Программа воспитания в образовательной организации: практико-ориентированные материалы в электронном приложении
Код | 6902б |
Авторы-составители | Гура Г.Ю. |
Издательство | Учитель, 2016 |
Серия | Планы работы школы с мультимедийным сопровождением |
ISBN | 978-5-7057-4582-1 |
Страниц | 171 |
УДК | 373.3/.5 |
Штрихкод | 9785705745821 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 7 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 136 г |
Электронное приложение с примерной программой воспитательной работы, программами по формированию здорового образа жизни и культуры питания поможет руководителям в составлении программы воспитания обучающихся.
Адресовано руководителям, заместителям директора, методистам, педагогам образовательных организаций.
Подробное описание
Введение
Начальное общее образование
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:
• создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
• формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
• формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Основное общее образование
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (далее – Программа) должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Программа должна быть направлена: на освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями с учетом потребностей рынка труда; формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; формирование экологической культуры.
Программа должна обеспечить:
• формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
• усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
• приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
• социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
• формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
• приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
• приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
• участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций, в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;
• формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
• развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
• формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
• овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
• развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
• приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
• создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы, совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
• информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
• использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
• осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
• формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
• осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
• формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
• овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
• формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний, убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
• осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
Программа должна содержать:
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);
5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;
6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;
7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;
8) описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического, здоровьесберегающего образования обучающихся;
9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т. п.);
10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);
11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Среднее (полное) общее образование
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования (далее – Программа) должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
Программа должна обеспечивать:
• достижение выпускниками личностных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта;
• формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательная организация, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений.
Программа должна содержать:
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования;
2) основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
4) модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся;
5) описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся;
6) описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов;
7) описание методов и форм профессиональной ориентации в образовательном учреждении;
8) описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах;
9) описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
10) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формирования безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
11) критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению воспитания и социализации обучающихся.
Содержание
Введение 3
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 13
Пояснительная записка 13
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений 26
Ожидаемые результаты реализации Программы 41
Показатели и индикаторы реализации Программы 42
Управление реализацией Программы 44
Ресурсное обеспечение Программы 45
Система мероприятий Программы 45
Эффективность реализации Программы 45
Программа по созданию условий для развития и воспи-тания гимназистов в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда» на 2014–2018 гг. «Школьное государство» 46
Пояснительная записка 46
Основные направления и ценностные основы воспитания учащихся 62
Создание условий для развития личностных качеств ребенка при планировании и организации воспитательной работы с классным коллективом 91
Реализация программы воспитания и развития учащихся по месяцам 96
Совместная деятельность гимназии с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по развитию и воспитанию учащихся 98
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам развития и воспитания учащихся 104
Мониторинг эффективности реализации программы развития и воспитания учащихся 105
Приложения 118
Воспитательные программы и модули МОУ «Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда» по форми-рованию здорового образа жизни и здоровьесберегающим технологиям «Гимназия – территория здоровья» 124
Программа по формированию культуры питания учащихся МОУ «Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда» «Культура здорового питания» 131
Пояснительная записка 131
Система мониторинга за ходом реализации программы «Культура здорового питания» 145
Содержание программы 147
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся 151
Календарно-тематическое планирование по реализации программы 153
План мероприятий по здоровому питанию на 20__– 20__ учебный год 156
Приложения 159
Литература 168
Содержание электронного приложения
Программа воспитания
Гимназия – территория здоровья
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом