Литература. 5 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-474.3 |
Авторы-составители | Карасева И. В., Пташкина В. Н., Цветкова Г. В. |
Издательство | Учитель, 2020 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предлагаемое электронное пособие содержит систематизированный материал в виде рабочей программы и системы уроков по литературе для 5 класса, разработанные в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и ориентированные на работу по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина "Литература" (М.: Просвещение, 2016).
Рабочая программа включает пояснительную записку и развернутое тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, планируемые результаты освоения образовательной программы: предметные, метапредметные, личностные; учебно-методическое обеспечение.
В сценариях учебных занятий определены планируемые результаты освоения темы, сформированы универсальные учебные действия, продуманы педагогические средства и формы организации учебной деятельности, подобраны проблемные и творческие задания.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Linux, Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2016).
Общая характеристика учебного предмета*
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:
· формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
· постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
· поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
· овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
· овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
· использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:
· личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
· регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
· познавательные универсальные учебные действия
Урок 1. Введение. Роль книги в жизни человека (I вариант)
Урок 1. ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ КНИГИ
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(I вариант)
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии; заинтересовать учебным предметом – литературой; сообщить задачи по предмету, которые ставятся в новом учебном году; побудить к дискуссии о роли книги в жизни человека.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
I. Вступительное слово учителя.
Литература – это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого вида искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи – все это есть богатейший мир человеческих чувств, мыслей, отношений, характеров.
Именно из литературы мы черпаем необходимые знания, получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели и очерствели бы душой.
Изучение нового для вас предмета начинается с мифов, затем – устное народное творчество, древнерусская литература, позже следует классическая, а за ней – современная литература.
На уроках литературы в этом учебном году мы продолжим работу по развитию беглого выразительного чтения, совершенствованию монологической речи, умения пересказывать, будем пополнять знания по теории литературы, встретимся с новыми книгами, писателями.
Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, утверждавшим, что чтение – лучшее учение? Почему?
II. Беседа о прочитанном в дни летних каникул.
Вопросы:
1. Книги каких авторов вы прочитали? О чем они?
2. Что взволновало вас в этих произведениях?
3. Чему научились вы у героев книг? От каких черт характера этих героев вы отказались бы?
4. Что из прочитанного вы предложили бы своим друзьям? Почему?
Следуют пересказы прочитанных произведений, чтение стихотворений, ребята показывают полюбившиеся книги, поясняют свои иллюстрации к ним. Можно провести литературную викторину или литературное лото.
III. Ознакомление с учебником.
Учитель обращает внимание детей на титульный лист книги (объяснить слова «титул», «титульный лист»), где изображена картина М. В. Нестерова «Лель (Весна)». (Пояснить, кто такой Лель.) Затем следует ознакомление с форзацами учебника. (Все новые слова поясняются в ходе беседы.) Звучит небольшое сообщение об искусстве Палеха.
Палех. Лаковая миниатюра – живопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, ювелирных украшениях). Во всем мире известны работы русских художников-миниатюристов из сел Федоскино, Палех, Мстера и Холуй. Лаковой эта живопись называется потому, что основу изделия изготавливают из папье-маше, грунтуют и покрывают черным лаком. Затем к работе приступают художники. Они создают жанровые композиции, портреты, пейзажи. На последнем этапе работы изделие покрывают прозрачным лаком, который не только предохраняет красочный слой, но и добавляет глубину и силу краскам.
Работа с репродукцией картины Б. Парилова, В. Дудорова «А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый…». Ребята рассматривают изображения героев великого поэта, называют произведения. Звучит выразительное чтение вступления к поэме «Руслан и Людмила». Аналогичная работа проводится над вторым форзацем.
Далее ученики знакомятся с коллективом авторов-составителей, редакторов, художников. Знакомятся с такими элементами книги, как предисловие, послесловие, оглавление, словари, сноски и узнают об их назначении.
Завершая этот этап работы, нужно сказать о том, что читать правильно, по-настоящему, не так просто. Нужно быть внимательным при чтении, задумываться над тем, что хотел сказать автор, учиться понимать смысл прочитанного, делать выводы.
Урок 2. Славянские мифы (внеклассное чтение)
Урок 2. СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ
(внеклассное чтение)
Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
I. Проверка домашнего задания.
II. Вступительное слово учителя.
Литература – это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» – вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.
Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество – это тоже религия. Дословно язычество – от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.
Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?
Миф – это греческое слово, означает «предание», «сказание».
Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.
Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782–1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.
III. Эвристическая беседа.
1. Что такое миф?
2. Почему люди складывали мифы?
3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?
4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?
5. Можно ли миф назвать фантастическим рассказом? Почему?
IV. Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.
Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.
На высшем уровне находятся два праславянских божества (объяснить понятие «праславянский») – Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун – бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями*. Велес – бог-покровитель животных и растений.
Чуть ниже другие боги – Сварог и Дажбог. Сварог – бог неба, Дажбог – бог огня небесного.
К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, – Род, Гур.
Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле, находятся Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.
К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).
Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.
Миф описывался системой двоичных представлений (доля – недоля, весна – зима, счастье – несчастье, чет – нечет, правый – неправый, небо – земля, солнце – луна, белый – черный, старый – молодой, близкий – дальний).
Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. – условная дата начала русской культуры**.)
Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.
Урок 3. Устное народное творчество. Понятие о фольклоре
Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
понятие о фольклоре
Цели деятельности учителя: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умениями складывать частушку и использовать приобретенные знания для создания творческих работ.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: иллюстрация с изображением гриба мухомора; учебник.
I. Вступительное слово учителя.
Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.)
Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.
В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.
II. Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве.
Беседа по вопросам:
1. Что такое фольклор?
2. Устное народное творчество – это жанр (genre (фр.) – вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.)
Задания учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою речь) на с. 8.
III. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке.
«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки». (Ю. Г. Круглов.)
Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.
Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» – «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом «Без имени» согласятся все.
Еще один вид – загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Правильный ответ: «Ни одной». Одну он убил, а остальные улетели.
Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
Сходство всех четырех видов загадок – в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая – вопрос, вторая – ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, с использованием большого количества художественных деталей.
Урок 4. Сказка как вид народной прозы. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Урок 4. СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»
Цели деятельности учителя: ознакомить с волшебной сказкой; обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения; развивать навыки беглого выразительного чтения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки» из учебника):
1. Что такое сказка?
2. Поясните слова А. С. Пушкина:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?
4. Что хотели люди отразить в сказках?
5. Какие виды сказок вы знаете?
6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».
7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
Далее учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры героев.
Обобщая беседу, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.
М. Горький писал: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху – об этом говорят нам легенды… а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»… Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...» Это сказка «Царевна-лягушка». Поколение следовало за поколением, а сказка жила, совершенствовалась и выдержала испытание временем, сейчас существует несколько вариантов этой сказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня познакомимся.
II. Чтение сказки учителем.
Величаво и неторопливо звучит зачин, напевно – повторы, ярко и назидательно – концовка. Внимание учащихся заостряется на описании мастерства Василисы Премудрой, на отношении к ней Ивана-царевича, на восхищении царя ее работой, а также на других не менее важных моментах жизни героев.
III. Фронтальная беседа по вопросам учебника «Волшебная сказка и ее герои» (с. 25).
IV. Обучение художественному пересказу.
В давние времена на Руси почитали сказителей. Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывая о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну – сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, прочитав сведения, записанные в 50-е годы XX в. известным фольклористом Ю. Кругловым Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» – «И звери говорили? И мертвые воскресали?» – «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..»
Вера в правдивость сказки помогала сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом