Художественно-эстетическое развитие. Освоение содержания образовательной области по программе "Детство". Старшая группа. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-869 |
Авторы-составители | Леонова Н. Н. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Планирование работы воспитателя ДОО |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособии предлагается тематическое планирование работы и конспекты организованной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация) с детьми старшей группы по освоению содержания образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в соответствии с ФГОС ДО и Примерной образовательной программой дошкольного образования "Детство" Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (СПб., 2014).
Планирование и конспекты раскрывают систему художественного воспитания и творческого развития дошкольников в самостоятельной и совместной продуктивной деятельности с педагогом и сверстниками, позволяющую воспитателю проводить интегрированную образовательную деятельность (эстетическую, интеллектуальную, игровую).
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 MB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Портрет клоуна (создание тантамарески)
Портрет клоуна
(создание тантамарески)
Цели: развитие творческого воображения, мышления, способностей по выполнению индивидуальных творческих замыслов в работе акварелью; совершенствование знаний об особенностях создания портрета; воспитание интереса к цирковым артистам.
Ресурсы: листы бумаги формата А4 с овальным отверстием для лица, акварель, кисти № 4–5, салфетки; клоунские атрибуты – парик, галстук-бабочка, большой нос, шляпа, бант, цветок, колпак; таблицы-схемы с изображением вариантов костюма клоуна; песни о цирке, магнитофон; игровое упражнение «Копия портрета».
Содержание
организованной деятельности
1. Организационный момент.
Группа украшена занавесом, на котором красиво развешаны разнообразные цирковые атрибуты. Детям предлагается игровое задание «Чьи это вещи?»: необходимо отгадать, кому принадлежат указанные на картинках вещи (клоуну, дрессировщику, гимнасту и т. д.).
2. Беседа.
– Ребята, кто такие клоуны? (Цирковые артисты.) Чем они занимаются? (Выступают на арене цирка.) Расскажите, какое выступление клоунов вы видели, когда были на представлении в цирке. (Дети делятся впечатлениями.) Опишите клоуна. (Веселый, разноцветная маска, головной убор, яркий костюм.) Какое лицо у клоуна и что у него на голове? (Веселое лицо, яркий нос; надет парик, колпак, шляпка.)
Педагог показывает наглядное пособие «Цирк» с изображением клоунов.
Игровое упражнение «Копия портрета».
На доске развешаны схемы-образцы различных вариантов оформления костюма клоуна (например: в колпаке и с галстуком-бабочкой; в парике и шляпе с большим бантом и т. п.). Дети по очереди «превращаются» в клоунов.
Задание: с помощью приготовленных цирковых атрибутов одеться так, чтобы быть похожим на клоунов с портретов.
3. Практическая часть.
– Ребята, вы догадались, кого мы сегодня будем рисовать? Конечно, это будет клоун! И у каждого из вас будет клоун свой, особенный! Мы будем рисовать шуточный портрет к празднику юмора и смеха. А почему он шуточный, вы поймете в конце занятия. Чтобы ваш клоун был не похож на остальных, надо придумать ему особенный образ. Образ – это внешний вид. На что надо обратить внимание? (Цвет волос клоуна, их длину, форму и цвет шляпы.) Закройте на минутку глаза и представьте, во что будет одет ваш весельчак. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем рисовать!
Самостоятельная работа детей за столами.
Акварель готовится заранее (смачивается водой), когда дети только садятся за столы, поэтому она уже готова к рисованию. По ходу занятия педагог обращает внимание на подбор цветов и правила рисования акварелью:
1. Акварель любит воду.
2. Кисть должна быть хорошо пропитана краской, если хочешь получить более насыщенный оттенок.
3. Чем больше воды, тем светлее краска, тем прозрачнее ее цвет.
4. Фон может быть одно- или двухцветным, при большем использовании цветов многие части портрета могут «потеряться».
5. Для придания портрету большей эмоциональности и праздничности, фон можно украсить дополнительными декоративными деталями – цветами, шарами.
Рисование может сопровождаться какой-либо песней о цирке («Арлекино» (муз. Э. Димитрова, сл. Б. Баркина), «Цирк» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского)).
4. Итог (рефлексия).
Дети демонстрируют свои работы (вставляя лицо в отверстие на портрете), придумывают клоунам забавные имена.
– Ребята, а почему это все-таки шуточный портрет, и почему он очень подходит для первоапрельского розыгрыша? (В этого клоуна может превратиться любой человек – и взрослый, и ребенок.)
Методическая поддержка
Методическая поддержка
Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии детского творчества заключает в себе изобразительная деятельность в интеграции с разными образовательными областями…
И. В. Буланова
«Интегрированные занятия», «интегрированный подход», «интегрированный принцип» – в последнее время эти понятия всё чаще встречаются в педагогической литературе. Если раньше интегрировались занятия одного или близких друг другу направлений, например, разные виды изобразительной деятельности или различные виды художественного творчества (обычно изобразительное искусство и музыка), то теперь этот процесс охватывает более широкий спектр разных видов деятельности и линий развития детей – познание окружающего мира и художественную литературу, математику и физкультуру. При чтении различных конспектов образовательной деятельности, с одной стороны, чрезвычайно привлекает то, что всё так легко, доступно, разнообразно, а с другой – неизбежно возникают сомнения: не исчезнет ли суть процесса обучения на фоне такой «легкости», не будет ли образование легковесным?
Полем профессионального интереса и педагогического исследования в пособии является проблема интеграции содержания художественно-изобразительной деятельности и разных видов образовательных областей в рамках общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Детство» (Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.]. СПб.: ООО «Издательство “Детство-Пресс”», 2014). Изучив эту проблему теоретически, найдя новый путь модернизации содержания эстетического воспитания детей, разработав новые авторские технологии, формы, методы и приемы в соответствии с ФГОС ДО, апробировав их на занятиях в детском саду общеразвивающего вида № 65 Ворошиловского района г. Волгограда, автор-составитель делится приобретенным опытом.
В чем актуальность данного электронного пособия?
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно-правовые документы федерального уровня, в первую очередь Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОО.
Программные требования к организации художественно-эстетического развития дошкольников подчинены решению следующих задач:
• Приобщать детей к изобразительному искусству.
• Развивать продуктивную деятельность и детское творчество.
• Развивать и совершенствовать творческие способности детей при использовании разных изобразительных материалов в процессе образовательной художественной деятельности.
• Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
Актуальность состоит и в том, что необходимо постепенно выходить за традиционные рамки и использовать принцип интеграции в целостном педагогическом процессе. Дошкольный возраст по своей сути интеграционный, так как социальные, речевые, физические, когнитивные, художественно-творческие достижения каждого ребенка теснейшим образом взаимосвязаны. Более того, сознание маленького ребенка синкретично, целостно по своей природе, что позволяет дошкольнику выстраивать картину мира даже вопреки укоренившемуся разделительному подходу.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что пособие предназначено для развития творческих задатков детей с помощью интеграции образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие») и позволяет избежать повторяемости информации и аналогичности занятий. Формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир искусства. Предлагается объединение разных видов детской деятельности единым смысловым содержанием, тематикой образовательной деятельности; объединяющим ядром при этом выступает общее познавательное содержание конспектов занятий. Показано возможное взаимодействие содержания таких образовательных областей программы, как «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Эти области тесно взаимосвязаны, дети воспринимают определенную тему с помощью ознакомления с разнообразием окружающего мира и видов (жанров) изобразительного искусства, создания собственных продуктов художественной творческой деятельности. Интеграция содержания разных образовательных областей может быть обеспечена применением педагогом технологии проектной деятельности, в частности созданием с детьми таких проектов: «Осенние сказки», «История костюма», «Архитектура города», «Тайны моря», «Секреты гжели», «Живая память России» и т. д.
Цветет сирень в саду (предметное)
Цветет сирень в саду
(предметное)
Цели: ознакомление с садовыми растениями, с картиной художника П. Кончаловского «Сирень в корзине»; создание образа сирени.
Задачи: учить рисовать сирень, правильно располагать изображение на листе бумаги, передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет, работать с палитрой, смешивать краски для получения сиреневого цвета, правильно называть цвет и его оттенок; продолжать знакомить с натюрмортом; закреплять знания о садовых растениях; формировать цветовидение; воспитывать любовь и уважение к природе.
Ресурсы: букет сирени в вазе, натюрморт художника П. Кончаловского «Сирень в корзине», бумага для акварели (1/2 альбомного листа), гуашь или акварель, кисть, стаканчик с водой, салфетки, палитры, мольберт, дидактическое упражнение «Угадай по форме», «волшебная кисточка» для обыгрывания.
Содержание
организованной деятельности
1. Вводное слово.
– Ребята, как выглядит цветущий куст сирени? Опишите его форму и строение.
2. Беседа.
На мольберте натюрморт художника П. Кончаловского «Сирень в корзине».
– Что вы видите на картине? (Букет сирени.) Какого она цвета? (Сиреневого.) Обратите внимание на то, как много оттенков сиреневого цвета передал художник в своей картине. Найдите и покажите на картине кисти сирени с разными оттенками цвета (предложить нескольким детям показать оттенки на картине). Назовите эти оттенки. (Сиреневые с красноватым оттенком, сиреневые с голубоватым оттенком, светлые, темные.)
Дидактическое упражнение «Угадай по форме».
Педагог показывает детям два силуэтных изображения цветущих кистей сирени и черемухи, предлагает угадать по форме, где кисть сирени, а где – черемухи.
– Как вы узнали сирень? Какая кисть по форме? (Кисть похожа на вытянутый треугольник: внизу она широкая, кверху постепенно сужается.)
– Ребята, давайте сейчас превратимся в художников и нарисуем натюрморт с сиренью (педагог взмахивает «волшебной кисточкой»).
3. Практическая часть.
Педагог показывает детям, как можно изобразить кисть сирени двумя способами. Можно сразу на глаз передать ее форму, рисуя цветки в кисти вертикальными мазками кончиком кисточки или сначала кончиком кисточки нарисовать контур, а затем заполнить его вертикальными мазками.
Предлагает детям последовательность рисования сирени:
1. Сначала изобразить несколько тонких стволиков куста, в серединке более высоких, по краям – пониже.
2. Ответвлений нужно нарисовать немного, так как они всё равно будут скрыты густой листвой.
3. Нарисовать листву зеленой гуашью.
4. Когда листва подсохнет, нарисовать на кусте сиреневые цветочные кисти, располагая их в основном в верхней части куста.
Дети приступают к работе. В процессе занятия, если потребуется, можно показать иллюстративный материал (если ребенок затрудняется в передаче строения или формы цветущего куста сирени).
Физкультминутка (по выбору педагога).
4. Итог (рефлексия).
Готовые работы выставляются на стенд, детям предлагается представить, что они все вместе пошли гулять в сиреневый сад.
– Ребята, к какому кусту цветущей сирени вы бы подвели свою маму или бабушку, чтобы полюбоваться его красотой? Что можно рассказать о нем? Чем вас привлек этот куст? Чем он хорош? (Дети делятся своими впечатлениями.)
Баба Яга и Леший (сюжетное, по замыслу)
Баба Яга и Леший
(сюжетное, по замыслу)
Цель: рисование сказочных сюжетов по замыслу: самостоятельный отбор содержания рисунка (эпизода сказки) и способов передачи действий и взаимоотношений героев.
Задачи: учить рисовать сказочные сюжеты: самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы и характер взаимодействия героев; развивать способности к сюжетосложению и созданию композиции; формировать умение представлять изображаемый объект с разных точек зрения; воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.
Ресурсы: иллюстрации и картинки с изображением эпизодов к сказке «Баба Яга и Леший»; тонированные листы бумаги (А4), гуашевые краски, кисти разных размеров, палитра, салфетки, стаканчик с водой; стихотворение В. Шипуновой «Лесная небылица».
Содержание
организованной деятельности
1. Организационный момент.
Педагог предлагает детям вспомнить эпизоды из просмотренного ими кукольного спектакля о Бабе Яге и Лешем, рассмотреть иллюстрации и картинки с изображением эпизодов этой сказки.
2. Беседа.
– Ребята, вы видели картинки с изображением избушки на курьих ножках. Давайте, «заглянем» в избушку – как там поживает Баба Яга? Как вы думаете, что может быть внутри избушки? (Печка, стол, кровать с лоскутным одеялом, паутинка с пауками, бочонок с грибами – мухоморами и т. д.)
– Как выглядит Баба Яга? Какой у нее характер? (Баба Яга – это лесная колдунья со сварливым характером.)
– Кто такой Леший? (Внук Бабы Яги, лесной человечек и т. п.)
– Где живет Леший? (В лесу.)
– Ребята, давайте нарисуем, как Леший пришел в гости к Бабе Яге. Вспомните эпизоды из кукольного спектакля про Бабу Ягу и Лешего. Представьте себе один эпизод (одну сценку), который вы хотели бы нарисовать, например: за столом в избушке Баба Яга угощает Лешего оладушками или Баба Яга у печки печет на сковороде оладушки, а Леший подбрасывает шишки или дрова в огонь.
3. Практическая часть.
Педагог предлагает детям взять тонированные листы бумаги, продумать сюжет и подготовить карандашный эскиз – беглую зарисовку (можно на черновом листе), показывает варианты эскизов. Дети выбирают материалы, готовят эскизы, показывают педагогу и начинают рисовать красками.
4. Итог (рефлексия).
– Работы получились яркими, разнообразными! Молодцы!
Организация выставки творческих работ «Наш театр».
Дымковская птица (декоративное)
Дымковская птица
(декоративное)
Цели: закрепление знаний о дымковских игрушках; создание декоративного образа птицы с использованием мотивов дымковской росписи.
Задачи: учить создавать декоративный образ птицы в жанре дымковской росписи; закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги), приемы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти; воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Ресурсы: дымковские игрушки, картинки с изображением дымковских птиц, технологическая карта последовательности дымковской росписи, шаблоны с изображением птиц; гуашь основных цветов, кисть, стаканчик с водой, салфетки, подставка для кистей; образец, выполненный педагогом.
Содержание
организованной деятельности
1. Вводное слово.
Дети самостоятельно рассматривают галерею дымковских игрушек.
– Какие игрушки все яркие, красивые и очень разные! Но что-то у них есть и общее. Ребята, как называются эти игрушки? (Дымковские.) Почему они так называются?
2. Беседа.
– Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили там веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Эти игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени села и игрушки стали называть дымковскими.
– Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые.) Какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решетка.)
– Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
– Какими приемами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу.) Посмотрите внимательно на игрушки: вот птицы, да не простые, а нарядные (дети рассматривают дымковских птиц). А вот птицы не расписанные, белые стоят в стороне. Давайте поможем им, разрисуем их оперенье. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке и радуются своим красивым «нарядам».
3. Практическая часть.
– Постарайтесь сделать птиц яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.
Во время самостоятельной работы педагог держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Физкультминутка
Мы в лес пошли,
Топор нашли.
Дрова рубили:
– Ах! Ух! Ох! Их!
(Руки в замок, энергичные наклоны вперед.)
4. Итог (рефлексия).
Педагог вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных птиц и задает детям вопросы.
– Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
– Что тебе больше всего здесь понравилось?
– Что особенного в этой работе?
– Чем отличается от других эта работа?
– Молодцы, все постарались создать новые красивые дымковские узоры.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом