Дидактические и языковые игры: русский язык. 5-11 классы

Есть на складе
237 руб.
-10%
213,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2961р
Авторы-составители Щепкина О. П., Брикова И. Ю.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-6049215-1-7
Страниц 156
УДК 372.016:811.161.1
Штрихкод 9785604921517
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 108 г
В пособии собраны дидактические, языковые, лингвистические игры и задания исследовательского характера, направленные на изучение истории, правил и норм русского языка, с подробным описанием. Представленные игры помогут учителю-словеснику разнообразить стандартные уроки в 5-11 классах и занятия по подготовке к олимпиадам, активизировать познавательную, мыслительную и речевую деятельность обучающихся, развить их интерес к предмету.
Игры сопровождаются описанием условий их проведения, краткими комментариями для учителя, которые позволят варьировать ход игры в зависимости от уровня подготовки школьников. Задания, в основе которых лежит лингвистический анализ, многоаспектны, так как способствуют развитию связной грамотной речи обучающихся, формированию умения делать выводы благодаря наблюдениям над словом и особенностями его сочетаемости.
Материал предназначен учителям русского языка для использования в учебных целях; полезен обучающимся при углубленном изучении предмета.

Подробное описание

Введение

В книге собраны различные игры (лингвистические, дидактические, языковые), которые, как мы надеемся, помогут учителю в проведении разнообразных уроков русского языка, в организации тематической недели, конкурсов, викторин.

Не секрет, что у игры как средства обучения множество преимуществ, назовем лишь некоторые из них. Игры на уроке вызывают интерес обучающихся к предмету; помогают сделать его более запоминающимся; способствуют развитию мышления и, как следствие, речи; позволяют снять эмоциональное напряжение; являются средством развития лингвистического и творческого мышления школьников; активизируют словарный запас; повышают культуру речи.

Игры помогают сделать любую тему по-настоящему увлекательной, с их помощью можно развить интерес школьников к родному языку, ведь материал многих игр способствует пониманию уникальности языка и формированию представления о многообразии и неисчерпаемости выразительных возможностей различных языковых средств.

Следует отметить, что успех в проведении игры зачастую зависит от настроения класса. Если обучающиеся к началу урока очень активны, то игра позволит им сосредоточиться и настроиться на нужный лад.

Во многом успех зависит также от предварительного четкого обсуждения правил и условий игры.

Предлагаются игры, различные по форме организации участников (фронтальные, парные, командные); материалу; структуре; мотивам («Кто быстрее?», «Кто больше?» и т. д.); цели (направленные на развитие речи, отработку умений, поиск нового знания); объекту обучения (фонетические, грамматические явления, языковые средства, части речи, словообразовательные модели, синтаксические конструкции, стили речи, стиль писателя).

Дидактические игры подходят для отработки изученного правила, собственно языковые – для развития лингвистического мышления и расширения словарного запаса.

Игра на уроке предполагает различные виды деятельности – познавательной, речевой, коммуникативной и нужна для того, чтобы активизировать мыслительную деятельность в новых условиях, выйти за рамки строгой дидактики, сделать акцент на теме, правиле и т. д.

В основе игр на развитие речи могут лежать задания не только на конструирование предложений на заданную тему или в соответствии с определенными условиями, но и на тренировку умения различать в устной и письменной речи изучаемые на уроках языковые явления (паронимы, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы и т. д.), использовать сведения о них для решения конкретной речевой задачи.

Особое место занимают игры, направленные на тренировку навыков языковой изобретательности (через знакомство с заимствованиями, окказионализмами – здесь важнейшую роль играет изучение приемов комбинаций слов, создаваемых по заданным условиям для решения определенной речевой задачи).

Игры в разделе «Лексика» также могут применяться в качестве тренировки навыков речевой изобретательности, интерпретации языкового материала.

Вместе с тем игра никогда не организуется на уроке ради игры, с одной единственной целью развлечь, переключить внимание ребенка на другую деятельность, сделать передышку и т. д.

Развитие речи через игру обогащает методы обучения, способствует формированию коммуникативных навыков, словотворчества, знакомит с приемами интерпретирования языковых единиц, учит детей думать нестандартно, самостоятельно искать дополнительные возможности выражения мысли, заложенные в слове или в его окружении.

В книге представлены не только традиционные дидактические игры, но и задания исследовательского характера, помогающие обучающимся открывать исторические связи в словах. Чтобы увидеть эти связи, ученики в своем ответе должны использовать приемы рассуждения и доказательства, следовательно, игры, в основе которых лежит лингвистический анализ, многоаспектны, так как способствуют развитию связной грамотной речи, умению делать выводы благодаря наблюдениям над словом и особенностями его сочетаемости.

В то же время подобные игры – экскурсы в историю родного языка, с одной стороны, направлены на развитие лингвистического мышления, а с другой – имеют и воспитательную цель: пробуждают интерес к изучению русского языка, формируют представление о богатстве его ресурсов.

Надеемся, что игры, которые вы найдете в книге, помогут в планировании урока, в проведении внеклассного мероприятия по русскому языку или занятия по внеурочной деятельности.

Содержание

Введение    3

История языка. Этимология    6

Графика. Алфавит    21

Орфография    25

Фонетика    37

Морфемика. Словообразование    44

Лексика    55

Фразеология    69

Морфология    89

Имя существительное    94

Имя прилагательное    104

Глагол    107

Причастие    114

Наречие    115

Предлог    118

Звукоподражательные слова    120

Синтаксис    121

Образно-выразительные средства    133

Развитие  речи    138

Конкурсы    143

Литература    153

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Евгения Кобяк
9 октября 2024 (16:19)
Незаменимый помощник учителя в работе -- вот этот сборник дидактических игр. Без него как без рук, к любой теме, к нужному этапу урока -- все можно подобрать, в тему и к месту.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.