Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе "От рождения до школы". Программа для установки через интернет
Код | СИ-4434 |
Авторы-составители | Белова О. Е. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь педагогу ДОО |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.3/.4 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предназначено воспитателям, инструкторам по физической культуре, психологам, педагогам дополнительного образования; применимо ко всем действующим программам дошкольного образования; полезно родителям.
Минимальные системные требования
операционная система - Windows XP/VISTA/7;
процессор - Pentium-II;
оперативная память - 256 МB;
разрешение экрана - 1024х768;
свободное место на жестком диске - 300 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
ВВЕДЕНИЕ
В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое отражается на его психофизическом состоянии. По данным американских исследований, такое состояние можно сравнить с переживанием взрослого человека в ситуации развода. Это нетрудно понять – ведь ломается стереотип жизни, позволявший ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, так как он успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня последует и как это будет происходить. Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор – разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.
В адаптационный период дети испытывают длительные эмоционально отрицательные переживания: страх, тоску, тревожность, ухудшение самочувствия, частую смену настроения, что в свою очередь часто является источником ряда заболеваний. Совершенно непривычно и представляет значительную нагрузку для нервной системы ребенка пребывание среди 15–20 сверстников. Малыш включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку, общению с незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателя.
Практика показывает, что при поступлении в детский сад ежегодно выделяется небольшая группа детей с осложненным течением адаптационного периода. Диагностическое наблюдение, осуществляемое педагогами ДОО в период адаптации, подтверждает тот факт, что приблизительно у 5–8 % малышей отмечаются выраженные проявления тяжелого привыкания к новым условиям.
Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была максимально безболезненной, усилия педагогов должны быть сконцентрированы на использовании доступных психолого-педагогических средств для нивелирования негативной симптоматики вновь прибывших малышей.
Основными условиями нормального психического развития ребенка признаются, в первую очередь, спокойная доброжелательная обстановка, принимающее каждого ребенка всегда положительно и позитивно безусловное поведение педагогов и родителей. Практика подтверждает, что благоприятная психологическая атмосфера; правильно организованный педагогический процесс; здоровьесберегающая среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, творчестве, общении; добрый и справедливый педагог, внимательный и чуткий к любым проявлениям ребенка, – условия, обеспечивающие психоэмоциональное благополучие малыша. В связи с этим при сопровождении вновь прибывших в детский сад детей главной целью деятельности педагогов ставится улучшение их психоэмоционального благополучия в адаптационный период вспомогательными психолого-педагогическими средствами.
Решение проблемы осложненной адаптации стало возможным благодаря реализации педагогической идеи по разработке и внедрению в образовательный процесс специальных игровых комплексов, направленных на обеспечение благоприятного психоэмоционального самочувствия детей 2–4 лет в адаптационный период. Ключевыми понятиями практической разработки выступили игровая деятельность и двигательная активность.
Игра – доступная, привлекательная и органичная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Игровая деятельность носит эмоциональный характер и создает возможность регулирования настроения ребенка.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач:
– способствовать скорейшему психологически комфортному привыканию ребенка к новой обстановке;
– создать адекватные условия для реализации эмоционально насыщенной игровой деятельности;
– содействовать возникновению у малышей игровой мотивации и положительных эмоциональных реакций;
– обогащать образовательный процесс с помощью включения игровых комплексов в разнообразные виды детской деятельности;
– обеспечить консультативно-просветительскую поддержку семей воспитанников в вопросах адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Первые шаги в адаптации
Первые шаги в адаптации
Первый человек, с которым встречаются малыш и их родители в ДОО, – это воспитатель. Каким должен быть этот человек? Внимательным, добрым, отзывчивым и тактичным, способным понять и сердцем почувствовать тревогу родителей, страх ребенка перед неизвестным.
впервые встретившись с родителями, воспитатель должен повести разговор так, чтобы они увидели, что ребенку будет хорошо в стенах садика, они всегда желанные гости, к их мнению и пожеланиям охотно прислушиваются педагоги, в саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребенке и вместе искать индивидуальный подход к нему.
Другая задача разговора – убедить маму в том, как важно дать ребенку возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке, и посоветовать водить его в детский сад примерно за 1–3 недели до выхода на работу, для детей раннего возраста – за 1–1,5 месяца.
Воспитатели приглашают родителей осмотреть:
– раздевалку (в том числе шкафчик для одежды малыша);
– игровую комнату (как игрушки, пособия, книги, размещены на полочках);
– спальню;
– туалетную комнату.
Следует рассказать о режиме дня в группе и выяснить, соблюдается ли режим дня дома и насколько он отличается от принятого в детском саду.
Воспитатели должны постараться убедить маму, что надо ориентироваться на режим, установленный в саду, и соблюдать его в выходные дни дома.
Еще до того как ребенок переступит порог группы, желательно выяснить в разговоре с родителями как можно больше об особенностях поведения их малыша и его привычках, а в конце беседы предложить заполнить анкеты «Давайте познакомимся», «Анкета для родителей, дети которых поступают в дошкольную организацию».
Из бесед с родителями и анкет воспитатели получат сведения о составе семьи, имеющемся у ребенка опыте общения, уровне игровых действий, привычках.
В дальнейшей работе с родителями следует провести индивидуальные групповые консультации по адаптации, в ходе которых родителям сообщается об умениях, навыках, которыми должен овладеть ребенок данного возраста.
Примерные темы индивидуальных консультаций: «Как готовить ребенка к детскому саду»; «Адаптация детей к ДОО»; групповых: «Ваш ребенок поступает в детский сад», «Активный отдых в выходные дни» и другие.
Следует также предложить памятки для родителей.
Было бы хорошо предложить родителям фотоальбом «Наш любимый детский сад» или видеокассету «Как мы весело живем в детском саду» для домашнего просмотра, что позволит лучше познакомить ребенка с жизнью в детском саду.
Рецензия
Рецензия
на практическое пособие Беловой Ольги Егоровны, воспитателя муниципального учреждения казенного дошкольного образования компенсирующего вида «Детский сад “Ёлочка”».
Тема «Циклы игровых комплексов с детьми 2–4 лет в адаптационный период».
Большой опыт работы позволил педагогу разработать и систематизировать материал в практическое пособие «Циклы игровых комплексов с детьми 2–4 лет в адаптационный период».
Педагогом изучено большое количество научно-методической литературы. Материал в пособии изложен с соблюдением внутренней логики, между игровыми комплексами существует логическая взаимосвязь.
в практическом пособии представлен и систематизирован комплексный материал с определением целей, задач и содержания обучения и воспитания на начальном этапе развития детей раннего и младшего возраста в дошкольной образовательной организации, в основе которого лежат игровые мероприятия совместной деятельности воспитателя с детьми: дидактические, подвижные, хороводные игры; имитационные, двигательные упражнения; пальчиковые игры; игры с сюжетными игрушками, с игрушками-забавами.
В игровых комплексах используются:
– сюрпризные моменты, которые всегда неожиданны, привлекательны, приятны для детей;
– различные по размеру, фактуре материалы: дидактические пособия, физкультурное оборудование, модули, атрибуты к играм, игрушки;
– бросовый материал: фантики, бумага, шумовой оркестр;
– природный материал: пенечки, веточки, листочки, кустарники, деревья, овощи, фрукты;
– игры с водой;
– ТСО, аудиозаписи, музыка.
Для проведения данного комплекса игр важно грамотно организовать в помещении игровое пространство. Пространство помещения было преобразовано воспитателем в разнообразные игровые зоны, в которых размещается игровой материал, сюжетные игрушки, физкультурное оборудование, атрибуты к подвижным играм, оборудование для игр с водой, а также свободные площадки для выполнения игровых упражнения, овладения детьми двигательными умениями и навыками.
Игровой материал, расположенный в игровых уголках, доступен, привлекателен и безопасен для действий с ним ребенка.
Данная система мероприятий позволяет снять напряжение, скованность, чувство дискомфорта у ребенка, предупреждая его переутомление; создает бодрое, радостное настроение, вызывает желание общаться со взрослыми, сверстниками; позволяет проявлять интерес к окружающему.
Организуя работу с детьми в период привыкания их к условиям ДОО, воспитатель ориентируется на знание индивидуальных особенностей, склонностей, состояние здоровья каждого ребенка.
Практическое пособие «Циклы игровых тематических комплексов для детей 2–4 лет в адаптационный период» получило серебряную медаль на всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети», проводимом под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств (2012 год, г. Новосибирск).
Авторские конспекты игр позволят воспитателям, работающим в младших группах, реализовать предложенный материал в своей практической деятельности и ускорят процесс привыкания детей к условиям ДОО.
Анкета для родителей детей, поступающих в ДОО
Анкета для родителей детей, поступающих в доО
1. Состав семьи (кол-во): ___________ взрослых ___________ детей
2. Возраст: матери _________________ отца ___________________
3. Социальное положение: _____________ мать _____________ отец
4. Образование: мать _________________отец __________________
а) высшее ________________________________________________
б) среднее________________________________________________
в) среднее специальное _____________________________________
г) незаконченное высшее____________________________________
5. Знаете ли вы, как проходит процесс пребывания детей младшего возраста в ДОО: да _____________________ нет___________________
из каких источников: ______________________________________
6. Готовили ли вы ребенка к поступлению в дошкольную организацию:
да __________________________ нет ________________________
В какой форме: знакомились с воспитателями___________________
• показывали ясли/сад______________________________________
• знакомили с обстановкой группы ___________________________
• беседовали с ребенком ____________________________________
• пугали ребенка садиком ___________________________________
• указать другие формы_____________________________________
7. Кто занимался воспитанием ребенка:
• вся семья_______________________________________________
• мама___________________________________________________
• папа ___________________________________________________
• бабушка________________________________________________
• няня___________________________________________________
8. Есть ли у ребенка привычки:
• засыпать на руках ________________________________________
• засыпать при укачивании __________________________________
• сосать соску, пальцы _____________________________________
• другие привычки_________________________________________
9. Охотно ли ребенок вступает в общение:
• с детьми своего возраста (да, нет) ___________________________
• с детьми старшего возраста ________________________________
• с незнакомыми взрослыми_________________________________
• с родными______________________________________________
10. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье:
да _________________________ нет _________________________
11. Как ребенок относится к режимным процессам (хорошо, спокойно, отрицательно, другие привычки):
• укладыванию спать_______________________________________
• кормлению _____________________________________________
• умыванию ______________________________________________
• одеванию_______________________________________________
• туалету_________________________________________________
12. Как вы поощряете ребенка (назовите):
а) за хорошее поведение ____________________________________
б) за послушание __________________________________________
13. Как вы наказываете ребенка, если он не слушается (назовите): __
________________________________________________________
14. Как проходит привыкание вашего ребенка к детскому саду:
• длительно, тяжело________________________________________
(много плачет, отказывается от еды, не спит)
• быстро, легко ___________________________________________
• без особых осложнений ___________________________________
• есть случаи заболеваний ___________________________________
15. Ваши предложения и пожелания по организации приема детей в детский сад.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Консультации для родителей «Адаптация детей к ДОО»
Консультации для родителей
«адаптация детей к доО»
Адаптация в переводе с греческого языка означает «приспособляю». Адаптация – это процесс приспособления организма на социальном, физическом и психическом уровне. В 90-х годах государством было принято решение о закрытии групп раннего возраста с тем, чтобы воспитанием детей занимались самые близкие для них люди (мама, папа, бабушка, дедушка). Но оказалось, что эта мера не оправдала себя, так как многие родители не имеют специального педагогического образования, и воспитание детей было пущено на самотек.
В последние годы увеличилось количество детей, поступающих в ДОО в более раннем возрасте (с 1,5 лет). И это послужило причиной того, что сейчас уделяется большое внимание процессу адаптации детей.
Когда ребенок поступает в детский сад, он попадает в новые условия. Меняются режим дня, питания, температура помещения, характер общения. Все это приводит к изменению поведения ребенка: нарушается его аппетит, ухудшается эмоциональное состояние.
У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. В период адаптации многие дети болеют; основная причина – это состояние эмоционального дискомфорта, что приводит к снижению сопротивляемости организма.
Характер адаптации зависит от возраста ребенка. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети до 1,8–2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, а возможностей для их перестройки еще нет.
После двух лет адаптация происходит быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Малыши более любознательны, их можно заинтересовать. Однако дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей нервной системы.
На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в его жизни. Часто режим изменяется полностью – тогда ребенок легче привыкает, если режим в семье соответствует его возрасту.
Основные факторы, облегчающие процесс адаптации: сформированность у ребенка навыков самообслуживания, приученность к режиму дня, организация педагогического процесса в первые дни вхождения ребенка в ДОО в соответствии с теорией привязанности (это особый врожденный вид эмоционально теплых отношений между ребенком и матерью).
Для этого пребывание мамы в группе в первые дни должно быть постоянным, затем постепенно сокращаться, и последний этап – полное ее отсутствие.
От педагога во многом зависит, как будет происходить адаптация. Для эффективного прохождения адаптации ребенок должен быть расположен к педагогу. Чтобы четко соблюдался режим дня, деятельность детей осуществляется планово.
Пребывание детей должно быть содержательным и насыщенным. очень важное условие – правильно созданная развивающая среда. Для того чтобы облегчить процесс адаптации, работу надо начинать до поступления ребенка в детский сад. При составлении списков родители должны познакомиться с воспитателем, узнать все интересующие их вопросы. Проводится анкетирование (о состоянии здоровья, эмоциональном состоянии, о взаимоотношениях ребенка в семье (общение) и познавательных процессах).
Основные этапы в адаптационный период: анкетирование родителей; родительское собрание; создание медико-психолого-педагогической службы; правильное формирование группы (пребывание по графику, не более трех детей в неделю).
Адаптация может протекать быстро и длительно. исходя из этого, ее разделяют на три этапа (степени): 3–5 дней – легкая степень; от 5–7 дней до 10–14 дней – средняя; от 14 дней до 2 месяцев и более – тяжелая степень.
С момента поступления ребенка в детский сад на него заводится лист адаптации, где указываются настроение, аппетит, сон, активность в игре, речи, взаимоотношения с детьми, взрослыми.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом