Русский язык. 2 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Планета знаний". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-619.2 |
Авторы-составители | Архарова О. В., Дьячкова Г. Т., Лободина Н. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Рабочая программа и система уроков по русскому языку разработаны в соответствии с основными положениями ФГОС НОО и ориентированы на работу по учебнику, входящему в состав учебно-методического комплекса "Планета знаний":
Желтовская, Л. Я. Русский язык. 2 класс : учебник : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М. : ACT : Астрель, 2015.
Представленная рабочая программа включает пояснительную записку и учебно-тематическое планирование системы учебных занятий и педагогических средств, с помощью которых формируютсяуниверсальные учебные действия.
Сценарии уроков содержат систематизированный набор упражнений и заданий, направленных на развитие творческого потенциала, формирование устойчивой мотивации и познавательных интересов обучающихся.
Система уроков представлена в примерном варианте и рассчитана на творческую работу педагога.
Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой с учетом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса русского языка.
Программа 2 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Желтовская, Л. Я. Русский язык. 2 класс : учебник : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT : Астрель, 2015.
Желтовская, Л. Я. Русский язык. 2 класс : рабочая тетрадь к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык» : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT : Астрель, 2015.
Желтовская, Л. Я. Русский язык. 2 класс : дидактические карточки-задания / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT : Астрель, 2015.
Желтовская, Л. Я. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой : программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : ACT : Астрель, 2014.
Общая характеристика учебного предмета1
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
– познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
– социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Содержание программы2
ЯЗЫК И РЕЧЬ.
Слово – главное средство языка и речи. О роли дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, функция познавательная и др.). Представление о связи языка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ЯЗЫКЕ В 1 КЛАССЕ.
Слово и его строение. Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв3. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.
Строение слога. Правила переноса слова.
Обозначение на письме гласных и согласных звуков. Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).
Слово как часть речи. Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.
Слово и предложение. Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Предложение и текст. Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений. (Часы по разделу «Речевое общение» указываются в основном из уроков по изучению речеведческих тем, уроков творческой деятельности и их анализа.)
Речь. Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации).
Литература
1. Агеева, И. Д. 500 загадок про слова для детей / И. Д. Агеева. – М. : ТЦ СФЕРА, 2003.
2. Александрова, Г. Занимательный русский язык / Г. Александрова. – СПб. : Тритон, 1997. – (Серия «Нескучный учебник»).
3. Альбом для раскрашивания с загадками К. Чуковского, С. Маршака, русских и советских писателей. – Можайск, 1995.
4. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Бакулина. – М. : Владос, 2001.
5. Бетенькова, Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных : кн. для учителя / Н. М. Бетенькова. – М. : Просвещение, 1994.
6. Вахрушева, Т. Диктанты по русскому языку : учеб. пособие для нач. шк. / Т. Вахрушева. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1998.
7. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина. – М. : АСТ, 1996.
8. Волина, В. В. Весёлая математика / В. В. Волина. – М. : Знание, 1995.
9. Волина, В. В. Откуда пришли слова : занимательный этимологический словарь / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.
10. Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя / В. В. Волина. – Екатеринбург : Арго, 1996.
11. Желтовская, Л. Я. Русский язык : учебник : 2 кл. : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : АСТ : Астрель, 2012.
12. Желтовская, Л. Я. Русский язык. 2 кл. : рабочая тетрадь к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык» : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : АСТ : Астрель, 2015.
13. Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте : чтение и письмо : 1 класс / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ВАКО, 2006. – 368 с.
14. Занимательная грамматика / сост. Е. Е. Семёнова. – М., 1995.
15. Занимательная грамматика. – М. : Омега, 1996.
16. Леонович, Е. Н. Моя первая энциклопедия : русский язык / Е. Н. Леонович. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.
17. Львов, М. Р. Словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов ; под ред. Л. А. Новикова. – 7-е изд., испр. и доп. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
18. Матвеева, А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе : метод. пособие / А. Н. Матвеева. – М. : Дрофа, 1995.
19. Нарушевич, А. Г. Тесты по русскому языку : учеб. пособие для нач. шк. / А. Г. Нарушевич, Е. В. Попова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1998.
20. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы : уроки русского языка / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : Аквариум, 1996.
21. Практический курс по русскому языку для начальной школы : справочник школьника. – М. : Филологическое общество «Слово», 1998.
22. Синицын, В. В. Путь к слову. Из записок учителя : пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / В. В. Синицын. – М. : АО «Столение», 1996.
23. Словарь синонимов русского языка / авт.-сост. М. А. Ситникова. – 2-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
24. Удзенкова, А. Русский язык с увлечением! Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками / А. Удзенкова, О. Сагирова. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 1997.
25. Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно : русские народные загадки. – М., 1991.
Электронные ресурсы:
Кострюкова, Е. Кроссворды по русскому языку. – Режим доступа :
http://nsc/1september.ru/ view_article.php?ID=200901106
www.solnet.ee/parents/p1_54_1.html
http://allforchildren.ru/rus/ageeva04.php
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka16.html
Урок 1. Зачем человеку слово дано. Знакомство с учебником
Урок 1
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЛОВО ДАНО.
знакомство с учебником
Цели деятельности учителя: познакомить с учебником и рабочей тетрадью; формировать общее представление о понятиях «дар речи», «информация», «речевое действие», «общение».
Планируемые результаты: личностные: проявляют положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке русского языка; метапредметные: регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – знакомятся со знаками, символами, приведенными в учебнике; коммуникативные – научатся использовать в общении правила вежливости; предметные: научатся предъявлять основные учебные умения – читать и писать.
Оборудование: на доске пословицы: «Человеку дано слово, животному – немота», «Язык языку весть подает», «Хорошую речь хорошо и слушать».
Ход урока
I. Знакомство с учебником.
– Мы сегодня познакомимся с учебником «Русский язык». Кто написал учебник? Как вы понимаете словосочетание «планета знаний»? (Учащиеся высказывают предположения.)
– Откройте форзац учебника. Кому знакомо слово «форзац», что оно обозначает? (Двойные листы плотной бумаги, расположенные в книге между блоком и переплетной крышкой.)
– Прочитайте, какие темы мы будем изучать. Какие темы нам уже знакомы?
– Давайте познакомимся с условными обозначениями, которые встретятся вам в учебнике. Для чего нам нужен орфографический словарик? А орфоэпический? Откройте в конце учебника форзац. Правильно вы ответили на вопросы? Прочитайте обращение к вам автора учебника.
– А что это за маршруты? Назовите основные пункты путешествия.
II. Сообщение темы. Работа над новой темой.
1. Работа по учебнику.
– Откройте учебник (с. 6). Рассмотрите рисунок в упражнении 1. Что изображено? Какие знаки и символы вам знакомы?
– Расскажите, как вы переходите улицу.
– Какой формой речи вы воспользовались?
– Почему о слове, о речи говорится как о даре?
– Прочитайте задание в упражнении 2. Что говорит Лев Успенский о даре слова? Откройте тетради. Запишите ответ, кто обладает даром слова. Какой речью вы воспользуетесь: устной или письменной?
2. Развитие речи. Работа над пословицами.
– Объясните, как вы понимаете смысл пословиц? (Работа с толковым словарем.)
– Запишите пословицу в рабочей тетради. Какие словарные слова использованы в этих пословицах?
3. Работа с текстом (упражнение 6).
– Какие способы общения животных вы можете назвать? Как общаются между собой ваши домашние животные? Что вы читали в книгах о «языке животных»?
– Что можно отнести к языку сигналов у животных? Подготовьте к следующему уроку сообщение об этом. А сейчас поиграем в «переводчиков». Рассмотрите внимательно позы животных. О чем они «говорят»? Впишите в предложения нужную кличку животного, следите за посадкой, правильно держите ручку при письме.
4. Чистописание (рабочая тетрадь, с. 3).
– Обведите предложение. Напишите на строчке самостоятельно это предложение. Сравните написание букв. Проверьте.
III. Рефлексия деятельности.
– Что нового вы узнали о слове, о речи? Какой формой речи вы пользовались при ответах на вопросы?
– Какой формой речи вы пользовались при письме?
– Что узнали о способах общения животных?
– Какие пословицы запомнили? Какими из пословиц, услышанных на уроке, вы пользуетесь при разговоре с товарищами, говоря об учебе?
Домашнее задание: упражнение 3 (рабочая тетрадь, с. 4); сообщение о способах общения животных.
Урок 2. Наш родной язык – русский
Урок 2
НАШ РОДНОЙ ЯЗЫК – РУССКИЙ
Цели деятельности учителя: дать представление о роли языка в жизни человека, понятие о русском языке как родном языке русского народа и как государственном языке России; учить пользоваться этимологическим словарем, отвечать письменно на вопросы.
Планируемые результаты: личностные: осознают свою принадлежность народу, стране; проявляют интерес к русскому языку как к родному; метапредметные: регулятивные – научатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; получат возможность научиться оценивать правильность выполнения своих учебных действий; познавательные – научатся осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык»; коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики; предметные: научатся осознавать слово как главное средство языка; получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.
Оборудование (на доске): таблички с записями на разных языках, рисунки с изображением разных народов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Какие способы общения животных вы узнали из книг, журналов, справочников? А как домашние животные понимают людей? Каким «языком» они общаются?
II. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунки. Почему люди не понимают друг друга? На каком языке вы говорите дома? Какой ваш родной язык?
– Как вы понимаете выражение «русский язык»?
– Прочитайте задание к упражнению 3. Какое предложение о русском языке будет главным? Запишите его в тетради. Какие слова вы запишете из словарика?
– Кто является творцом русского языка? Найдите ответ в тексте упражнения 4. Кто написал этот текст? Какие произведения этого писателя вы читали?
2. Работа в рабочей тетради (с. 5–6).
– Какой цветок вы нарисуете? (Ромашку.) Напишите название цветка. Разделите это слово на слоги. Поставьте ударение. (Ро-маш-ка, рома́шка.)
– Прочитайте задание 2. С чем сравнил ромашку ваш ровесник? Подчеркните сравнение.
– С чем бы вы сравнили ромашку? Выполните задание.
– Пропишите сочетания букв. Как вы понимаете слово «певучий»? Приведите примеры, когда вы говорите певуче? Запишите в тетради предложение. Проверьте запись друг у друга.
– Что понравилось у соседа в тетради? А у тебя так же чисто и аккуратно выполнена работа? (Спросить несколько пар.)
3. Индивидуальная работа по учебнику.
– Для того чтобы не допускать ошибок при списывании, что нужно помнить? Откройте учебник (с. 140). Прочитайте внимательно памятку «Как правильно списывать текст». (Вслух читает хорошо читающий ученик.)
– Прочитайте про себя. Спишите отрывок из стихотворения А. Шибаева (упражнение 6).
– Прочитайте задание к упражнению 7. Как вы объясните слова Степашки: «Нет, просто на иностранном»?
– Давайте прочитаем в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, что обозначает сочетание слов «иностранный язык». (Учащиеся открывают словари, учитель напоминает, как пользоваться словарем. Читают: «Иностранный язык: относящийся к другой стране».)
III. Рефлексия деятельности.
– Что нового вы узнали на уроке? Почему русский язык понимают все народы, живущие в России?
– Как понимаете: «Родной язык мой русский, как Родина, родной». Что такое «иноязычные слова»?
Уроки 3–4. Язык певучий и богатый
Цель деятельности учителя: учить видеть образность, точность, краткость, меткость русского языка в произведениях устного народного творчества, работать с пословицами и загадками.
Планируемые результаты: личностные: адекватно воспринимают оценку собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем; метапредметные: регулятивные – научатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; познавательные – научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся осознавать слово как главное средство языка, соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала); получат возможность научиться оценивать уместность использования слов в тексте.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
– Прочитайте высказывание о русской речи К. Г. Паустовского в упражнении 1. Какими особенностями русской речи восхищается писатель?
– Ответьте на вопросы в упражнении 2. Какие средства языка делают речь плавной, музыкальной? (Интонация, сравнения, эпитеты и др.) Какие особенности устной речи отмечает писатель в тексте? Они совпадают с вашим мнением?
– Вспомните памятку списывания текста. (Несколько учеников проговаривают памятку.) Выпишите предложение, в котором дано описание русского народного языка. Выполните грамматическое задание.
– Прочитайте задание (упражнение 4). Прочитайте диалог по ролям.
– Почему дедушка говорит: «Это слова твои гремят»? Докажите, что звуками тоже можно изображать и писать. Приведите свои примеры.
– Что такое скороговорка? Скажите скороговорку, которую вы знаете. Прочитайте задание (упражнение 5).
– Давайте попробуем произнести эти скороговорки как можно быстрее, но каждое слово членораздельно, понятно. В каких словах вы встретили три согласных звука подряд?
– Что мы наблюдаем при произнесении скороговорок? (Быстрый темп, четкое произношение.)
– Запишите по памяти скороговорку. Подчеркните буквы, обозначающие твёрдость согласных.
2. Работа над колыбельной песенкой (упражнение 6).
– Приходилось ли вам петь маленькому ребенку колыбельную песенку? А мама, бабушка пели колыбельные песенки?
– Давайте заглянем в этимологический словарик, узнаем, откуда произошли слова «баю-баю-баиньки». (Читает хорошо читающий ученик.) Как вы думаете, почему колыбельные песни называют песнями нежности? С какой интонацией их поют? (Задушевно, плавно, певуче.)
– Прочитайте колыбельную про себя. А сейчас так, как вы бы ее пропели малышу.
3. Работа в рабочей тетради (с. 7).
– Прочитайте задание 2. Допишите скороговорку. Подчеркните сочетания согласных.
– В чем вы видите нелепицу в упражнении 3? Запишите правильно предложение. (Голова закачалась.)
II. Рефлексия деятельности.
– Что нового вы узнали? Что понравилось на уроке?
– Прочитайте на доске колыбельную песенку.
Тихо, тихо, тихо, тихо,
Не шумите. Спит ежиха.
Как колючие клубочки
Рядом спят её сыночки.
Не скрипите. Тише, тише.
В темной норке дремлют мыши.
Дождик спит за облаками,
Даже речка спит теперь.
Телевизор не включайте,
На воде уснули чайки.
В гости к нам пришёл сейчас
Тихий час, тихий час.
– Как вы ее прочитали? Вы слова напевали? А почему? Можно назвать эту песенку «песней нежности»?
Домашнее задание: поинтересуйтесь у мамы, какую песенку она вам напевала, когда были совсем маленькими, выучите её.
Цели деятельности учителя:
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом