Литература. 11 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику С. А. Зинина, В. А. Чалмаева
Код | 5756е |
Авторы-составители | Пелагейченко Н.Л. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
ISBN | 978-5-7057-5997-2 |
Страниц | 367 |
УДК | 372.016:82*11 |
Штрихкод | 9785705759972 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 16 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 496 г |
Предложенные разработки позволят творчески работающему учителю выстроить собственное видение урока на основе использования проблемных, поисковых и практических методов, отразить тот или иной инновационный педагогический подход в преподавании литературы, помогут определить объем освоения учебного материала и уровень владения компетенциями, сформированность универсальных учебных действий.
Предназначено учителям, руководителям МО литературы для использования в учебных целях; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.
Подробное описание
Введение
Пособие предназначено для учителей литературы, преподающих в 11 классе, и включает в себя 102 технологические карты уроков литературы, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Для каждого урока определены предметные, метапредметные и личностные результаты.
Основой методики обучения учащихся является активный, осознанный и деятельностный подход к изучению литературы. Это соответствует основным целям обучения в старшей школе: становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности; осознание собственной индивидуальности; готовность к самоопределению.
В самом начале урока важно добиться, чтобы цель и задачи урока учитель определял совместно с обучающимися, давая им возможность влиять на свою траекторию обучения и тем самым передавая им часть ответственности за результат учебной деятельности.
Особенностью многих уроков является предоставление возможности обучающимся на разных этапах урока высказать свое мнение, организация обсуждения или дискуссии. Учитель способствует развитию критического мышления, помогает школьникам сформулировать собственное мнение, основанное на результатах исследовательской деятельности и анализа найденной информации.
Особое внимание уделяется мотивации учебной деятельности учащихся. Ставится задача помочь учащимся осознанно подойти к решению поставленной учебной задачи.
При изучении нового материала используются дидактические приемы работы с определенной информацией. Обучающиеся учатся преобразовывать информацию, выделять главное, составлять познавательные вопросы, определять ключевые слова и понятия. Предполагается предоставить учащимся выбор – работать индивидуально или в группе.
Урок заканчивается рефлексией, которая помогает обучающимся понять, каких успехов они достигли в учебной деятельности, а также увидеть, над чем еще следует работать.
Также в системе уроков предусмотрено выполнение обучающимися творческих проектов, целью которых является умение не только самостоятельно выбирать художественное произведение для его изучения, но и развивать навыки создавать творческий продукт (рекомендации к прочтению, буктрейлер) и организовывать его презентацию.
Учебно-методическое пособие предназначено помочь учителю в подготовке к уроку, предоставить арсенал возможных дидактических приемов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся. Подчеркнем, что материал имеет рекомендательный характер и может быть творчески использован учителем с учетом особенностей учеников конкретного класса.
Технологические карты уроков могут быть полезны всем, кто преподает литературу в 11 классах, как опытным, так и начинающим учителям.
Содержание
Введение 3
Рабочая программа 4
Пояснительная записка 4
Календарно-тематическое планирование 10
Технологические карты уроков 38
Введение 38
Урок 1. Начало ХХ века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры 38
Урок 2. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века 44
Творчество И. А. Бунина 48
Урок 3. Жизнь и творчество И. А. Бунина. «Антоновские яблоки» 48
Урок 4. Литературное наследие И. А. Бунина. «Господин из Сан-Франциско» 53
Урок 5. Творческий проект «Советую прочитать Бунина» 57
Сочинение по творчеству И. А. Бунина 60
Урок 6. Выбор темы сочинения. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 60
Творчество Максима Горького 62
Урок 7. Жизнь и творчество Максима Горького 62
Урок 8. Рассказ «Старуха Изергиль» 66
Урок 9. Пьеса «На дне» 70
Уроки 10–11. Анализ пьесы «На дне» 74
Сочинение по творчеству Максима Горького 78
Урок 12. Выбор темы сочинения. Работа с источниками информации 78
Урок 13. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 80
Творчество А. И. Куприна 81
Урок 14. Жизненный и творческий путь А. И. Куприна 81
Урок 15. Рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет» 85
Серебряный век русской поэзии 90
Урок 16. Основные направления в русской поэзии начала ХХ века 90
Урок 17. Символизм и русские поэты-символисты 94
Урок 18. Поэзия В. Я. Брюсова 99
Урок 19. Лирика К. Д. Бальмонта 103
Поэзия А. А. Блока 107
Урок 20. Жизнь и творчество А. А. Блока 107
Урок 21. Лирика А. А. Блока 111
Урок 22. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» 115
Урок 23. Творческий проект «Мое любимое из А. А. Блока» 119
Сочинение по творчеству А. А. Блока 121
Урок 24. Выбор темы сочинения. Работа с источниками информации 121
Урок 25. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 124
Преодолевшие символизм 125
Урок 26. Лирика И. Ф. Анненского 125
Урок 27. Акмеизм. Футуризм 130
Урок 28. Новокрестьянская поэзия. Образно-стилистический мир поэзии Н. А. Клюева 134
Творчество Н. С. Гумилёва 138
Урок 29. Жизнь и творчество Н. С. Гумилёва 138
Урок 30. Стихотворение Н. С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» 142
Поэзия А. А. Ахматовой 147
Урок 31. Жизненный и творческий путь А. А. Ахматовой 147
Урок 32. Литературное наследие А. А. Ахматовой 151
Урок 33. Творческий проект «Я вам прочитаю А. А. Ахматову» 154
Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой 157
Урок 34. Выбор темы сочинения. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 157
Лирика М. И. Цветаевой 159
Урок 35. Вехи жизни и творчества М. И. Цветаевой 159
Урок 36. Исследовательский проект «Уникальность поэтического голоса Марины Цветаевой» 162
Сочинение по творчеству М. И. Цветаевой 166
Урок 37. Выбор темы сочинения. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 166
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» 168
Урок 38. Журнал «Сатирикон». Смех. Ирония. Пародия 168
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов 171
Урок 39. Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года. Тема Родины и революции в повестях и романах Дмитрия Фурманова, Александра Фадеева, Исаака Бабеля 171
Урок 40. Евгений Замятин «Мы». Жанр антиутопии 175
Урок 41. Юмор и сатира. Михаил Зощенко. Илья Ильф и Евгений Петров 180
Поэзия В. В. Маяковского 184
Урок 42. Творческая биография В. В. Маяковского. Язык ранней лирики Владимира Маяковского 184
Урок 43. Поэма «Облако в штанах» 188
Урок 44. Влюбленный в замысел Революции. Поэма «Во весь голос» 192
Урок 45. Творческий проект «Я вам прочитаю Маяковского» 195
Сочинение по творчеству В. В. Маяковского 198
Урок 46. Выбор темы сочинения. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 198
Поэзия С. А. Есенина 200
Урок 47. Жизненный путь поэта С. А. Есенина 200
Урок 48. Периоды творчества С. А. Есенина. Стихотворения «Выткался на озере алый свет» и «Песнь о собаке» 204
Урок 49. Любовная тема в поэзии С. А. Есенина 207
Урок 50. Поэма «Анна Снегина» 210
Урок 51. Творческий проект «Мое любимое из Есенина» 215
Сочинение по творчеству С. А. Есенина 217
Урок 52. Выбор темы сочинения. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 217
Литературный процесс 1930–1940-х годов 220
Урок 53. Исследовательский проект «Основные литературные события 30–40-х годов» 220
Урок 54. Осип Эмильевич Мандельштам в 1930-е годы 223
Историческая проза А. Н. Толстого 227
Урок 55. Историзм Алексея Николаевича Толстого. Роман «Петр Первый» 227
Творчество М. А. Шолохова 230
Урок 56. Жизнь и творчество М. А. Шолохова 230
Урок 57. Роман-эпопея «Тихий Дон» 234
Уроки 58–59. Анализ романа «Тихий Дон» 237
Урок 60. Творческий проект «Я рекомендую прочитать роман «Тихий Дон» Шолохова» 240
Сочинение по творчеству М. А. Шолохова 242
Урок 61. Выбор темы сочинения. Работа с источниками информации 242
Урок 62. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 244
Творчество М. А. Булгакова 246
Урок 63. Жизненный путь М. А. Булгакова 246
Урок 64. Литературное наследие М. А. Булгакова 250
Урок 65. Роман «Мастер и Маргарита» 253
Уроки 66–67. Анализ романа «Мастер и Маргарита» 257
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова 260
Урок 68. Выбор темы сочинения. Работа с источниками информации 260
Урок 69. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 262
Поэзия Б. Л. Пастернака 263
Урок 70. Жизненный и творческий путь поэта 263
Урок 71. Творческий проект «Я открою для вас поэзию Пастернака» 268
Сочинение по творчеству Б. Л. Пастернака 270
Урок 72. Выбор темы сочинения. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 270
Проза А. П. Платонова 272
Урок 73. Жизненный путь А. П. Платонова. Литературное наследие Платонова 272
Урок 74. Повесть «Котлован» 276
Урок 75. Анализ повести А. П. Платонова «Котлован» 280
Творчество В. В. Набокова 283
Урок 76. Биография и творческий путь В. В. Набокова. Литературное наследие В. В. Набокова 283
Литература периода Великой Отечественной войны 287
Урок 77. Публицистика и лирика времен войны 287
Урок 78. Проза военных лет 289
Поэзия А. Т. Твардовского 292
Урок 79. Творческая биография поэта А. Т. Твардовского 292
Урок 80. Творческий проект «Открываем вам поэзию Твардовского» 296
Литературный процесс 50–80-х годов 298
Урок 81. Исследовательский проект «Основные литературные события 40–50-х годов» 298
Уроки 82–83. «Оттепель» и появление «громких» (эстрадных) и «тихих» лириков 302
Урок 84. «Городская проза» 60–80-х годов 305
Урок 85. Авторская песня 60–80-х годов 308
Проза В. М. Шукшина 311
Урок 86. Жизнь и творчество В. М. Шукшина 311
Урок 87. Творческий проект «Мой любимый рассказ В. М. Шукшина» 314
Сочинение по творчеству В. М. Шукшина 317
Урок 88. Выбор темы сочинения. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 317
Поэзия Н. М. Рубцова 319
Урок 89. Жизнь и творчество Н. М. Рубцова 319
Проза В. П. Астафьева 322
Урок 90. Биография и творческий путь В. П. Астафьева 322
Урок 91. Повесть В. П. Астафьева «Царь-рыба» 326
Урок 92. Творческий проект «Я вам рекомендую читать прозу В. П. Астафьева» 330
Проза В. Г. Распутина 332
Урок 93. Биография и творческий путь Валентина Распутина 332
Урок 94. Литературное наследие В. Г. Распутина 335
Урок 95. Творческий проект «Любимое из прозы В. Г. Распутина» 337
Проза А. И. Солженицына 339
Урок 96. Жизнь и творчество А. И. Солженицына 339
Урок 97. Повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 344
Сочинение по творчеству А. И. Солженицына 348
Урок 98. Выбор темы сочинения. Выбор жанра сочинения. Создание текста сочинения 348
Новейшая русская проза и поэзия 351
Урок 99. Исследовательский проект «Реалистическая проза 80–90-х годов» 351
Урок 100. Исследовательский проект «Эволюция модернистской и постмодернистской прозы и поэзии» 354
Урок 101. Поэзия и судьба Иосифа Бродского 358
Обобщение по курсу 363
Урок 102. Обобщение и систематизация основных понятий 363
Литература 364
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом