Окружающий мир. 2 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Гармония". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-639.2 |
Авторы-составители | Лободина Н. В., Третьякова А. А. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Настоящее электронное пособие предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений.
Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.
Система уроков предполагает творческий подход учителя к программе и содержит разнообразные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить способы решения учебно-практических задач. В рамках урока сформулированы педагогические задачи; обозначены предметные, личностные и метапредметные результаты изучения темы и предмета в целом.
Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 14. Человек – член общества
Урок 14
Человек – член общества
Планируемые результаты:
Освоение предметных знаний, умений: научатся: различать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе и других общественных местах; получат возможность научиться: определять условия благополучия общества.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: проявляют самостоятельность; развивают навыки сотрудничества.
Коммуникативные: самостоятельно формулируют вопросы, обращаются за помощью к сверстникам, учителю.
Познавательные: выбирают нужную информацию из текста и иллюстраций; выделяют в тексте основную мысль и находят ответы на вопросы.
Личностные: осознание человека как части живой природы и общественного существа; понимание важности того, что каждому члену общества необходимо трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, какую помощь обществу могут оказать сами.
Образовательные ресурсы: иллюстрации на тему «Человек в обществе».
Сценарий урока
I. Введение в тему урока.
– Посвятим урок слову «мы». Мы – это всегда несколько человек. Каждый из нас может себя причислить к какому-то «мы». Например, все мы сейчас – это 2 класс нашей школы. Наш класс можно поделить на несколько групп, каждая из которых будет называться «мы». Например: мальчики и девочки; любители спорта, мороженого; ученики и т. д. А есть «мы», которое больше нашего класса, – все ученики нашей школы, все жители улицы, города.
– Как вы думаете, что становится первым «мы» для ребенка, только пришедшего в мир? (Семья.)
– Что объединяет нас в семье?
– Что объединяет вас с одноклассниками, с учениками вашей школы? В каких делах вы можете проявить свои способности для общей пользы в классе?
– Что одинаково близко и дорого вам и землякам в нашем городе (селе)?
II. Освоение нового материала.
1. Вступительная беседа.
– Каждый раз, когда произносилось название новой группы, объединяющей людей, как будто поворачивался калейдоскоп и картинка мира дробилась на много новых. К каждой из названных нами групп представлялось противопоставление: наша школа – другая школа, наша семья – другая семья, наш город – другой город.
– Как вы думаете, какое сообщество объединяет все наши семьи, классы, школы, улицы, города?
– Какое чувство вызывают в вас слова «Отечество» и «Родина»?»
– Что такое общество? Вот какое дано определение в словаре С. И. Ожегова: «Общество – совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности».
2. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунки. Чем занимаются ученики?
– Что окружает человека в обществе? В окружении кого вы живете?
– Прочитайте текст в учебнике.
– Как связаны люди в обществе? Что они делают друг для друга? Когда приходят на помощь?
Задание 1 (работа в парах, обсуждение вопроса).
Задание 2 (чтение стихотворения, ответ на вопрос).
Задание 3 (работа с иллюстрациями).
– Чем заняты дети? Как они выглядят? Одного ли они возраста? Чем отличаются?
– Сделайте вывод: кого можно назвать достойным членом общества?
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Людям давно открылась истина, что только в единстве, дружбе – настоящая сила и непобедимость. У многих народов существует сказка о том, как отец учит сыновей сплоченности. Вначале он берет прутик и легко переламывает его. Потом другой. А потом собирает прутики в пучок и предлагает сыновьям переломить их. Скажите: легко ли получится это у сыновей и что понимают юноши из урока отца?
– Что люди делают сообща? Что значит быть полезным обществу?
Урок 34. Земля – планета
Планируемые результаты:
Освоение предметных знаний, умений: научатся: работать с моделями Земли (глобус, карта). Характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет; получат возможность научиться: находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор, материки.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.
Коммуникативные: дают оценку высказываниям одноклассников, аргументируют свою точку зрения.
Познавательные: выбирают нужную информацию из учебного текста.
Личностные: эстетическое восприятие природы родного края.
Образовательные ресурсы: фотографии с изображением Земли из космоса; портрет Ю. А. Гагарина; стихотворения о космосе.
Сценарий урока
I. Введение в тему урока.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
II. Освоение нового материала. Работа по учебнику.
– Какой представляли себе люди Землю в давние времена? Как вы думаете, что было неверным в их представлениях?
Представления древних сейчас кажутся наивными, но в них заключена глубокая мудрость: ведь на самом деле огромное множество объектов природы находится в космическом пространстве и в небе, которое мы видим у себя над головой. Древние мудрецы не случайно разделили объекты природы на близкие, доступные человеку («Земля») и на отдаленные («Небо»), а мы сейчас говорим: «атмосфера» и «космос».
Рубрика «Дополнительный материал».
– Известно ли вам какое-нибудь древнее представление о Земле и небе?
– Прочитайте текст в учебнике. Как люди доказали, что Земля шарообразная?
– Кто впервые увидел земной шар из космического пространства? (Юрий Гагарин.)
Задание 4.
– Рассмотрите снимок Земли из космоса. Что можно по нему узнать о нашей планете?
– Как велика наша планета? Сколько потребуется времени самолету, чтобы облететь Землю? (Два дня.) Сколько потребуется времени, чтобы автомобиль проехал это расстояние? (Один месяц.) Сколько потребуется времени, чтобы пешеход прошел это расстояние? (Три года.)
– 4 ноября 1957 года наша страна открыла новую эпоху – космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли.
Еще более важное событие произошло 12 апреля 1961 года: наш летчик Юрий Алексеевич Гагарин стал космонавтом № 1. Человек впервые смог охватить одним взглядом сразу всю Землю. С тех пор мы можем изучать свою планету, работая и на Земле, и в космосе.
– Сколько понадобилось времени Юрию Гагарину, чтобы облететь на космическом корабле нашу сравнительно небольшую планету? (Один час и 48 минут.)
Учащиеся читают стихотворения о космосе.
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, учебно-методическим комплексом учебного предмета «Окружающий мир»:
1. Поглазова, О. Т. Окружающий мир : учебник для 2 класса общеобразовательных организаций : в 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2015.
2. Поглазова, О. Т. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 2 класса : в 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2015.
3. Поглазова, О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса / О. Т. Поглазова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2015.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели курса
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности1.
Содержание учебного предмета
Человек и природа (13 ч).
Живая и неживая природа. Человек как часть живой природы. Отличия человека от животных (разумное существо, преобразователь природы). Человек – строитель. Старинные и современные жилища народов России. Человек – изобретатель транспортных средств. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные, космические. Разнообразие профессий (профессии, связанные с природой и людьми). Важность и необходимость профессии эколога в современном мире.
Здоровье человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья. Значение режима дня, закаливания, физических упражнений. Спорт и здоровье. Значение органов чувств, важность их сохранения. Чистота – залог здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение).
Азбука безопасности. Правила безопасного поведения (в городе, среди людей, на природе). Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность. Куда обращаться за помощью в экстренных случаях (болезнь, пожар, злоумышленник, утечка газа).
Человек и общество (12 ч).
Что объединяет людей, их взаимоотношения. Культура и формы общения со взрослыми людьми и сверстниками. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Некрасивое поведение человека (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, жестокость, недоброжелательность). Уроки вежливости. Друзья, взаимоотношения с ними. Кого называют настоящим другом. Духовная красота человека (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека.
Семья – ячейка общества, его основа. Члены семьи, поколения. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная (предки, ближайшие родственники). Родовые и семейные традиции. Семейные реликвии. Труд, отдых, семейные праздники. Взаимоотношения в семье (распределение обязанностей, забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым).
Природа вокруг тебя (29 ч).
Кто и как изучает окружающий мир. Какие учёные изучают природу. Природные тела и явления, происходящие в живой и неживой природе.
Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе (Солнце, облака). Облака, как они образуются. Разнообразие формы облаков (перистые, кучевые, слоистые, грозовые). Осадки: дождь, снег, град. Экологические проблемы, связанные с облаками. Гроза, способы защиты от неё. Правила безопасного поведения во время грозы.
Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Значение Солнца для растений, животных, человека. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведениях народного творчества.
Звёзды и планеты. Земля – планета, её форма и размеры. Представления древних о Земле. Первый космонавт мира Ю. А. Гагарин. Движение Земли: вращение вокруг оси, обращение вокруг Солнца. Глобус – модель Земли.
Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Луна – спутник Земли. Изменения вида Луны (фазы Луны). Космические путешествия на Луну. Звёзды и созвездия. Планеты, кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба.
Урок 17. Как мы общаемся
Планируемые результаты:
Освоение предметных знаний, умений: научатся: различать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе и других общественных местах; получат возможность научиться: моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения.
Познавательные: составляют правила общения по телефону; анализируют эмоциональное состояние своего собеседника.
Личностные: стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми.
Образовательные ресурсы: рисунки, иллюстрирующие общение.
Сценарий урока
I. Освоение нового материала. Работа по учебнику.
– С кем вы общаетесь? Какие правила общения вы знаете?
Задание 4.
– Прочитайте текст. О какой форме общения в нем говорится? (Общение с помощью жестов.)
– Какие жесты вы используете при общении с друзьями?
– Перечислите специальные жесты. (Дирижер управляет оркестром, постовой регулирует движение машин, военные отдают честь.)
Задание 5.
– Рассмотрите рисунки. Предположите, что могут означать жесты детей, которые здесь изображены.
– Покажите жестами что-нибудь одноклассникам.
Одноклассники расшифровывают значение жестов.
Задание 6.
– Рассмотрите рисунки. Как общаются одноклассники? (По телефону.)
– Предположите, о чем они говорят. Каким может быть телефонный разговор в разных ситуациях?
– Предложите участников и тему разговора. Подберите соответствующие слова из списка и объясните, почему именно таким должен быть этот разговор.
II. Рассказ учителя «Правила общения по телефону».
– В начале разговора спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных дел.
Телефонный разговор прежде всего должен быть кратким. Помните: пока вы ведете неторопливый разговор с приятелем или приятельницей, к вашему собеседнику или к вам, может быть, не могут дозвониться по важному делу.
Не ведите по телефону пустой болтовни. Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.
Если кто-то неправильно набрал номер и случайно попал к вам, не грубите, а вежливо ответьте: «Простите, вы ошиблись номером».
Полезно чаще вспоминать, что телефон изобретен и для того, чтобы не заходить к знакомым без предупреждения!
Звонить или не звонить?
Прежде всего, еще до того как вы наберете номер, следует подумать:
џ Будет ли ваш звонок приятен?
џ Не побеспокоите ли вы того, кому звоните?
џ Заслуживает ли дело, по которому вы звоните, того, чтобы ради него кого-то беспокоить?
Когда звонить по телефону не принято.
He принято выражать по телефону сочувствие: если у человека несчастье, ему надо прийти на помощь, личным присутствием и соучастием помочь преодолеть горе: снять стресс, выполнить некоторые неотложные дела за пострадавшего. Если вы сами здоровы, то обойтись сочувствием по телефону просто неприлично. Исключение может быть сделано только для тех, кто болен и сам нуждается в помощи.
Время телефонных разговоров.
Время для телефонных разговоров, конечно, ограничено рамками рабочего дня, если звонки сугубо деловые, и временем бодрствования, если это личный разговор. Не рекомендуется звонить по телефону раньше 8 часов утра в будние дни и раньше 10 часов – в выходные; заканчиваться телефонные звонки должны не позже 10 часов вечера. Если же вам известны какие-либо обстоятельства, корректирующие время телефонных бесед (ваш друг приходит домой поздно, в семье есть маленький ребенок и т. п.), тем более постарайтесь не докучать звонками в позднее время. В случае если дело не терпит отлагательств, сделать поздний звонок допустимо, однако если на пятый-шестой сигнал вам не отвечают, повесьте трубку и больше в этот день не звоните.
Когда излишняя вежливость неуместна.
Урок 18. Правила этикета
Планируемые результаты:
Освоение предметных знаний, умений: научатся: соблюдать правила поведения в обществе; получат возможность научиться: формулировать и соблюдать правила дружбы.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию.
Познавательные: моделируют ситуации вежливого общения; употребляют в речи вежливые слова.
Личностные: ориентация в поведении на принятые моральные нормы в поведении человека.
Образовательные ресурсы: схема «Вежливость»; карточки с представленным заданием; альбом, краски; афоризмы о вежливом человеке.
Сценарий урока
I. Постановка цели урока.
– Ребята, есть такая народная пословица: «Доброе слово – что ясный день». Как вы ее понимаете? (Народ, слагая сказки, складывая пословицы, прославил слово ласковое, дело доброе. Может быть поэтому мы часто такие слова называем «волшебными».)
– Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день, словом можно согреть человека. Как вы будете общаться с окружающими вас людьми? А как вы будете произносить добрые слова? (С улыбкой.)
– Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает? (Вежливым.)
II. Освоение нового материала. Работа по учебнику.
– Для чего люди общаются? Какого человека называют общительным?
– Какие правила вежливости вы знаете?
Задание 1.
– Прочитайте текст. Назовите правила культурного общения.
– Умеете ли вы вежливо общаться?
– О чем надо помнить, обращаясь к незнакомым людям?
Задание 2.
– Рассмотрите рисунки. К кому и за чем обращались школьники? (К библиотекарю за книгой, продавцу за покупкой, секретарю за справкой, учителю за поддержкой, врачу за помощью, уборщице за услугой.)
– Как вы думаете, что и как им отвечали?
Учитель читает рассказ В. Осеевой «На катке», просит ответить на вопрос: «Кого из ребят можно считать вежливым?».
«День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке.
Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал различные фокусы – то ехал на одной ноге, то крутился волчком.
– Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
– Я нечаянно... – сказал Витя, отряхивая с ее шубки снег. – Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
– Коленку...
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются», – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
– Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.
– Иди к нам! – позвали они.
Витя пошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала».
– Можно ли считать Витю вежливым по сравнению с ребятами? Что вы скажете о поведении девочки? По каким качествам можно судить о вежливости человека?
Учитель вывешивает на доске таблички со словами:
Задание 3.
– Прочитайте ситуации в учебнике. Как надо поступать вежливому человеку в каждом случае?
III. Применение освоенного в практической деятельности. Фронтальная работа.
Игра «Школа вежливости».
Все учащиеся встают в волшебный Круг вежливости. Один ученик говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот в свою очередь повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т. д.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом