Современный урок иностранного языка. Английский язык. Немецкий язык. Материалы к урокам: планирование, анализ, контроль
Код | 2961г |
Авторы | Шамов А.Н. |
Издательство | Учитель, 2021 |
Серия | В помощь преподавателю |
ISBN | 978-5-7057-5933-0, 978-5-6049211-0-4 |
Страниц | 264 |
УДК | 372.016.811 |
Штрихкод | 9785705759330, 9785604921104 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 12 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 18 г |
Предназначено руководителям МО и учителям английского и немецкого языков для использования в учебных целях, полезно студентам бакалавриата по направлению "Педагогическое образование", профиль "Иностранный язык".
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Урок иностранного языка представляет основной путь овладения языком как средством общения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС ОО) нацеливает учителей в ходе преподавания иностранных языков на формирование «готовности и способности вести диалог с другими людьми», постоянно «добиваться взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения».
В уроке иностранного языка фокусируются, синтезируются в особый сплав закономерности обучения, познанные педагогической наукой и сформированные в виде принципов и понятий. Эти положения определяют структуру, логику, виды и приемы работы на уроке, то есть составляют его методическое содержание.
Начинающие и опытные учителя всегда проявляют себя на уроке, в нашем случае – на уроках английского и немецкого языков. Урок иностранного языка можно рассматривать как маленький спектакль, в котором учитель – автор сценария и главный режиссер одновременно. Чтобы урок по иностранному языку стал таковым, необходимо научить будущих учителей планировать его, учителям-практикам продолжать самосовершенствоваться в планировании и проведении таких уроков.
Планирование является важным условием успешной и целенаправленной учебной деятельности обучающихся и обучающей деятельности учителя. Поурочный план представляет результат индивидуальной и творческой работы каждого учителя. В нем отражается методика обучения различным сторонам речи и видам речевой деятельности, реализуются все функции учителя иностранного языка.
Наличие рекомендаций по проведению уроков в книге для учителя для соответствующего класса значительно облегчает планирование уроков английского и немецкого языков, но не заменяет его. На основе имеющихся рекомендаций творчески работающий учитель составляет свой сценарий урока с учетом уровня обученности учеников в классе. При этом он принимает во внимание свой практический опыт работы, условия обучения (наличие в школе кабинета иностранного языка, лингафонного оборудования, компонентов учебно-методического комплекса, учебно-наглядных пособий).
Практический опыт работы учителей иностранного языка общеобразовательных организаций показывает, что «слепое» следование рекомендациям авторов учебника не всегда оправданно и целесообразно. К разработке поурочного плана учитель должен подойти творчески. В то же время он не должен при этом нарушать принципы обучения предмету. Учитель языка должен хорошо владеть методической культурой.
Методическая культура учителя включает знания о всех компонентах процесса обучения языку и речи, опыт его практической работы, его творчество (преобразование и перенос приемов обучения в разные условия, то есть продукция нового в обучении) и опыт эмоционального отношения к своей профессиональной деятельности.
Творчество учителя иностранного языка проявляется в особой степени при планировании уроков повторения, уроков по домашнему чтению. Такие уроки характеризуются, как правило, наибольшей информативностью, познавательной и эмоциональной насыщенностью. Они ориентированы на творческие виды работ; применение различных игр, в том числе ролевых; применение проектных технологий обучения.
На уроках учитель любого иностранного языка организует свою деятельность и деятельность обучаемых таким образом, чтобы речь на английском и немецком языках стала для обучающихся настоящим средством межкультурного общения. А чтобы стать таким средством, нужно, как записано в ФГОС ОО, «сформировать коммуникативную иноязычную компетенцию, необходимую для успешной социализации и самореализации». Иностранный язык как раз и выступает результативным средством получения новой интеллектуальной и культурологической информации.
В пособии представлены образцы фрагментов: 1) по обучению разным сторонам иноязычной речи (фонетической, лексической и грамматической); 2) по обучению видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму); 3) по овладению техникой общения. Проработка иноязычных умений происходит на уроках по развитию диалогической и монологической речи. Школьник учится общаться с представителем другой культуры на его языке и опосредованно. В этом случае, как указывается в ФГОС ОО, любой иностранный язык становится особым «инструментом межкультурного общения в современном поликультурном мире»; обучающийся приобретает «умение использовать иностранный язык как средство для получения информации из разных источников в образовательных и самообразовательных целях». Названные цели могут достигаться и через такие формы иноязычного общения, как аудирование и чтение. Учитель иностранного языка целенаправленно и планомерно развивает умения в данных видах речевой деятельности.
Образцы уроков построены с опорой на учебно-методические комплексы, которые действуют в настоящее время в современной общеобразовательной организации.
Учебно-методические материалы будут полезны и для студентов III–V курсов факультетов иностранных языков, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» с разными профилями. Материалы призваны облегчить конструктивно-планирующую деятельность студентов в период их педагогических практик в школе. Образцы уроков помогут студентам научиться планировать и грамотно проводить разные типы и виды уроков в будущем, когда они будут работать в школе самостоятельно.
Рекомендуемые материалы полезны и для студентов заочного отделения, большинство из которых уже работают в школе по специальности. Настоящими планами могут воспользоваться учителя-практики немецкого и английского языков школ при планировании и проведении своих открытых уроков.
Фрагменты уроков по обучению разным сторонам речи (фонетике, лексике, грамматике) и видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению, письменной речи) разработаны и апробированы в ходе многих педагогических практик в школе, подтверждающих их полезность и пригодность в профессиональной подготовке учителей иностранных языков.
Представленные материалы особенно будут полезными для студентов педагогического направления с двумя профилями «Иностранный язык 1» и «Иностранный язык 2». Немецкий язык как ИЯ 1 сокращается сегодня в школах. В то же время в статусе ИЯ 2 он широко распространен в общеобразовательных организациях.
В рамках учебной дисциплины «Методика преподавания немецкого языка как ИЯ 2» пособие может оказать существенную помощь, целенаправленно подготовить студентов к преподаванию немецкого языка как второго иностранного. Для будущей преподавательской деятельности студенты, будущие учителя иностранных языков, получат из пособия исчерпывающую информацию для своей практической деятельности. Остается только наши рекомендации пособия и приведенные планы-образцы уроков превратить в настоящие планы уроков по конкретным учебно-методическим комплексам и по конкретным языкам (немецкий и английский).
Содержание
Введение 3
Теоретические предпосылки реализации организационно-планирующей функции учителя иностранного языка в школе 6
Урок иностранного языка как основная форма обучения языку и общения на нем 6
Принципы обучения иностранному языку в разных видах общеобразовательных организаций 12
Система уроков иностранного языка и ее методическая эффективность 22
Анализ урока как единство проектных и рефлексивных умений учителя иностранного языка 27
Реализация организационной и планирующей деятельности учителя иностранных языков на уроках 39
Фрагменты уроков немецкого языка по обучению различным сторонам иноязычной речи 46
Фрагмент урока по обучению фонетической стороне иноязычной речи (работа над отдельным звуком) 46
Фрагмент урока по обучению фонетической стороне иноязычной речи (работа над стихотворением) 50
Фрагмент урока по обучению грамматической стороне речи (активный грамматический материал) 53
Фрагмент урока по обучению лексической стороне речи 58
Фрагменты уроков немецкого языка по обучению разным видам речевой деятельности 62
Фрагмент урока по обучению аудированию 62
Фрагмент урока по обучению диалогической речи 66
Фрагмент урока по обучению монологической речи 71
Фрагмент урока по обучению монологической речи на основе видеофильма 77
Фрагмент урока по обучению технике чтения 84
Фрагмент урока по обучению коммуникативному чтению 89
Фрагмент урока по обучению коммуникативному чтению на основе журнальной статьи 93
Фрагмент урока по обучению технике письма 102
Фрагмент урока по обучению письменной речи 104
План целостного урока немецкого языка в 7 классе 108
Фрагменты уроков по обучению сторонам и видам речевой деятельности по учебникам английского языка разных авторских коллективов 115
Фрагмент 1 урока по обучению произносительной стороне речи 115
Фрагмент 2 урока по обучению произносительной стороне речи 117
Фрагмент урока по обучению лексической стороне речи 119
Фрагмент 1 урока по обучению грамматической стороне речи 123
Фрагмент 2 урока по обучению грамматической стороне речи 126
Фрагмент урока по обучению аудированию на основе текста песни 129
Фрагмент урока по обучению диалогической речи на основе опорного диалога 132
Фрагмент урока по обучению диалогу-расспросу 135
Фрагмент урока по обучению монологической речи 137
Фрагмент урока по обучению изучающему чтению 139
Фрагмент урока по обучению ознакомительному чтению 142
Фрагмент урока по обучению написанию личного электронного письма 145
Фрагменты уроков по обучению культуре иноязычного общения средствами речевого этикета 149
Фрагмент урока 1 149
Фрагмент урока 2 152
Фрагмент урока 3 154
Фрагмент урока 4 159
Фрагмент урока 5 162
Планы уроков по теме “Sport” на материале УМК для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка 164
План урока 1 164
План урока 2 169
План урока 3 174
План урока 4 176
План урока 5 178
План урока 6 181
Контроль и оценка умений обучающихся в разных видах речевой деятельности 183
Особенности контроля речевых навыков на уроках иностранного языка 187
Фрагменты уроков по контролю речевых навыков и умений обучающихся 190
Образец тестовых заданий по контролю уровня речевых навыков и умений в 5 классе 190
Фрагмент урока по контролю лексических навыков 193
Фрагмент урока по контролю лексических и грамматических навыков, умений понимать прочитанный текст 198
Оценка уровня сформированности речевых навыков и умений на уроках иностранного языка в школе: критерии и показатели 204
Показатели уровня сформированности речевых умений на занятиях по иностранному языку в школе 204
Оценка уровня сформированности умений в диалогической речи и его основные показатели 204
Показатели сформированности умений в монологической речи 207
Показатели сформированности умений при восприятии текста на слух (аудирование) 209
Показатели сформированности умений в чтении 212
Показатели сформированности умений в письменной речи 215
Показатели уровня сформированности речевых навыков на занятиях по иностранному языку в школе 218
Показатели сформированности лексических навыков продуктивного характера 218
Показатели сформированности рецептивных лексических навыков 220
Показатели сформированности грамматических навыков продуктивного характера 221
Показатели сформированности рецептивных грамматических навыков 223
Показатели сформированности фонетических навыков 224
Показатели сформированности орфографических навыков 225
Показатели сформированности навыков чтения (техника чтения) 226
Заключение 228
Приложения 232
Список основных терминов по теме 232
Скрипты по работе учителя иностранного языка над различными сторонами и видами речевой деятельности на уроках 247
Схема анализа урока иностранного языка 252
Выводы и предложения по результатам урока 253
Литература 254
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом