Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр. Технологические карты. Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Код | 6022 |
Авторы-составители | Березенкова Т. В. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Планирование работы воспитателя ДОО |
ISBN | 978-5-7057-4661-3 |
Страниц | 69 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705746613 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 3 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 111 г |
Карты-планы разработаны на основе содержания образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие"; позволяют воспитателю обеспечить социальное развитие дошкольников.
Пособие предназначено руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, специалистам дошкольной педагогики, педагогам дополнительного образования детей для использования в учебных целях.
Подробное описание
Введение
Игра развивается там, где руководство деятельностью детей направлено на поэтапное ее формирование. Очень важно опираться на личный опыт ребенка, тогда сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. Без формирования опыта ребенка обучение игре становится механическим.
Чтобы добиться игры подлинной и эмоционально насыщенной, педагогу необходимо комплексно руководить ее формированием, то есть целенаправленно обогащать практический и игровой опыт ребенка. А затем побуждать к творческому отражению опыта в сюжетах игр.
Обогащение сюжетов успешно пополняется при наличии и взаимосвязи следующих сочетаний образовательной деятельности детей: активная деятельность, направленная на ознакомление детей с окружающим; дидактические игры; своевременное изменение предметно-игровой среды; активное общение педагога с детьми в процессе совместной игровой деятельности.
В 4–5 лет сюжетно-ролевая игра активно развивается и занимает ведущее место в жизни детей. Дети с удовольствием выстраивают разнообразные сюжеты, стремятся проигрывать различные роли, игра становится более инициативной. Возможности детей позволяют им самостоятельно выбирать темы, сюжеты и замысел той или иной игры. Дети самостоятельно обустраивают игровое пространство при помощи игровых модулей, используют в игре атрибуты-заместители. Воспитатель продолжает направлять свои усилия на развитие и обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре через диалог и разнообразные игровые действия. Дети начинают самостоятельно планировать и создавать элементарные замыслы, которые воплощают в игре, способны описывать сюжетные события, называют действующих лиц, поясняют их взаимодействие.
Предпочитаемыми сюжетами у детей 4–5 лет продолжают оставаться игры в «Больницу», «Магазин», «Семью», в которых детям наиболее легко реализовать игровой опыт.
Введение в сюжеты игр новых ролей помогает расширить представления детей о разнообразии возможных ролей, образов и ролевого поведения.
Усложняется и ролевое поведение. У детей появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, они уже самостоятельно ведут диалоги, способны выполнять несколько ролей по ходу развития сюжета.
Какие методы комплексного руководства формированием игровой деятельности мы рекомендуем использовать в работе с материалом пособия?
• Планомерное обогащение опыта. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телевизионных передач, ознакомления с художественной литературой, рассматривания иллюстраций, в ходе бесед, экскурсий, наблюдений ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей определенных профессий, сущность их взаимоотношений, у него формируются эмоционально-нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.
• Для перевода реального опыта в игровой педагог использует дидактические игры. Игры вводят детей в условную ситуацию и эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний. Новая игра может быть связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации или содержанием сюжета прежней игры. Развивающие игры представляют собой своеобразную форму передачи игрового опыта детям во время живого общения.
• Своевременное изменение игровой среды, подбор игрового материала и атрибутов нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду необходимо изменять с учетом практического и игрового опыта детей.
• Во время игрового процесса и для закрепления приобретенного опыта необходимо общение ребенка со взрослым. Для этого педагогом организуется совместная игровая деятельность. Педагог постепенно вводит усложняющиеся сюжеты игровых ситуаций с учетом конкретного практического опыта и игровой среды.
Достигнутый в результате такого комплексного руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу планировать освоение сюжетно-ролевой игры дальше, учитывая новый игровой и практический опыт своих воспитанников. Если у дошкольника по тем или иным причинам не развит опыт, то ему и нечего переносить в игру.
Что поможет обогатить игровой и жизненный опыт детей?
При освоении новых сюжетов, игровых действий ребенок постоянно пополняет игру новым содержанием. Игра остается ребенку интересной. Педагогу необходимо постоянно поддерживать этот интерес через обогащение жизненного опыта ребенка. Постоянное обновление игровой среды стимулирует его творческую активность. Обогащение игровых сюжетов детей формируется через экскурсии, наблюдения, ознакомительные беседы о труде окружающих людей (врача, шофера, продавца
и т. п.), чтение художественной литературы; актуальны также отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, конструирование, дидактические, словесные и театрализованные игры и т. д. Все эти формы взаимодействия взрослого и ребенка являются основным способом обогащения игрового опыта детей. Систематическое и планомерное обогащение детей определенными знаниями и навыками является моделированием их игрового опыта, который подготавливает их к сюжетно-ролевой игре.
Для того чтобы охватить используемый в игре сюжет, необходима целенаправленная предварительная работа. Каждая игра становится отражением всего того, что происходит в жизни ребенка.
Какие компоненты комплексного метода способствуют формированию игровой деятельности и обучают способам игрового отображения?
• Рассказы о профессиях знакомят детей с трудовой деятельностью людей. Рассказ, сопровожда-емый иллюстрациями, побуждает детей применять инструменты, используемые в профессии, производить действия с ними. Рассказы взрослого, которые специально нацелены на воспроизведение какой-либо ситуации («Как я ходила в парикмахерскую», «Как я покупала игрушки в магазине» и др.), обеспечивают натуральность восприятия и веру детей в подлинность события.
• Целевые экскурсии и прогулки способствуют близкому знакомству детей с представителями определенной профессии, дают возможность понаблюдать за деятельностью взрослых.
• Беседы проясняют представления детей о жизненных ситуациях, выявляют их мнение о развитии сюжета. Вовлечение детей в диалог и использование наводящих вопросов развивает их речевую активность. Беседы по определенным сюжетам развивают замыслы игры и их сюжетную линию.
• Дидактические игры способствуют освоению игровых действий и ролевому поведению. Дидактические игры и упражнения воспитывают у детей способность соблюдать правила, быть организованными, проявлять лидерские качества.
• Драматизации и театрализованные игры учат детей обыгрывать готовые сюжеты, способствуют развитию их артистических способностей, умению быть выразительным в различных ролях. Дети учатся воплощению определенного игрового плана, который предусмотрен заранее.
• Рассматривание сюжетных картин позволяет закрепить все ранее увиденное и услышанное детьми. Рассматривание картин вызывает в детях эмоциональные переживания, яркие образы изображенных персонажей, желание подражать им, выполнять определенные действия, использовать трудовые атрибуты по назначению.
• Чтение художественной литературы прививает любовь к чтению. При слушании стихотворных текстов, рассказов, сказок в детях воспитывается умение различать хорошие и плохие поступки.
• Изобразительная деятельность формирует творческие способности, побуждает детей к созданию выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
• Отгадывание загадок позволяет детям образно воспринимать стихотворные тексты, выделять основные признаки предметов.
Задача педагога – нацелить детей на возможность переноса полученного опыта в игру. Передавая детям игровой опыт через обучающие игры, необходимо всячески поощрять детскую самостоятельность, инициативу и творчество.
Что предполагает совместная игровая деятельность педагога с детьми?
Педагог ненавязчиво и непринужденно передает игровой опыт. Ребенку необходимо продемонстрировать ролевые способы поведения – выразительные движения, мимику, жесты, интонацию речи. Взрослый не только разговаривает с игрушкой, но и вызывает на разговор ребенка. Неверно считать совместной игровой деятельностью игру, в которой воспитатель действует, а ребенок лишь наблюдает.
Что необходимо учесть при правильной организации предметно-игровой среды?
Разумное сочетание игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
В сюжетно-ролевой игре предполагается участие нескольких играющих, а дети пятого года жизни особенно тяготеют к совместным играм со сверстниками. К концу учебного года у детей накапливается некоторый опыт совместных игр, и они проявляют к ним стойкий интерес. Сначала объединение детей носит кратковременный характер, но постепенно они начинают объединяться на более длительное время, становятся способны совместно намечать цели и достигать их.
Как организовать образовательную деятельность по технологической карте моделирования игрового опыта детей?
Многие педагоги в своей работе используют различные технологии организации образовательной деятельности детей. Для того чтобы их освоить, необходимо найти способ их детального описания, конструирования ОД в соответствии с выбранной технологией либо методикой.
Одним из способов описания ОД является технологическая карта.
Карта помогает отобразить процесс сопровождения взрослыми (педагогами и родителями) вхождения ребенка дошкольного возраста в мир сюжетно-ролевой игры, помогает этот процесс сделать целостным.
Технологическая карта – это описание пошагового процесса освоения сюжетно-ролевой игры, с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов.
Представленные технологические карты помогут педагогам определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время усвоения материала по определенной теме в течение года. Во время организации образовательной деятельности по моделированию игрового опыта детей нередко упускается момент прослеживания структуры и взаимосвязи компонентов, которые помогают детям овладеть необходимыми знаниями, игровыми действиями, им не хватает жизненного опыта. Зачастую у педагога нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа в отдельности.
Технологическая карта предусматривает все элементы образовательной деятельности и подготовку к ней. В технологическую карту включены все основные методы и приемы образовательной деятельности, входящие в систему обогащения жизненного и игрового опыта детей, такие как беседы, рассматривание иллюстраций; наблюдения, экскурсии; составление рассказов; дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; изобразительная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; конструирование; музыкальная деятельность; решение проблемных ситуаций и т. п.
Представленный вариант технологической карты можно использовать при моделировании игрового опыта детей через предложенные методы и формы системного обогащения сюжетов игр и игровых действий детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет). В зависимости от вида образовательной деятельности и методики выбираются этапы, формулируются целевые ориентиры, определяются оптимальные способы реализации совместной деятельности воспитателя и детей. При необходимости технологическую карту можно дополнить, например указать в ней интегрируемые области, коррекционную работу, если она есть, свои средства реализации и т. п.
В зависимости от целей и вида деятельности этапы и их чередование могут изменяться, однако логика построения и взаимосвязь этапов должны сохраняться. Важно придерживаться основных положений методики. Необходимо учитывать постепенное накопление игровых навыков детей и системный подход к обогащению их игрового опыта.
Содержание
Введение 3
Сюжетно-ролевая игра «Больница» 6
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» 16
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» 26
Сюжетно-ролевая игра «Шоферы» 36
Сюжетно-ролевая игра «Семья» 46
Сюжетно-ролевая игра «Строители» 56
Приложение 66
Литература 69
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом