Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс. Система уроков по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-5125 |
Авторы-составители | Терещук Л. Ю. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.016:811.161.1*01 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Проектирование урока рассматривается с позиции деятельностной педагогики. В рамках урока обозначены задачи обучающихся, выражающиеся в планируемых результатах освоения темы и предмета в целом, характеристике универсальных учебных действий, сформулированы педагогические задачи, позволяющие рационально и компетентно смоделировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС начального общего образования. Сценарии уроков содержат виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений общеобразовательных школ и рассчитано на творческое использование; рекомендовано студентам педагогических вузов.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Пособие содержит подробные сценарии уроков обучения грамоте по «Букварю» для 1 класса (УМК «Планета знаний»), составленные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентированные на работу с учебником и рабочей тетрадью Т. М. Андриановой (М.: АСТ: Астрель, 2015).
Образовательный процесс для первоклассников проходит ряд этапов (фаз):
1) фаза совместного проектирования и планирования учебного года (фаза запуска);
2) фаза постановки и решения системы учебных задач;
3) рефлексивная фаза учебного года.
Первые две фазы находят отражение в поурочных планах обучения грамоте по букварю. Во время фазы совместного проектирования и планирования учебного года (фаза запуска, рассчитанная на 5 уроков) обучающиеся под руководством учителя выявляют свои стартовые возможности для дальнейшего изучения учебного предмета и производят их корректировку, определяют границы своих знаний, намечают возможные направления дальнейшего поиска и задачи начинающегося учебного года. Остальные уроки обучения грамоте обучающихся по букварю (87 уроков) предполагают решение ими системы учебных задач. Это означает, что решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей и ее решению*. Рефлексивная фаза учебного года является необходимой составляющей всего учебного процесса в 1 классе, ее проведение планируется в конце изучения предмета Литературное чтение.
Поурочные разработки предполагают формирование у обучающихся универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность детей к овладению компетентностью «уметь учиться». Работа с учебником и рабочей тетрадью обеспечит освоение учениками предметного содержания, формирование познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных, личностных УУД.
На уроках особое внимание следует уделить развитию познавательной мотивации и интереса обучающихся, способности к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, воспитанию основ нравственного поведения.
Обучение грамоте по букварю направлено на формирование у обучающихся действий звукового анализа, то есть умения называть звуки слова в той последовательности, в которой они в нем находятся, давать качественную характеристику каждому звуку (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, помогает осознать основные принципы русской графики, что способствует развитию навыка слогового чтения.
Работа по формированию навыка чтения строится не только на отработке механизма чтения, но и на осмыслении текста с учетом речевого опыта ребенка как носителя языка. Уделяется внимание развитию речевых умений, обогащению и активизации словаря. Дети в процессе практической деятельности осваивают умение участвовать в учебном диалоге, учатся составлять рассказы, работать с текстом.
Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и деятельность на уроке. Педагог сможет найти здесь все, что ему необходимо для подготовки к учебным занятиям: подробные поурочные разработки, организационные моменты, литературный материал (стихотворения, загадки), физкультминутки (в разработке урока содержится одна физкультминутка, вторую учитель по своему желанию может выбрать из приложения в конце пособия), вопросы для рефлексии и т. д.
Творчески работающий учитель может использовать предлагаемые поурочные разработки занятий полностью или частично, включая отдельные элементы в собственный план урока.
Урок 6. Мы живем в России. Наш общий язык – русский
Урок 6
МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ.
НАШ ОБЩИЙ ЯЗЫК – РУССКИЙ
(«Букварь», с. 8)
Педагогическая цель: создать условия для формирования представлений обучающихся о речи как процессе общения между людьми.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); отвечать на вопросы учителя; составлять устный рассказ по картинке.
Личностные: осознают свою принадлежность к своей стране – России, к своему народу; знают и с уважением относятся к государственным символам России; сопереживают радостям и бедам своего народа и проявляют эти чувства в добрых поступках.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: общеучебные – определяют последовательность учебных тем (с опорой на маршруты); комментируют иллюстрации в учебнике; логические – учатся осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: вступают в диалог в процессе совместной игры.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо, – под рукой!
II. Повторение изученного материала.
– О чем вы узнали на прошлом уроке? (Ответы детей.)
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.
1. Знакомство с государственными символами России.
Познавательные УУД: общеучебные – используют знаково-символические средства (изображения государственных символов России) для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД: воспринимают рассказ учителя, находя в нем необходимую информацию для решения учебной задачи.
– На этой странице мы видим государственные символы России: флаг и герб. Где еще вы могли их видеть? (Ученики отвечают на вопрос.)
Дополнительный материал для учителя
Российский государственный флаг можно видеть во время праздника на улицах города; на стадионах в честь победы наших спортсменов; над зданием, где заседает наше правительство, над некоторыми государственными учреждениями.
Герб России встречается на документах, печатях, на российском паспорте – дома попросите родителей вам его показать.
Герб, флаг и гимн – это неотъемлемая часть государственного суверенитета. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. В каждом ее элементе заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели и принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Государственный герб Российской Федерации
Слово «герб» немецкого происхождения и в переводе на русский язык означает «наследство».
«Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закрепленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». (Из Федерального закона «О гербе Российской Федерации».)
Рождением двуглавого орла в символике России мы обязаны Ивану III, который был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего константинопольского императора Константина XI Драгаса. Иван III принял в качестве государственного герба Руси византийского черного двуглавого орла на золотом фоне. В качестве государственного символа двуглавый орел потребовался Ивану III только в последнем десятилетии XV века. Поэтому он и заменил им устойчивое к тому времени изображение льва, терзающего змею. Изображение на печати русского государя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами. Символ императорской власти – двуглавый орел – отличал эту власть от королевской, означаемой орлом одноглавым.
Урок 8. Как зарождалась речь
Урок 8
КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РЕЧЬ
(«Букварь», с. 10)
Педагогическая цель: обеспечить условия для создания у обучающихся первоначального представления о том, как зарождалась речь.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: отвечать на вопросы учителя; составлять устный рассказ по картинке.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: корректируют свою деятельность (вносят изменения в процесс познания с учетом возникших трудностей и ошибок).
Познавательные: общеучебные – комментируют последовательность иллюстраций в букваре; логические – учатся осуществлять сравнение, делать выводы.
Коммуникативные: разыгрывают ситуации передачи информации без использования речи; осваивают правила выполнения работы в паре.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Беритесь, ребята,
Скорей за работу!
II. Повторение изученного материала.
– Каким способом вы можете передать какое-либо сообщение? (Посредством слова, жеста, мимики.)
– Попробуй передать жестами следующую информацию: ты хочешь ответить на уроке; тебе нужно позвать товарища. (Поднимает руку. Демонстрирует, как зовет товарища.)
– Что появилось раньше: слово или жест? (Жест и мимика появились раньше слова.)
III. Постановка учебной задачи.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, поставленную учителем.
Просмотр фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы»; путешествие по «маршрутному листу» (с. 6–7).
– Как мы общаемся? (Ответы детей.)
– Сегодня мы узнаем, как зарождалась речь.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.
1. Повторение пройденных этапов маршрута по теме «Наша речь» (с. 6–7).
2. Знакомство со способами общения древних людей (с. 10).
Познавательные УУД: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки) для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД: используют речь для регуляции своего действия.
– «Загляните» в далекое прошлое и посмотрите, как древние люди общались между собой, не умея разговаривать.
– Сначала рассмотрите рисунки первой вертикали, затем – второй. Прокомментируйте их. (Ученики вместе с учителем составляют рассказ.)
– Древний первобытный человек увидел на поляне огромное животное (возможно, это был мамонт). Он побежал сообщить об этом своим родственникам. Древний человек стал объяснять своим родственникам, кого и где он видел. Руками он показывает направление, по которому надо следовать; эти жесты древний человек, видимо, подкрепляет отдельными непонятными звуками, так как у него открыт рот. Семья древнего человека понимает сообщение и, вооружившись копьями, отправляется на охоту.
– Аналогично рассмотрите рисунки второй вертикали.
– Древний первобытный человек увидел на поляне животное (возможно, это был олень). Он прибежал к своему жилью, а родственников на месте не оказалось. Тогда он нарисовал на стене пещеры силуэт животного, а стрелой – направление, где его надо искать. Сам же он, взяв копье, возвращается в лес. Подошедшие позже члены семьи, увидев на стене пещеры изображение и рассмотрев его, тоже бегут на охоту.
– Далее сравниваем рисунки. Каким способом на каждой серии картинок древние люди передают сообщение?
– На втором рисунке с левой стороны древний человек делал сообщение устно (уста – рот, губы), используя движения, мимику и жесты.
– На втором рисунке с правой стороны это сообщение он сделал письменно, оставив на стене пещеры запись – изображение.
– Возможно, так на нашей планете зарождалась устная и письменная речь.
V. Просмотр презентации «Как зарождалась речь».
Регулятивные УУД:
Урок 9. Устная и письменная речь
Урок 9
УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
(«Букварь», с. 11)
Педагогическая цель: обеспечить условия для ознакомления обучающихся с понятиями «устная речь», «письменная речь».
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: различать устную и письменную речь; отвечать на вопросы учителя; составлять устный рассказ по картинке.
Личностные: определяют границы собственного знания и «незнания».
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой форме.
Познавательные: общеучебные – наблюдают за особенностями устной и письменной речи; участвуют в процессе говорения и слушания; логические – учатся осуществлять анализ устной и письменной речи с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: составляют рассказ по серии сюжетных картинок, «удерживают» логику повествования.
Сценарий урока:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре, –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Повторение изученного материала.
Коммуникативные УУД: строят монологические высказывания.
– Расскажите, как древние люди общались друг с другом. (Рассказы учеников.)
III. Постановка учебной задачи.
Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Просмотр фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы».
– Объясните название видов речи: устная и письменная. (Ответы учеников.)
– Какие средства устного общения вы знаете? Какая речь возникла раньше?
– Сегодня нам предстоит познакомиться с устной и письменной речью.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.
1. Работа с «маршрутным листом» по теме (с. 6–7). Повторение пройденных этапов маршрута.
2. Работа с рисунком.
– Ребята, расскажите, что изображено на рисунке? (Письменное и устное общение персонажей рисунка.)
3. Работа в парах.
Коммуникативные УУД: умеют работать в парах.
– Один ученик, рассматривая этот же рисунок, приводит примеры использования устной речи, а другой ученик – письменной. (Устная речь: обращение ребенка к матери, приветствие клоуна по мегафону. Письменная речь: записи на афишах, вывеска магазина, название остановки автобуса, статьи в газете, слово на асфальте.)
4. Беседа.
– Какую речь вы используете, находясь в магазине, на улице, в школе, в транспорте? (Устную, письменную.)
– Использовали ли вы до школы письменную речь? (Основная часть детей может ответить отрицательно.)
– Какую речь сохраняют книги? (Письменную.)
– А магнитофон? (Устную.)
– Какие примеры устной и письменной речи использованы в телевизионных передачах? (Телевизор не сохраняет, а лишь передает устную и письменную речь.)
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
Приплыли тучи дождевые:
– Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
– Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.
Проекты по теме «Алфавит»
ПРОЕКТЫ ПО ТЕМЕ «АЛФАВИТ»
(«Букварь», с. 104–105)
Педагогическая цель: обеспечить условия для участия обучающихся в проектной деятельности по теме «Алфавит».
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: отвечать на вопросы учителя и одноклассников; составлять устный рассказ; получат возможность научиться: использовать знания алфавита; презентовать подготовленную информацию.
Личностные: выражают удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: осмысливают задачу, для решения которой недостаточно знаний; планируют решение учебной задачи; оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос: «Что я не знаю и не умею?»).
Познавательные: общеучебные – используют различные средства наглядности при выступлении; осознанно и произвольно строят устные выступления в устной и письменной форме; постановка и решение проблем – учатся формулировать проблему, самостоятельно создавать способы ее решения, находить недостающую информацию в информационном поле, у учителя, взрослых; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умеют выделять существенную информацию.
Коммуникативные: умеют взаимодействовать со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы, коллективно планировать деятельность; оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Сценарий работы над проектом
Этапы проектной деятельности:
I. Предпроектный (вхождение в проектную деятельность).
Класс делится на группы (по количеству тем проектов).
– Обозначение темы проекта: «Алфавит».
– Пробуждение у обучающихся интереса к теме проекта посредством вступительного слова учителя и просмотра презентации об использовании знаний алфавита: «Морская азбука», «Азбука Морзе», «Картотека в поликлинике», «Классный журнал», «Настольная игра “Морской бой”», «Словари и записная книжка».
– Этап погружения в проект. Выделение проблемы (нужно ли знать алфавит?), цели (выяснить, где необходимы и применимы знания алфавита), задачи проекта.
– Организация и проведения работы для поиска способов решения проблемы проекта.
Памятка начинающему исследователю
1. Выбери тему исследования.
2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
6. Сделай выводы.
7. Оформи результаты своей работы.
8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
II. Создание продукта проектной деятельности.
– Организация деятельности детей, определение целей и задач каждой группы.
– Планирование работы по решению задачи проекта.
– Самостоятельная работа учеников с заданиями, поиск информации.
– Возможный запрос информации учениками, консультация учителя.
Источники информации:
1) Встречи, интервью.
2) Художественная и познавательная литература.
3) Беседа со взрослыми.
4) Посещение библиотеки.
III. Презентация продукта.
1. Расставленные книги по алфавиту.
2. Участие в «Театре живых букв».
3. Придумывание своей азбуки на пальцах.
4. Создание своей «фруктовой» азбуки.
5. Защита работ.
IV. Рефлексия.
– Закончите фразы:
• Сегодня я узнал…
• Было интересно…
• Было трудно…
• Я выполнял задания…
• Я понял, что…
• Теперь я могу…
• Я почувствовал, что…
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом