Русский язык. 1 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Начальная школа XXI века". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-734.2 |
Авторы-составители | Карышева Е. Н., Николаева С. В., Смирнова И. Г. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Электронное пособие предлагает необходимые ресурсы для эффективной организации учебного процесса: рабочую программу с развернутым учебно-тематическим планированием, систему подробных поурочных сценариев с презентациями к каждому уроку, информационно-методические рекомендации и учебно-методическое обеспечение, что в комплексе позволит учителю разнообразить деятельность учащихся, применять современные формы и приемы, способствующие формированию предметных умений, УУД, оптимизации развития познавательных процессов.
Пособие предназначено учителям и руководителям методических объединений начальной школы.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ;
- звуковая карта;
- установленная программа Microsoft Office Power Point 2007 и выше.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Безруких, М. М. Прописи к учебнику «Букварь» : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций в 3 ч. / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2015.
2. Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2015.
3. Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2015.
4. Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Вентана-Граф, 2014.
5. Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. – М. : Вентана-Граф, 2015.
6. Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2014.
7. Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2014.
8. Иванов, С. В. Русский язык. 1–4 классы. Программа, планирование, контроль (+ СД). / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели).
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Начальный курс русского языка занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
џ познавательная цель – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
џ социокультурная цель – формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
џ развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
џ освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
џ овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
џ воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь1.
Структура курса
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Учащиеся овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Приложение 3. Итоговая контрольная работа по русскому языку для 1 класса
итоговая контрольная работа
по русскому языку для 1 класса
Диктант
Цель: проверить, как усвоены детьми основы русской графики: умение записывать под диктовку слова различной звукослоговой структуры, записывать предложение (раздельно писать слова в предложении, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце); умение употреблять большую букву в именах людей; умение правильно писать сочетания гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и, ь.
Вариант 1
Васька*
У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Летом Ваську взяли на дачу. Он любит спать на окне. Там тепло.
Грамматические задания.
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
Вариант 1 – в слове Васька.
Вариант 2 – в слове любит.
2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
Вариант 1 – 5-го предложения.
Вариант 2 – 6-го предложения.
3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).
Вариант 2
На реке
Петя и Серёжа идут к речке. На реке гуси. Гусь плывёт к мостику. Серёжа кинул в воду корм. Теперь все гуси плывут к мостику.
Грамматические задания.
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
Вариант 1 – в слове плывет.
Вариант 2 – в слове Серёжа.
2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
Вариант 1 – 1-го предложения.
Вариант 2 – последнего предложения.
3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).
Вариант 3
Осы**
Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.
Грамматические задания.
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
Вариант 1 – в слове день.
Вариант 2 – в слове пень.
2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
Вариант 1 – 2-го предложения.
Вариант 2 – 7-го предложения.
3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).
Вариант 4
Хитрый кот
По небу плывёт туча. Полил дождик. У крыльца большие лужи. Кот Васька прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота сухие. Хитёр котик.
Грамматические задания.
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
Вариант 1 – в слове Васька.
Вариант 2 – в слове камень.
2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
Вариант 1 – 3-го предложения.
Вариант 2 – 6-го предложения.
3. Обозначить буквы мягких звуков в последнем предложении (для обоих вариантов).
Урок 1. Язык как средство общения. Порядок действий при списывании
Урок 1
Язык как средство общения.
порядок действий при списывании
Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения; научить строить модели звукового состава слова, писать предложения с соблюдением гигиенических норм; способствовать усвоению приемов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из 4–5 звуков; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознание понятий язык и речь, понимание роли языка в жизни людей; логические – осуществление звукового анализа слов; построение звуковых моделей слов; проведение анализа алгоритма порядка действий при списывании и использование его при решении практических задач.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.
Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать грамматические и орфографические нормы устной речи, интонационную выразительность.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности; выражают желание осваивать новые приёмы и действия, достигать положительных результатов труда.
Сценарий урока
I. Эмоциональный настрой на восприятие учебного материала (Л.). (Слайд 2.)
− Новый год – сказочный праздник, карнавал, ожидание счастья и волшебства.
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй, Новый год!
Ты такой хороший!
− За что вы любите этот праздник? (Слайд 3.)
Говорили мне ребятки:
«Санки мне, а мне лопатки,
Лыжи мне, а мне коньки,
Ёлку, бусы, огоньки…»
Вова ждёт в подарок мишку,
Саша – новенькую книжку.
Все ребята говорят:
«Пусть сегодня Дед Мороз
Привезёт подарков воз».
М. Беляков
Учитель показывает учебник «Русский язык».
– На уроках обучения грамоте вы научились читать и писать. Теперь можете смело отправляться в путешествие, чтобы открыть для себя увлекательный мир русского языка. А эта книга станет вашим верным и надежным помощником.
II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником (К. + П. + Р.).
– Рассмотрите учебник самостоятельно. Познакомьтесь с оглавлением учебника. Обратите внимание на фамилии авторов, а также на то, как в учебнике показаны новая тема, правило, слова, которые надо запомнить для правильного написания.
– Кто может сказать, что будем изучать на уроках русского языка?
− О чём вам говорит название книги – «Русский язык»? Как вы думаете, чему научит вас учебник? (Правильно говорить и писать, чтобы другие понимали наши мысли; сделает нас грамотными.)
− Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой.
Слайд 4. Учащиеся читают правила со слайда и обсуждают их вместе с учителем.
Правила обращения с книгой
● Брать книгу можно только чистыми руками.
● Книга любит одежду – обложку и закладку.
● Переворачивать странички нужно за верхний правый угол.
● Нельзя делать в книге пометки, загибать страницы.
● Если книга порвалась, её обязательно надо «вылечить».
– Почему надо беречь книги? (Ответы учащихся.)
– Отгадайте загадку: «Она волшебница, и вы с ней знакомы. Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и повестях. Она помогает вам делиться чувствами и мыслями с другими людьми. Кто эта волшебница?» (Речь.)
Урок 4. Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании
Урок 4
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ:
СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ, ПРОЩАНИЯ, ИЗВИНЕНИЯ.
ОТРАБОТКА ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ
ПРИ СПИСЫВАНИИ
Педагогические задачи: создать условия для овладения умениями начинать, поддерживать, заканчивать разговор, привлекать внимание; научить подбирать слова, соответствующие заданной звуковой модели, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся проводить звуковой анализ слов, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться выбирать предложенные этикетные слова, соответствующие заданным ситуациям общения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осуществление выбора предложенных этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения; соотнесение слов с приведенными звуковыми моделями; логические – проведение анализа текста с точки зрения наличия/отсутствия в нем необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений.
Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л. + Р.).
– Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
– Всё на месте, всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки.
II. Сообщение темы урока, постановка учебных задач (Р. + К.).
− Ребята, хорошо, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью. Что красит нашу речь?
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «Здравствуй!»
Значит «Будь здоров!».
Правило запомни,
Знаешь – повтори.
Старшим это слово
Первый говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора!
* * *
…И вдруг засмеялись лесные зверята:
«Опять мы здоровы и веселы!»
И в лес убежали играть и плясать,
И даже спасибо забыли сказать,
Забыли сказать до свидания…
К. Чуковский
− А вы не забываете о добрых словах? Тема нашего урока: «Речевой этикет». Какие вы знаете вежливые слова? (Слайд 2.)
− Подумайте, какие важные слова отсутствуют в разговоре мальчика и девочки? (Упражнение 1 в учебнике на с. 13.)
− Можно ли общение этих ребят назвать вежливым? А бывает невежливая вежливость? (Ответы учащихся.)
Учитель читает стихотворение «Невежливая вежливость».
Обещал отцу Петрусь:
– Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить! –
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит утром: у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
− С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
− Убирайся, пострелёнок!
Урок 5. Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
Урок 5
Речевой этикет: слова просьбы и ИЗВИНЕНИя.
Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, практического овладения диалогической формой речи; научить называть слова, обозначающие предметы, применять правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать слово и предложение, решать учебные и практические задачи – ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – постановка вопросов к словам, обо-значающим предмет; группировка слов по заданному признаку (отвечают на вопрос что?); осуществление выбора необходимого знака препинания в конце предложения и обоснование его постановки; логические – преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу (моделирование диалога заданной ситуации общения); осуществление анализа звуковых моделей слов.
Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), излагать мысли последовательно, ясно и просто.
Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Придумано кем-то просто и мудро −
При встрече здороваться… («Доброе утро!»)
Доброе утро! − солнцу и птицам.
Доброе утро! − улыбчивым лицам.
− Услышишь «Доброе утро!» − и сразу становится теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «Доброе утро!» нахмурясь, недовольным голосом? Почему?
II. Введение в тему урока.
Речевое общение (упражнение 1) (К.).
Учитель читает стихотворение из учебника (с. 16–17) до слов «И с тех пор я присмирел…».
− Поделитесь впечатлениями. Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (Добрые тёплые слова, улыбка, доброжелательные взгляды.)
Учитель дочитывает стихотворение до конца.
− Как теперь звучат просьбы старшего брата? Почему?
Слайд 2.
Учитель показывает книгу В. Осеевой «Волшебное слово» и рекомендует её для чтения.
− Добрые слова – цветы человеческой души.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
III. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику.
− Тема нашего урока – «Речевой этикет». (Запись на доске.) Сегодня вы разыграете ситуации использования слов приветствия и благодарности, научитесь писать ещё одно доброе, волшебное слово.
Словарная работа (П. + К.). (Слайд 3.)
− Отгадайте, какое слово изменило героя стихотворения?
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю… («пожалуйста»).
После ответа учащихся учитель щёлкает по слайду – появляется слово «пожалуйста».
Речевое общение (упражнение 2).
− Откройте учебник. Прочитайте слово «пожалуйста» орфографически правильно. Запомните.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом