Школьное методическое объединение: организация, содержание, документы

Есть на складе
342 руб.
-10%
307,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1132а
Составители Лободина Н. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия Методическая работа в школе
ISBN 978-5-7057-6024-4
Страниц 171
УДК 371
Штрихкод 9785705760244
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 118 г
В пособие включены нормативные документы, регламентирующие деятельность школьных методических объединений, рекомендации по организации и содержанию работы методических объединений, диагностические материалы, которые помогут повысить уровень профессиональной компетенции и методической культуры учителей, будут способствовать развитию их творческого потенциала и успешной реализации Федерального государственного стандарта образования.
Предназначено заместителям директора по учебно-воспитательной и научно-методической работе, курирующим методическую работу и обеспечивающим методическое сопровождение педагогов в общеобразовательных организациях, а также руководителям школьных методических объединений.

Подробное описание

Школьное методическое объединение:
его место и роль в методической службе
общеобразовательной организации

Важной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников в общеобразовательной организации (ОО), является методическое объединение.

Школьное методическое объединение – это коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 19 пункт 4) «в состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей».

Школьное методическое объединение – это, как правило, объединение педагогов, преподающих один учебный предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области. Оно создается в общеобразовательной организации (школе, гимназии, лицее) в том случае, если есть не менее трех учителей по одному учебному предмету или образовательной области. Если в общеобразовательной организации меньше трех учителей по одному предмету, они могут входить в городское (районное) методическое объединение.

Школьное методическое объединение возглавляет руководитель (председатель) из числа учителей, который:

– имеет высокую профессиональную категорию и высокие результаты профессиональной деятельности;

– пользуется уважением своих коллег-предметников, учителей и администрации общеобразовательной организации;

– обладает высокой коммуникативной культурой;

– способен быть лидером.

Руководитель школьного методического объединения назначается ежегодно приказом по общеобразовательной организации в начале учебного года.

В рамках реализации национального проекта «Образование» (утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16) можно выделить типичные цели, касающиеся деятельности любого школьного методического объединения.

1. Повышение теоретического методического и профессионального практического мастерства учителей.

2. Вооружение педагогов активными и интерактивными технологиями, методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

3. Изучение и эффективное использование в деятельности методического объединения основополагающих нормативных документов по предмету.

4. Внедрение на всех уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, повышение мотивации обучающихся к обучению.

5. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию.

6. Изучение достижений передового педагогического опыта, достижений педагогической науки и практики.

7. Развитие творческого потенциала педагога, способности к рефлексивной оценке своих достижений.

8. Развитие положительной профессиональной мотивации учителя и стремление к профессиональному росту.

9. Повышение уровня педагогического мастерства образовательных и информационно-коммуникативных технологий.

10. Повышение качества знаний обучающихся по учебным предметам путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно ориентированного подходов и современных педагогических технологий.

11. Формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры.

12. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления учителям возможностей для профессионального и карьерного роста.

13. Повышение эффективности современного урока.

14. Развитие коммуникативной культуры педагога.

15. Формирование рефлексивной культуры учителя.

16. Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке.

17. Изучение профессиональных достижений педагогов.

18. Изучение эффективности использования учителями-предметниками различных технологий организации урока.

19. Изучение состояния преподавания предмета.

20. Развитие профессионального интереса педагогов к работе в творческих группах.

Для того чтобы деятельность методического объединения носила регламентированный характер, в общеобразовательной организации принимаются и утверждаются директором локальные акты (Положение о школьном методическом объединении, Положение о кафедре (при наличии её), Положение о творческой группе педагогов, Положение о предметной неделе, Положение о школьной олимпиаде и т. д.).

В паспорте национального проекта «Образование» определены цели модернизации образования: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В условиях реализации национального проекта «Образование» происходит процесс обновления работы школьных методических объединений. Рассмотрим наиболее важные идеи этого обновления, которые должны стать предметом особого внимания (освоения, изучения, разработки, инструментовки и т. д.) всех профессиональных методических объединений педагогов.

Обновление содержания школьного образования.

Реализация этой идеи – одна из важнейших задач всех профессиональных объединений педагогов. Обновление осуществляется как за счет введения новых дисциплин (астрономия, основы экономики, правоведение, социология, философия, второй иностранный язык и т. д.), так и за счет модернизации содержания традиционных (введение Федерального государственного образовательного стандарта, новых образовательных программ, учебников). В плане работы методического объединения обязательно должны быть мероприятия, связанные с обновлением содержания образования в рамках реализации модулей «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Формирование универсальных учебных действий.

Объем информации, которую должны усвоить обучающиеся, постоянно увеличивается. Получить все знания в школе невозможно. Задача методического объединения изучать и внедрять в практику передовые инновационные образовательные технологии, методы, приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий, которые представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Диагностика обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей обучающихся.

Диагностирующие мероприятия обусловлены целеполаганием процесса обучения и предусматривают в динамике уровни усвоения обучающимися учебного материала и его корректировку. Диагностируются все компоненты учебно-воспитательной системы, так как без диагноза нельзя оптимально управлять педагогическим процессом. Задача методического объединения – разработать систему диагностирующих мероприятий.

Анализ материалов педагогической диагностики позволяет администрации общеобразовательной организации:

– увидеть связь между деятельностью педагога и результатами его труда, выраженными в развитии обучающихся;

– выявить способность педагога к самоанализу и самооценке, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательности к своей работе.

Анализ материалов педагогической диагностики позволяет педагогу:

– правильно поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей, учесть их особенности;

– правильно выбрать методы и средства обучения таким образом, чтобы в ходе реализации образовательной программы максимально полно учитывались способности детей к её усвоению и применению;

– повысить воспитательную эффективность учебных занятий, так как правильный выбор методов и средств обучения способствует созданию благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе и целенаправленного управления психическим развитием детей.

Опираясь на педагогические критерии, педагог через диагностирование определяет уровень развития ребенка, зону его ближайшего развития. Результатом педагогической диагностики становится разработка индивидуального образовательного маршрута школьника.

Поиск путей, средств, возможностей сокращения затрат учебного времени.

Методическое объединение организует работу по вопросам интегрирования в процесс преподавания отдельных предметов современных технологий, создание системы развития онлайн-образования в рамках реализации модуля «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Внедрение современных интерактивных образовательных технологий.

Модуль «Современная школа» национального проекта «Образование» подчеркивает необходимость изменения методов и технологий обучения на всех уровнях образования, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу и формируют субъектный опыт обучающихся, способствуют сохранению и укреплению здоровья.

В связи с этим одним из направлений деятельности методического объединения являются изучение и внедрение в образовательный процесс современных активных и интерактивных педагогических технологий (личностно ориентированных, проектных, исследовательских, информационных, групповых технологий, технологий развития критического мышления, технологий решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ), технологий перспективно-опережающего обучения, технологий проблемного обучения, педагогики сотрудничества и др.).

Развитие системы социального партнерства.

Реализация данной идеи основана на взаимовыгодном сотрудничестве с различными организациями, учреждениями, предприятиями, а также родителями и общественностью. Такое сотрудничество для методического объединения расширяет возможности в повышении квалификации педагогов, способствует развитию материально-технической базы преподаваемых учебных предметов и системы профориентационной работы со школьниками, ориентирует деятельность на удовлетворение конкретных интересов родителей и обучающихся и проведение открытых онлайн-уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию детей, создание в рамках реализации модуля «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Содержание

Школьное методическое объединение: его место и роль в мето-дической службе общеобразовательной организации    3

Нормативная база школьного методического объединения    9

Примерное положение о методическом объединении    9

Примерное положение о кафедре общеобразовательной организации    14

Функциональные обязанности руководителя школьного мето-дического объединения (разрабатываются на основе Положения о школьном методическом объединении)    16

Примерное положение о творческой группе, создаваемой в рамках методического объединения учителей-предметников    17

Примерное положение о школе молодого педагога    19

Примерное положение о наставничестве и молодых специалистах    22

Примерное положение о школьных предметных олимпиадах    27

Примерное положение о школьной предметной неделе    29

Документация школьного методического объединения    31

Рекомендации к организации  самообразования педагогов мето-дического объединения    36

Рекомендации по организации работы с молодыми педагогами в рамках реализации модуля «Учитель будущего» национального проекта «Образование»    49

Рекомендации к анализу работы школьного методического объединения    60

Планирование работы школьного методического объединения    66

Заседания школьного методического объединения    68

Примерная схема протокола заседания методического объединения    72

Предметные недели    74

Изучение и обобщение актуального  педагогического опыта в школьном методическом объединении    79

Организация работы школьного  методического объединения по изучению состояния преподавания предмета    85

Диагностическая работа руководителя школьного методического объединения    97

Приложения    113

Литература    165

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Мария Мищерякова
18 марта 2022 (15:03)
Нужное пособие для руководителей МО, просто настольная книга, учтено все, все расписано и структурировано. Советую приобрести

Ирина Шумакова
15 марта 2022 (10:10)
Спасибо издательству за актуальное пособие. Очень нужны были материалы по организации работы методобъединения в школе.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.