Литературное чтение. 2 класс. Система уроков по учебнику Э. Э. Кац. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-5833а |
Авторы-составители | Терещук Л. Ю. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.016:82*02 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В рамках урока обозначены планируемые предметные и личностные результаты, охарактеризованы метапредметные УУД, сформулированы педагогические цели, предложены традиционные и инновационные формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие осуществлять регулятивно-оценочные функции, находить пути решения учебно-практических задач.
Предназначено учителям и руководителям МО начальной школы; рекомендовано студентам педагогических вузов.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
В пособии представлены сценарии уроков по литературному чтению во 2 классе (УМК «Планета знаний»), составленные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программой «Литературное чтение» (Э. Э. Кац) и ориентированные на работу с УМК:
Кац, Э. Э. Литературное чтение : 2 класс : учебник : в 2 ч. / Э. Э. Кац. – М. : АСТ : Астрель, 2015.
Кац, Э. Э. Литературное чтение : 2 класс : рабочая тетрадь к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение» : в 2 ч. / Э. Э. Кац. – М. : АСТ : Астрель, 2015.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования, который формулирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо научить детей читать художественную литературу, подготовить их к систематическому изучению ее в средней школе, вызвать интерес к чтению, заложить основы формирования грамотного читателя, способного к ис-пользованию читательской деятельности как средства самообразования. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована духовная потребность в книге и чтении как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
На уроках литературного чтения решаются следующие задачи:
• формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
• формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
• развитие устной и письменной речи, умений участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
• формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
• формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
• развитие воображения, творческих способностей;
• формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
• обогащение представлений об окружающем мире.
Во втором классе на уроках литературного чтения особое внимание уделяется определению авторской позиции в художественном произведении, у учеников появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Школьники открывают для себя близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
В ходе чтения текстов в учебнике проводится словарная работа, которая способствует формированию внимания к авторскому слову в художественном тексте, помогает ученику освоить творческое чтение (научить наслаждаться чтением и грамотно судить о прочитанном).
На уроках параллельно с учебником используется рабочая тетрадь по литературному чтению для развития умения понимать прочитанное и для выполнения творческих заданий.
Программой по литературному чтению предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей и уроков внеклассного чтения, которые проводятся после окончания работы над определенной темой и разделом.
Планирование уроков литературного чтения предусматривает достижение предметных и личностных результатов, формирование у обучающихся метапредметных универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающих готовность и способность детей к овладению компетентностью «уметь учиться».
В сценариях уроков не прописаны физкультминутки. Учитель сам организует их на уроках, для чего может использовать следующие пособия:
1. Физкультминутки / авт.-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. – Вып. 1. – Волгоград : Учитель, 2014.
2. Физкультминутки / авт.-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. – Вып. 2. – Волгоград : Учитель, 2015.
3. Физкультминутки : упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3 / авт.-сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград : Учитель, 2007.
Урок 1. Знакомство с учебником
Урок 1. Знакомство с учебником
(Часть 1. С. 3–4)
Педагогические цели: способствовать развитию внимания к структуре книги, к информации, помещенной на титульном листе, в предисловии, оглавлении, формированию умения пользоваться толковым словарем; создать условия для актуализации летних впечатлений, формирования умений воспроизводить их в устной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: воспринимают на слух художественное произведение; читают вслух осмысленно, выразительно, передают нужную интонацию; пересказывают произведение выборочно, кратко; выделяют в тексте фрагменты для ответа на вопрос; объясняют смысл названия произведения; выявляют основную мысль произведения; находят сравнения в тексте произведения; придумывают сравнения и используют их в собственной речи; сопоставляют картины природы в произведениях разных авторов.
Личностные: эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства, собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; выполняют учебные действия в уст-ной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят нужные книги в библиотеке; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Рано утром я встаю, Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Здравствуйте, дорогие ребята. Как отдохнули летом?
– Поднимите руки, кто соскучился по школе.
– Я рада вас видеть отдохнувшими и повзрослевшими.
– Сегодня у нас первый урок по литературному чтению. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этих уроках?
– На уроках литературного чтения мы будем не просто читать, а еще знакомиться с различными литературными жанрами – стихами, песнями, сказками, рассказами и их особенностями; получать информацию о жизни и творчестве авторов изучаемых произведений; научимся понимать главную мысль изучаемых произведений и отношение автора к событиям, описываемым в них; попробуем себя в роли поэтов и писателей. Одним словом, много интересного и увлекательного ждет нас с вами на уроках литературного чтения.
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня же наша задача – познакомиться с учебником литературного чтения, который станет нашим учителем и помощником на уроках.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Знакомство с информацией, размещенной на обложке.
– Рассмотрите обложку учебника. Что вы видите?
– Крупными буквами пишется название книги. (Литературное чтение.)
– Найдите фамилию автора. (Э. Э. Кац.)
– Для какого класса учебник? (Для 2 класса.)
Урок 2. С. П. Щипачёв «Подсолнух»
Урок 2. С. П. Щипачёв «Подсолнух»
(С. 5)
Педагогические цели: содействовать в овладении технологией осмысленного, выразительного чтения лирического произведения; способствовать формированию внимания к слову в поэтическом тексте; создать условия для развития умения привлекать свой жизненный опыт для решения поставленных задач.
Планируемые результаты образования:
Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; привлекают опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения; выбирают нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи.
Личностные: эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства; эмоционально «проживают» текст; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: самостоятельно находят значения отдельных слов в толковом словаре, помещенном в учебнике, в сносках к тексту.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Образовательные ресурсы: портрет С. П. Щипачёва.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– На доске вы видите портрет. Это Степан Петрович Щипачёв, совет-ский поэт. Кому известно это имя?
– А кто знает, какие произведения написал Щипачёв? Прочитайте тему урока.
III. Постановка учебной задачи.
– Зная тему урока, можем поставить цели урока:
• Прочитать произведение С. П. Щипачева.
• Проанализировать это произведение.
• Учиться выразительно читать новое произведение.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Словарная разминка.
2. О6ращение к толковому словарю (лишь после попытки объяснить слова самим).
3. Первичное чтение стихотворения С. П. Щипачёва «Подсолнух» учителем.
4. Повторное чтение стихотворения про себя.
5. Отработка техники чтения. Задание 1.
(Следует обратить внимание на то, что каждый может сам решить, какое слово нужно выделить в тексте, если оно кажется ему особенно важным по смыслу.)
6. Работа в паре. Вопрос 2.
– Важно, чтобы вы учились слушать и слышать собеседника, понимать его позицию. Но при этом не должны отказываться от собственной точки зрения, оценки. Один из партнеров расскажет о мнении другого, а затем сообщит свой вариант ответа на вопрос.
7. Размышление над вопросом 3 о картузе, который видит поэт на подсолнухе.
– Нарисуйте это растение на доске и в тетрадях.
V. Первичное закрепление.
Задание 2 на с. 4 в рабочей тетради 1.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание 2 на странице 4 в рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (Слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа.)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Обращение детей к жизненному и читательскому опыту общения с живой природой. Вопрос 4.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
Урок 3. И. З. Суриков «Степь»
Урок 3. И. З. Суриков «Степь»
(С. 6–7)
Педагогические цели: создать условия для развития внимания к смыслу отдельных слов и словосочетаний в поэтическом тексте; способствовать формированию умений рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных поэтом, выразительно читать лирическое произведение, определять место паузы, способ выделения слов; содействовать развитию внимания к ритму стихотворения; способствовать сопоставлению картин природы в стихотворениях разных поэтов.
Планируемые результаты образования:
Предметные: воспринимают на слух художественное произведение; читают вслух осмысленно, выразительно, передавать нужную интонацию; пересказывают произведение выборочно, кратко; выделяют в тексте фрагменты для ответа на вопрос; объясняют смысл названия произведения; выявляют основную мысль произведения; находят сравнения в тексте произведения; придумывают сравнения и используют их в собственной речи; сопоставляют картины природы в произведениях разных авторов.
Личностные: эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства; эмоционально «проживают» текст; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: оценивают свои эмоциональные реакции; соотносят жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.
Познавательные: находят в словаре в конце учебника значения слов, встречающихся в тексте произведения.
Коммуникативные: внимательно выслушивают собеседника и оценивают его высказывание; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Образовательные ресурсы: портрет И. З. Сурикова.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
А сейчас ответьте, дети,
Все ль лежит у вас на месте?
Все ль у вас сейчас в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ль проверили осанку?
Все ль вниманьем запаслись?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Чтение наизусть стихотворения С. П. Щипачёва «Подсолнух».
III. Постановка учебной задачи.
– На доске вы видите портрет писателя. Это Иван Захарович Суриков (1841–1880), русский поэт. Родился Суриков 25 марта 1841 г. в маленькой деревушке Новоселове Юхтинской волости Углицкого уезда Ярославской губернии. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его произведений. Тема сегодняшнего урока: «И. 3. Суриков “Степь”».
– Зная тему, пользуясь опорными словами, записанными на доске, давайте поставим цели урока:
1) Прочитать… (произведение И. 3. Сурикова «Степь»).
2) Проанализировать… (это произведение).
3) Учиться… (выразительно читать новое произведение).
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Лексическая работа.
– Как вы понимаете выражение «воздух пышет жарою»? (Так говорят, когда очень жарко.)
– Значение слова «пышет» – дышит, обдает жаром.
2. Чтение произведения учителем.
3. Повторное чтения произведения детьми про себя.
– Прочитайте стихотворение про себя, расставляя паузы и определяя слова, которые надо выделить, логические ударения.
4. Чтение обучающимися произведения вслух.
5. Сопоставление литературных впечатлений, поиск в тексте строк, необходимых для ответа на вопрос. Задание 5.
6. Работа с иллюстрациями на с. 6.
– Какую иллюстрацию к стихотворению нарисовали бы вы, если бы были художниками?
7. Определение стихотворного размера. Задание 6.
– Чтобы определить стихотворный размер, нужно прохлопать строки стихотворения: «сильный» слог – удар двумя ладонями друг о друга, «слабый» слог – удар пальцами правой по ладони левой.
– Прохлопайте первую строчку стихотворения Щипачёва «Подсолнух». Через сколько слогов повторяется ударный слог? (Через 2.)
– Это двусложный размер. На какой слог, первый или второй, падает ударение? (На второй.)
Уроки 4–5. И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка»
Уроки 4–5. И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка»
(С. 8–9)
Педагогические цели: способствовать формированию умений работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; создать условия для развития внимания к позиции автора и способу ее выражения; содействовать формированию умения рассказывать по предложенному плану.
Планируемые результаты образования:
Предметные: воспринимают на слух художественное произведение; читают вслух осмысленно, выразительно, передавая нужную интонацию; пересказывают произведение выборочно, кратко; выделяют в тексте фрагменты для ответа на вопрос; объясняют смысл названия произведения; выявляют основную мысль произведения; находят сравнения в тексте произведения; придумывают сравнения и используют их в собственной речи; сопоставляют картины природы в произведениях разных авторов.
Личностные: проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: оценивают свои эмоциональные реакции; соотносят жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.
Познавательные: находят в словаре в конце учебника значения слов, встречающихся в тексте произведения.
Коммуникативные: внимательно слушают собеседника и оценивают его высказывание; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Здравствуйте, садитесь. Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.
· На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
· Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
· Голова хорошо ... (думает).
– На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? (Да!)
– Тогда мы начинаем.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Чтение наизусть стихотворения И. З. Сурикова «Степь».
III. Постановка учебной задачи.
На доске вы видите портрет писателя. Это Иван Сергеевич Соколов-Микитов – родился 17 мая 1892 г. в урочище Осеки Калужской губернии (ныне Перемышльский район Калужской области), умер 20 февраля 1975 г. в Москве) – русский писатель. Тема урока: «И. С. Соколов-Микитов “Вертушинка”».
Зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, давайте поставим цели урока:
1) Познакомиться … (со сведениями из биографии И. С. Соколова-Микитова).
2) Прочитать … (произведение И. С. Соколова-Микитова «Вертушинка»).
3) Проанализировать … (это произведение).
4) Учиться … (выразительно читать новое произведение).
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1. Знакомство с биографией писателя.
– Познакомимся с некоторыми сведениями из биографии И. С. Соколова-Микитова.
Иван Сергеевич Соколо́в-Микито́в родился в простой семье (отец его приказчик, мать из крестьян), мальчик получил хорошее «домашнее» образование (в семье книги почитались особо). Однако начитанность не способствовала учебе. Он плохо учился в смоленском реальном училище и потому смог поступить только в то учебное заведение, где не требовался аттестат о среднем образовании – Петербургские высшие сельскохозяйственные курсы. Там начал оформляться его писательский талант. «Соль земли» – первая сказка, опубликованная в журнале «Аргус». Оставив курсы, Иван пленяется романтикой дальних странствий и становится моряком. Морские путешествия прерывает Первая мировая война. Писатель идет на фронт. Революция вынудила Соколова-Микитова покинуть родину. Но в начале 20-х годов он возвращается в Россию. Здесь начинается период его интенсивного писательского труда. Он пишет рассказы о деревне, очерки, воспоминания. Будучи по сути своей путешественником, Соколов-Микитов побывал не только во многих местах нашей страны и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом