Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО: журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением. Комплект книга+диск
Код | 6853 |
Авторы | Афонькина Ю. А. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Профессиональная компетентность педагога с мультимедийным сопровождением |
ISBN | 978-5-7057-4289-9 |
Страниц | 53 |
УДК | 373.2 |
Штрихкод | 9785705742899 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 2 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 110 г |
В книжном пособии представлен журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) педагога-психолога ДОО как модели построения системы саморазвития профессиональных компетенций, профессионального и карьерного роста, повышения методической грамотности, мобильности, мотивации, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Профессионального стандарта педагога, позволяющей выбрать необходимые для эффективной работы технологии методической поддержки ИОМ. Предложены этапы составления маршрута, диагностические карты профессиональной компетенции педагога-психоло-га, карты ИОМ.
Электронное приложение включает презентацию и диагностические карты.
Адресован педагогам-психологам, руководителям и специалистам ДОО для использования в учебных целях.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве центральной идеи, задающей вектор развития дошкольного образования, определяет идею психологизации образовательной деятельности. Он ориентирует педагога на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального и морально-нравственного благополучия, развитие творческого потенциала, индивидуализацию и социализацию. Данные ориентиры применимы только на основе интеграции психологических знаний в широкий контекст образовательной деятельности как в аспекте взаимоотношений субъектов образовательных отношений, так и в аспекте условий реализации образовательной программы, а именно сотрудничества со взрослыми и сверстниками и организации соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.).
В контексте ФГОС ДО существенно меняется парадигма и модель деятельности педагога-психолога ДОО. Изменения в сфере дошкольного образования предполагают не столько обновление содержания его профессиональной деятельности, сколько ее переориентацию.
Традиционно деятельность педагога-психолога строилась по таким направлениям, как психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.
В соответствии с ними осуществлялись планирование, реализация и оценка результативности профессиональной деятельности педагога-психолога. Можно сказать, что до настоящего времени в определенной мере отсутствовали основания для создания целостной модели оказания психологической помощи дошкольнику. Применение диагностических методик, выбранных педагогом-психологом самостоятельно из знакомого арсенала или по рекомендации коллег, имеющих более значительный опыт работы; эпизодическая коррекция (10–15 коррекционно-развивающих занятий с адресной группой дошкольников, например тревожных, потом с другой группой дошкольников, например агрессивных, и т. п.); время от времени – профилактические мероприятия; консультирование, которое чаще понималось (и осуществлялось) как встречи в родителями, ответы на вопросы педагогов по возникающим в их работе трудным ситуациям; преодоление эмоционального выгорания педагогов и развитие у них стрессоустойчивости самими разнообразными способами – таким образом обычно выстраивалась работа педагога-психолога в детском саду.
В результате не прослеживалась содержательная и организационная связь между разными направлениями деятельности педагога-психолога, которому всегда не хватало времени, и вопрос о первоочередной деятельности решался с трудом. Именно поэтому часто не был заметен существенный эффект от его работы в детском саду при больших затратах профессиональных усилий и рабочего времени. И самое главное, существовала проблема определенной «изолированности» психологической практики от образовательной деятельности детского сада.
В условиях реализации принципов и требований ФГОС ДО основным приоритетом профессиональной деятельности педагога-психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы, что и является системообразующей идеей для интеграции всех его профессиональных усилий в современной дошкольной организации. Традиционные направления деятельности педагога-психолога трансформировались в формы работы (согласно проекту Профессионального стандарта – обобщенные трудовые функции), посредством которых он интегрированно решает задачи индивидуализации и социализации детей раннего и дошкольного возраста, что и определило необходимость повышения его профессиональной компетентности в соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования.
Концепция и модель рабочей программы педагога-психолога ДОО на основе ФГОС ДО была представлена в пособии: Афонькина Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. Волгоград: Учитель, 2014.
В данном пособии представлена модель индивидуального образовательного маршрута педагога-психолога ДОО, разработанная с учетом как принципов и требований ФГОС ДО, так и проекта Профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся), который решением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации был разработан специалистами Московского городского психолого-педагогического университета – базового вуза Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию. Профессиональный стандарт (проект) отражает современные квалификационные требования работодателей и будет использоваться для целей подготовки специалистов, их оценки (сертификации), составления должностных инструкций, тарификации и пр.
Предназначено для руководителей, старших воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций; может быть использовано в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлениям «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование», а также в системе повышения квалификации работников образования.
Приоритеты деятельности педагога-психолога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, выдвигая ее на одно из первых мест в системе приоритетных задач развития дошкольного образования.
В Стандарте определяется направленность основной образовательной программы, во-первых, на создание условий развития дошкольников, открывающей возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.); во-вторых, на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Тем самым обеспечиваются гарантии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального и морально-нравственного благополучия.
Условиями обеспечения психического здоровья детей в ДОО выступают:
– создание образовательной среды с учетом потребностей развития дошкольников, а не узкодидактической необходимости решения образовательных задач;
– в отборе методов обучения и воспитания ориентация на четыре основных критерия: целесообразность, простота, действенность и приемлемость;
– соблюдение психогигиенических условий, которые обеспечивают психологическую безопасность образовательной среды, исключающей страх перед ошибкой, недооценку индивидуальных ресурсов ребенка и важности индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога;
– повсеместное стимулирование у детей процессов позитивного самопринятия и адекватной самооценки наряду с внешней оценкой;
– построение индивидуальных траекторий развития детей в образовательном пространстве
с учетом их образовательных потребностей, а при необходимости – построение обходных путей развития с максимальной стимуляцией компенсаторных механизмов, направленных на социализацию дошкольников;
– помощь в осмыслении, реагировании и применении детьми своего жизненного опыта, который является самым надежным источником обучения и воспитания.
Современные тенденции развития дошкольного образования, отраженные в ФГОС ДО, предполагают существенные изменения парадигмы работы педагога-психолога. Все преобразования в практике его работы направлены на решение такой глобальной задачи, как придание образованию развивающего характера. Решение поставленной задачи возможно только при условии ориентации педагога в конструировании образовательного процесса не только на общие закономерности развития дошкольника в разные возрастные периоды, но и, в большей степени, на индивидуальное развитие личностных и индивидуально-типологических свойств (эмоций и чувств, мыслей, интересов, мотивов, способностей, склонностей), а также на его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в погоне за инновациями в деятельности педагогического коллектива ДОО не был потерян основной ориентир, определяющий направленность всех его профессиональных усилий, – личность ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит проблему психолого-педагогической диагностики в новом контексте развития образовательной деятельности, ориентируя специалистов на индивидуализацию образовательной деятельности. Необходимость индивидуализации образования обусловлена тем, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности. Они составляют те «внутренние условия», без учета которых невозможно достичь эффективности образовательной деятельности.
Итак, основным предметом профессиональной деятельности современного педагога-психолога становится психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы.
Содержание профессиональной деятельности педагога-психолога определяется исходя из следующих моментов, определенных ФГОС ДО:
• общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;
• содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением, с учетом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников;
• планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержание
Введение 3
Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога-психолога ДОО 9
Диагностика профессиональных компетенций педагога-психолога в реализации обобщенных трудовых функций 10
Диагностические карты профессиональной деятельности педагога-психолога 14
Карты индивидуального образовательного маршрута педагога-психолога ДОО 32
Литература 52
Содержание электронного пособия
Презентация «Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО».
Диагностические карты.
Диагностика профессиональных компетенций педагога-психолога в реализации профессиональных функций.
Аналитическая карта коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога.
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога-психолога.
Годовой отчет педагога-психолога.
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом