Музыка. 5-8 классы. Необычные уроки: музыкальные расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-2228 |
Авторы-составители | Лукашевич М.Ю. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Творческая мастерская учителя |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.016:78*05/08 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предназначено руководителям методических объединений, учителям музыки общеобразовательных школ, педагогам школ искусств и дополнительного образования; может быть полезно специалистам культурно-просветительных учреждений, студентам педагогических учебных заведений.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 300 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
Искусство есть такое идеальное изображение жизни, которое приводит человека в состояние напряженного желания идеального, то есть красоты, духовной чистоты и добра.
А. Н. Толстой
Что стоит за словом «музыка»?
Музыкальное искусство в жизни человека предстает как многофункциональное явление. Спектр этих функций остается неизменным при любых условиях существования музыки. Однако различные ситуации определяют содержательное наполнение самого этого понятия. Так, например, не является идентичным содержание музыки в ситуации, когда мы находимся в концертном зале и слышим ее звучание со сцены в исполнении оркестра и когда видим это слово в школьном расписании, где обозначен один из учебных предметов школьной программы. Само звучание музыки уже может стать предметом, если человек воспринимает ее содержание, ощущает смысловые оттенки, понимает авторский замысел.
Урок музыки сегодня – это встреча ребёнка с особым, светлым миром, где царствует Прекрасное во всех его проявлениях. Здесь детская душа отдыхает, так как в окружающем мире она встречается с совсем другими законами и порядками, в которых много уродливого и страшного.
Создать такой урок, чтобы учащиеся, затаив дыхание, двигались с учителем по таинственной дороге музыки, известной лишь педагогу, – задача не из простых.
В пособии представлены необычные уроки музыки – сценки-пьесы, погружения, путешествия, концерты, расследования, отличающиеся прежде всего личностным подходом к проблеме слушания музыки и последующего ее анализа, стремлением научить ребят вдумчиво, осознанно слушать и исполнять музыку, выражать свои чувства, высказывать нестандартное мнение, произвольно включаться в диалог. В основе этого заложены принципы развивающегося обучения – формирования и развития не только сенсорных музыкальных способностей (тембрового слуха, чувства ритма, музыкального мышления), но и психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания).
Приоритет отдан музыкальному анализу по двум причинам:
џ по словесному описанию трудно судить о проведенной вокальной работе и ее итоге, ее надо видеть и слышать;
џ суть вокальной работы в моноуроке всегда вытекает из анализа прослушанного произведения, как бы продолжает его на новом уровне.
В ходе предложенных уроков используется музыкальный материал, не включенный в типовую программу, целью которого является открытие мира для ребенка и познание себя в нем.
В этом проявляется умение педагога расширить возможности стандартной программы, решить комплексно воспитательные, образовательные и развивающие задачи в рамках своего предмета. Предназначено руководителям методических объединений, учителям музыки общеобразовательных школ, педагогам школ искусств и дополнительного образования, культпросветработникам, студентам педагогических учебных заведений.
Значение духовной музыки в развитии личности учащихся
Значение духовной музыки в развитии
личности учащихся
Искусство есть такое идеальное изображение жизни, которое приводит человека в состояние напряженного желания идеального, то есть красоты, духовной чистоты и добра.
А. Н. Толстой
В наш век, век информатизации и компьютеризации, когда духовные ценности нашей культуры постепенно теряют свой вес в жизни общества, школьные уроки остаются островком, где спасаются от гибели любовь, доброта, совесть, сочувствие и сострадание, бескорыстие, чувство долга, патриотизм и многое другое, им родственное. Виднейший психолог советской эпохи В. Левашов высказал однажды следующее опасение: «Боюсь, что в будущем появятся люди с огромной головой и маленьким сердцем». Разумеется, речь здесь идет не о физиологических особенностях наших потомков, а об их душевных качествах.
Уроки, представленные в данном разделе, отличаются прежде всего личностным подходом к проблеме слушания музыки и последующего музыкального анализа, стремлением научить детей вдумчиво, осознанно слушать и исполнять музыку, способствовать рождению той силы, которую Д. Б. Кабалевский назвал «преобразующей силой музыки». Об этой силе прекрасно сказал известный музыкант А. Баренбойм: «Искусство своими впечатлениями пробуждает поэта, художника или композитора в другом человеке. То есть делает этого человека на короткий миг творцом. Творцом чего? Многие думают, творцом стиха, если он предчувствует рифму, или композитором, если он предчувствует гармонию. Это ошибка. Искусство делает его на короткий миг творцом самого себя. Он догадывается о своих возможностях летать… Самое потрясающее в искусстве, может быть, то, что оно всегда полет не для себя одного, а всегда приглашает к полету других и многих… Потому что как слезы вызывают слезы, а смех – смех, следы полета одного человека помогают взлететь другому. Потому что только для этого и нужно искусство».
Научить детей не бояться искренности в выражении своих чувств и высказывании своего, часто нестандартного, мнения, смело включаться в диалог учителя и других учащихся, имея другое, альтернативное представление, задать короткий, точный вопрос, направленный на выявление смысла прослушанного произведения, – в этом состоит, несомненно, большое мастерство настоящего педагога-воспитателя.
Использование в качестве музыкального материала уроков произведений, не включенных в типовые программы, в частности духовной музыки, позволяет учителю творчески подходить к заданной программой теме, расширять ее возможности. Ведь культура (и в частности, музыкальное искусство) развивается в единстве трех направлений – народного, духовного и профессионального творчества.
К несомненным достоинствам можно отнести принцип построения занятий – это принцип моноурока. Он построен на объединении всех разделов и видов деятельности учащихся общей художественно-педагогической задачей, чаще всего имеющей серьезную нравственную основу. Чтобы воплотить эту художественно-педагогическую идею, учителя используют межпредметные связи, включая в урок произведения других видов искусств, близкие по теме, образному строю, средствам выразительности.
Цель уроков заключается не просто в обучении детей пению или игре на примитивных детских «музыкальных» инструментах, а в открытии мира для ребенка и познания себя в нем.
Подобные уроки решают в комплексе важнейшие воспитательные, образовательные и развивающие задачи, которые вытекают из контекста предшествующих уроков, тематически связаны с последующими и соответствуют возрастным психологическим особенностям детей.
В предложенных уроках, в которых отдан приоритет музыкальному анализу, мало места отведено вокально-хоровой работе. Это верно по двум причинам:
1) по словесному описанию трудно судить о проведенной вокальной работе и ее итоге;
2) суть вокальной работы в моноуроке всегда вытекает из анализа прослушанного музыкального произведения, как бы продолжает ее на новом уровне.
Использование различных форм изложения уроков (как традиционных, так и новых), дает возможность ощутить эмоциональный строй урока, уловить интонацию речи учителя, в которой заключен главный смысл и за которым деятельно и с интересом следуют учащиеся, приобщаясь к духовному творчеству.
М. Ю. Лукашевич. Тема: Буква «ты» (сценка-пьеса)
Тема: Буква «ты»
(сценка-пьеса)*
Ведущий. Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали… (показывает куклу).
Кукла. Иринушка.
Ведущий. Было ей…
Кукла. Четыре года и пять месяцев.
Ведущий. И была она большая умница (гладит куклу по головке). За 10 дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать (демонстрирует слова, напечатанные на доске).
Кукла. Папа. Мама. Саша. Маша.
Ведущий. И оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква – «я». И вот тут мы и споткнулись.
Ведущий показывает карточку с буквой «я».
Ведущий. А это вот, Иринушка, буква «я».
Кукла (с удивлением). Ты?
Ведущий. Почему «ты»? Я же сказал тебе – это буква «я».
Кукла. Буква «ты»?
Ведущий. Да не «ты», а «я».
Кукла. Я и говорю: «Ты».
Ведущий. Да не я, а буква «я»!
Кукла. Не ты, а буква «ты»?
Ведущий. Ох, Иринушка, Иринушка. Наверное, мы с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что буква так называется – «я»?
Кукла. Нет, почему не понимаю. Я понимаю.
Ведущий. Что ты с ней поделаешь? Скажи как будто про себя: «Я». Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь?
Кукла (кивает). Говорить?
Ведущий. Конечно.
Кукла опустила голову, молчит, шевелит губами.
Ведущий. Что же ты молчишь?
Кукла. Я сказала.
Ведущий. А я не слышал, что ты сказала.
Кукла. Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
Ведущий. Что же ты говоришь?
Кукла (шёпотом на ухо). Ты!
Ведущий хватается за голову и бегает по комнате. Кукла Иринушка сидит, склонившись над букварём, искоса посматривает на ведущего и жалобно сопит. Затем ведущий быстро подходит к девочке, пальцем трогает её нос.
Ведущий. Это кто?
Кукла. Это я.
Ведущий. Ну вот… Понимаешь? А это буква «я».
Кукла. Понимаю. (Губы дрожат, носик морщится.)
Ведущий. Что же ты понимаешь?
Кукла. Понимаю, что это я.
Ведущий. Правильно. А это буква «я». Ясно?
Кукла. Ясно. Это буква «ты».
Ведущий. Да не «ты», а «я»!
Кукла. Не я, а ты!
Ведущий. Не я, а буква «я»!
Кукла. Не ты, а буква «ты»!
Ведущий. Как же тебе ещё объяснить?! Не буква «ты», а буква «я»!
Кукла. Объясняю, не буква «я», а буква «ты».
Ведущий (бегает по комнате). Нет такой буквы! Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я, я, я!..
Кукла. Ты, ты, ты… (Повторяет всё тише и тише. Роняет голову на стол и плачет.)
Ведущий. Хорошо. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять.
Кукла Иринушка, всхлипывая, уходит.
Ведущий. Как же нам перешагнуть через эту несчастную букву «я»? Ладно, забудем о ней. Начнём следующий урок прямо с чтения.
На другой день Иринушка приходит на урок. Ведущий вручает ей букварь.
Ведущий. А ну, сударыня, почитайте мне что-нибудь.
Кукла поёрзала на стуле, уткнулась пальцем в страницу книги и бегло читает.
Кукла. Тыкову дали тыблоко.
Ведущий (удивлённо смотрит в книгу)
М. Ю. Лукашевич. Тема: Песня – танец – марш (игра-путешествие на основе сказочного сюжета)
Тема: Песня – танец – марш
(игра-путешествие на основе сказочного сюжета)
Цели: учить распознавать характерные особенности произведений трех основных музыкальных жанров: песни, танца и марша, анализировать, исполнять музыкальное произведение; развивать музыкальные способности, исполнительские умения и навыки, познавательные психические процессы.
Ход урока-игры
Звучит фрагмент «Вальса» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского.
Учитель. Начинаем урок.
Раздаётся стук в дверь. Учитель открывает её, слышны 3 мягких удара в треугольник, педагог получает красиво оформленный свиток.
– Ребята, кто-нибудь из вас догадался, кто к нам приходил? Не удивляйтесь – это добрая волшебница Музыка. Видимо, она что-то хочет сообщить нам. Давайте посмотрим, что это за послание. (Демонстрирует свиток и зачитывает послание.)
«Дорогие друзья!
Вот уже много дней я внимательно наблюдаю за вами. Мне нравится, с каким интересом вы занимаетесь музыкой. Поэтому я хочу поближе познакомиться с вами и приглашаю вас к себе в гости, в замок Нотебург. Но дорога туда непростая. Вам придётся преодолеть несколько препятствий. Если все задания вы выполните правильно, ворота Нотебурга откроются для вас. Если нет – мои ворота лишь сыграют вам прекрасную музыку в подарок.
Итак, в дорогу, мои юные друзья! Счастливого пути!
Волшебница Музыка».
– Ну, что будем делать? Идём? Конечно, идём!
Учитель (заглядывая в свиток). Препятствие первое. Нужно узнать всё о музыке, которую вы сейчас услышите.
Звучит «Рондо-марш» Д. Б. Кабалевского – это уверенный, бодрый марш, но иногда тревожный, исполняемый то тихо, то громко.
– Слушаем ещё раз и отмечаем различное звучание: на громкие звуки хлопаем в ладоши, на тихие – ударяем кулачками по коленям.
Выполнение музыкального задания.
– Препятствие второе – перед нами река, но какая бурная! Давайте споём песню о речке, только правильно и красиво интонируем, чтобы ей понравилось, тогда она пропустит нас. Какую песню о речке будем петь? (Песню «Маленькая рыбка».)
Звучит первый куплет чешской народной песни «Маленькая рыбка» в исполнении учителя.
– Как звучала песня? (Мягко, ласково, по-доброму.)
– Нам надо спеть так же, но сначала проговорим слова – разработаем и подготовим артикуляционный аппарат.
Дикционные упражнения. Исполнение песни.
– Как вы думаете, хорошо у нас вышло? (Не очень хорошо.)
– Надо постараться лучше добираться голосом до самых «верхушек» в мелодии, яснее произносить слова, нужно пропеть мелодию ещё мягче.(Повторное исполнение песни.) Можно ещё и украсить наше пение. Смотрите, сколько передо мной музыкальных инструментов. Какие из них можно использовать в нашей песне? (Ксилофон, он красиво изображает волны.)
Учащиеся под музыкальное сопровождение учителя исполняют песню.
Учитель (заглядывает в свиток). Вот и новое препятствие.
Прослушивание записи первой части «Вальса-шутки» Д. Д. Шостаковича.
– Как звучала эта музыка? Как можно её назвать? (Это вальс, он мягкий, красивый, нежный.)
– Есть что-нибудь необычное в этой музыке? (Она звучит очень тихо и очень тонко, высоко.)
– Как вы думаете, почему? Может быть, этот танец исполняют необычные герои? (Наверно, танцуют маленькие дети или куклы.)
– Не так давно мы знакомились с произведением русского писателя Одоевского, в котором он рассказывал о маленьком городке в карманной коробочке-табакерке. Почему, слушая музыку этого вальса, хочется вспомнить старинные табакерки? (Некоторые старинные табакерки имели как бы несколько этажей: в нижнем хранился табак, средний занимал механизм, воспроизводящий музыку, а на верхнем располагался крохотный театр с крошечными куколками, кружащимися под музыку.)
– Давайте закроем глаза и снова послушаем музыку. Попробуем представить и увидеть старинную вещицу и образы танцующих кукол.
Повторное слушание первой части «Вальса-шутки».
– Кто, по-вашему, лучше бы исполнил танец под эту музыку – дети или куклы? Как придать музыке более сказочное звучание? Пусть кто-нибудь сыграет на треугольнике, другие ребята будут хлопать в ладоши.
Дети «украшают» вальс хлопками и звучанием треугольника.
– Путешествие продолжается. Ещё одно препятствие.
Звучит «Итальянская полька» С. В. Рахманинова.
– Что это за пьеса?
М. Ю. Лукашевич. Тема: Мышонок и карандаш (сценка-пьеса по произведению В. В. Сутеева)
Тема: Мышонок и карандаш
(сценка-пьеса по произведению В. В. Сутеева)*
Звучит веселая музыка.
Ведущий. Каждый что-то хочет в мире.
Мышка очень хочет сыра.
Хочет есть траву лошадка,
А ребёнок – шоколадку.
– Жил-был на столе у Вовы Карандаш. Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок.
Мышонок (поёт).
Раз, два, три, четыре,
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Ведущий. Увидел Мышонок Карандаша, схватил его и потащил к себе в норку.
Карандаш. Отпусти меня, пожалуйста! Ну зачем я тебе нужен? Я деревянный, и меня нельзя есть.
Мышонок. Я тебя буду грызть! У меня чешутся зубы, и я всё время должен что-нибудь грызть. Вот так!
Карандаш. Ой! Больно! Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.
Мышонок. Так и быть, рисуй! Но потом я всё равно изгрызу тебя на мелкие кусочки.
Карандаш вздохнул, молча нарисовал кружок.
Мышонок. Это сыр?
Карандаш. Может быть, и сыр.
Потом нарисовал ещё три маленьких кружочка.
Мышонок. Ну, конечно, сыр, а это дырочки в нём.
Карандаш. Может быть, и дырочки.
Он добавил ещё один большой кружок.
Мышонок. Это яблоко!
Карандаш. Может быть, и яблоко.
Затем нарисовал несколько длинных овалов.
Мышонок (облизываясь). Я знаю, это сардельки! Ну, заканчивай скорее, у меня ужасно чешутся зубы.
Карандаш. Подожди минуточку.
Он начал рисовать уголки.
Мышонок. Это похоже на ко… Не рисуй больше!
Карандаш быстро дорисовывал большие усы.
Мышонок. Да это настоящая кошка! Спасите!
Ведущий. Мышонок бросился к себе в норку и с той поры оттуда носа не показывал. А Карандаш у Вовы до сих пор живёт, только он стал вот таким маленьким. И вы, ребята, своим карандашом попробуйте нарисовать такую кошку на страх мышам.
Карандаш (поёт).
Высокий, стройный карандаш
Стал через месяц низким
Коротеньким огрызком.
Зато умел он записать
Сто шестьдесят стихов в тетрадь,
Их прочитают дети.
Наверное, прекрасней нет
Судьбы на целом свете.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
Цитата |
---|
Ирина Макартычан пишет: добрый день. я оплатила заказ ,но не могу скачать открыть материал-Музыка. 5-8 классы. Необычные уроки: музыкальные расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты. Программа для установки через Интернет. |
Спасибо за обращение. Ваш вопрос принят и рассмотрен. Подробный ответ отправлен на Вашу электронную почту.
Цитата |
---|
ЗАКАЗ ОПЛАЧЕН. НО СКАЧАТЬ И УСТАНОВИТЬ НЕ МОГУ. |