Я - гражданин своего города, своей страны. 1-4 классы. Комплексные программы духовно-нравственного воспитания. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-5414 |
Авторы-составители | Терещенко Н. В., Шопина М.Ф., Бахмачева Н.В., Короткова Е.Г., Каминская В.А., Черникова С.Е. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Внеурочная деятельность |
Электронная версия | скачать |
УДК | 373.3/.5 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предназначено заместителям директора по УВР, учителям начальных классов, организаторам внеурочной деятельности, педагогам дополнительного образования.
Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Содержание программы
Содержание программы
1 класс
Раздел 1. Нравственная азбука (13 ч)
1. «Человек без друзей что сокол без крыльев».
Как найти настоящего друга. Настоящий друг – кто он? В чем заключается настоящая дружба? Почему нужно дорожить дружбой? Тест «Я хороший друг?».
2. «Без друга в жизни туго».
Может ли человек прожить без друзей? Для чего нужны друзья? Легко ли быть настоящим другом? С другом не страшны никакие трудности – правда ли это?
3. Дружба любит дело.
Игра «Собери урожай сначала один, а потом с друзьями». Командная игра «Хоккей». Учимся болеть за команду, играть в команде. Вместе дело спорится и быстро делается, а врозь – хоть брось.
4. Врать – так с людьми не знаться.
Чтение и обсуждение рассказа «Мальчик и пастухи». Нравится ли вам, когда вас обманывают? В чем заключается обман? Почему не доверяют тем, кто уже один раз обманул?
5. Настойчивость и упрямство.
Разграничение понятий «настойчивость» и «упрямство». Чего может добиться человек настойчивый, а чего – упрямый?
6. Делу время, потехе час.
Учимся правильно распределять свое время. Режим дня. Что вы понимаете под словом «отдых»? как можно отдыхать? Почему потехе – час?
7. Всякая вещь трудом создана.
Разговор о профессиях. Какая профессия самая важная? Люди каких профессий что-либо производят? Бережное отношение к вещам. Уважительное отношение к людям труда.
8. Хлеб – всему голова.
Творческая работа «Путешествие зернышка» (зарисовка). Люди каких профессий участвуют в том, чтобы у нас всегда был хлеб на столе? Почему нужно бережно относиться к хлебу? Цена хлеба во время Великой Отечественной войны.
9. Азбука Мойдодыра.
Воспитание аккуратности, чистоплотности. Работа в группах: составление правил личной гигиены. Обсуждение.
10. «Волшебные» слова.
Какие «волшебные» слова и в каких случаях уместны? Сила «волшебных» слов. Этимологический словарь: происхождение слов «спасибо», «до свидания», «благодарю» и других.
11. Добрые дела людям.
Чтение и обсуждение сказки «Гуси-лебеди». Что вы чувствуете, когда вам помогают? А когда помогаете вы? Когда вам дарят подарки и когда вы дарите? Делимся жизненным опытом: кому из вас случалось приходить на помощь другому?
12. Любовь и забота.
Любовь и забота в вашем понимании. О ком можно заботиться? Кто больше всех нуждается в любви и заботе?
13. Самое прекрасное на земле слово – «мама».
Тест: закончите предложения – «Я люблю, когда мама…», «Я не люблю, когда мама…», «Я хочу, чтобы моя мама…». Мама – самый дорогой человек на земле. Любовь матери самая крепкая и верная. Выполнение рисунка: с чем ассоциируется слово «мама».
Раздел 2. Страницы воинской доблести
Отечества (7 ч)
1. Званье скромное и гордое – прокадет.
Из истории кадетского движения. Первые кадетские корпуса. Кадеты – герои войны.
2. Мы – будущие кадеты (атрибутика кадетской формы).
Атрибутика кадетской формы. Форму носить – это честь. Отношение к форме.
3. Моя Родина – Россия. Значений понятий «страна», «край», «столица», «город», «село».
Я – россиянин. Путешествие по карте России. Что такое столица? Москва – столица России. Родина, малая родина. Патриот.
4. Мой народ. Святое слово – «Русь».
Сила России – в единстве народа. Россия многоликая. Мирное сосуществование народов России. Непобедимый и несломленный народ России. Святая Русь. История Древней Руси. Крещение Руси. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
5. История моего города (села).
Знакомство с историей города (села).
6. Святые места города (села).
Храмы и монастыри города и области, святые места (презентация).
Введение
Н. В. Терещенко
Введение
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. президент обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации. «Таковы наши ценности, – подчеркнул он, – таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х годах, в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических потрясений. Они оказали деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколения, и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия – среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.
В связи с этим остро встает вопрос воспитания подрастающего поколения. Планирование воспитательной работы является существенным звеном в системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию деятельности, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания.
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребенка, которое предполагает освоение учениками общечеловеческих ценностей и умение жить в окружающем мире. Документ «Наша новая школа», утвержденный президентом РФ, отмечает главные задачи современной школы – «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании в РФ», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, определен современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
• любящий свой народ, свой край и Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых, стоящих перед каждым родителем, перед обществом и государством в целом.
Сегодня ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания современных детей.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости в детской среде, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Классный час
Тема «Я – гражданин России»
(1 класс)
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «Родина», «Россия», государственными символами страны: флагом, гербом, гимном.
Педагогические задачи: способствовать развитию интереса к истории России, расширению кругозора; содействовать воспитанию чувства гордости за свою страну.
Оборудование: государственный флаг, государственный герб, государственный гимн (аудиозапись), портреты авторов гимна – А. Александрова и С. Михалкова, народные костюмы; презентация «Что может быть лучше России», слайды с пейзажами России.
Раздаточный материал: заготовки для практической части – полоски цветной бумаги; белый лист, клей-карандаш; изображение государственного герба, разрезанное на 4 части.
Ход классного часа
Учитель. Ребята, послушайте стихотворение М. Лисянского и скажите, как можно озаглавить его:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовем.
Заслушиваются ответы детей.
Учитель. А знаете ли вы происхождение слова «Родина»? Я обратилась к толковому словарю и прочитала, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода, а само слово «род» произошло от имени бога славян Рода.
– А как вы понимаете значение слова «Родина»?
Заслушиваются ответы детей. Демонстрируется слайд 1 «Природа России».
Учитель. А теперь посмотрим, как много человеческой любви в одном слове – «Родина».
Сценка (обучающиеся в русских костюмах).
Рассказчик. у деревенского мальчика Сеньки было всё: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишний.
Сенька. Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.
Рассказчик. Идет Сенька по своей улице, а навстречу ему тетя Маша.
Тетя Маша. И куда это ты, Сенька, путь держишь?
Сенька. Здравствуйте, тетя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.
Тетя Маша. А ты полезь на бугорок да посмотри вокруг.
Рассказчик. Полез Сенька на бугор. Поднимается всё выше и выше, и земля становится всё шире. А когда он забрался на самый верх, то стало ему видно далеко-далеко. Вокруг разноцветные поля простирались. Овес ли, гречиха – у всего свой цвет. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. У озера растут белоствольные березки. Темный орешник, бледная, как зеленый дымок, малина возле болота. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везет, кто граблями работает, кто коров пасет. Всех сверху увидел Сенька. И других жителей из соседних деревень, и поезд увидел, и даже дальний город на горизонте. От своей земли, от ее прекрасного вида почувствовал Сенька в сердце тепло. Обернулся он и увидел отца и деда.
Сенька. А вы тут зачем?
Отец. А затем, зачем и ты.
Дед. Землю свою смотрим.
Сенька. Ух ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и сестренка, и все люди – соседи, и птица – все мои. Потому мои, что я – их.
Рассказчик. Не знал Сенька, что называется всё это Родиной, что где бы ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне Земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и всё, что вокруг бугра.
Учитель. Ребята, а как вы представляете себе Родину?
Обучающиеся читают стихотворение О. Рудницкого «Что такое Родина?».
Демонстрируется слайд 2 «Страна, в которой мы живем. Россия».
Учитель. Как называется наша Родина?
Литература
Литература
1. Агафонова, А. В. Классные часы на темы этики / А. В. Агафонова. – М. : Глобус, 2009.
2. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили. – М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2007.
3. Андреев, А. А. Методика «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью» / А. А. Андреев. – М., 1991.
4. Балабанова, И. П. Уроки этики: учение с увлечением / И. П. Балабанова // Начальная школа. – 2002. – № 12.
5. Виноградова, Н. Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2003.
6. Волович, А. Программа по этике для учащихся 1–8 классов общеобразовательных школ / А. Волович // Воспитание школьников. – 2002. – № 10.
7. Гаврилычева, Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 2004. – № 3.
8. Дубенский, Ю. П. Курс лекций по педагогике / Ю. П. Дубенский. – Омск : ОмГУ, 2004.
9. Классные часы. 1–4 классы / авт.-сост. И. В. Персидская. – Волгоград : Учитель, 2007.
10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2009.
11. Лежнева, Л. И. Учимся общаться / Л. И. Лежнева // Начальная школа. – 1990. – № 12.
12. Максимцева, Т. А. Воспитываем гражданина. Система гражданского образования в школе / Т. А. Максимцева, О. В. Кузьмина. – Волгоград : Панорама ; М. : Глобус, 2007.
13. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети : метод. пособие для воспитателей и классных руководителей / Л. И. Маленкова. – М. : Педагогическое общество России, 2002.
14. Наука быть человеком : материалы для классных часов. 1–4 классы / авт.-сост. Т. В. Волкова. – Волгоград : Учитель, 2008.
15. От гражданского образования – к демократической школе: материалы проекта «Роль администраторов школ в гражданском образовании». – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2001.
16. Саляхова, Л. И. Настольная книга классного руководителя / Л. И. Саляхова. – М. : Глобус, 2007.
17. Саляхова, Л. И. Родительские собрания. 1–4 классы. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения / Л. И. Саляхова. – М. : Глобус, 2007.
18. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права : метод. пособие / сост. Г. В. Дмитриенко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / М. : Глобус, 2006.
19. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / под ред. А. М. Кондакова, Л. П. Кезиной. – М. : Просвещение, 2010.
20. Степанов, Е. Н. Изучение уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения / Е. Н. Степанов. – М., 1991.
21. Степанов, Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса / Е. Н. Степанов – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
22. Тивикова, С. К. Гражданское образование в начальных классах / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина. – Нижний Новгород : НГЦ, 1998.
23. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов : кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М. : Просвещение, 1988.
24. Шилова, М. И. Методика «Изучение воспитанности учащихся» / М. И. Шилова. – М. : Педагогика, 1990.
25. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 1998.
26. Яковлев, Ю. Я. Ваши права, дети / Ю. Я. Яковлев. – М., 2002.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом