже названных явлений, но как нечто оригинальное, самобытное оно для человечества отсутствует. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет для народа богатство языка, определяющее богатство «культурного осознания» мира.
Д. С. Лихачев
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
А. Н. Толстой
И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она – наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык…
Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его – значит не любить и не блюсти Родину нашу.
А что есть человек без Родины?
Чем были бы мы, если кому-нибудь удавалось оторвать нас от нашей России?
Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до сих пор Россия будет им непонятна и недоступна; до сих пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.
Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Ее.
И. А. Ильин
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Любой из этих уроков – это и есть протянутая рука каждому ученику, побуждение шагать вперед без страха, потому что вы рядом. А это так естественно – учить шагать…
Галина Щербакова
(из повести «Отчаянная осень»)
«Смысл жизни в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты», – говорил когда-то Д. И. Менделеев.
Данное пособие будет интересно тем учителям, для которых успех каждого урока заключается в творчестве и создании нового. Пособие содержит подробное описание технологии педагогических мастерских и коллекцию уроков русского языка, разработанных в рамках этой технологии.
Мастерская – необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников, которые имеют возможность выбора путей исследования, средств достижения цели, темпов работы и т. д. Так же, как и урок, мастерская предполагает получение новой информации, но эта информация предъявляется на занятии по мере запроса на нее от самих участников.
Свое название технология получила потому, что в ней есть мастер, который лишь создает алгоритм действий творческого процесса, при этом он может участвовать в решении задачи, но на равных с обучающимися.
В технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. На всех этапах работа в основном ведется в парах, группах, что помогает каждому ребенку почувствовать себя успешным. Главная установка творческой мастерской – «неуспеха» не бывает.
Педагогические мастерские разделяются на несколько типов в зависимости от участников, целей и способов деятельности, продолжительности процесса. По целям и способам деятельности в практике учителей-методистов выделяются мастерские письма; мастерские построения знаний; мастерские по самопознанию; мастерские отношений и ценностных ориентаций.
Мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе возможности интегрированного обучения. Особая роль при этом принадлежит творческому письму, так как эта работа важна на всех этапах деятельности мастерской. Именно такому виду мастерских уделяется особое внимание в данном пособии. Технология раскрывается на примере уроков развития речи в 5–11 классах. В пособии предложены подробные разработки учебных занятий, снабженные дополнительными материалами: текстами, разработанной системой вопросов по их анализу, примерами творческих работ.
Главной образовательной целью этих занятий является развитие языковой компетенции обучающихся. Также, что очень важно, они формируют потребность в систематическом чтении художественных произведений. Главнейшая воспитательная задача данных уроков – способствовать формированию чувства патриотизма, успешной духовно развитой личности, побудить учеников к размышлению над важными нравственными и философскими проблемами.
Большое внимание в предлагаемых уроках уделяется анализу художественных и публицистических текстов, от которого зависит успешное создание собственной творческой работы.
Во многих уроках образовательной целью является перспективная подготовка к написанию творческой работы ЕГЭ по русскому языку.
Разнообразные задания уроков приглашают школьников почувствовать красоту и силу слова. Объем упражнений, включенных в урок, иногда больше, чем нужно. Сделано это сознательно: в зависимости от уровня подготовки класса учитель сам выберет то, что необходимо использовать на данном занятии (желательно, к примеру, в урок включить видеофрагменты, аудиозаписи).
В ряде уроков показана возможность использования при изучении русского языка сведений, полученных на занятиях по литературе, истории, географии, мировой художественной культуре, краеведению.
Технология мастерских предполагает работу по определенному алгоритму: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, способы обучения и т. п. Алгоритмы проведения предложенных уроков отличаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей.
При возможной коррекции алгоритм должен сохраняться, если требуется провести успешное занятие. Но самое важное условие мастерской никогда не изменяется – материал должен быть по-настоящему проблемным и интересным, ведь только при соблюдении этого условия ученики получают новые открытия, что делает мастерскую уникальной формой учебного занятия.
Хочется надеяться, что материалы, предложенные на страницах пособия, найдут достойное применение на уроках творческих и ищущих педагогов, будут полезны при реализации их замыслов.
«Педагогическая мастерская» как средство развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ обучаюЩИХСЯ
Урок, разработанный в соответствии с технологией «педагогическая мастерская», дает возможность для реализации творческих замыслов педагога и обучающихся в самом широком толковании этого процесса: от создания новой идеи до материального продукта. Именно поэтому процесс на таких занятиях воспринимается не как урок, а как кусочек реальной жизни, в котором происходит «проживание», а при определенных условиях появляется возможность перехода от бытовых тем к обсуждению вечных духовных ценностей.
Педагогическая мастерская – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту Мастера и Ученика, дарит радость сотворчества, «создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» (И. А. Мухина).
В книге Н. И. Беловой, Н. Н. Наумовой «Экология в мастерских» дано такое определение «педагогической мастерской»: «Мастерская – это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая форма обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, включающая межгрупповую социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает обучающимся сформировать сознательную активную жизненную установку».
В основе организации педагогической мастерской лежат следующие принципы:
- равенство всех участников, включая Мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию;
- ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску с помощью создания личностной мотивации. Мотивация создается индуктором;
- отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Стимул в работе – самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;
- важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики;
- язык – важнейший материал для работы во всех мастерских независимо от предмета;
- предоставление участникам мастерской права выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, так как без выбора нет свободы;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и ее результаты.
Основные этапы мастерской
Индуктор
Индуктор (индукция – «наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктором могут быть слово учителя, стихотворение, предмет, звук, мелодия, рисунок, презентация произведений искусства, кадр фильма и т. п.
Примеры индукторов.
1) Урок обучающего сочинения о любви к родине (6–7 классы) начинается со стихотворения:
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
К. Симонов
Далее идет работа с картой мира.
– Какую площадь занимает Российское государство?
– Есть ли на карте Европы государство с подобной площадью?
– Сколько государств являются «соседями» России?
– Как вы думаете, сколько народностей проживает на территории одного государства?
Гордость за нашу Родину не однажды заставляла брать в руки перо поэтов и писателей. И задачей нашего урока является создание собственного текста о Родине.
2) Обучающее сочинение-рассуждение о традициях русского народа в 10 классе уместно начать с легенды.
Литература
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров, В. Н. Письменный экзамен (изложение). 9 класс. Русский язык [Текст] / В. Н. Александров, О. И. Александрова. – Челябинск : ООО Издательский центр «Взгляд», 2005.
2. Белова, Н. И. Экология в мастерских [Текст] / Н. И. Белова, Н. Н. Наумова. – СПб., 2004.
3. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку : IV–VIII кл. [Текст] : пособие для учителей / А. И. Власенков. – М. : Просвещение, 1982.
4. Долинина, Н. Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л. Н. Толстого «Война и мир» [Текст] / Н. Г. Долинина. – Л. : Детская литература, 1973.
5. Еремина, Т. Я. Мастерская по литературе. 10 класс [Текст] / Т. Я. Еремина. – СПб., 2004.
6. Еремина, Т. Я. Мастерская по литературе. 11 класс [Текст] / Т. Я. Еремина. – СПб., 2004.
7. Еремина, Т. Я. Учение, общение, творчество: девять мастерских [Текст] / Т. Я. Еремина. – СПб., 2000.
8. Золотарева, И. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс : традиционная система планирования уроков и методика преподавания уроков с целью подготовки к ЕГЭ [Текст] / И. В. Золотарева, Л. П. Дмитриева, Н. В. Егорова. – М. : ВАКО, 2004.
9. Ивченков, П. Ф. Обучающие изложения. 5–9 кл. [Текст] : пособие для учителя / П. Ф. Ивченков. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1995.
10. Касаткина, Н. А. Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция). 3–8 классы [Текст] / Н. А. Касаткина. – Волгоград : Учитель, 2002.
11. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 8–9 классы [Текст] : кн. для учителя / под ред. А. Б. Малюшкина. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
12. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим… [Текст] : дидакт. материалы по лит. 7 кл. / В. Я. Коровина. – М. : Просвещение, 2001.
13. Любищева, Е. В. Родным войти в родной язык [Текст] : учеб. пособие. 10–11 классы / Е. В. Любищева, Л. И. Болдырева. – СПб. : САГА : Азбука-классика, 2005.
14. Мезенцев, В. Чудеса [Текст] : попул. энциклопедия / В. Мезенцев. – 4-е изд., перераб. и доп. – Алма-Ата : Гл. ред. Каз. сов. энциклопедии, 1991.
15. Мухина, И. А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта [Текст] / И. А. Мухина, Т. Я. Еремина. – СПб., 2002.
16. Никитина, Е. И. Русская речь. Развитие речи. 9 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001.
17. Педагогические мастерские: теория и практика [Текст]. – СПб., 1998.
18. Педагогический поиск: проблемы и достижения [Текст]. – Вып. 15. – СПб., 2002. – С. 76–89.
19. Педагогический поиск: проблемы и достижения [Текст]. – Вып. 19. – СПб., 2004. – С. 44–60.
20. Педагогический поиск: проблемы и достижения [Текст]. – Вып. 20. – СПб., 2004. – С. 48–76.
21. Петросян, В. А. Одинокая орешина [Текст] / В. А. Петросян. – М. : Известия, 1984.
22. Пленкин, Н. А. Изложения с языковым разбором текста [Текст] : пособие для учителя / Н. А. Пленкин. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Просвещение, 1978.
23. Рыжова, Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения [Текст] / Н. В. Рыжова. – М. : Экзамен, 2007.
24. Сухомлинский, В. Мудрость родительской любви [Текст] / В. Сухомлинский. – М. : Молодая гвардия, 1988.
25. Шипицына, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами [Текст] : кн. для учителя / Г. М. Шипицына. – М. : Просвещение, 1997.
Интернет-ресурсы:
http://www.oshob.ru/chto-takoe-pedagogicheskaya-masterskaya/ ?page=8
http://doob-054.narod.ru/atelie.html
http://www.depedu.yar.ru:8101/competitions/schoolmen/teayear/uch2007/palatova.shtml
http://redizdupm.narod.ru/Page-3.htm
http://www.tambovcentr.ru/2009/01/15/%c2%abmoya-rodoslov-
naya%c2%bb.html
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом