Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах: направления, формы и особенности обучения и воспитания, инструктивно-методические материалы
Код | 3019 |
Авторы-составители | Лапп Е. А., Шипилова Е. В. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Методическая лаборатория |
ISBN | 978-5-7057-4326-1, 978-5-7057-5643-8 |
Страниц | 200 |
УДК | 376 |
Штрихкод | 9785705743261, 9785705756438 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 9 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 142 г |
Адресовано руководителям и педагогам образовательных организаций всех уровней, учителям и воспитателям специальных (коррекционных) учреждений разных видов, родителям детей с ОВЗ, студентам дефектологических специальностей, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Подробное описание
Введение
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации (ФЗ-273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), ИР-535/07 от 07 июня 2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»). В утвержденных приказах Министерства образования и науки РФ «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ» (от 19.12.2014 № 1598; с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г., приказ Минпросвещения № 955) и «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (от 19.12.2014 № 1599) отмечается, что целью специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья является введение ребенка в культуру или социализация. При этом важнейшим условием социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья является сознательное участие семьи в процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует педагогическое воздействие на ребенка. Первый опыт социализации ребенок получает в семье. Успешность этого процесса, включение ребенка в процесс общения с другими людьми, безусловно, зависит от психологического климата семьи, от готовности родителей помочь своему ребенку.
Статистические данные свидетельствуют о том, что группа детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) чрезвычайно неоднородна. Это определяется разнообразием видов нарушений психофизического развития (нарушения слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата, эмоциональной сферы; интеллектуальная недостаточность), временем наступления нарушения и его глубиной, своевременностью и качеством коррекционно-педагогической и психологической помощи, характером отношений в семье и др. Спектр различий психофизического развития этих детей огромен: от детей, испытывающих временные и достаточно легко устранимые трудности, до детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития. Кроме того, выраженный диапазон различий имеет место и в каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти обстоятельства определяют необходимость разработки и внедрение в практику множества вариантов содержания образования, которое соответствовало бы возможностям каждого ребенка.
Образовательная интеграция признается сегодня объективной реальностью и ставит систему образования перед необходимостью переосмысления позиции педагога в образовательном процессе, поиска путей подготовки педагогов к работе в новых условиях (с «иными» детьми), а также перед необходимостью определения роли и доли участия родителей в процессе обучения детей с ОВЗ в различных образовательных условиях.
В результате изучения проблем семьи детей с ОВЗ сложилось представление о необходимости оказания комплексной помощи не только самому ребенку, но и его семье. Проведенный нами мониторинг показал, что родители детей с ОВЗ не считают себя компетентными в вопросах ухода за ребенком (41,9 %), его лечения (38,9 %), воспитания (63,9 %), обучения (54,2 %), общения с ним (77,4 %), развития (41,9 %). В настоящее время, на наш взгляд, необходима научно обоснованная и экспериментально отработанная неинституциональная модель взаимодействия педагогов-дефектологов с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Еще М. Лютер, Я.-А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. Фребель и другие мыслители говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей. Но родители детей с ограниченными возможностями не всегда в достаточной мере владеют педагогическими знаниями. Проблемы семей зачастую связаны с недостатком информации о своих правах, о возможностях реабилитации (медицинской, педагогической, психологической), о методах ухода, воспитания и обучения.
Актуальность создания сборника продиктована именно необходимостью формирования данной родительской компетенции, готовности к взаимодействию с детьми и оказанию им помощи в ходе получения образования, что подчеркивается требованием ФГОС, п. 1.7: «Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Предлагаемый сборник ставит своей задачей в вопросно-ответной форме изложить основные позиции психолого-педагогической характеристики всех категорий детей с ОВЗ, а также обозначить направления, формы, особенности их обучения и воспитания в условиях образовательной интеграции/инклюзии и тем самым способствовать формированию готовности родителей и педагогов к работе в условиях образовательной интеграции/инклюзии.
При подготовке сборника использовались многочисленные публикации научного, учебного и методического характера, которые внесены в список источников.
Содержание представленного пособия прошло апробацию в рамках проекта «Родители детей с ОВЗ и педагоги-дефектологи – одна команда», реализуемого Волгоградской региональной общественной организацией «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов».
Содержание
Введение 3
Дети с ограниченными возможностями здоровья 5
Что такое «норма» в педагогике? 5
Что такое «психический дизонтогенез» и каковы варианты его проявления? 6
Какие причины могут вызвать нарушения психофизического развития? 7
Какова структура нарушений психофизического развития и как они классифицируются? 10
Биологические или социальные факторы определяют в большей степени трудности в обучении? 10
Кто они: дети с нарушением слуха? 11
Какие особенности присущи детям с нарушениями зрения? 14
Какие виды и степени тяжести нарушений функций опорно-двигательного аппарата выделяют? 18
Какие особенности присущи детям с детским церебральным параличом? 19
Что такое «интеллектуальная недостаточность»? В каких формах она может выражаться? 21
Какие особенности присущи детям с интеллектуальной недостаточностью? 22
Что такое «неуспевающий ребенок»? 26
Какие причины влияют на формирование неуспешности ребенка в школе? 28
Какие особенности характеризуют группу детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития? 30
Какие группы детей с задержкой психического развития выделяет К. С. Лебединская? 33
Какие группы детей с ЗПР в соответствии с тяжестью проблем социопсихологической адаптации выделяются? 34
Что такое «обучаемость» и какова ее специфика у детей с задержкой психического развития? 36
Как можно объяснить обязательность опоры на наглядность в обучении детей с задержкой психического развития? 37
Какие анатомо-физиологические механизмы речи лежат в основе ее развития? 38
Какие этапы в своем формировании проходит речь как психический процесс? 39
Каким образом принято классифицировать речевые нарушения? 40
Какими особенностями характеризуются дети с тяжелыми нарушениями речи? 46
Как классифицируются эмоциональные нарушения в детском возрасте и каковы основные причины их возникновения? 47
Какие нарушения относят к расстройствам личности и психопато-подобным состояниям? 48
Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)? 50
Какие общие особенности характеризуют детей с РАС? 52
Какие группы детей с РАС выделяют? 55
Какими должны быть особые образовательные условия для обучающихся с РАС? 56
Какие варианты федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с РАС могут осваивать дети с расстройствами аутистического спектра? 58
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)? 58
Какие рекомендации можно дать педагогам, работающим с детьми с СДВГ? 59
Общие вопросы инклюзивного образования 63
Что такое инклюзивное образование? 63
Что такое интеграция в образовании? 64
Какие существуют аргументы «за» и «против» образовательной интеграции? 65
Каковы принципы и задачи образовательной интеграции? 66
Каковы методологические основы интегрированного обучения
и воспитания? 68
Что отличает инклюзию от интеграции? 69
Дети с ОВЗ каких категорий могут осваивать общеобразовательные программы наравне с нормально развивающимися сверстниками? 70
Проводится ли и кем просветительская работа среди педагогов, работающих в условиях образовательной инклюзии? 70
Какой опыт накопила зарубежная и отечественная коррекционная педагогика по внедрению интегрированного обучения и воспитания? 71
Какие показатели следует учитывать при интеграции ребенка с ОВЗ? 73
Какие виды и модели образовательной интеграции реализуются в образовании? 74
Какие условия обеспечивают успешную реализацию интегрированного обучения и воспитания? 75
Какова основная цель образования детей с ОВЗ? 76
Какую терминологию использует специальная педагогика и психология (дефектология)? 77
Что такое коррекция? 79
В чем сущность компенсации и реабилитации? 83
Что определяет особые образовательные потребности детей разных категорий? 85
Какие категории детей нуждаются в особых образовательных условиях? 85
Какие дети могут получать образование в условиях инклюзии? 86
По каким стандартам обучаются дети с умственной отсталостью? 86
Какой документ об образовании получает ребенок, имеющий возможность быть включенным в общий образовательный поток (инклюзию)? 87
Какие специальные условия могут создаваться для ребенка с ОВЗ, инклюзированного в общее образование? 87
Какие обязательные направления коррекционной работы реализуются в отношении ребенка с ОВЗ, имеющего возможность получать образование в условиях инклюзии? 88
Как организуется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательной интеграции? 89
Какова роль родителей детей с ОВЗ, обучающихся в условиях образовательной инклюзии? 90
Является ли неспособность обучающегося с ОВЗ полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной программы препятствием для его обучения в условиях инклюзии? 90
С какой целью разработан Федеральный государственный образов
тельный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)? 90
Какие образовательные программы может реализовывать образовательная организация? 92
Что такое адаптированная основная образовательная программа (АООП)? 94
Что такое адаптированная образовательная программа (АОП)? 94
Что такое адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) и каковы особенности ФАОП НОО? 95
Что такое адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования (АООП ООО) и каковы особенности ФАОП ООО? 97
Каковы особенности АООП СОО? 98
Что такое адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО) и каковы ее особенности? 99
Отличается ли содержание образования по адаптированным общеобразовательным программам для разных категорий детей с ОВЗ? 101
Что такое СИПР? 102
Какое образование могут получать разные категории лиц с ОВЗ? 102
Должны ли иметь специальную подготовку педагоги, работающие с детьми с ОВЗ по различным образовательным программам? 103
Может ли педагог, не имеющий специального (дефектологического) образования, работать с детьми с ОВЗ? 103
Какими компетенциями должен обладать педагог, осуществляющий дистанционное обучение детей с ОВЗ? 103
Что входит в содержание деятельности учителя-логопеда и какова продолжительность рабочего времени этого специалиста? 105
В чем специфика деятельности тьютора? 106
Что входит в обязанности ассистента? 106
Где осуществляется общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья? 107
Что включают в себя специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ? 107
Предоставляются ли обучающимся с ограниченными возможностями здоровья при получении образования бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература? 107
Кто определяет особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ? 108
Какие уровни школьного образования лиц с ОВЗ стандартизированы? 108
Какие образовательные области предполагается выделить в структуре образования обучающихся с ОВЗ? 109
Что такое «академический компонент» в структуре образования обучающихся с ОВЗ? 110
Что такое компонент «жизненной компетенции» в структуре образования обучающихся с ОВЗ? 110
обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья 111
Какие изменения в ходе исторического развития претерпело отношение общества к лицам с ОВЗ? 111
Какие идеи и концепции составляют социокультурные основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития? 111
Какие основные идеи и методологические подходы лежат в основе обучения и воспитания детей с ОВЗ? 113
Какие нормативно-правовые документы регламентируют инклюзивное образование в нашей стране? 115
Каковы проблемы качества интегрированного/инклюзивного образования и механизмы его обеспечения? 118
Каким образом можно обеспечить качество интегрированного/инклюзивного обучения и воспитания? 120
Что такое безбарьерная образовательная среда и какие принципы лежат в основе ее создания? 122
Каковы особенности коррекционной работы в условиях интеграции? 123
Какие основные задачи стоят перед педагогическим коллективом в условиях интеграции? 124
Каковы содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности? 125
Какие педагогические условия необходимы для реализации принципа коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса? 127
В чем сущность принципов коррекционно-компенсирующей и социально-адаптирующей направленности? 129
Где и как обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте? 130
Как организуется обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста? 132
Каковы основные положения обучения и воспитания детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью? 135
Где и как осуществляется обучение и воспитание детей с трудностями в обучении? 137
Каковы основные направления коррекционно-развивающей работы с учащимися младшего подросткового возраста, испытывающими трудности в обучении? 141
Является ли оправданным обучение иностранному языку младших школьников с задержкой психического развития? 142
Как строится обучение и воспитание детей с нарушениями речи? 142
Какие компьютерные технологии используются в работе с детьми с нарушениями речи? 146
Какова история обучения и воспитания детей с нарушениями зрения? 147
Как организуется обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в раннем и дошкольном возрасте? 148
Как строится обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в школе? 150
Какова специфика использования наглядности в работе с детьми с нарушениями зрения? 153
Какие требования предъявляются к пособиям, используемым в работе с детьми с амблиопией и косоглазием? 155
Какие требования предъявляются к оборудованию кабинета специалиста для занятий с детьми с амблиопией и косоглазием? 158
Каковы основные положения коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата? 161
Как организуется обучение и воспитание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в школе? 163
Какова история обучения и воспитания детей с нарушением слуха? 165
Как организуется обучение и воспитание детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста? 167
Какие показатели определяют готовность ребенка с нарушением слуха к обучению в школе? 171
Каковы условия эффективного общения педагога и ребенка с ОВЗ? 175
Какие альтернативные системы коммуникации используют в общении с детьми с ОВЗ? 176
Каковы особенности контроля и оценивания учебных достижений обучающихся с ОВЗ? 178
Какие требования и результатам освоения АООП НОО устанавливает ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)? 180
Литература 182
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом