Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс: система уроков по учебнику В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной. УМК "Школа России": по новым ФГОС
Код | 5121б |
Авторы-составители | Кислякова Е. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
ISBN | 978-5-7057-6175-3 |
Страниц | 339 |
УДК | 372.016:811.161.1*01 |
Штрихкод | 9785705761753 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 14 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 465 г |
В рамках урока обозначены планируемые предметные, личностные и метапредметные результаты обучающихся, сформулированы педагогические цели. Сценарий каждого урока широко и содержательно раскрывает учебную тему, предлагает учителю выбор различных форм, методов, видов и приемов совместной деятельности педагога и учеников, способствующих успешному усвоению учебного материала обучающимися, развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающих младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений общеобразовательных организаций для использования в учебных целях и рассчитано на творческое применение; рекомендовано студентам педагогических вузов.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Пособие содержит технологические карты уроков обучения грамоте (обучение чтению) для 1 класса (УМК «Школа России») в виде технологических карт, составленные с опорой на достижение обучающимися планируемых ФГОС НОО – 2021 результатов освоения федеральной образовательной программы начального общего образования, федеральной рабочей программы НОО учебного предмета «Русский язык» (для 1–4 классов образовательных организаций), а также ориентированные на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, сформулированные в Примерной программе воспитания, и предназначенные для работы по учебнику В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной «Азбука» (М.: Просвещение, 2023).
На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч). Образовательный процесс для первоклассников проходит ряд этапов (фаз): 1) фаза совместного проектирования и планирования учебного года (фаза запуска), 2) фаза постановки и решения системы учебных задач; 3) рефлексивная фаза учебного года. Первые две фазы находят отражение в поурочных планах обучения грамоте (обучение чтению) по азбуке. Во время фазы совместного проектирования и планирования учебного года (фаза запуска, рассчитанная на 5 уроков) обучающиеся под руководством учителя выявляют свои стартовые возможности для дальнейшего изучения учебного предмета и производят их корректировку, определяют границы своих знаний, намечают возможные направления дальнейшего поиска и задачи начинающегося учебного года. 80 уроков обучения грамоте обучающихся по азбуке предполагают решение ими системы учебных задач. Это означает, что решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей и ее решению. Предусмотрено 7 часов резервного времени для использования учителем в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся. Рефлексивная фаза учебного года является необходимой составляющей всего учебного процесса в 1 классе, ее проведение планируется в конце изучения предмета «Литературное чтение».
Поурочные разработки предполагают формирование у обучающихся универсальных учебных действий на пропедевтическом уровне над рядом метапредметных результатов. Работа с учебником обеспечит освоение учениками предметного содержания, формирование познавательных универсальных учебных действий (базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работа с информацией), коммуникативных универсальных учебных действий (общение), регулятивных универсальных учебных действий (самоорганизация, самоконтроль), совместная деятельность, личностных результатов (гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудовое, экологическое воспитание, ценности научного познания).
На уроках следует особое внимание уделить развитию познавательной мотивации и интереса обучающихся, способности к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, воспитанию основ нравственного поведения.
Обучение грамоте по «Азбуке» направлено на формирование у обучающихся действий звукового анализа, то есть умения называть звуки слова в той последовательности, в которой они в нем находятся, давать качественную характеристику каждому звуку (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, помогает осознать основные принципы русской графики, что способствует развитию навыка слогового чтения.
Работа по формированию навыка чтения строится не только на отработке механизма чтения, но и на осмыслении текста с учетом речевого опыта ребенка как носителя языка. Уделяется внимание развитию речевых умений, обогащению и активизации словаря. Дети в процессе практической деятельности осваивают умение участвовать в учебном диалоге, учатся составлять рассказы, работать с текстом.
Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и деятельность на уроке. Педагогу предложено всё необходимое ему для организации учебного процесса: подробные сценарии уроков, организационные моменты, физкультминутки и т. д. Творчески работающий учитель может использовать предлагаемые технологические карты уроков полностью или частично, включая отдельные элементы в собственный план урока.
Содержание
Введение 3
Фаза совместного проектирования и планирования учебного года (фаза запуска) 5
Урок 1. Здравствуй, школа! Выявление уровня развития связной речи 5
Приложение 1. Диагностические задания 10
Приложение 2. Диагностическая карта уровня речевого развития обучающегося 13
Урок 2. Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики 14
Урок 3. Выявление уровня сформированности грамматической стороны речи 18
Урок 4. Составление карты знаний, индивидуальных планов продвижения по предмету 21
Урок 5. Представление результатов творческой самостоятельной работы 24
Фаза постановки и решения системы учебных задач 28
Урок 6. Слово и предложение 28
Урок 7. Слово и слог 32
Урок 8. Ударение. Ударный слог 37
Урок 9. Звуки в окружающем мире и в речи 43
Урок 10. Звуки в словах 46
Урок 11. Слог-слияние 52
Урок 12. Повторение и обобщение пройденного материала 56
Урок 13. Гласный звук [а], буква Аа 60
Урок 14. Гласный звук [о], буква Оо 65
Урок 15. Гласный звук [и], буква Ии 71
Урок 16. Гласный звук [ы], буква ы 78
Урок 17. Гласный звук [у], буква Уу 83
Урок 18. Согласные звуки [н], [н’], буква Нн 88
Урок 19. Согласные звуки [с], [с’], буква Сс 94
Урок 20. Согласные звуки [к], [к’], буква Кк 100
Урок 21. Согласные звуки [т], [т’], буква Тт 106
Урок 22. Согласные звуки [т], [т’], буква Тт 112
Урок 23. Согласные звуки [л], [л’], буква Лл 117
Урок 24. Согласные звуки [р], [р’], буква Рр 123
Урок 25. Согласные звуки [в], [в’], буква Вв 128
Урок 26. Звуки [й’э], [’э], буква Ее 133
Урок 27. Согласные звуки [п], [п’], буква Пп 138
Урок 28. Согласные звуки [м], [м’], буква Мм 144
Урок 29. Согласные звуки [м], [м’], буква Мм 148
Урок 30. Согласные звуки [з], [з’], буква Зз 152
Урок 31. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с 156
Урок 32. Согласные звуки [б], [б’], буква Бб 160
Урок 33. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п 164
Урок 34. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п 167
Урок 35. Согласные звуки [д], [д’], буква Дд 172
Урок 36. Согласные звуки [д], [д’], буква Дд. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т 176
Урок 37. Звуки [й’а], [’а], буква Яя 180
Урок 38. Буква Яя 185
Урок 39. Буква Яя 189
Урок 40. Согласные звуки [г], [г’], буква Гг 192
Урок 41. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к 195
Урок 42. Мягкий согласный звук [ч’], буква Чч 199
Урок 43. Мягкий согласный звук [ч’], буква Чч 203
Урок 44. Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков 207
Урок 45. Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков 211
Урок 46. Твердый согласный звук [ш], буква Шш. Сочетание ши 214
Урок 47. Твердый согласный звук [ш], буква Шш. Сочетание ши 218
Урок 48. Твердый согласный звук [ж], буква Жж. Сопоставление звуков [ж] и [ш] 221
Урок 49. Твердый согласный звук [ж], буква Жж. Сопоставление звуков [ж] и [ш] 225
Урок 50. Звуки [й’о], [’о], буква Ёё 228
Урок 51. Буква Ёё 231
Урок 52. Звук [й’], буква Йй 234
Урок 53. Согласные звуки [х], [х’], буква Хх 238
Урок 54. Согласные звуки [х], [х’], буква Хх 242
Урок 55. Согласные звуки [х], [х’], буква Хх 245
Урок 56. Звуки [й’у], [’у], буква Юю 248
Урок 57. Буква Юю 252
Урок 58. Твердый согласный звук [ц], буква Цц 255
Урок 59. Твердый согласный звук [ц], буква Цц 259
Урок 60. Гласный звук [э], буква Ээ 262
Урок 61. Гласный звук [э], буква Ээ 265
Урок 62. Мягкий глухой согласный звук [щ’], буква Щщ 268
Урок 63. Мягкий глухой согласный звук [щ’], буква Щщ 272
Урок 64. Согласные звуки [ф], [ф’], буква Фф 275
Урок 65. Буквы ь, ъ. Мягкий и твердый разделительные знаки 280
Урок 66. Русский алфавит 283
Урок 67. Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя учился говорить
букву «р» 286
Урок 68. Одна у человека мать – одна у него и Родина. К. Ушинский. Наше Отечество 290
Урок 69. История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские 293
Урок 70. История первого русского букваря. В. Крупин. Первый букварь 295
Урок 71. А. С. Пушкин – гордость нашей Родины. Сказки 298
Урок 72. Рассказы Л. Н. Толстого для детей 302
Урок 73. Произведения К. Д. Ушинского для детей 306
Урок 74. Стихи К. И. Чуковского. Телефон 308
Урок 75. К. И. Чуковский. Путаница (небылица) 310
Урок 76. Рассказы В. В. Бианки о животных. Первая охота 314
Урок 77. Стихи С. Я. Маршака. Угомон. Дважды два 317
Урок 78. Рассказы М. М. Пришвина о природе. Предмайское утро. Глоток молока 319
Урок 79. Стихи А. Барто 321
Урок 80. Стихи А. Барто 324
Урок 81. Стихи С. В. Михалкова. Котята 326
Урок 82. Веселые стихи Б. Заходера и В. Берестова. Песенка-азбука 328
Уроки 83–84. Конкурс «Самая необычная буква» 331
Урок 85. Наши достижения. Планируемые результаты изучения 334
Литература 337
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом