Логопедические занятия с детьми 2-3 лет. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-4772 |
Авторы-составители | Рыжова Н.В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Логопедическая служба |
Электронная версия | скачать |
УДК | 376.36 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Рекомендовано логопедам, воспитателям ДОО, центров развития детей; полезно родителям, заинтересованным в профилактике и преодолении задержки речевого развития у своего ребенка.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
Введение
Известно, что в настоящее время увеличивается количество детей, имеющих задержку речевого развития. В качестве причин данного нарушения речи можно назвать наследственную предрасположенность, двуязычие в семье, различные заболевания, травмы, инфекции в перинатальном (внутриутробном), натальном или раннем неонатальном периодах развития ребенка, педагогическая запущенность и другие. В результате остро встает проблема развития навыков общения, выбора таких логопедических технологий, которые позволили бы не только предупредить, но и преодолеть задержку речевого развития у детей дошкольного возраста. использование активизирующих бесед, игр и упражнений делает процесс логопедического воздействия для ребенка незаметным и приводит к достижению нужных результатов: активизации, расширению, обогащению лексического запаса, развитию грамматического строя речи, формированию правильного произношения звуков родного языка, первоначальных навыков в овладении связной речи. важно подчеркнуть, что в качестве основной задачи выступает развитие у детей навыков общения.
Предлагаемые в пособии логопедические игры и упражнения разработаны с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и успешно апробированы в МДОУ детский сад комбинированного вида № 215 г. Ярославля. Основной линией развития ребенка выступила реализация познавательно-речевого направления, а в качестве образовательных областей – «Речевое развитие» и «Познавательное развитие». Научно-теоретической базой представленного материала выступают основные положения ряда образовательных программ и методик: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (2010); примерная основная общеобразовательная программа дополнительного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2012); Е. Краузе «Логопедия» (2003); «Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников» под ред. О. С. Ушаковой (2009); Н. В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» (2004), методики развития речи детей дошкольного возраста (А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, Л. П. Федоренко).
В области «Речевое развитие» можно выделить ряд направлений и соответствующих задач:
1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия (формирование внимания к неречевым звукам, умений узнавать и различать неречевые звуки, подражать голосам птиц и животных; воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи; воспитание слухового внимания и восприятия, чувства ритма в играх и упражнениях с музыкальными игрушками; развитие зрительного внимания и восприятия, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы; развитие внимания к ритмической основе слова; воспитание умения вслушиваться в речь взрослого).
2. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков (формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и]; развитие речевого подражания; развитие длительного речевого выдоха в течение двух-трех секунд на материале гласных и их сочетаний; развитие силы, высоты, темпа, ритма голоса на материале звукоподражаний; развитие певческого голоса на материале гласных звуков и их слияний; формирование правильного звукопроизношения; развитие дифференциации носового вдоха и ротового выдоха, речевого дыхания; развитие артикуляционного аппарата).
3. Формирование и совершенствование словаря детей (на основе занятий по лексическим темам: «Золотая осень», «Вкусные овощи», «Игрушки», «Мои любимые фрукты», «Дом», «Туалетные принадлежности», «Зимние забавы», «Встречаем Новый год», «Продукты питания», «Дикие животные», «В лесу», «Обитатели морских глубин», «Ягоды», «Мой детский сад», «Птичий двор», «Сказка к нам приходит в дом», «Мое тело», «Моя семья», «Цветы», «В зоопарке», «Мебель», «Обувь»).
3.1. Развитие импрессивной речи (формирование умений вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции; совершенствование навыка понимания речи; расширение пассивного словаря; закрепление понимания слов, обозначающих простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов; обучение пониманию простых вопросов по сюжетным и предметным картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой; обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением; обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций).
3.2. Развитие экспрессивной речи (преодоление речевого негативизма; формирование речи как средства общения; воспитание потребности в речевом общении; активизация использования в речи обобщающих слов по лексическим темам; развитие словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий по изучаемым лексическим темам; введение в активную речь предлогов на, в, к, ко, около, под; обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей, коротких стихотворений; обучение умениям образовывать притяжательные прилагательные (бабушкины, дедушкины, мамины, папины), отгадывать загадки).
4. Формирование и совершенствование грамматического строя речи (обучение умению понимать заданные вопросы и отвечать на них
Лексическая тема «Золотая осень»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Упражнение «Найди похожие листья»
Цели: активизировать лексический запас по теме; учить различать деревья по форме листьев (береза, клен, рябина, ель); развивать зрительное внимание и восприятие.
Оборудование: цветные карандаши.
Описание: Логопед беседует с ребенком: «Стоял теплый осенний денек. Девочка Катя решила пойти в парк. Она шла по дорожке и смотрела на голубое небо. Вдруг подул ветерок, и в воздухе закружились листочки. Они были разного цвета: зеленые, красные, желтые. Катя собрала букет из осенних листочков и принесла домой. Помоги Кате найти похожие листочки, соедини их карандашом. Раскрась листочки красным, зеленым и желтым цветом».
Логопед уточняет, что листья растут на деревьях: березе, клене, рябине и других. Осенью листья становятся желтыми, красными. Когда листочки опадают, они медленно кружатся в воздухе. Проводится диалог с ребенком: «Где растут листья? На деревьях, кустах. Какого цвета листья осенью? Желтые, красные. Что бывает с листочками осенью? Они опадают».
Упражнение «Эхо»
Цели: развивать певческий голос на материале гласных звуков; формировать правильную артикуляцию гласных звуков [а], [о], [у], [и].
Описание: Логопед говорит: «Катя вместе с родителями поехала в лес. Они собрали там много грибов и ягод. Кате было очень весело в лесу, и она запела песенку. Когда песенка закончилась, Катя услышала, что в лесу пел кто-то еще. Это было эхо. Давай и мы споем песенку вместе с Катей».
А-------------------------------О-------------------------------У
О-------------------------------А-------------------------------И
У-------------------------------И-------------------------------А
И-------------------------------О-------------------------------У
Ребенок делает небольшой вдох и медленно, проводя пальчиком от буквы к букве, поет «песенку». Необходимо следить за тем, чтобы ребенок старался вдох делать через нос, а выдох – через рот. Песенка должна получаться протяжной, негромкой. Дошкольника учат пропевать гласные с разной силой голоса: вначале тихо, затем чуть погромче.
Лексическая тема «Вкусные овощи»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ВКУСНЫЕ ОВОЩИ»
Упражнение «Помоги зайчику собрать урожай»
Цели: активизировать лексический запас по теме, уточнить названия овощей, их цвет, форму, вкусовые качества; закреплять в речи обобщающее слово овощи; развивать мелкую моторику.
Оборудование: цветные карандаши.
Описание: логопед говорит: «Зайчик решил собрать урожай в огороде. Да вот беда, он совсем забыл, какие овощи растут на грядке, как они выглядят и как называются. Давай поможем ему. Посмотри, что растет у зайчика в огороде? капуста, картошка и помидор – это всё овощи. Где капуста, покажи? А где картошка? Давай раскрасим все овощи. Какого цвета помидор? Правильно, красного. Возьми красный карандаш и раскрась помидор. Скажи, какой формы помидор? Круглой. На вкус помидор сладкий или кислый. Как ты думаешь, можно ли помидор помыть?
а порезать? А что еще можно с ним делать? Съесть, приготовить салат». Аналогичная беседа проводится о картофеле и капусте.
«Молодец, ты помог собрать зайчику все овощи. Посмотри внимательно на картинку и скажи, что еще растет у зайчика в саду? Вишня, груша и яблоко – это всё фрукты. Где груша, покажи? А где яблоко?» Логопед старается называть цвет, форму и вкусовые качества овощей и фруктов. В конце упражнения дает задание раскрасить все фрукты. Если у ребенка не получается закрашивать в пределах контура, то взрослый ему помогает.
Упражнение «Угадай, что за овощ?»
Цели: закреплять знание основных цветов: развивать тонкую моторику.
Описание: логопед предлагает ребенку соединить точки и угадать, какие овощи спрятались на странице.
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с помощью суффиксов -чик- , -ек-, -ок-, -к-.
Оборудование: предметные картинки с изображением гороха, огурца, моркови, репчатого лука.
Описание: логопед говорит: «Это огурец. Он большой. А это маленький огурчик. Это морковь. А это... Как назовем ласково? Морковка, морковочка». Аналогичная беседа проводится по словам горох, лук.
Упражнение «Приготовим суп»
Цели: учить строить двух-, трехсловные предложения, согласовывая прилагательные и существительные в роде, числе, падеже; развивать связную речь.
Описание: логопед говорит: «Девочка Катя принесла из магазина овощи и решила приготовить суп. Сначала лук, картофель и морковку надо вымыть, чтобы они были чистыми. Что сделаем сначала? Потом лук, картофель и морковку надо мелко порезать и положить в кастрюлю. Что будем делать потом? Кастрюлю поставим на огонь и сварим суп. Вот наш суп и готов. Достанем тарелки и разольем его. Что сделаем? Какой получился у Кати суп? Вкусный, ароматный, горячий, сытный. Молодец!»
Лексическая тема «Мои любимые фрукты»
Лексическая тема «Мои любимые фрукты»
Упражнение «Помоги ежику пройти в сад»
Цели: развивать зрительное внимание, мелкую моторику; формировать умение правильно держать карандаш.
Описание: логопед говорит: «наступила осень. В саду созрели яблоки, груши, сливы. Ежик решил собрать урожай. Давай поможем ему пройти в сад, нарисуем дорожку». Дорожку необходимо обвести поочередно всеми пальчиками сначала правой, а потом левой руки.
Упражнение «Найди фрукты»
Цели: активизировать лексический запас по теме; уточнить с ребенком цвет, форму и вкус фруктов и овощей.
Описание: логопед говорит: «Ежик пришел в сад. На деревьях росли яблоки, груши и сливы, а неподалеку на грядках – огурцы, морковка, картошка. Ежик призадумался: «Как же найти фрукты?» Помоги ежику собрать в корзинку только фрукты».
Логопед беседует с ребенком: «Яблоко – это фрукт? Почему? Правильно, фрукт, потому что растет на дереве. Вспомни, какого цвета бывает яблоко? Зеленое, красное, желтое. Какое яблоко на вкус? Сочное, сладкое. Какой формы яблоко? Круглой. Что можно приготовить из яблок? Салат, пирог, варенье, компот, сок. Огурец – это овощ? Правильно, овощ, потому что растет на грядке, в земле. Какого цвета огурец? Зеленого. Какой формы огурец? Овальной. Что можно приготовить из огурца? Суп, салат». Аналогичная беседа проводится по другим овощам и фруктам.
Упражнение «Угощение для гостей»
Цель: учить согласовывать числительное с существительным.
Описание: логопед говорит: «Ежик принес фрукты домой, вымыл их. Он позвал своих лесных друзей и стал их угощать. Сосчитай, сколько фруктов в тарелке у друзей ежика».
Один лимон Два лимона Одна груша Две груши Одно яблоко Два яблока
Лексическая тема «Моя семья»
Лексическая тема «Моя семья»
Артикуляционная гимнастика «Как Язычок катался на велосипеде»
Цели: развивать артикуляционный аппарат, артикуляционную моторику, подвижность, мимику артикуляционных мышц (умения делать язык узким и широким, загибать боковые края языка, удерживать рот открытым под счет до 10); уточнять произношение звуков [з], [ш].
Описание: логопед выполняет вместе с ребенком артикуляционную гимнастику: «Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (провести языком по губам по часовой стрелке), блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы) и громкий звонок (имитация звонка: «з-з-з-з»).
Язычок стоял перед велосипедом и не мог нарадоваться (улыбнуться и показать зубки). Он осматривал его то с одной стороны, то с другой (двигать языком вправо-влево), сверху, снизу (двигать языком вверх и вниз).
Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), положил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать это положение под счет до 10), прикрыл полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и поехал.
Быстро крутил педали Язычок (проводить языком по губам сначала по часовой стрелке, затем в обратном направлении). На улице ярко светило солнышко и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой (закрывать поочередно глаза).
Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку, вниз). Язычок проезжал мимо красивых домиков с расписными ставнями (открывать и закрывать рот), мимо широкого пруда (открыть рот и удерживать под счет до 5), мимо стройных берез (вытянуть узкий язык вперед; повторить 5 раз).
Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть налево) и вдали показался домик бабушки (открыть рот и удерживать под счет до 10).
Язычок еще быстрее закрутил педали (проводить языком по губам сначала справа налево, потом слева направо).
На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко улыбалась и махала ему рукой (широко улыбнуться, рот слегка приоткрыт, высунуть язык, слегка загибая его кончик кверху, спрятать язык в рот; повторить 5–6 раз).
Язычок нажал на тормоза (имитация звука: «ш-ш-ш-ш») и остановил велосипед.
Скоро Язычок и бабушка сидели за столом, попивая горячий чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4–5 раз).
Бабушке очень понравились блинчики (высунуть широкий язык и спрятать обратно в рот; повторить 5 раз).
Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до 5), стройные березки (высунуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красивые домики с расписными ставнями (открывать и закрывать рот).
Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него закрылся один глазок (закрыть левый глаз), потом – другой (закрыть правый глаз), и он заснул.
Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пушистым одеяльцем (прикрыть язык верхней губой) и крепко поцеловала в сладкий лобик (губы сближены как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10, затем расслабить). Спокойной ночи, Язычок!»
Рыжова Н. В.
Упражнение «Помоги бабушке смотать клубочки»
Цели: закреплять знание основных цветов; учить наматывать шерстяную нитку по часовой стрелке вокруг указательного пальца левой руки; закреплять навык количественного счета до четырех.
Оборудование: небольшой кусочек фланелевой ткани (15 × 15 см), четыре отрезка шерстяных ниток разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) по 20 см каждый.
Предварительная работа: наклеить фланелевую ткань в альбом.
Описание: логопед рассматривает вместе с ребенком шерстяные нитки. Характеризует их цвет, длину (длинные, короткие), фактуру (шероховатые, мягкие, пушистые). Показывает, как надо наматывать клубок: нитка берется большим и указательным пальцами правой руки, один ее кончик прикладывается к ткани и удерживается указательным пальцем левой руки, затем вся нитка наматывается по часовой стрелке вокруг указательного пальца левой руки.
На ткани необходимо выложить четыре клубочка (два вверху, и два внизу). Далее уточняется, клубочки какого цвета находятся вверху, внизу, сколько клубочков находится вверху, внизу, сколько всего клубочков.
Упражнение «Кому что подарить?»
Цели: учить отвечать на вопросы: «что?», «кому?», «какой?», «какая?»; активизировать и обогащать лексический запас (слова:
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом