Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-3472 |
Авторы-составители | Бакисова Л.О |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Для образовательных учреждений VII-VIII видов |
Электронная версия | скачать |
УДК | 376 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предназначено учителям-логопедам, учителям начальных классов, дефектологам, специальным педагогам коррекционного обучения; рекомендовано студентам высших учебных заведений педагогической направленности.
Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 300 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, авторской программы Е. Л. Кузьминых «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1–5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»*.
Содержание программы предусматривает активизацию всех каналов коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья:
· рецептивного (понимание);
· организующего (ассоциирование воспринятого, выявление связей и отношений между предметами и словами);
· экспрессивного (выражение мыслей в устной и письменной речи).
Программа направлена на достижение следующих целей:
– развитие речевых способностей;
– создание необходимого фундамента для речевого развития посредством совершенствования психических процессов;
– создание условий для практического общения и формирования коммуникативной функции речи.
В ходе реализации программы важным является решение следующих задач:
– развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи (обогащение, закрепление, активизация словаря);
– совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи.
В первые две недели учебного года проводится логопедическое обследование (в начале и конце учебного года; в середине года предусмотрено выполнение контрольных заданий по пройденному материалу), включающее в себя: изучение нарушений устной и письменной речи, психических процессов и познавательной деятельности; заполнение речевых карт; комплектование групп по однородности нарушений; составление перспективных планов подгрупповой, индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
В программе предусмотрены следующие виды контроля:
– ежегодное обследование обучающихся с последующим заполнением карты динамики речевого развития, дневника логопедического сопровождения;
– проведение недели правильной речи, конкурса чтецов;
– организация выставок творческих работ обучающихся (в течение учебного года).
В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на получение обучающимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста. На практических занятиях предусматривается организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями; реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.
Методы реализации поставленных задач:
– по способам подачи речевого материала:
а) репродуктивный (выполнение системы упражнений);
б) проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);
в) частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения);
– по источнику знаний:
а) практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);
б) наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);
в) словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, эвристическая, воспроизводящая); анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы.
Для реализации данного курса используются следующие формы логопедической работы:
· традиционные (подгрупповые занятия (20–25 минут); индивидуальные занятия (15–20 минут));
· нетрадиционные: активные формы работы с обучающимися, игры-путешествия, воображаемые путешествия, сказочные сюжеты.
Программа предусматривает проведение логопедических занятий с использованием межпредметных связей:
Письмо
ПИСЬМО
Сентябрь
Списывание
Ночью в лесу.
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи. Из норы вылезла лисица. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен.
Диктант
Летом.
Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети там ловили рыбу. А вечером ребята работали в огороде. (24 слова.)
Декабрь
Списывание
Каток.
На улице был мороз и светило солнце. Дети в саду делали каток. Мальчики расчищали садовую дорожку. Девочки поливали дорожку водой. Вода замёрзла. Дорожка покрылась льдом. В саду стал каток. Ребятам радостно. Они катаются на своём катке.
Диктант
Зима.
Наступила зима. Дети надели шубы и шапки. Они пошли в сад. Тропинки в снегу. На ветках елей лежат комья снега. Берёзки, дубки покрыты снежком. У дома намело сугробы. Снег лежит всюду. Птиц нет. Только вороны сидят на ветках сухой осины. (40 слов.)
Май
Списывание
Весной в лесу.
Пригрело солнце, просушило землю. Покрылся лес зелёными листочками. Душистыми белыми гроздьями зацвела черёмуха. Закуковали в рощах кукушки. Над рекой в кустарниках запел соловей. Ранним утром прыгают на полянке зайцы. Хорошо зверям и птицам весной.
Диктант
Весна.
Над полями ярче и ярче светит весеннее солнце. Потемнела, просохла дорога. Посинел на реке лёд. Прилетели грачи. Они исправляют свои гнёзда. Зазвенели в лесу ручьи. Надулись на деревьях душистые липкие почки. Прилетели скворцы. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. (38 слов.)
Пояснительная записка
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителем начальных классов. В течение учебного года учитель-логопед при необходимости может присутствовать на методических объединениях учителей начальных классов и делать свои сообщения. Логопед подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, и обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к неуспевающим ученикам. Желательно в подобных сообщениях опираться на примеры речевых нарушений конкретных учеников данной школы. На методических объединениях целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приёмах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приёмы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.
Логопед обязательно должен довести до сведения учителей начальных классов информацию, что в логопедическую группу зачисляются ученики с нарушением речевого развития. Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы логопед может дать для них одно или несколько открытых занятий.
Учитель-логопед должен хорошо знать содержание и методы обучения родному языку и чтению, а также темы и время их изучения в классе, чтобы на занятиях обязательно учитывать уровень программных требований по родному языку и чтению. Логопед и учитель совместно определяют общие и частные задачи развития речи детей, намечают объём и содержание всей речевой работы, что отражается в совместном годовом плане работы, где прописаны функциональные обязанности каждого педагога.
Учитель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психических процессов ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это принципы системности, последовательности, индивидуализации обучения.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности учителя к требованиям, предъявленным задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.
Принцип индивидуализации обучения предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип индивидуального подхода требует от учителя глубокой осведомлённости о состоянии речи ребёнка (данные предоставляет логопед) и использования этих знаний в своей работе.
Логопед учитывает особенности и способности детей.
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях учитель также осуществляет коррекционную работу, значимость которой в том, что она представляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков
в их жизнедеятельности.
В работе по формированию фонематических процессов выделяют следующие этапы:
– узнавание неречевых звуков;
– различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
– различение слов, близких по своему звуковому составу;
– дифференциация слогов, фонем;
– развитие навыков звукового анализа.
Работа в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у обучающихся развивают способность узнавать и различать неречевые звуки; ученики должны научиться различать высоту, силу и тембр голоса, слова, близкие по звуковому составу; определять количество слогов в слове; проводить анализ гласных и согласных звуков. Все виды упражнений логопед даёт учителю в готовом варианте, сочетая тематику заданий с изучаемой темой на уроке, во время физкультминуток.
Учитель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом, утрированным произношением. Учитель должен не пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка, исправлять ошибки в речи не только на уроках, но и на протяжении всех режимных моментов, что способствует успешной автоматизации поставленного звука.
Литература
1. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1967. – 206 с.
2. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2006. – № 3.
3. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / под ред. С. С. Ляпидевского. – М. : Просвещение, 1968. – 247 с.
4. Дурова, Н. В. Фонематика : как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н. В. Дурова. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 215 с.
5. Егорова, Т. В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью / Т. В. Егорова. – М., 1969. – 150 с.
6. Ефименкова, Л. Н. Коррекция звуков речи у детей : кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1987. – 199 с.
7. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений : учеб. пособие / А. Г. Зикеев. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
8. Иванова, Н. А. Хвосты, которые тянутся с детства / Н. А. Иванова // Директор школы. – 2000. – № 2.
9. Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР : учеб. пособие / Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева. – Екатеринбург : УрГПУ, 1995. – 152 с.
10. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше ; под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1971. – 191 с.
11. Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием : пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гном-Пресс, 1998. – 239 с.
12. Коноваленко, В. В. Хлоп-топ-2 : нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6–12 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Гном и Д, 2004. – 16 с.
13. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. – 224 с.
14. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р. И. Лалаева. – М. : Просвещение, 1983. – 137 с.
15. Логопедия : учеб. для студ. дефектолог. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. – 680 с.
16. Маркова, Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития / Л. С. Маркова. – М. : Айрис-Пресс, 2005.
17. Совместная деятельность родителей и воспитателей на логопедических занятиях // Логопед. – 2006. – № 4.
18. Ткаченко, Т. А. В первый класс – без дефектов речи / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 101 с.
19. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 101 с.
20. Ткаченко, Т. А. Использование физминуток для пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 3. – С. 36–40.
21. Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап / Т. А. Ткаченко. – М. : Владос, 2005. – 39 с.
22. Ярош, Е. А. Психолого-педагогические условия формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии : дис… канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. А. Ярош. – Екатеринбург, 2002.
Пояснительная записка
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он совсем должен оторваться от берега.
Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школ.
Школа и семья должны быть взаимосвязаны. Совместную деятельность учитель и родители начинают на первом году обучения ребёнка в школе.
В результате возникает необходимость тесного сотрудничества учителей и родителей.
Современные требования к образовательному процессу ориентированы на более тесное взаимодействие педагогов с родителями детей. Важнейший способ решения проблемы мы видим в планировании совместной деятельности родителей и учителя, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Новизна предлагаемой технологии заключается во внедрении нетрадиционных форм организации общения и форм работы логопеда с родителями.
Цели программы:
– установление сотруднических отношений;
– разработка целостной системы действий участников педагогического процесса по оптимизации речевого развития детей.
Задачи:
– повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов со специалистами образовательной организации;
– внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями;
– переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве;
– создание положительного эмоционального контакта между всеми участниками данной работы.
Программа предполагает проведение мастер-классов и консультаций для родителей в течение всего учебного года с учётом реализации основных направлений коррекционно-развивающего обучения.
Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительских собраний и консультаций, разрабатываем перспективный план работы с родителями на год, содержащий перечень и сроки проведения.
Принципы отбора тем:
· принцип активности (следование желаниям родителей);
· принцип значимости (выбранные темы принимаемы и актуальны);
· принцип оптимальности (выбранные темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).
Материал систематизирован и представлен по трём основным направлениям деятельности: коррекция звукопроизношения, письменной речи, лексико-грамматического строя речи.
Материал, предлагаемый на консультациях родителям, может ежедневно использоваться для закрепления навыков устной и письменной речи в непосредственном общении.
Главными формами взаимодействия являются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, а также интегративные формы. К индивидуальным формам работы относятся приглашения в школу, индивидуальные консультации логопеда; к групповым – тематические консультации, классные детские мероприятия; к коллективным – традиционные классные и общешкольные родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей и, наконец, к интегративным – анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы.
Одной из форм взаимодействия с родителями, в рамках данной программы, являются родительские собрания, проводящиеся в активных формах. Суть таких занятий – обучение на трёх уровнях: теоретическом, практическом, технологическом. Оно проводится в виде групповой дискуссии или имитационно-ролевой игры. Главные отличия таких собраний от традиционных:
– информативный характер общения педагогов и родителей;
– равноправное положение и активность всех участников обсуждения;
– положительный эмоциональный фон, который создаётся за счёт просмотра занятий, игр, видеозаписей разнообразной работы с детьми в рамках обсуждаемой темы;
– обратная связь по итогам совместной деятельности.
Основная роль принадлежит коллективным формам общения. Данные формы использовались и раньше при работе с родителями, но изменились принципы, на основе которых строится общение учителя-логопеда и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Совместная работа с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, предлагаются открытые логопедические стенды.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом