Музыка. 5 класс. Система уроков по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-5800 |
Составители | Власенко О. П. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.016:78*05 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В разработках уроков содержится теоретический материал, необходимый для успешного обучения музыкальной грамоте, воспитания художественного вкуса обучающихся, формирования предметных (специальных) умений, личностных качеств и универсальных учебных действий. Каждый урок дополнен ресурсным материалом (поэтические, литературно-художественные тексты, биографические сведения о композиторах, нотный репертуар по разучиванию, слушанию и анализу музыкальных произведений), позволяющим учителю творчески и вариативно моделировать учебную деятельность в конкретном классе и учитывать уровень подготовленности обучающихся.
Предназначено учителям музыки образовательных организаций, педагогам дополнительного и постдипломного образования.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Приложение
Приложение
ТРИ ПАРНЯ
Шведская народная песня
(Русский текст К. Алемасовой, обработка В. Попова)
1. Три славных парня в город шли,
В город шли, в город шли,
Три славных парня в город шли,
В гости в город шли.
Хэй-ё-хэй, хэй-ё-хэй,
хэй-ё-хэй, хэй-ё-хэй!
Три парня – Ивар, Йонни, Нильс –
В гости в город шли.
2. Стоит закусок полон стол,
Полон стол, полон стол,
Стоит закусок полон стол,
Сели все за стол,
Xэй-ё-хэй, ой-ой-ой!..
Три парня – Ивар, Йонни, Нильс –
Сели все за стол.
3. Парнишки наши пьют, едят,
Пьют, едят, пьют, едят,
Парнишки наши пьют, едят
Пять часов подряд.
Три парня – Ивар, Йонни, Нильс –
Пять часов едят.
4. Но что-то стал их грустен взгляд,
Грустен, взгляд, грустен взгляд,
Но что-то стал их грустен,
Очень грустен взгляд.
Хэй-ё-хэй, ох-ох-ох!..
У трёх несчастных пареньков
Животы болят.
5. Кричат парнишки: «Ой, беда,
Ой, беда, ой, беда!»
Кричат парнишки: «Ой, беда,
К нам пришла беда».
Хэй-ё-хэй, ох-ох-ох!..
«Не будем объедаться мы
Больше никогда!»
6. Так жадность никому не впрок,
Да, не впрок, да, не впрок,
Так жадность никому не впрок,
Право же, не впрок.
Хэй-ё-хэй, хэй-ё-хэй!..
«Три парня – Ивар, Йонни, Нильс –
Это вам урок!»
Урок 1. Музыка рассказывает обо всем
Урок 1. МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ ОБО ВСЁМ
(тип – получение новых знаний, форма – урок-диалог)
Цели деятельности учителя: показать многогранность музыки; создать условия для свободных высказываний (рассуждений, предположений) по вопросам: что же такое музыка? Кто и как может открывать нам музыкальные звучания? Какие тайные законы движут искусством? – для воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине, познакомить с учебником по музыке, дать понятие музыка.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать, анализировать, петь песню «Родина» (И. Хрисаниди), слушать и анализировать музыкальный фрагмент – концерт для фортепиано с оркестром № 3 (I ч.) С. Рахманинова, показывать на произведениях музыкального искусства многогранность музыки; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить текст и мелодию песни «Родина».
Метапредметные:
• познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, прогнозируют содержание темы, самостоятельно решают творческую задачу;
• коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
• регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
личностные: оценивают результаты деятельности.
Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (I ч.) (фрагмент); И. Хрисаниди «Родина».
Сценарий урока
Печальна и чиста,
Как жизнь людьми любима,
Как жизнь, ты непроста,
Как жизнь, непостижима,
Музыка!..
К. Кулиев
I. Постановка учебной задачи.
Учитель. Эпиграфом к уроку послужили слова К. Кулиева. Послушайте.
Учитель читает стихотворные строки о музыке, акцентируя, выделяя голосом слова, которые характеризуют её многогранность.
– Как пишет поэт о музыке? (Она печальна, чиста, любима, как жизнь, непроста, непостижима.)
– Автор очень ёмко и, на мой взгляд, очень точно в этих четырёх строках описал сущность Её величества Музыки. Чтобы научиться слышать музыку, нужно научиться внимательно её слушать. Этому будем учиться на уроках музыки. Помогут в этом беседы о прослушанных музыкальных произведениях, которые нацелены на понимание идеи музыкального произведения и осознание огромного труда, каким создается музыка.
II. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.
1. Работа по теме урока.
– Что же такое музыка? (Высказывания учеников.)
– Обратимся к справочной литературе.
Музыка – (греч. musik, от musa – муза) – искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах (Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. Б. С. Штейн-пресс, И. М. Ямпольский. 2-е изд., испр. и дополн. М. : Советская энциклопедия, 1966. С. 327).
– Говорят, что музыка – чудо. вот как об этом писал великий композитор Э. Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Прокомментируйте его слова. (Высказывания учеников.)
Учитель подводит учеников к выводу о том, что каждое искусство, в том числе, и музыкальное, самоценно, однако все в мире взаимосвязано и в этом смысле все нуждается во всем. Учитель на примере эпиграфа к роману Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол», написанного поэтом эпохи Возрождения Джоном Донном, перевод которого звучит в прозе: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе» – иллюстрирует вывод.
– Поможет в этом разобраться учебник. Прочитайте, кто является автором учебника. (Татьяна Ивановна Науменко, Виталий Владимирович Алеев.)
– Познакомьтесь с обращением авторов учебника на с. 3.
Учитель в ходе чтения учениками статьи акцентирует их внимание на главной теме года – «Музыка и другие виды искусства», где красной нитью проходит идея о том, что музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами, важнейшими из которых были литература и живопись.
Урок 2. Древний союз. Истоки
Урок 2. ДРЕВНИЙ СОЮЗ. ИСТОКИ
(тип – получение новых знаний,
форма – комбинированный урок)
Цель деятельности учителя: показать на примерах произведений искусства, какие звуки источают художественные образы.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать, анализировать, петь песню П. Аедоницкого «Красно солнышко», слушать и анализировать музыкальные произведения К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковского «Баркарола»; рассматривать и описывать содержание репродукций картин А. Осмеркина «Вётлы у пруда», А. Куинджи «Березовая роща», И. Шишкина «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовского «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда»; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить текст и мелодию песни «Красно солнышко»».
Метапредметные:
• познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание темы, самостоятельно решают творческую задачу;
• коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
• регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
личностные: оценивают результаты деятельности.
Музыкальный материал: К. Дебюсси «Снег танцует»; П. Чайковский «Баркарола»; П. Аедоницкий «Красно солнышко».
Сценарий урока
Всё, что звучит в природе, и есть музыка.
И. Гердер
I. Постановка учебной задачи.
Учитель. Прочитайте тему и эпиграф к уроку. Как вы думаете, как связаны между собой тема и эпиграф? (Высказывания учеников.)
– На прошлом уроке мы давали определение музыки. Вспомните, что музыка отражает окружающую действительность в звуковых художественных образах. Это могут быть звуки природы, звуки, которые издают музыкальные инструменты, шедевры литературы и изобразительного искусства. А вот какие именно звуки источают художественные образы, мы попробуем разобраться на сегодняшнем уроке.
II. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного и творческого типа.
1. Работа по теме урока.
– Окружающие нас звучания очень разные. Каждый звук имеет свой источник, свой образ.
Ученики рассматривают в учебнике на с. 9–13 репродукции картин А. Осмеркина «Вётлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкина «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовского «Черное море», Леонардо да Винчи «Джоконда». Определяют, какие звуки передает та или иная картина.
Учитель подводит учеников к выводу о том, что каждое художественное полотно выражает свои, только ему присущие звуки. Так, например: солнечные, звенящие, прозрачные звуки берёзового леса в картине художника А. Куинджи «Березовая роща» и, напротив, сумрачные в картине И. Шишкина «В лесу графини Мордвиновой» и совсем мрачные, даже жутковатые в картине И. Айвазовского «Черное море», некая таинственность, сказочность присутствует в картине А. Осмеркина «Вётлы у пруда», улыбка девушки на картине Леонардо да Винчи «Джоконда» передает нечто неуловимое, загадочное.
Очень важно отметить, что «звучание» любой картины – это образ, который мастер хочет донести до зрителя, чтобы полотно было правильно истолковано. Это очень сложная задача. Надо учиться всматриваться в детали, цветовое и композиционное решение картины. Отчасти эту задачу решает музыка.
– Предлагаю выполнить творческое задание. Подумайте и скажите, звучание каких музыкальных инструментов, изображённых в учебнике на с. 12, передает звуки рассмотренных нами картин. (Варианты: Фагот и труба – раскрывают образ таинственности в картинах А. Осмеркина и И. Шишкина. Свирель – образ птиц; гармонь ассоциируется с образом русской берёзы в картине А. Куинджи. Орган в картине И. Айвазовского усиливает образ разбушевавшегося моря. Скрипка создаёт очень изящный утончённый образ Джоконды.)
В случае затруднения при выполнении задания учитель дает возможность прослушать звучание каждого из музыкальных инструментов: фагота, скрипки, свирели, трубы, гармони, органа.
– Каждый музыкальный инструмент с его неповторимым звучанием возник не сам по себе, а как отклик на многообразные звуки мира.
2. Слушание произведений К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковского «Баркарола».
3. Разучивание песни П. Аедоницкого «Красно солнышко».
Урок 4. Древний союз. Искусства различны, тема едина
Урок 4. ДРЕВНИЙ СОЮЗ.
ИСКУССТВА РАЗЛИЧНЫ, ТЕМА ЕДИНА
(тип – получение новых знаний,
форма – комбинированный)
Цели деятельности учителя: создать условия для свободных высказываний (рассуждений, предположений) по вопросам: что такое наука творчества? Какие качества необходимы человеку, чтобы правильно истолковать смысл произведения? – для обучения пониманию произведений искусства.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» (из фортепианного цикла «Времена года»), Р. Шумана «Первая утрата» (из фортепианного цикла «Альбом для юношества»), наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить текст и мелодию И. Гайдна «Мы дружим с музыкой».
Метапредметные:
• познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;
• коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
• регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
личностные: оценивают результаты деятельности.
Музыкальный материал: П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» (из фортепианного цикла «Времена года»); Р. Шуман «Первая утрата» (из фортепианного цикла «Альбом для юношества»); Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой».
Сценарий урока
I. Постановка учебной задачи.
На доске проблемные вопросы:
– Что означает фраза наука творчества? Как вы думаете, возможно ли человеку, не связанному с искусством, правильно понять то или иное произведение искусства? (Высказывания учеников.)
– Сегодня на уроке мы будем учиться понимать смысл произведения.
– Как вы думаете, какие качества необходимы человеку, для того чтобы ощутить от прослушанного и увиденного произведения эмоциональное воздействие? (Чуткость, внимание, воображение, наблюдательность.)
– Все ли люди обладают этими качествами? (Многие.)
II. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.
1. Работа по теме урока.
Учитель предлагает прослушать фрагменты музыкальных произведений П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» (из фортепианного цикла «Времена года»), Р. Шумана «Первая утрата» (из фортепианного цикла «Альбом для юношества») и рассмотреть репродукции картин И. Левитана «Осенний день. Сокольники», И. Бродского «Опавшие листья».
– Что общего между этими произведениями? (Их объединяет общая тема – осень.)
– Обратите внимание, что произведения различных видов искусства подчинены одной теме. Тема – главная мысль, идея произведения.
В ходе анализа произведений изобразительного искусства учитель обращает внимание на сходные состояния: осенний день, увядшая листва – отражающие внешний образ, выраженный в названии произведений. Но задача учителя – привлечь внимание детей к деталям для более глубокого понимания замысла художников. Привлекая внимание к одиноко идущей по аллее женщине на картине И. Левитана, мы невольно проникаемся её состоянием: о чем она думает, что чувствует, сожалеет ли она о прошедшем лете или о чем-то ушедшем, но дорогом сердцу. Предложить провести аналогию по картине И. Бродского: опавшие листья когда-то распустились навстречу весеннему солнцу, росли и ярко зеленели; все еще прекрасные, они теперь лежат на земле, но ничто никогда не вернет им прежних красок, прежнего веселого трепетания.
Урок 5. Слово и музыка. Два великих начала искусства
Урок 5. СЛОВО И МУЗЫКА.
ДВА ВЕЛИКИХ НАЧАЛА ИСКУССТВА
(тип – получение новых знаний,
форма – комбинированный)
Цели деятельности учителя: создать условия для свободных высказываний (рассуждений, предположений) по проблеме: как же происходит рождение музыкального произведения на основе стихотворного текста? Какие произведения искусства сочетают в себе музыку и голос?; способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения М. Глинки, А. Пушкина «Я помню чудное мгновение…»; Ф. Шуберта, В. Мюллера «В путь» (из фортепианного цикла «Прекрасная мельничиха»), наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить «Песенку о словах» С. Старобинского.
Метапредметные:
• познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
• коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
• регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
личностные – оценивают результаты деятельности.
Музыкальный материал: М. Глинка, А. Пушкин «Я помню чудное мгновение…»; Ф. Шуберт, В. Мюллер «В путь» (из цикла «Прекрасная мельничиха»); С. Старобинский «Песенка о словах».
Сценарий урока
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Н. Заболоцкий
I. Постановка учебной задачи.
Учитель. Прочитайте тему урока. Сделайте предположение, о чем будет идти речь на уроке. (О слове и музыке. Как взаимодействуют они между собой, создавая произведения искусства.)
– Какие произведения искусства сочетают в себе музыку и голос? (Песни, романсы, оперы.)
II. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.
1. Работа по теме урока.
– Как же происходит рождение музыкального произведения на основе стихотворного текста? (Высказывания учеников.)
– Обратимся к учебнику. Откройте с. 38–39. Найдите в тексте ответ на поставленный вопрос, можете воспользоваться простым карандашом.
В ходе работы со статьей учебника проводится словарная работа.
Благозвучный – приятный на слух.
Вывод: стихотворение, переложенное композитором на му-зыку, должно состоять из слов, которые легко поются. Слова, которые не совсем подходят по звучанию или неудобные для пения, заменяются другими. Интонации, ритмы, рифмы в таком произведении подчиняются законам музыки. Произведения предназначены для определенного голоса – сопрано, тенора, баритона, баса, что придает ему тембровую неповторимость.
Сопрано (итал. soprano, от sopra – над). Самый высокий певческий голос. Сопрано обладают обычно женщины и дети. В хоре особенно красиво звучат голоса мальчиков (дискантисты) (Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 484).
Тенор (итал. tenore, от лат. teneo – держу). Высокий мужской певческий голос (Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 508).
Баритон (итал. baritone, от греч. bars – тяжёлый и tnos – тон). Мужской голос, средний между басом и тенором (Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 40).
Бас (итал. basso, букв. – низкий). Самый низкий по звучанию голос (Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 42).
2. Слушание фрагментов музыкальных произведений М. Глин
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом