Годовой круг в школьной библиотеке. Сезонные забавы, беседы, праздничные программы. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-3402 |
Авторы-составители | Егорова А. А. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | В помощь библиотекарю |
Электронная версия | скачать |
УДК | 373.3/.5 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предназначено сотрудникам библиотек, может быть полезно классным руководителям и организаторам детского досуга в школе.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
«И здравствуй скажем каждому цветку…» (беседа-викторина о цветах для обучающихся 2–6 классов)
«И здравствуй скажем каждому цветку…»
(беседа-викторина о цветах для обучающихся 2–6 классов)
Ход викторины
Ведущий. И дома, и в школе, и летом, и зимой нас окружают цветы. Цветы создают уют, дарят нам радость. Они – самое прекрасное, что есть на земле. И не случайно лучшие моменты в жизни человека называют словом «расцвет», а красивую девушку сравнивают с цветком, говоря: ее глаза – как васильки, щеки алые, как маков цвет. О радостном лице говорят: «Оно расцвело улыбкой».
Не любить цветы нельзя, это целый мир. А мы порой ходим по цветам, топчем их, рвем безжалостно и даже не замечаем этого. Вот почему некоторые цветы сейчас исчезают, и их, как редкость, заносят в Красную книгу. Задумайтесь над словами поэта В. Викторова:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал – а зачем,
Объяснить не могу.
В стакане он день
Простоял и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял…
Вы любите цветы? Знаете их? Приглашаем вас принять участие в беседе-викторине о цветах – лесных, полевых, луговых.
Ребята распределяются на две команды – «Ландыш» и «Фиалка».
Задание 1. Цветам посвящено много загадок. Отгадайте их.
Голова на ножке,
В голове горошки.
(Мак.)
Белые горошки
На зеленой ножке.
(Ландыш.)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок –
Остался стебелек.
(Одуванчик.)
Эх, звоночки, синий цвет.
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики.)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь:
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек.)
Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка.)
Есть один такой цветок:
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка –
Был цветок – и нет цветка.
(Одуванчик.)
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (одуванчик).
Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто ж не простит мне колючих шипов?
(Роза.)
Стоят в лугах сестрички,
Золотой глазок,
Белые реснички.
(Ромашки.)
Под водой – змея таится,
Над водой – краса-девица,
В блузке белоснежной,
Близ травы прибрежной.
(Белая кувшинка.)
Фруктово-ягодная скатерть-самобранка (познавательная викторина в 5–9 классах)
Фруктово-ягодная скатерть-самобранка
(познавательная викторина в 5–9 классах)
Задачи:
– участники игры получают новые знания о фруктах и ягодах, знакомятся с интересными книгами о плодах Земли;
– учатся выполнять задания на сноровку, работать в команде, описывать внешний вид плодов;
– отдыхают, азартно соревнуются, веселятся.
Сценарий игры позволяет:
– использовать материал выборочно, комбинировать его;
– сочетать интеллектуальные вопросы с подвижными играми, например «Угадай-ка!..» + «Покажи растение» и т. д.;
– остановиться в любой момент, если дети решили закончить соревнование;
– дополнять материал новыми заданиями, иллюстративным материалом, вводить элементы театрализации;
– учитывать возраст и подготовленность участников;
– играть коллективно (по классам, рядам, группам) и индивидуально (каждый проверяет свои знания).
За каждый правильный ответ команда или участник получают один жетон. В конце игры подсчитывается количество жетонов, выявляется и чествуется победитель.
Для проведения викторины потребуются:
– выставка книг по теме; в конце игры библиотекарь предлагает взять эти книги на дом;
– набор иллюстраций на тему «Фрукты и ягоды»;
– набор семян, ягод и фруктов;
– набор разноцветных карточек (черная, желтая, оранжевая, красная, фиолетовая, синяя, зеленая, коричневая, белая);
– набор геометрических фигур (большой и маленький круги, овал, трапеция);
– набор карточек с изображением плодов и листьев;
– модели фруктов и ягод.
Предлагаются четыре группы вопросов:
1. «Угадай-ка!..» (выслушайте занимательный вопрос и назовите плод).
2. «Правда ли, что...» (ваше право согласиться или не согласиться с предложенным утверждением).
3. Устный диктант «В лес по ягоды» (для самых наблюдательных и зорких; нужно правильно вставить или назвать ключевые слова).
4. «Куча мала» (поиграем в ягоды и фрукты и сравним их между собой).
Четвертая группа заданий вполне заменит веселые, подвижные физкультминутки. Но для разрядки можно использовать и обычные физкультминутки (стихотворный текст + выполнение несложных движений).
Примерный текст викторины.
Ведущий. Я предлагаю вам, ребята, расстелить фруктово-ягодную скатерть-самобранку. Все мы с вами любим ягоды и фрукты и бессознательно накопили множество сведений о них, поэтому мало кто не сумеет отличить банан от... малины. (Можно показать иллюстрации.)
– Попробуйте сегодня проявить свои знания о ягодах и фруктах.
Что же такое фрукты? Фрукты – сочные съедобные плоды, обычно какого-нибудь дерева. Современное немецкое слово «фрукты» возникло от слова «наверху». Следовательно, фрукты – это то, что находится в верхней части растений.
– Что такое ягоды? Ягоды – небольшие сочные плоды кустарников и трав.
Вы, конечно, догадываетесь, отчего все так любят ягоды и фрукты… Они:
– вкусные;
– красивые;
– ароматные;
– сладкие;
– очень полезные (полезными их делают витамины, которые не увидишь простым глазом, но без этих витаминов нет жизни. Недаром слово «вита» означает «жизнь»).
Их:
– едят сырыми;
– заготавливают впрок, соединяя с сахаром, высушивая или замораживая.
– Где выращивают ягоды и фрукты, в каких местах они растут?
– В наших лесах;
– в наших садах;
– в южных районах нашей страны и в зарубежных странах.
I. «Угадай-ка!..»
Первый комплект вопросов:
1) Что это за ягода? В Африке, на их родине, эти ягоды называют «капитанами пустынь». Растут они и у нас. Русскому царю Алексею Михайловичу их везли из Астрахани в телегах конным транспортом. Чтобы в пути плоды не потрескались, их подвешивали на ремнях да еще к каждому прикрепляли подушку, чтобы не побились друг об друга. (Арбуз.)
2) Этот желтый плод растет
Там, где лето круглый год.
Литература
Литература
1. Азбука живой природы : растения и животные леса / сост. О. Коняева. – Тула : Родничок ; М. : Астрель, 1999. – 484 с. : ил.
2. Алимов, Г. Ягоды : кроссворд / Г. Алимов // Мурзилка. – 2000. – № 10. – С. 26.
3. Белоусова, Л. С. Всему свое время / Л. С. Белоусова // Лес и человек : ежегодник. – 1987. – С. 158–160.
4. Верзилин, Н. М. По следам Робинзона*.
5. Верзилин, Н. М. Учитель ботаники, или Разговор с растениями / Н. М. Верзилин. – Л. : Детская литература, 1984. – 173 с. : ил.
6. Волина, В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома : чайнворды. Словокаты. Кроссворды / В. В. Волина. – М. : АСТ-Пресс, 1996. – С. 23 и 28.
7. Волина, В. В. Откуда пришли слова : занимательный этимологический словарь / В. В. Волина. – М. : АСТ-Пресс, 1996. – С. 76.
8. Гамазкова, И. Фрукты-ягоды : стихотворение / И. Гамазкова // Жили-были. – 2000. – № 8. – С. 15.
9. Голованова, Т. Парад ягод / Т. Голованова // Лес и человек : ежегодник. – 1990. – М., 1989. – С. 124–125.
10. Загадки о лесных ягодах и винограде // Пионер. – 1993. – № 8–9. – С. 30.
11. Зотов, В. В. Лесная мозаика : книга для воспитателей детского сада и родителей / В. В. Зотов. – М. : Просвещение, 1993. – С. 59.
12. Иволгин, С. П. Все о дарах леса : советы знатока леса. – Донецк, 1997. – 381 с.
13. Книга природы / сост. Ю. Дмитриев [и др.]. – М. : Детская литература, 1990. – 397 с. : ил.
14. Кудрявцев, С. Эх, яблочко, куда ты катишься? [О мистических свойствах яблони] / С. Кудрявцев // Ивановская газета. – 1996. – 21 мая.
15. Надеждина, Н. А. «Моревизор» уходит в плавание ; Каждой былинке брат ; Полное лукошко / Н. А. Надеждина. – М. : Детская литература, 1986. – С. 337.
16. Орлова, Ж. И. Все о фруктах / Ж. И. Орлова. – М. : Агропромиздат, 1989. – 302 с. : ил.
17. Плоды Земли : [пер. с нем.] / Г. Франке [и др.]. – М. : Мир, 1979. – 270 с. : ил.
18. Популярная энциклопедия растений / сост. Ю. И. Смирнов. – СПб. : МиМ-Экспресс, 1997. – 352 с. : ил.
19. С любовью к природе / сост. Б. Б. Запартович [и др.]. – М., 1983.
20. Сказка о вкусных и здоровых витаминах. – М. : Ред. журн. «Масс-медиа», 1994. – 128 с. : ил.
21. Смирнов, А. В. Вершки и корешки / А. В. Смирнов. – М. : Детская литература, 1986. – 286 с. : ил.
22. Смирнов, А. В. Мир растений : рассказы о культурных растениях / А. В. Смирнов. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 302 с. : ил.
23. Соколов-Микитов, И. С. Русский лес**.
24. Стрижов, А. Н. Календарь русской природы / А. Н. Стрижов. – М. : Колос, 1993. – 320 с. : ил.
25. Таблица оттенков цвета // Библиотечка юного художника. – Вып. 5–6 : Живопись : масляные краски и их свойства : советы начинающим. – М., 1994. – С. 14.
26. Тихомиров, О. В ягодном лесу // Мурзилка. – 2000. – № 6. – С. 2–3.
27. Фортунатов, И. К. Древний кустарник : [Шиповник] / И. К. Фортунатов // Лес и человек : ежегодник. – 1980. – М. : Лесная промышленность, 1979. – С. 133.
Овощной урожай (викторина в 1–4 классах)
Овощной урожай
(викторина в 1–4 классах)
Методические рекомендации.
Участвовать в игре могут как команды, так и индивидуальные игроки.
Если начинается командная игра, ведущий предлагает каждой команде придумать название и девиз. В индивидуальной игре каждый играет за себя.
Ведущий может выбирать задания в зависимости от подготовки детей, их желания продолжить или закончить игру.
Познавательные сведения об овощах можно иногда опустить, иногда сократить – в зависимости от желания и настроения детей.
За каждый правильный ответ команда или игрок получают жетон. В конце игры жетоны подсчитываются, выявляется победитель.
Оборудование:
1. Набор картинок с изображением овощей и овощной листвы.
2. Набор различных овощных семян.
3. Два набора карточек с изображением овощей (для конкурса «Юная хозяюшка»).
4. Набор карточек с пословицами.
5. Два набора картофельных клубней небольшого размера, две столовые ложки, два ведерка или два блюда.
6. Выставка книг об овощах.
Ход занятия
Ведущий. Знаете ли вы, ребята, страну, где вместо улиц и домов – грядки, а вместо границ – плетни и заборы? Конечно, это всем вам хорошо знакомый огород. А скромных и милых жителей этой страны вы знаете? Правильно, это овощи. С ними вы каждый день встречаетесь за обеденным столом. У овощей, как и у людей, своя жизнь, своя история, иногда грустная, иногда смешная, но всегда поучительная.
Все овощи – немножко волшебники. Больше всего человек ценит их за то, что они помогают ему быть здоровым и бодрым. В чем же чудесная сила лука, чеснока, петрушки, моркови и других овощей? Поищем ответ в старых мореходных журналах.
…Это случилось во время дальнего плавания на корабле, давно не пристававшем к берегу. В открытом море, где так легко дышится, матросы начали жаловаться на головные боли, слабость. И капитан хмурился, понимая, что на корабль пробралась непрошеная гостья – болезнь цинга. Провизии в трюме хватало: мешки с сухарями, бочки с солониной. Матросы были сыты. Почему же они слабели? Более ста лет назад этого никто не мог объяснить. А теперь мы знаем: людям на корабле не хватало витаминов.
Это слово совсем молодое, появилось оно в ХХ веке, но открыл витамины русский доктор Н. И. Лунин еще в 1880 году. У доктора были две клетки с мышами. Мышей в первой клетке он поил натуральным молоком, и мыши были здоровы. Для мышей, живших во второй клетке, доктор приготовил искусственное молоко. В нем были и белок, и молочный сахар, и жир – все то же самое, что и в молоке натуральном. Однако мыши во второй клетке погибали. Чего-то им не хватало, чего-то почти незаметного, но настолько важного, что без него нельзя было жить. Через 32 года эти необходимые для жизни и здоровья вещества получили название. Их крестным был польский ученый Казимир Функ. Он предложил назвать их витаминами – от латинского слова «вита», что означает «жизнь».
Большинство необходимых для жизни витаминов – в овощах. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами для многих заболевших людей.
Вот еще несколько примеров.
• Малыш был бледен и худ, и вдруг стал поправляться, щечки его порозовели. Оказывается, ему помогла волшебница морковь.
• Бабушки и дедушки, у которых поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к докторшам тыкве, петрушке и свекле.
• Доктор салат и доктор томат заставляют толстяков похудеть.
• Докторша капуста лечит желудок. Доктор хрен и доктор перец выпроваживают цингу.
Очень много интересного можно узнать об овощах. Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир овощей.
Объясняются условия игры: ребята делятся на две команды с такими, например, названиями: «Томат» и «Горошинка».
Конкурс загадок.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А копать под осень стали –
Не одну, а семь достали!
Всем знакомы клубни эти
Как же их названье, дети?
(Картофель.)
Орехи в земле,
А листья – над землей.
(Картофель.)
Был зеленым плод –
Не просился в рот.
Положили в дежку –
Литература
Литература
1. Акимушкин, И. И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные / И. И. Акимушкин. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1993.
2. Акимушкин, И. И. На коне – через века / И. И. Акимушкин. – М., 1981.
3. Алмазов, Б. А. Прощайте и здравствуйте, кони! / Б. А. Алмазов. – Л., 1978.
4. Анашкина, Е. Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных / Е. Н. Анашкина. – Ярославль, 1997. – С. 14–111.
5. Багдасаров, Р. Пегас / Р. Багдасаров // Юный художник. – 1997. – № 9. – С. 29.
6. Башкирова, Е. О сбруе и подковах / Е. Башкирова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 2. – С. 26–28.
7. Боярский, П. Б. Седлайте коней! / П. Б. Боярский. – М., 1983.
8. Бульванкер, В. З. От кота до кита / В. З. Бульванкер. – Л., 1991. – (Памятники животным).
9. Викторина «Ой вы, кони, буры-сивы» // Стригунок. – 1996. – № 4. – С. 38–39.
10. Гершун, В. И. Беседы о домашних животных / В. И. Гершун. – М., 1992.
11. Гуревич, Д. Я. Словарь-справочник по коневодству и конному спорту / Д. Я. Гуревич, Г. Т. Рогалев. – М., 1991.
12. Детская энциклопедия. Т. 3. Лошади. – М., 2002.
13. Дмитриев, Ю. Д. Соседи по планете: домашние животные: кошки, собаки, лошади, коровы / Ю. Д. Дмитриев. – М., 1990.
14. Домашние животные на службе человека. – М., 1982. – (Из содерж.: В. Песков. Про лошадь).
15. Игротека «Поздравляем с годом Лошади» // А почему? – 2002. – № 1. – С. 26–27.
16. Ковалевская, В. Б. Конь и всадник: пути и судьбы / В. Б. Ковалевская. – М., 1977.
17. Краснопевцев, В. П. Как животные служат людям / В. П. Краснопевцев. – Л., 1971.
18. Моисеенко, Н. А. Служит людям добрый конь / Н. А. Моисеенко. – М., 1988.
19. Мурзилка. – 1990. – № 11*.
20. Николаева, М. Лошадь лечит человека / М. Николаева // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 12. – С. 116–118.
21. От кого произошла современная лошадь // А почему? – 2001. – № 8. – С. 14.
22. Пони // Пионер. – 2000. – № 4. – С. 32.
23. Попова, Т. Ф. Беседы о русской скульптуре / Т. Ф. Попова. – М. ; Л., 1964. – (Из содерж. : П. К. Клодт. Скульптурные группы «Конь с возничим»).
24. Пошли на конюшню! Из музея Бабы Яги // Жили-были. – 2002. – № 1. – С. 16–17. – (Сказочная энциклопедия).
25. Степанов, В. Кони на ладони / В. Степанов // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 7. – С. 61–63.
26. Тубельская, Г. Н. Традиционные школьные праздники / Г. Н. Тубельская. – М., 2001. – С. 17**.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом