Преодоление тревожности и страхов у первоклассников. Диагностика, коррекция. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-2328 |
Авторы-составители | Моргулец Г. Г., Расулова О. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь школьному психологу |
Электронная версия | скачать |
УДК | 371 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Вниманию педагогов-психологов предложены различные диагностические методики и набор коррекционных мероприятий (программы "Коррекция познавательных процессов" и "Сотрудничество"). Каждый предложенный курс содержит разработки занятий. Материалы пособия будут интересны и полезны психологу, задача которого - облегчить процесс адаптации ребенка к школе и выстроить дальнейший образовательный маршрут первоклассника в условиях выполнения ФГОС начального общего образования.
Предназначено психологам образовательных организаций, может быть полезно учителям начальных классов.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
У каждого ребенка, пришедшего в школу, начинается новый этап в его жизни: появляется новый вид социально значимой деятельности (учебной), предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Все это требует большого напряжения физических и нравственных сил. Начало школьной жизни накладывает отпечаток на поведение ребенка. В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, ситуативностью поведения. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку. Психологическая напряженность зачастую усугубляется напряжением физическим: изменяется режим дня, нужно быть внимательным на всех школьных уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку школьной жизни. Повышенные нагрузки могут нарушать сон и аппетит, ослаблять естественный иммунитет.
Обычно физическое и психическое самочувствие первоклассников стабилизируется через один-два месяца при условии, что взрослые учитывают новую ситуацию развития ребенка и используют соответствующие ей формы и методы работы.
Первичная диагностика будущего первоклассника помогает вовремя выявить повышенный уровень личностной тревожности, который может стать причиной первых школьных неуспехов, низкий уровень школьной готовности, несформированность навыков общения и элементов произвольного поведения – как причину невозможности адекватной реакции ребенка на систему новых требований, как следствие – невозможность ответить на них. То есть еще до начала школьного обучения можно спрогнозировать возможное повышение тревожного эмоционального фона первоклассника и скоординировать работу педагога, родителей и психолога для предотвращения школьной тревожности как причины первых неудач ребенка в школе.
Обычно совместные усилия взрослых помогают сделать процесс адаптации ребенка к школе короче, а освоение новой деятельности – успешней.
Не претендуя на исчерпывающее изложение материала, авторы-составители пособия* постарались определить основные направления диагностической и коррекционной деятельности психолога образовательной организации при работе с тревожными первоклассниками. В пособии предложены различные диагностические методики и набор коррекционных мероприятий: курсы «Коррекция познавательных процессов» и «Сотрудничество». Каждый предложенный курс, помимо программ, содержит разработки занятий. Выбор программы сопровождения зависит от результатов диагностики, гипотезы, которая возникает в ходе обследования и обработки его результатов, а также профессиональных предпочтений психолога-практика.
Предложенные материалы будут интересны и полезны психологу, перед которым стоит задача сделать процесс адаптации ребенка к школе менее болезненным и выстроить дальнейший образовательный маршрут школьника.
Литература
1. Бачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И. В. Бачков. – М. : Ось-89, 2001.
2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Генезис, 1998.
3. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / М. Р. Битянова. – СПб. : Питер, 2002.
4. Битянова, М. Р. Профессия – школьник [Текст] : программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников : в 3 ч. / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Т. В. Земских. – М. : Генезис, 2000.
5. Битянова, М. Р. Социальная психология [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Эксмо-пресс, 2001.
6. Блонский, П. П. Методика педагогического обследования детей школьного возраста [Текст] / П. П. Блонский. – М. ; Л. : Государственное изд-во, 1927.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968.
8. Бондаревская, Р. С. Организация диагностической и коррекционно-развивающей работы с учащимися 3–5 классов [Текст] / Р. С. Бондаревская. – СПб., 1994.
9. Бороздина, Л. В. Исследование уровня притязаний [Текст] / Л. В. Бо-роздина. – М. : Изд-во МГУ, 1986.
10. Бретт, Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... [Текст] / Д. Бретт. – М. : Класс, 1996.
11. Вахтерев, В. П. Нравственное воспитание и начальная школа [Текст] / В. П. Вахтерев. – М., 1900.
12. Венгер, А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков [Текст] / А. Л. Венгер. – М. ; Рига : Эксперимент, 2000.
13. Гатанов, Ю. Б. Курс развития творческого мышления [Текст] / Ю. Б. Гатанов. – СПб. : Иматон, 1996.
14. Герасимова, А. Школьная тревожность [Текст] / А. Герасимова // Мурзилка. – 2001. – № 9.
15. Дубровина, И. В. Руководство практического психолога [Текст] / И. В. Дубровина // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М. : Академия, 1997.
16. Камбурова, М. А. Коррекция страхов и тревожности у младших школьников с использованием метафор [Текст] / М. А. Камбурова // Возможности практической психологии в образовании. – Вып. 1. – М., 2001.
17. Котва, И. Невыполнимые советы по воспитанию [Текст] / И. Котва // Школьный психолог. – 2006. – № 6.
18. Микляева, А. В. Трудный класс [Текст] : диагностическая и коррекционная работа / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2006.
19. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Н. И. Пирогов. – М. : Изд-во АПН, 1952.
20. Платонов, К. К. О процессе самоукрепления коллектива [Текст] / К. К. Платонов // Коллектив и личность : сб. / под ред. Е. В. Шороховой [и др.]. – М. : Наука, 1975.
21. Практическая психодиагностика [Текст] : методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ-М, 1998.
22. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 11–18.
23. Прихожан, А. М. Психология неудачника [Текст] / А. М. Прихожан. – М. : Сфера, 1997.
24. Регуш, Л. А. Тренинг профессиональной наблюдательности [Текст] / Л. А. Регуш. – Л. : Изд-во ЛГПИ, 1991.
25. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 1996.
26. Роков, Г. А. К психологии школьного класса [Текст] / Г. А. Роков // Вестник воспитания. – 1903. – № 4.
27. Романова, Е. С. Графические методы в психодиагностике [Текст] / Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. – М. : Дидакт, 1992.
28. Романова, О. Л. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции «трудного» класса [Текст] / О. Л. Романова, И. В. Иванникова // Вопросы психологии. – 1994. – № 6.
Проявление тревожности при первичной диагностике первоклассников
Проявление тревожности при первичной
диагностике первоклассников
Ситуативные проявления тревожности первоклассников, вызванные новой организацией и содержанием деятельности, большим количеством контактов со сверстниками, требованиями учителя, являются частью школьной жизни и носят характер естественной реакции ребенка на возникшую ситуацию неопределенности.
Возвращаясь к этому событию через несколько лет (в конце 4 класса) и оценивая его по пятибалльной шкале на «Линии классной жизни», все обучающиеся оценивают его как «положительное 5». Значит, несмотря на все пережитые страхи и тревоги, сам процесс «поступления в школу», сопряженный с повышением тревожного эмоционального фона, является одной из «точек роста» первоклассника.
Однако устойчивое переживание неблагополучия ребенком может иметь различную форму и интенсивность. С точки зрения психологов, школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен ко всему».
Картина эмоционального неблагополучия ребенка хорошо «прочитывается» в выполнении графических заданий и рисуночных тестов уже при первом обследовании. Выбор диагностических методик для первичного обследования зависит от профессиональных предпочтений школьного психолога и уже на первоначальном этапе позволяет оценить как когнитивные, так и личностные особенности ребенка. Результаты обследования могут стать основой возникшей гипотезы и дальнейшего выбора материала для более углубленного обследования и/или (позднее) материалом для коррекционной работы с ребенком, консультирования родителей и педагогов.
Если в качестве инструмента диагностики школьный психолог использует блок методик А. Л. Венгера (Венгер А. Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск: Пеленг, 1993), то показателем высокого уровня тревожности будет особенность выполнения заданий разных типов.
Тревожность хорошо прочитывается в рисунке человека. На неё указывают подчеркнуто прорисованные, преувеличенные глаза, особенно зачерченные. Тенденция к штриховке, особенно к размашистой, также свидетельствует о тревожности. Самоисправления, особенно если они не ведут к улучшению результата, – показатель тревоги не только в рисуночных пробах, но и практически во всех поведенческих проявлениях. Кроме того, в рисунках встречается специфическая «тревожная линия» – длинная линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок как бы боится провести её всю сразу (а вдруг не туда). К показателям тревоги относятся также линия с сильным нажимом и преувеличенное внимание к деталям.
По методике «Пиктограмма» показатели тревожности те же, что и в рисунке человека. Специфичным именно для пиктограммы является чрезмерное обилие деталей, говорящее о том, что ребёнок не надеется на свою память и вводит массу дублирующих уточнений. Такая тревожная детализация направлена именно на построение опор для памяти (при нормальном уровне запоминания). Отделение рисунков друг от друга линиями, рамочками, нумерация рисунков тоже могут говорить о тревожности ребенка. Одним из показателей острой тревожности является хаотичное расположение рисунков, буквально наползающих друг на друга.
Методика «Образец и правило», используемая в индивидуальном обследовании, дает дополнительные диагностические возможности по сравнению с фронтальным вариантом применения. Может быть выявлена тревожная дезорганизация деятельности, когда последнее, самое сложное задание вдруг выполняется резко хуже, чем простые. Можно увидеть особенности детской самооценки: её адекватность, критичность, уверенность.
В самом стиле выполнения задания проявляются и уровень тревожности, и характер самооценки. Долгое примеривание, многократные исправления, не приводящие к улучшению результата, попытки ребенка получить от взрослого прямые подсказки и немедленную оценку, растерянность перед каждым заданием и попытки от него уклониться могут также свидетельствовать о тревожном неблагополучии в личностной сфере ребенка.
Блок методик А. Венгера позволяет выявить и корреляцию сформированности важнейших компонентов готовности к школьному обучению с уровнем тревожности при выполнении этих заданий. Включение в первичную диагностику методики «Рисунок семьи»
Приложение 1
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Ваш родительский стаж _______________________ лет.
2. Сколько у Вас детей? _____________ Их возраст ______________.
Закончите предложения:
3. Я жду от школы _________________________________________.
4. Я хотел бы, чтобы классный руководитель _______________________________________________________________________________.
5. Я считаю, что родители должны _______________________________________________________________________________________.
6. Я жду от своего ребенка ______________________________________________________________________________________________.
7. Я жду, что педагоги (кл. рук.) _________________________________________________________________________________________.
8. Мой ребенок должен _________________________________________________________________________________________________.
9. Я хотел бы, чтобы в школе ____________________________________________________________________________________________.
10. Успехи моего ребенка зависят от ______________________________________________________________________________________.
11. На мой взгляд, классный руководитель должен __________________________________________________________________________.
12. Поступая в 1 класс, дошкольник:
А) Может быть не подготовлен к школе. Достаточно, чтобы ребенок хотел в школу. В школе его всему научат.
Б) Должен знать буквы, уметь хорошо и аккуратно раскрашивать, выполнять задание по образцу.
В) Должен обязательно быть хорошо подготовлен к школе: уметь читать, выполнять задание по образцу, ориентироваться в пространстве. Желательно, чтобы в течение года он посещал подготовительную группу детского сада или школу будущих первоклассников.
Г) Ваш вариант: _______________________________________________________________________________________________________.
13. Сколько времени в сутки Вы проводите, занимаясь с ребенком одним делом? _______________________________________________.
14. Чем Вы занимаетесь вместе? __________________________________________________________________________________________.
15. Вы считаете, что в обучении Вашего ребенка:
А) 80 % должны дать ребенку педагоги и 20 % родители.
Б) Главную роль играете Вы, родители, так как помогаете ребенку выполнять домашнее задание, имеете возможность дополнительно объяснить то, что он недопонял на уроке.
В) Родители не должны принимать участие в обучении, так как они не профессиональные педагоги, обучать детей – забота школы.
Г) Все зависит от усердия ребенка и доли родительской помощи в обучении.
16. В школе Вашему ребенку наравне с другими детьми учитель объясняет новый материал, если он не смог усвоить его с первого, второго или третьего объяснения, то это проблема:
А) Ребенка, пусть сядет и выучит сам.
Б) Родителя, который должен продублировать тему урока дома.
В) Учителя, пусть останется после урока и объяснит ребенку еще раз (до тех пор, пока он не поймет).
Анкета для педагогов
1. Ваш педагогический стаж _______________________ лет.
Закончите предложения:
2. Я жду от школы ____________________________________________________________________________________________________.
3. Я хотел бы, чтобы каждый классный руководитель ___________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Я считаю, что родители должны _______________________________________________________________________________________.
Приложение 2
Приложение 2
Права и обязанности сторон.
Выдержки из «Договора о сотрудничестве ОО
и родителей обучающихся»*
2.2. Родители обязуются:
2.2.1. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за получение ими основного общего образования.
2.2.2. Выполнять Устав школы.
2.2.3. Обеспечивать своим детям нормальные морально-психологические и материальные условия для их жизнедеятельности, развития и обучения.
2.2.4. Воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии, прививать здоровый образ жизни.
2.2.5. Обеспечивать систематическое посещение ребенком школы и своевременную явку обучающихся на занятия опрятно и аккуратно одетыми и причесанными.
2.2.6. Своевременно, до начала занятий, ставить в известность классного руководителя о болезни ребёнка и возможности его отсутствии на занятиях, подтвердив отсутствие по болезни действующим документом – справкой медицинского учреждения.
2.2.7. Своевременно, за 3 дня, путём подачи заявления на имя директора школы согласовать отсутствие ребёнка на занятиях в силу семейных и других обстоятельств.
2.2.8. Регулярно посещать родительские собрания, встречаться с учителями, интересоваться жизнью ребёнка в школе, его успеваемостью и поведением.
2.2.9. Прививать своим детям уважение к ученическому и педагогическому коллективу.
2.2.10. Нести субсидиарную ответственность в соответствии со ст. 1074 Гражданского кодекса РФ за нанесение материального ущерба организации (восстанавливать утраченные предметы).
2.2.11. Нести ответственность вместе с обучающимися за все нарушения Устава, правил внутреннего распорядка, требований учебно-воспитательного процесса.
2.2.12. Нести ответственность за внешний вид ученика (соблюдать принятую в данной школе форму одежды).
3.2. Родители имеют право:
3.2.1. Выбирать факультативные и индивидуально-групповые занятия, предлагаемые вариативной частью учебного плана, выбирать формы обучения.
3.2.2. Принимать участие в работе Совета школы, родительского комитета (в качестве делегатов, избранных на родительской конференции).
3.2.3. Защищать законные права, интересы своих детей. Своевременно обращаться к классному руководителю и администрации школы для решения конфликтных ситуаций относительно ребёнка.
3.2.4. Оказывать посильное содействие в подготовке школы к новому учебному году.
2.1. Школа обязуется:
2.1.1. Познакомить родителей с Уставом школы и внутренним распорядком школы.
2.1.2. Предоставить возможность (по желанию родителей) освоения общеобразовательных программ в следующих формах: семейного образования, самообразования, экстерната, индивидуального обучения на дому (при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка) по индивидуальному учебному плану.
2.1.3. Создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и физического развития личности обучающегося, всестороннего развития его способностей. Гарантировать защиту прав и свобод личности обучающегося.
2.1.4. Обеспечивать усвоение знаний в рамках обязательных образовательных стандартов по образовательным предметам в пределах учебного плана для 1–9 классов при добросовестном отношении обучающегося к знаниям.
2.1.5. На время учебных занятий, при условии нахождения ученика в школе, отвечать за сохранность жизни и здоровья обучаемого.
2.1.6. Осуществлять единые педагогические требования ко всем обучающимся.
2.1.7. Организовывать углубленное изучение отдельных предметов, внеучебную деятельность обучающихся согласно их интересам и запросам родителей.
2.1.8. Успевающим обучающимся по окончании 2-й ступени обучения выдавать аттестат об основном общем образовании.
2.1.9. Предоставлять родителям (законным представителям) возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, итогами успеваемости обучающегося.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
Цитата |
---|
Здравствуйте, купила программу Центр управления программами издательства "Учитель" и программу Преодоление тревожности и страхов у первоклассников,не могу открыть, только дерво отрывается, прост активацию причем платную, это как? еще раз платить? |