Биология. 5-6 классы: система заданий к каждому уроку
Код | 2961е |
Авторы-составители | Пильникова Н. Н. |
Издательство | Учитель, 2025 |
Серия | В помощь преподавателю |
ISBN | 978-5-7057-5911-8 |
Страниц | 183 |
УДК | 372.016:57*05/06 |
Штрихкод | 9785705759118 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 8 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 124 г |
Предназначено учителям биологии, обучающимся для использования в учебных целях.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Система заданий к урокам биологии разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Системообразующим фактором является развитие у школьников универсальных учебных действий, в частности развитие умений анализировать представляемую информацию, выявлять причинно-следственные связи, строить умозаключения и формулировать высказывания. Применительно к предметным результатам разработанная нами система заданий направлена на формирование у учащихся причинно-следственных связей между уровнем организации живых организмов и их распространением на планете; между условиями неживой природы и разнообразием живых организмов, обитающих на данной территории; а также нацелена на поэтапное развитие у учащихся следующих биологических знаний: доказательств эволюции органического мира и её результатов – многообразия живых организмов, приспособленных к конкретным условиям окружающей среды; основ систематики живых организмов; понимания роли человека в сохранении биологического разнообразия и собственного здоровья.
Представленная в сборнике система заданий базируется на принципах преемственности с опорой на знания, полученные в начальной школе, доступности и научности с предоставлением учащимся возможности расширения биологических знаний, систематичности с включением заданий на сопутствующее повторение.
Задания к каждому уроку содержат основную часть (в виде разнообразных устных и письменных заданий) и дополнительную часть (в виде творческих и экспериментальных заданий). Предлагаемые учащимся экспериментальные и творческие задания могут иметь своё продолжение на занятиях внеурочной деятельностью по биологии.
Предлагаемые задания можно использовать при изучении нового материала, на этапе закрепления изученного материала при организации фронтальной работы, а также в качестве индивидуального задания для проверки знаний по соответствующей теме. Каждое задание направлено на развитие у пятиклассников определённых универсальных учебных действий – УУД. Например, УУД: «объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления».
Задание 1. Прочтите текст «Строение организмов», заполнив пропуски названиями царств живой природы.
Клеточное строение имеют _________, _________, ________ и ________. При этом клетки _________ характеризуются маленькими размерами и отсутствием ядра, их называют безъядерными. Клетки _________, ________ и ________ являются ядерными.
Организмы, состоящие из одной клетки, называют одноклеточными. К ним принадлежат все _________, в царстве ____________ они представлены одноклеточными водорослями, в царстве _________ – простейшими, в царстве _______ – одноклеточными грибами.
Многоклеточные организмы состоят из множества клеток, которые отличаются по строению и выполняемым функциям.
В отдельное царство живой природы выделены _________ – у них нет клеточного строения. Они состоят из одной нуклеиновой кислоты, которая заключена в белковую оболочку. Их размножение происходит только внутри клеток другого организма, нарушая жизнедеятельность этих клеток.
Курс биологии 6 класса расширяет знания обучающихся о строении клетки, процессах жизнедеятельности растений и животных, позволяя провести сравнение строения и функционирования разных живых организмов. Предлагаемая система базируется на принципах преемственности с опорой на знания, полученные в начальной школе и в курсе биологии пятого класса, доступности и научности с предоставлением учащимся возможности расширения биологических знаний, систематичности с включением заданий на сопутствующее повторение.
Разработанные нами задания направлены на: развитие познавательной активности школьников; выявление учащимися причинно-следственных связей между строением живых организмов и происходящими в них процессами; понимание постоянного развития органического мира в направлении всё большей приспособленности живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды; осознание практической значимости биологических знаний. Задания построены по линейному принципу, согласно предлагаемой последовательности уроков:
1. Клетки живых организмов.
2. Строение клеток живых организмов.
3. Ткани живых организмов.
4. Органы цветковых растений.
5. Корни.
6. Побеги.
7. Листья.
8. Цветки.
9. Плоды и семена.
10. Органы и системы органов животных.
11. Строение живых организмов.
12. Питание растений.
13. Питание животных.
14. Пищеварение у животных.
15. Дыхание растений.
16. Дыхание животных.
17. Передвижение веществ внутри растений.
18. Передвижение веществ внутри животных.
19. Выделение веществ из организмов растений и животных.
20. Обмен веществ и энергии.
21. Опорные системы растений и животных.
22. Движение растений и животных.
23. Саморегуляция живых организмов с помощью гормонов.
24. Саморегуляция живых организмов с помощью нервных импульсов.
25. Размножение разных живых организмов.
26. Вегетативное размножение растений.
27. Половое размножение животных.
28. Половое размножение растений.
29. Рост и развитие растений.
30. Эмбриональное развитие животных.
31. Постэмбриональное развитие животных.
32. Организм как единое целое.
33. Природные сообщества.
34. Резервный урок.
Все задания логически связаны, их содержание нацелено на развитие познавательной активности школьников; систематизацию биологических знаний; выявление обучающимися причинно-следственных связей между строением живых организмов и происходящими в них процессами; понимание постоянного развития органического мира в направлении всё большей приспособленности живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды; осознание практической значимости биологических знаний. Таким образом, применение данной системы заданий позволит обучающимся качественно подготовиться к Всероссийской проверочной работе по биологии. Задания можно использовать также для подготовки школьников к ОГЭ по биологии – раздел «Многообразие живой природы».
Содержание
Введение 3
5 класс 11
Живой организм 11
Живой организм 11
Наука о живой природе 12
Оборудование для научных исследований 13
Методы изучения природы 14
Живые клетки 15
Химический состав клетки 16
Вещества и явления 18
Основные признаки живого 19
Разнообразие живого 20
Как развивалась жизнь на Земле 20
Разнообразие живого 21
Великие естествоиспытатели 22
Бактерии 23
Грибы 24
Водоросли 26
Мхи 27
Папоротники 29
Голосеменные растения 30
Покрытосеменные растения 31
Клеточное строение организмов 33
Простейшие 35
Беспозвоночные 36
Позвоночные 38
Задания на обобщение знаний по теме «Разнообразие живого» 39
Кроссворды к разделу «Разнообразие живого» 40
Среда обитания 46
Три среды обитания 46
Приспособленность организмов к среде обитания» 47
Жизнь на разных материках (часть 1) 48
Жизнь на разных материках (часть 2) 49
Природные зоны Земли 50
Жизнь в морях и океанах 52
Человек на Земле 54
Как человек появился на Земле 54
Как человек изменил Землю 56
Жизнь под угрозой 58
Здоровье человека 61
6 класс 62
Строение и свойства живых организмов 62
Клетки живых организмов 62
Строение клеток живых организмов 64
Ткани живых организмов 66
Органы цветковых растений 67
Корни 69
Побеги 71
Листья 74
Цветки 76
Плоды и семена 78
Органы и системы органов животных 82
Строение живых организмов 84
Жизнедеятельность организмов 85
Питание растений 85
Питание животных 87
Пищеварение у животных 89
Дыхание растений 91
Дыхание животных 92
Передвижение веществ внутри растений 94
Передвижение веществ внутри животных 96
Выделение веществ из организмов растений и животных 98
Обмен веществ и энергии 100
Опорные системы растений и животных 102
Движение растений и животных 103
Саморегуляция живых организмов с помощью гормонов 105
Саморегуляция живых организмов с помощью нервных
импульсов 107
Размножение разных живых организмов 109
Вегетативное размножение растений 111
Половое размножение животных 112
Половое размножение растений 114
Рост и развитие растений 116
Эмбриональное развитие животных 118
Постэмбриональное развитие животных 119
Организм как единое целое 121
Природные сообщества 122
Инструкция для проверки 127
Литература 178
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом