География. 6 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
170 руб.
-80%
34 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5123а
Составители Бударникова Л. В.
Издательство Учитель, 2022
Серия ФГОС. Поурочное планирование
Электронная версия скачать
УДК 372.016:91*06
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлены технологические карты уроков географии для 6 класса, составленные в соответствии с ФГОС ООО, ориентированные для работы по учебнику и рабочей тетради Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой, Т. А. Карташевой, С. В. Курчина (М.: Дрофа, 2015), входящим в образовательную систему "Вертикаль".
Технологические карты уроков отражают современные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативной компетенции, побуждающие школьников осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям географии, руководителям методических объединений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Приложение 1

Приложение 1

Комментарий к материалам электронного приложения
с элементами беседы по рисункам учебника

«Нигде не видно покоя, все в движении, и как наш корабль, то подымаясь, то опускаясь, ложится на сторону боком, так и все вокруг нас колышется, и ни один клочок обширного моря ни на секунду не сохраняет одного и того же вида. В отдалении волны кажутся небольшими холмами, и по ним шныряют гребни в виде клочьев белой шерсти. Когда же волна приближается к нашему кораблю, она становится больше и шире, – поднимается из воды, затем сразу появляется на ее вершине белый гребень. Он с шумом и пеной, как бурный поток, взрывается из водяной горы: верхнюю половину гребня ветер превращает в мелкие брызги и бросает нам в лицо шипящую пену, другая половина быстро опускается вместе с волной. Где мы видели только что грозную водяную гору, там появляется водная долина. Затем перед нашими глазами поднимается опять новая волна».

– Так описывал поверхность Мирового океана пассажир корабля. Этот отрывок подтверждает, что поверхность океанов не бывает спокойной, она всегда в движении.

Эксперимент: учитель наливает воду в емкость (например, тарелку) и просит одного ученика подуть на нее. На поверхности воды образуются как бы небольшие волны, которые напоминают морские, только во много раз меньше их.

Вывод: в океане порывы ветра как будто вдавливают водную поверхность, образуя волны высотой в несколько метров. Особенно большие волны бывают во время шторма. На Черном море интенсивность давления при ударах волны может достигать 25 т на 1 м2. Не всякое сооружение выдержит такой напор. А ведь Кавказское побережье – это край знаменитых курортов и крупных портов. Так что защита его берегов приобретает особенно важное значение.

Работа с рисунком на доске «Ветровые волны» (или по учебнику рис. 50, с. 79).

Задание 1. Используя текст учебника на с. 78–79, ответьте на вопросы и допишите на рисунке (можно дописать на рисунке, вывешенном на доске, или в тетради):

– Какова обычная высота волн? (4 м.)

– Назовите максимальную высоту волн. (12 м.)

– Какой высоты достигают штормовые волны? (250 м.)

– Что такое «зыбь»? (Правильные ряды длинных пологих волн без пенистых гребней.)

– Как возникает прибой? (Близ берега вода получает поступательное движение, причем из-за большей скорости частиц воды вверху, где меньше трения, волны запрокидываются, образуется прибой.)

Задание 2. Самостоятельно составьте краткое описание приливов и отливов по рис. 53, с. 81.

Дополнительные вопросы:

1) Что влияет на образование приливов и отливов? (Движение Луны. Ее притяжение – гравитация – это главная сила, лишающая воду покоя.)

2) С какой периодичностью происходят они? (Дважды в сутки приходят и дважды уходят, причем в строго определенное время.)

3) Пользуясь картой океанов в атласе, определите, где на Земле регистрируются самые высокие приливы.

4) На берегах какого внутреннего российского моря приливы и отливы зрительно незаметны? (Черное море.)

– В приливах заключено большое количество энергии: примерно в три раза больше, чем во всех реках планеты. В нашей стране дает ток приливная электростанция (ПЭС), которая построена в одном из заливов Кольского полуострова. Залив этот перегорожен плотиной. Во время прилива уровень воды в заливе повышается на несколько метров. Во время отлива вода из залива устремляется в море и по пути вращает турбины приливной электростанции.


Приложение 1

Приложение 1

Комментарий к видеоролику «Речная система»
с элементами беседы и практическими заданиями

– Сегодня мы поговорим о поверхностных водах, о реках.

Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид. Каждая река России имеет свое начало. (На доске рисунок «Схема речной системы».) Одна река вытекает из болота (учитель показывает все истоки по рисунку), другая река начинается из родника, третья река зарождается на склонах гор, четвертая река начинается из озера.

(Учитель комментирует видеоролик «Речная система» или сопровождает рассказом рисунок на доске, дети могут зарисовать его у себя в тетрадях.)

Река – естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле.

Место, где река берет начало, от которого наблюдается постоянное течение воды в русле, называется истоком.

Послушайте, как описывает исток Волги, великой русской реки, писатель Юрий Полозов: «Околица села – глинистый пологий скат. Внизу под горкой щетинится осокой и хвощом небольшое болотце, а над ним легко и торжественно вознеслась арка, подобная радуге; недалеко как бы вплыл дощатый помост с перильцами, а чуть поодаль на сумрачном фоне елового леса красуется игрушечно крохотный рубленый домик…

Вы медленно опускаетесь с горки, медленно ступаете на помост. С каждым шагом все ближе милая русская светелка.

И вот вы входите в нее. Все сразу обволакивает ровный, покойный полумрак, мягкая, настоянная прохлада.

Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу. И вы вдруг падаете на колени, всматриваетесь… Черной тушью таинственно мерцает глубинная холодная вода. Не всплеснет, не всколышется ни одна струйка… тихо, очень тихо в прохладной светелке.

Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот где заветная ее колыбель!..

– Здравствуй, Волга! Низко-низко кланяюсь тебе…».

Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку. Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.

Задание. Найдите на карте примеры истоков и устьев рек. (Например: исток Ангары – оз. Байкал, устье ее – р. Енисей; исток Печоры – г. Урал, устье ее – море Карское и т. д.).

Впадая в реку, другая река становится ее притоком.

Например: Ока впадает в Волгу, является ее притоком – правым, а Кама – левый приток Волги.

Задание:

1) Прочитайте в учебнике (с. 88), как определить правый и левый приток.

2) Определите, каким притоком – правым или левым – являются: Вилюй для Лены; Иртыш для Оби; Алдан для Лены.

Река со всеми ее притоками образует речную систему. Название речной системы дается по главной реке, например, система Волги, Лены, Конго (Заир).

Самые крупные системы мира – Амазонка, Конго, Миссисипи с Миссури, Обь с Иртышем. (Показ по карте.)

Задание. Обозначьте на контурной карте системы: Волги, Амазонки, Конго, Миссисипи, Оби.

Русло, или углубление, занятое водой, лишь часть линейно-вытянутого понижения, на дне которого течет река, называют речной долиной.

Каждая речная долина имеет склон и днище. У равнинных рек днище, как привило, лишь частично, а у горных рек целиком занято водой.

Задание. Найдите на карте Волгу со всеми ее притоками. С территории, изображенной на карте, вся вода стекает в Волгу. Выпадет ли дождь в районе Перми, Ярославля, Саратова или Астрахани – все равно часть воды попадает в Волгу. Мы говорим «часть» потому, что какое-то количество воды просачивается в землю, какое-то испаряется. Местность, с которой река со своими притоками собирает поверхностные и подземные воды, называется бассейном реки. Так, например, бассейн Амазонки – Амазонская низменность (показ по карте); бассейн реки Оби – Западно-Сибирская равнина.


Приложение 3

Приложение 3

· Открытие Америки.

Эта часть света была открыта, можно сказать, по ошибке. В XV в. многих европейцев манил далекий и богатый мир Азии, особенно Индия и Китай. Но путь в Азию был очень долгим – нужно было плыть вокруг Африки. Отыскать более короткий путь решил итальянский моряк на испанской службе, уроженец города-республики Генуи Христофор Колумб. Чтобы представить грандиозность деяния Колумба, нужно понять и помнить, что в ту пору мореплавание было преимущественно прибрежным. Не вполне владея приемами определения места корабля, капитаны боялись долго оставаться в открытом море, предпочитая не терять из виду берег.

В сознании моряков XV в. прочно сидел суеверный, почти животный страх перед опасностями открытого океана. И вот в это время испанская флотилия преодолевает почти 6 000 км, больше месяца не видя вокруг ничего, кроме воды и неба. Небывалое, ни с чем не сравнимое событие! И, проведя в открытом океане более двух месяцев, 12 октября 1492 года Колумб со своей командой высадился на берег. Он полагал, что достиг Индии, и поэтому назвал встреченных здесь жителей индейцами. До конца своих дней великий мореплаватель так и не узнал, что не достиг Азии, а открыл новую часть света – Америку.

· Открытие Антарктиды.

В первые годы XIX в. список крупных морских держав пополнился еще одним государством. На просторы океанов вышел молодой флот России. В 1803–1806 гг. состоялось первое русское кругосветное плавание на военных шлюпах «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Федоровича Крузенштерна. Успех этого предприятия открыл дорогу целой серии блестящих дальних плаваний кораблей Российского флота.

И. Ф. Крузенштерн являлся главным инициатором экспедиции в арктические воды. Он подчеркивал: «Славу такого предприятия не должны допускать отнять у нас; она в продолжение краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам».

4 июля 1819 г. «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд, положив тем самым начало первой русской арктической экспедиции. Командовал экспедицией сорокалетний капитан 2-го ранга, участник первого русского кругосветного плавания, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, поднявший свой брейд-вымпел на «Востоке». Командиром шлюпа «Мирный» был назначен лейтенант Михаил Петрович Лазарев, впоследствии прославленный адмирал.

16 января 1820 г. шлюпы находились в точке с координатами 69°22’ ю. ш. и 2°15’ з. д., где были впервые усмотрены береговые «бугристые» льды шестого материка. 16 января 1820 г. принято считать днем открытия Антарктиды.


Приложение

Приложение

Комментарий к видеоролику «Происхождение озер»
и практические задания по заполнению таблиц и схем

Самое глубокое озеро в мире – Байкал, оно находится в грабене. В грабенах находятся также многие африканские озера.

Послушайте, как в результате запруды образовалось Сарезское озеро на Памире: «Февральской ночью 1911 г. жители Бартанга (Мургаба) проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы густой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро».

Послушайте, что рассказывает о другом озере (образовавшемся в результате разлома тектонических плит и заполнения места разлома водой, стока у него нет, оно постоянно испаряется, а соль и минералы становятся всё концентрированней) человек, побывавший на его берегах:

«Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край – ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Голые, изрезанные морщинами склоны. Казалось, какая-то сила сорвала с них естественный покров и обнажилась мускулатура земли.

Мы решили искупаться, но нас отговорили. Было холодно. Мы лишь умывались густой, как крутой рассол, водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись былым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус, от которого долго нельзя было отделаться.

Иногда из реки Иордана в Мертвое озеро заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком соленом панцире».

Очень много соленых озер на Прикаспийской низменности. Их образование связано с наличием здесь тектонических впадин и засоленных горных пород. Среди них выделяется озеро Баскунчак. Ученые подсчитали, что соли в Баскунчаке около 40 млрд т. Если бы все население земного шара потребляло соль из этого озера, то ему хватило бы ее на 1500 лет.

Задание. Используя материалы видеоролика и текст учебника на с. 95–97, дополните рисунки (на доске) и схему. (Один или два ученика выполняют задание у доски, остальные – в тетради.)

1. 2.


Приложение 1

Приложение 1

Комментарий к видеоролику «График хода температуры воздуха»,
вопросы и задания к рисункам учебника

В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.

Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.

Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.

Выше облаков было еще холоднее – на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось.

На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти.

Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было –24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами.

Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

– Итак, как изменяется температура воздуха? (С высотой; в зависимости от угла падения солнечных лучей.)

– Почему происходят эти изменения температуры?

Причины, влияющие на изменение температуры воздуха, таковы:

· Воздух, как стекло, сам почти не нагревается от проходящих сквозь него лучей солнца, а нагревается от поверхности суши или воды. Вот почему с подъемом вверх в тропосфере температура понижается.

· Суша и вода нагреваются и остывают по-разному.

· Энергия Солнца, поступающая на Землю, называется солнечной радиацией. Часть солнечной радиации отражается земной поверхностью и теряется, однако большая ее часть поглощается земной поверхностью и превращается в тепло. Количество солнечной радиации напрямую связано с углом, под которым солнечные лучи поступают на землю. Чем больше угол падения, тем больше получает земная поверхность солнечной радиации, тем больше тепла, нагревающего воздух.

Вопросы к рисунку 70, с. 108. Изменение температуры в течение суток.

– Какая площадь на рисунке нагрета больше? Почему?

– Каков при этом угол падения солнечных лучей?

– Основываясь на своих наблюдениях, расскажите, как изменяется температура в течение суток.

– Какая из освещенных площадок, изображенных на рисунке, соответствует полудню, дневному времени и вечеру, почему?

– Установите соответствие между углом падения солнечных лучей и температурой воздуха.

Задания к рисунку 71, с. 109.

– Определите суточную амплитуду температуры воздуха на третьей паре термометров.

– Объясните, почему самая низкая температура зарегистрирована в 6 ч, а самая высокая – в 14 ч?

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.