Новогодняя суперакция! Только с 9 по 11 декабря скидки до 50%! Получить промокод на скидку

Информационные технологии профилактики наркомании. Классные часы, занятия, диагностика наркотизации. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
138 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5416
Авторы Грибанова О.В.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Внеурочная деятельность
Электронная версия скачать
УДК 373.3/.5
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлены современные технологии, формы и методы работы по профилактике наркомании в подростковой среде, приведены сценарии мероприятий (классные часы, тематические игры, волонтерские акции) внеурочной деятельности в школе, которые позволят педагогам решать воспитательные задачи в соответствии с ФГОС. Материал отличается простотой и доступностью изложения, многообразием примеров из жизни людей, столкнувшихся с наркотиками, актуальностью затронутых проблем и вопросов. Классические угрозы и запреты уступают место ситуациям свободного выбора, разрешая которые обучающийся самостоятельно приходит к осознанию целого ряда значимых для формирования личностных УУД нравственных ценностей: свободы, любви, здоровья, независимости, возможности самому строить свою жизнь.
Предназначено классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе, социальным педагогам, психологам и другим специалистам, в чью сферу деятельности входит педагогическая работа с детьми подросткового возраста.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Литература

ЛИТЕРАТУРА

1. Беркалиев, Т. Н. Профилактика наркомании в территориальной системе общего образования : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Н. Беркалиев. – СПб., 2003. – 24 с.

2. Бочков, И. В. Физиолого-гигиеническая оценка индивидуального риска употребления психоактивных веществ у детей подросткового возраста и пути первичной профилактики : дис. … канд. мед. наук / И. В. Бочков. – Волгоград, 2001. – 109 с.

3. Грушецкая, Т. Нет – алкоголизму, курению и наркотикам : сценарий-шоу / Т. Грушецкая // Воспитание школьников. – 2000. – С. 58–64.

4. Гурова, Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности, нравственные ориентиры / Р. Г. Гурова // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 32–38.

5. Кесельман, Л. Е. Социальное пространство наркотизма / Л. Е. Кесельман, М. Г. Мацкевич. – СПб., 2001. – 272 с.

6. Колесов, Д. Б. Антинаркотическое воспитание : учеб.-метод. пособие / Д. Б. Колесов. – Воронеж, 2001.

7. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / Министерство образования РФ. – М., 2000.

8. Кошкина, Е. А. Эпидемиология наркологических заболеваний / Е. А. Кошкина // Руководство по наркологии / под ред. Н. Н. Иванца. – М. : Медпрактика, 2002. – Т. 1. – 315 с.

9. Макеева, А. Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе / А. Г. Макеева. М. : Сентябрь, 1999. – 144 с.

10. Муртазина, Л. Р. Проблема наркотизации молодежной среды / Л. Р. Муртазина // Сборник статей и тезисов Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты». – Набережные Челны, 2006. – С. 117–123.

11. На крючке: Наркотики, алкоголизм, курение… Как мы становимся зависимыми и как могли бы исцелиться // Семья и школа. – 1998. – № 1. – С. 23.

12. Наркомания: грех или болезнь? – М. : Даниловский Благовестник, 2001. – 255 с.

13. Психологические основы профилактики наркомании в семье / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. – Самара, 2001. – С. 8–67, 115–126.

14. Размахнина, А. Купальщицы / А. Размахнина // STORY. – 2008. – № 12 ; 2009. – № 1. – С. 152–156.

15. Романова, О. Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей / О. Л. Романова // Вопросы наркологии. – 1993. – № 3. – С. 46–53.

16. Росек, Б. Дневник наркоманки / Б. Росек. – М. : Новелла, 1990. – 128 с.

17. Рохлина, М. Л. Наркомании и токсикомания / М. Л. Рохлина // Руководство по психиатрии / под ред. А. С. Тиганова. – М. : Медицина, 1999. – Т. 2. – С. 339–428.

18. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Л. С. Шпилени. – СПб., 2003. – 464 с.

19. Устинова, Е. Не сломай судьбу свою : конкурс сочинений «Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков» / Е. Устинова // Воспитание школьников. – 2001. – № 2. – С. 48–50.

20. Шабанов, П. Д. Наркомания: патопсихология, клиника, реабилитация / П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг. СПб. : Лань, 2001. – 464 с.

Интернет-ресурсы:

1. 20 фактов об энергетических напитках. – Режим доступа : http//www.medblog.ru

2. Без наркотиков! Ваши письма. Наркоман – не человек! – Режим доступа : http//www.nodrugs.ru

3. В чем опасность энергетических напитков. – Режим доступа : http//www.prochitano.ru

4. Вильгоцкий, А. Героин, антинаркотическая комотрагедия. – Режим доступа : http//www.proza.ru

5. Выбираю жизнь. На краю пропасти. Наркомания. Письма, стихи, исповеди. – Режим доступа : http//dupo.murman.ru

6. Наркотики. Ру. – Режим доступа : http//www.narkotiki.ru

7. Погорелова, О. П. Подростковая наркомания. – Режим доступа : http//www.narko.newmail.ru

8. Последнее письмо наркомана. – Режим доступа : http//rasta man.tales.ru

9. Скажи наркотикам НЕТ! – Режим доступа : http//www.narkotikam.net

10. Стихи: Нет наркотикам! – Режим доступа : http//www.sunhome.ru

11. Энергетические напитки: плюсы и минусы. – Режим доступа : http// www.womenhealthnet.ru


Профилактика наркомании в современном образовательном пространстве

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Целью педагогической работы по предупреждению наркомании является: воспитание психически и физически здорового и личностно развитого человека, обладающего социально-психологическими навыками противостояния наркогенному давлению и способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не прибегая к использованию наркотических веществ. Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении следующих задач:

– изучить состояние проблемы наркомании в современном образовательном пространстве;

– определить комплекс диагностических методик, обеспечивающих выявление степени риска наркотизации обучающихся;

– разработать комплекс технологий, способствующих формированию личностной позиции обучающихся в отношении неприятия наркотических веществ;

– осуществить опытную работу по проверке эффективности разработанных антинаркотических технологий.

В воспитательном пространстве образовательной организации педагог ближе всех находится к детям и молодежи. Именно педагог создает условия для интеллектуального, творческого и личностного развития своих воспитанников, что особенно важно, поскольку истинные причины наркомании кроются не во внешних условиях и обстоятельствах, не в трудном материальном положении (иначе как объяснить употребление наркотиков детьми из достаточно обеспеченных семей, так называемой «золотой молодежью»?). Причины наркомании – в самом человеке.

Алкоголь, сигареты, наркотики позволяют расслабиться, снять стресс, стать своим в компании сверстников, избавляют от скуки, дают новые ощущения, помогают решать жизненные проблемы, легче общаться и заводить друзей, придают смелость и уверенность – иными словами, они позволяют на время спрятаться от себя самого, от своих слабостей и недостатков.

Можно с уверенностью сказать, что наркомания – это лишь первый симптом мании совсем иного рода – мании инерции, пассивности и равнодушия со стороны молодежи: равнодушия к миру, обществу, другим людям и, что самое страшное, равнодушия к самим себе. И эту инертность нельзя сломить простым описанием пусть даже самых негативных последствий наркомании (наркотики – это «вредно», «опасно» и т. д.). Ее нельзя побороть угрозами и запретами. Здесь необходима ежедневная кропотливая работа по формированию личностно развитого человека, то есть человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, а значит, не нуждающегося в приеме наркотических веществ. Безусловно, что решение этих задач при отсутствии педагогических кадров, подготовленных к ведению антинаркотической профилактики, просто невыполнимо.

Как правило, известие о том, что необходимо принять участие в работе по профилактике наркомании, классные руководители воспринимают с некоторым раздражением. Отчасти такая реакция оправдана, поскольку на хрупкие педагогические плечи государство возложило немало обязанностей.

Проведение классным руководителем различного рода мероприятий, направленных на предупреждение наркомании, длительное время являлось следствием его личной инициативы, а следовательно, и сама работа в этой области носила эпизодический, бессистемный характер.

Однако постепенно, вследствие создания и утверждения на государственном уровне ряда нормативных документов (постановлений правительства РФ, решений Совета безопасности, различных федеральных программ и т. д.), участие педагога в антинаркотической профилактике перестало быть исключительно моральным долгом и перешло в разряд профессиональных педагогических обязанностей.

Так, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002 г. № 330 «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников».

В настоящее время основой профилактической работы в образовательных организациях является Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом № 619 от 28.02.2000 г. Министерства образования Российской Федерации и одобренная решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту 22.05.2000 г.

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами отражает цели, задачи, принципы, условия, направления, этапы реализации антинаркотической профилактики в области образования и является основой для разработки конкретных нормативных документов и программ.


Технологии работы классного руководителя по профилактике наркомании

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ

Использование педагогом широкого спектра антинаркотических технологий является важным условием эффективной профилактической работы. Однако не следует забывать, что любая технология – это не рецептура, беспрекословное следование которой гарантирует хороший результат. Сам факт участия ребенка в том или ином виде деятельности, мероприятии еще не означает, что оно оставит какой-то отклик в его душе.

Педагог может бесконечно долго говорить о том, что не следует употреблять наркотики. И ученики будут каждый раз соглашаться с его словами, в глубине души по-прежнему сомневаясь: а почему «не следует»? Почему необходимо негативно относиться к тому, что сегодня является неотъемлемой частью повседневной жизни? Почему нельзя просто изменить социальную точку зрения на эту проблему, убрать ореол таинственности и сделать наркотики общедоступными, легальными? Почему вообще следует слушать запреты педагогов? Запреты, которых и так настолько много, что их просто невозможно запомнить, не говоря уже о том, чтобы выстраивать и осуществлять каждый момент своей жизни на их основе?

Как показывает педагогическая теория и практика, а также все возрастающие масштабы наркомании в детской и подростковой среде, путем угроз и запретов, отдельных изолированных мероприятий невозможно добиться действительного отказа учеников от употребления наркотических веществ. При таком подходе глубинные аспекты личности, структура жизненно-нравственных смыслов и ценностных ориентаций остаются незатронутыми. А значит, ученики будут слушать, но не слышать обращенные к ним слова педагогов о том, что наркотики – это «вредно», «опасно», «наказуемо». Они не будут видеть смысла в большинстве организованных «мероприятий», поскольку личность не может развиваться как-то иначе, чем самопроизвольно, а точнее сказать, добровольно. Сама природа личности ограничивает возможность влияния на нее извне.

Именно поэтому любая антинаркотическая технология прежде всего должна нести в себе определенный импульс, толчок, побуждающий ребенка к самоанализу и самоизменению, она должна ставить ребенка в новые условия, востребовать у него новую модель поведения, увлекать, заставлять ребенка испытывать легкий стресс, игру творческих сил, радость общения с окружающими.

В числе таких технологий:

• технология использования видеоматериалов с антинаркотическим содержанием;

• технология анализа наркогенных ситуаций;

• технология использования задач с антинаркотическим содержанием;

• игровые технологии;

• технология, направленная на формирование у учащихся эффективных копинг-стратегий;

• информационные технологии.

Технология использования видеоматериалов
с антинаркотическим содержанием

Технология использования видеоматериалов с антинаркотическим содержанием является эффективным средством воздействия на эмоционально-ценностную сферу человека.

Основные ее преимущества:

• способствует формированию у обучающихся негативного отношения к наркотикам, состоянию наркотического опьянения, обычаям и атрибутам употребления наркотических веществ;

• позволяет отразить неприглядность различных сторон жизни человека, употребляющего наркотики;

• стимулирует процесс осознания обучающимися краткосрочности и во многом иллюзорности действия наркотических веществ.

Проведение классного часа «У опасной черты» (см. Приложение 3) сопровождалось видеопоказом антинаркотического фильма «Незримая война».

После просмотра видеофильма обучающимся предлагалось заполнить анкету (Приложение 4), разработанную и апробированную кандидатом медицинских наук И. В. Бочковым.

Анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы:

• до просмотра видеоматериала 64 % обучающихся полагали, что с помощью наркотиков можно добиться улучшения настроения и преодоления проблемных ситуаций и стрессов. После просмотра антинаркотических видеоматериалов только 38 % обучающихся не изменили своей точки зрения на данную проблему;

• возможность привыкания к наркотическим веществам при эпизодическом употреблении до просмотра фильма отмечали 28 % учеников. После просмотра у 49 % обследуемых сложилось мнение, что зависимость может наступить даже при эпизодическом употреблении наркотических веществ;

• 53 % обучающихся до просмотра видеофильма отмечали невозможность для себя в дальнейшем употреблять наркотики. После просмотра видеофильма 89 % обучающихся посчитали невозможным для себя даже эпизодическое употребление наркотических веществ;


Информационные технологии

ИНФОРМАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Наиболее распространенными в практике отечественной педагогики являются информационные технологии, направленные на формирование у обучающихся системы объективных представлений о последствиях употребления наркотических веществ, возможных причинах приобщения подростков к наркотикам.

В основе данных технологий лежит информирование:

• о негативных влияниях наркотиков на различные стороны жизни человека;

• о губительных последствиях наркомании для здоровья;

• об уровне смертности, заболеваемости СПИДом и других количественных данных о наркоманах;

• о неприглядных сторонах жизни наркомана (бродяжничество, проституция и т. д.);

• о деградации людей, употребляющих наркотики, и проблемах, с этим связанных (распад семьи, рост числа преступлений и т. д.).

Основные принципы использования информационных технологий.

Принцип первый: «Не навреди!». Это самое главное правило, которым педагог должен руководствоваться при реализации антинаркотической профилактики. Случайное слово или неудачно выбранная педагогом формулировка могут повлечь за собой глобальные последствия, стать причиной формирования у обучающихся неверных представлений о наркотиках, создать непреодолимый коммуникативный барьер между педагогом и воспитанником.

Принцип второй: каждый человек имеет право не только знать, но и не знать о наркотиках («принцип запретной информации»).

Особенности использования информационных технологий:

– отбор антинаркотических материалов должен осуществляться на основе результатов предварительной диагностики;

– в ходе профилактической работы должны соблюдаться правила подачи информации о наркотиках.

Правила подачи информации о наркотиках

1. Не выходите за рамки представлений о наркотиках, которые уже есть у обучающихся.

Например, не следует упоминать названия неизвестных им ранее наркотиков и разъяснять их опасность. В ходе беседы лучше избегать использования названий наркотических веществ. Лучше ограничиться обобщающим словом – «наркотик».

2. Акцентируйте внимание на актуальных для обучающихся темах и вопросах (Приложение 16).

Информационный подход обеспечивает передачу знаний о вреде наркотиков только на уровне их значений. Но одно и то же понятие может иметь различный, порой противоположный смысл.

Так, например, для одних Петр Первый – великий политический деятель, «прорубивший окно в Европу», для других – палач, погубивший сотни крепостных на строительстве балтийского флота и города на Неве.

Восприятие человеком окружающей действительности в основе своей носит субъективный характер. Именно поэтому оценка любой информации, будь то информация об известных исторических деятелях или информация о наркотиках, всегда будет неоднозначной.

В соответствии с вышесказанным мы считаем, что главным в реализации профилактики наркомании в подростковой среде является не факт сообщения информации, а создание условий для осознания учениками негативных последствий употребления наркотических веществ, ответственности перед собой и другими людьми за совершаемый выбор.

Но для этого недостаточно традиционных бесед и лекций о вреде наркотиков. Для этого педагогам необходимо отказаться от теоретических рассуждений и сделать акцент на тех проблемных вопросах, на которые нет однозначного, а тем более «правильного» ответа. Необходимо предложить обучающимся такие темы для обсуждения, которые действительно потребуют столкновения различных позиций, переживаний, дадут возможность поделиться с окружающими своим личностным опытом, взглянуть на проблему под другим углом, прочувствовать ее как нечто реально существующее, в той или иной мере связанное с обычной, повседневной жизнью.

3. В предлагаемых материалах не допускается конкретных сведений о методах выращивания соответствующих растений, указаний по способам получения и употребления наркотических веществ.

4. Антинаркотические материалы должны быть нейтральными в отношении какой-либо социальной прослойки, национальности, возраста и т. д.

5. Нельзя использовать информацию о положительных моментах, которые могут возникать на первых этапах употребления наркотических веществ.

Исключается употребление таких терминов, как «эйфория», «непередаваемые ощущения», «состояние блаженства», «состояние особенной одухотворенности, блаженства и покоя», «удовольствие» и т. п.

6. Нельзя говорить о возможности быстрого смертельного исхода


Приложение 4. Анкета 2 (направлена на определение эффективности показа видеофильмов с антинаркотическим содержанием)

Приложение 4

АНКЕТА 2
(направлена на определение эффективности показа
видеофильмов с антинаркотическим содержанием)

1. Знали ли Вы до просмотра видеофильма о последствиях употребления наркотиков?

а) Да; б) нет.

2. Если знали о последствиях приема наркотиков, то из каких источников?

а) Из литературы и видеофильмов;

б) по рассказам знакомых и друзей;

в) по рассказам родственников;

г) видели сами;

д) испытали на себе.

3. Предполагали ли Вы, что последствия наркотического отравления и симптомы отсутствия наркотика («ломки») такие тяжелые?

а) Да; б) нет.

4. Когда, по Вашему мнению, возникают явления зависимости при употреблении различных одурманивающих веществ?

а) После нескольких приемов;

б) через 1 месяц;

в) через 3–6 месяцев;

г) более 6 месяцев.

5. Привлек ли Ваше внимание данный видеоматериал?

а) Подобного еще не видел;

б) смотрел с интересом;

в) безразличное отношение;

г) затрудняюсь ответить.

6. При просмотре документальных кадров ощущали ли Вы:

а) сердцебиение; д) тошноту;

б) головокружение; е) отвращение;

в) потливость; ж) страх?

г) затрудненное дыхание, одышку;

7. После просмотра данного видеосюжета Вы все равно не откажетесь при случае попробовать наркотики?

а) Откажусь;

б) не откажусь;

в) затрудняюсь ответить.

8. После просмотра видеофильма Вы и дальше будете продолжать употреблять наркотики (если уже их пробовали)?

а) Да;

б) нет;

в) сразу затрудняюсь ответить.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.