Обучение альтернативной коммуникации детей раннего возраста с ОВЗ
Код | 3148 |
Авторы-составители | Гусева Л.Н., Рубцова М.А. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Сопровождение детей с ОВЗ в ДОО. Группы компенсирующей направленности |
ISBN | 978-5-7057-5918-7 |
Страниц | 148 |
УДК | 376 |
Штрихкод | 9785705759187 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 7 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 146 г |
Адресовано логопедам, дефектологам, учителям и родителям.
Подробное описание
Введение
Неговорящие дети и дети с выраженными нарушениями речи имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь в большинстве случаев недоступна таким детям, поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать адаптации и социализации ребенка в обществе. В системе дополнительной коммуникации используются разнообразные символы и знаки – жесты и графические изображения. Невербальные средства общения позволяют создать у неговорящего ребенка мотивацию к общению: ребенок с помощью жестов, пиктограмм, подписей (слов-табличек) может лучше понимать речь окружающих и выражать собственные мысли и желания. Пособие строится на основе принципов:
– соответствия: предмет – рисунок – графический символ или жест (от более реального к более абстрактному);
– избыточности символов (совмещение пиктограмм, жестов, картинок, слов-табличек с обязательным вербальным сопровождением символов).
Материал представлен в виде лексических тем и позволяет ребенку научиться использовать графические символы и жесты в качестве средств дополнительной или альтернативной коммуникации, а также способствует развитию и коррекции лексико-грамматического строя речи.
Предложенные игры и упражнения направлены на формирование, обогащение и расширение лексического запаса, навыка понимания и использования простых грамматических форм слова, фразовой речи, умения строить предложения с использованием пиктограмм, жестов и слов-табличек, диалогической и монологической речи с помощью средств дополнительной коммуникации.
Эта книга поможет взрослым (педагогам, родителям) и ребенку лучше понимать друг друга, сделает общение более полноценным и значимым. В группе и дома нужно создать развивающую среду, основанную на принципах, лежащих в основе всех развивающих заданий, и это позволит ребенку использовать полученные знания не только в момент занятий, но и в повседневной жизни. Иллюстративный материал поддержит интерес ребенка к занятиям. Задания имеют повторяющийся характер, что позволит ребенку лучше понимать их смысл, отрабатывать и закреплять умения по использованию средств дополнительной или альтернативной коммуникации.
Графические символы (пиктограммы, картинки) подобраны таким образом, чтобы предметы, которые они обозначают, были в окружении малыша. Пиктограммы легко интерпретируются, однозначно указывают на предметы, которые они обозначают. Жесты обозначают понятия, важные и знакомые для ребенка. Позднее при помощи жестов он сможет строить небольшие предложения.
Занятия должны проходить ежедневно, но в ограниченном режиме, чтобы не допускать утомления, усталости у ребенка.
Важно поощрять и хвалить ребенка за его маленькие победы, умение терпеливо относиться к неудачам.
Желаем успехов в развитии каждого ребенка!
Содержание
Введение 3
Игрушки 5
Соотнеси игрушку и картинку 5
Покажи жестом 6
Угадай жест: кто что делает 7
Отгадай загадку – покажи отгадку 8
Составь рассказ 9
Укажи на кнопки: что ты хочешь (игра с коммуникативной доской «Я хочу») 10
Узнай игрушку 11
Найди нужную картинку 12
Найди такую же табличку 13
Подбери к картинке слово-табличку 13
Семья 14
Кто это? 14
Большой – маленький 14
Где чья вещь? 15
Отгадай загадку 16
Покажи, кто что делает 17
Составь предложение 18
Узнай, кто где 19
Составь предложение 20
Найди такую же табличку 21
Подбери к картинке слово-табличку 22
Дом 23
Соотнеси предмет и картинку 23
Один – много 24
Отгадай загадку 25
Покажи, как строим дом (стихи с движениями) 26
Составь рассказ по картинкам 27
Составь предложение 28
Узнай предмет 29
Составь предложение 30
Найди такую же табличку 31
Подбери к картинке слово-табличку 32
Одежда, обувь, головные уборы 33
Соотнеси предмет и картинку 33
Чья одежда? 34
Летняя и зимняя одежда 35
Какая одежда подойдет для мамы? 36
Отгадай загадку 37
Покажи и расскажи: как будем стирать (стихи с движениями) 38
Узнай предмет 39
Составь предложение 40
Найди такую же табличку 41
Подбери к картинке слово-табличку 41
Продукты питания 42
Соотнеси предмет и картинку 42
Варим суп 43
Овощи и фрукты 44
Отгадай загадку 45
Кто что ест? 46
Покажи, как будем готовить салат из капусты (стихи с движе-ниями) 47
Укажи на кнопки: что ты хочешь (коммуникативная доска «Я хочу») 48
Узнай предмет 49
Составь предложение 50
Найди такую же табличку 51
Подбери к картинке слово-табличку 51
Животные 52
Дикие и домашние животные 52
Кто где живет? 53
Отгадай загадку 54
Покажи животное жестом 55
Помоги котенку найти маму 56
Составь предложение 57
Узнай животное 58
Составь предложение 59
Найди такую же табличку 60
Подбери к картинке слово-табличку 60
Транспорт 61
Соотнеси предмет и картинку 61
Покажи транспорт жестом 62
Отгадай загадку 63
Покажи и расскажи: как весело прокатимся на машине (стихи с движениями) 64
Составь предложение 65
Составь рассказ 66
Узнай транспорт 67
Составь предложение 68
Найди такую же табличку 69
Подбери к картинке слово-табличку 69
Осень 70
Соотнеси предмет из пластилина и картинку 70
Большой и маленький 71
Чье угощение? 72
Отгадай загадку 73
Кто что делает? 74
Составь предложения 75
Найди нужный символ 76
Соотнеси картинки с символами 77
Найди такую же картинку 78
Подбери к картинке слово табличку 78
Человек и части тела 79
Покажи 79
Покажи жестом 80
Угадай жест 81
Отгадай загадку 82
Описательный рассказ 83
Коммуникативная доска «Я хочу» 84
Узнай куклу 85
Найди нос 85
Найди такую же табличку 86
Подбери к картинке слово-табличку 86
Птицы 87
Соотнеси игрушку и картинку 87
Узнай, кто где 88
Обыгрывание сказки «Цыпленок» 89
Кто лишний 90
Отгадай загадку 91
Большой и маленький 92
Найди домашних птиц 92
Найди маму и птенца 93
Составь предложение 94
Найди такую же табличку 95
Музыкальные инструменты 96
Соотнеси предмет и картинку 96
Узнай предмет 97
Большой и маленький 98
Играем на музыкальных инструментах 99
Найди лишний предмет 100
Составь предложение 101
Описательный рассказ 102
Отгадай загадку 102
Найди такую же табличку 103
Подбери к картинке слово-табличку 103
Мебель 104
Соотнеси предмет и картинку 104
Узнай предмет 105
Три медведя 106
Составь предложение 107
Найди котенка 108
Уборка 109
Составь предложение 110
Отгадай загадку 111
Найди такую же табличку 112
Подбери к картинке слово-табличку 112
Зима 113
Соотнеси предмет на картинке и фотографии 113
Найди нужный символ 114
Узнай предмет 115
Составь предложение 116
Как зимуют звери? 117
Одень куклу 118
Игра с жестами и звукоподражаниями 119
«Зимняя прогулка» 119
Составь предложение 120
Найди такую же табличку 121
Подбери к картинке слово-табличку 121
Город 122
Соотнеси предмет и картинку 122
Найди нужный символ 123
Узнай картинку 124
Профессии 125
Спецмашины 126
Игра с жестами и звукоподражаниями «Строим дом» 127
Описательный рассказ 128
Магазин 129
Составь предложение 130
Найди такую же табличку 131
Весна. Лето 132
Соотнеси фотографии и картинки 132
Узнай символ 133
Найди нужную картинку 134
Собери насекомых 135
Составь предложение 136
Составь предложение 137
Что летом, а что зимой? 138
Одень куклу 139
Магазин 140
Найди такую же табличку 140
Литература 141
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
Особенно ценно, что пособие доступно и понятно, не только опытным педагогам, но и родителям, начинающим специалистам. Позволяет сделать процесс обучения не формальным заучиванием шаблонов и собиранием пирамидок, а живым непрерывным, понятным ребёнку!!Знакомит его не с абстрактными и сложными понятиями "цвета, формы, буквы, цифры", а с реальными предметами и их назначением.
Спасибо авторам за неформальный подход и понимание потребностей педагогов, работающих с такими солнечными, уникальными и особенными малышами.