Логопедические упражнения, игры, занятия. Коррекция звукопроизношения у детей. Программа для установки через интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-141.4
Авторы-составители Кыласова Л. Е., Рыбина А. Ф. и др.
Издательство Учитель, 2022
Серия В помощь логопеду
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Логопедические упражнения, игры, занятия. Коррекция звукопроизношения у детей" серии "В помощь логопеду" содержит рекомендации и разработки занятий для закрепления общего и речевого развития, правильного произношения детьми звуков, поддержания интереса к логопедическим занятиям.
Предназначено логопедам, воспитателям, дефектологам ДОО, педагогам коррекционного обучения; может быть использовано родителями для организации домашних занятий с ребенком по речевому развитию и подготовке детей к школе.
Данный компакт-диск включает конспекты занятий по коррекционной работе; ряд методик для исследования высших психических функций и процессов, нарушенных у детей с таким особым видом речевого расстройства как стертая форма дизартрии; дидактические материалы для коррекции произношения звуков; рекомендации для проведения самостоятельных занятий родителей с детьми.

Минимальные системные требования для работы с диском:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- устройство для чтения компакт-дисков (24-х CD-ROM) или DVD-дисков;
- свободное место на жестком диске - 300 MB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Физкультминутки

Физкультминутки

«Медведь»

Дети декламируют и выполняют движения.

Медведь по лесу ходит,

(шаг на месте)

От дуба к дубу бродит.

(продолжается ходьба на месте)

Находит в дуплах мёд

И в рот себе кладёт.

(достают «мёд» рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый,

(изображают облизывание лапы)

А пчёлы налетают,

Медведя прогоняют.

(отмахиваются от пчёл)

А пчёлы жалят мишку:

Не ешь наш мёд, воришка!

(щипают себя пальцами)

Идёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

(шаг на месте)

Ложится, засыпает

И пчёлок вспоминает.

(руки под щёку, глаза закрыты)


«Дворник»

Подметаю я свой двор (движения метлой),

Собираю в кучу сор (движения руками).

Понемножку, понемножку

Всю я вычищу дорожку (на корточках щипать траву).

Будут все меня хвалить (широкий жест руками),

«Молодец» мне говоритьь (гладить себя по голове).


«Волшебник»

В лес прошел волшебник злой.

(дети шагают на месте)

Он ужасный и большой.

(поднимают руки вверх и хмурят брови)

Он руками замахал

(машут руками)

И зверей заколдовал.

(изображают заколдованных зверей)

Но пришли друзья-детишки,

(дети шагают)

Озорные шалунишки.

(прыгают)

Что нам делать, как нам быть,

Как зверей освободить.

(качают головой, приложив руки к щекам)

Мы волшебника прогнали

(машут руками)

И зверей расколдовали.

А теперь, друзья плясать,

Нам не надо унывать.

(танцуют)


«Хомячок»

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют все движения хомяка.


Состояние чтения. Письмо.

состояние чтения

Предлагается прочитать и пересказать текст. Чтение оценивается по следующим параметрам: способ чтения, интонированность, правильность, понимание прочитанного текста. Скорость чтения не учитывается при составлении логопедического заключения. Для 1 класса скорость чтения составляет от 15 до 8 слов в минуту, для 2 класса – от 60 до 45 слов, для 3–4 классов – от 90 до 70 слов.

Способы чтения – бухштабирование, послоговое, слитное. К концу 1 класса у ребенка в норме формируется слитное (синтетическое) чтение, однако отдельные слова сложной слоговой структуры могут читаться по слогам.

Интонированность чтения – интонированное, малоинтонированное, неинтонированное.

Правильность чтения – отсутствие или наличие стойких повторяющихся ошибок на уровне слога и слова.

Понимание прочитанного – полный или краткий пересказ, с опорой на вопросы и без опоры, логичный или без понимания смысла прочитанного.


Письмо

Изучаются классные и домашние работы учащихся, диктанты, результаты списывания. Выделяются стойкие повторяющиеся специфические и грамматические ошибки.

Текст диктанта:

Темный лес зимой сказочно красив. По небу плывут пушистые облака. Осенью на гибких ветках рябины созрели плоды. По крыше стучал торопливый дождик. На зеленой лужайке яркие цветочки. На березах надулись почки.

Интерпретация данных обследования

При первичной обработке проводится суммирование баллов за выполнение каждого задания каждой методики. Сформированность той или иной психической функции (процесса) оценивается путем деления полученной суммы на общее количество заданий серии.

Результаты обследования позволяют условно разделить детей на 4 группы, с учетом степени тяжести нарушений:

1) без нарушений (средний балл от 4 до 3, 3);

2) дети со стертой формой дизартрии с минимальной степенью нарушений высших психических функций и процессов (средний балл от 3,2 до 2,6);

3) дети со стертой формой дизартрии со средней степенью нарушений высших психических функций и процессов (средний балл от 2,5 до 1,8);

4) дети со стертой формой дизартрии с выраженной степенью нарушений высших психических функций и процессов (средний балл от 1,7 и ниже).

Предположим, что при исследовании состояния фонематического слуха (серия 2) ребенок показал следующие результаты: слухомоторные координации – 1 балл; восприятие громкости, высоты, интонации голоса –1 балл; восприятие и дифференциация звуков речи – 2 балла, звукослоговой анализ – 2 балла; звукослоговой синтез – 2 балла. Произведем подсчет: 1 + 1 + 2 + 2 + 2 == 8 баллов.

Разделим 8 баллов на количество заданий серии: 8 : 5 = 1,6 балла. Аналогичные подсчеты проводим по другим методикам.

Далее суммируется среднее количество баллов по заданиям серий 1, 2, 3, 7 и 8, выявляющим доминирующие нарушения в структуре симптомокомплекса стертой формы дизартрии. Например, этот же ребенок показал следующие средние результаты: по 1-й серии – 2 балла, по 2-й серии – 1,6 балла, 3-я серия – 2,4 балла, 7-я – 1,4 балла, 8-я – 2 балла. Суммируя средние баллы, получаем результат: 2 + 1,6 + 2,4 + 1,4 + 2 = 9,4 балла. Затем разделим балл на количество методик (9,4 : 5 = 1,9 балла).

Сопоставим полученный средний результат с приведенными выше данными.

В указанном примере средний результат выполнения заданий ребенком составил 1,9 балла. Следовательно, его можно отнести к группе детей со средней степенью нарушений высших психических функций и процессов.

Далее проводится сравнительный анализ состояния высших психических функций и процессов по сериям методик 4, 5 и 6 с целью выявления вторичных симптомов. Предположим, данный ребенок показал следующие результаты: 4-я серия – 4 балла, 5-я – 3,5 балла, 6-я – 3,5 балла. Анализируя результаты (4 + 3,5 + 3,5) : 3, сделаем заключение о том, что у данного ребенка вторичных симптомов не отмечается.

Дополнительный анализ выполнения заданий каждой методики позволит выявить наиболее сильные и слабые звенья. Так, у приведенного нами в пример ребенка явное нарушение базовых звеньев фонематического восприятия (восприятие и воспроизведение ритмов, громкости, высоты, интонации голоса). Следовательно, в данном случае особо важной следует считать работу именно на первых этапах коррекции фонематического восприятия.

В отдельную группу выделяются дети со стертой формой дизартрии, сочетаемой с лексико-грамматическим или общим недоразвитием речи. В этом случае их показатели по 5-й и 6-й сериям методик составят 2,0 и менее баллов.

На диаграмме показано состояние психических функций нормально развивающихся детей и детей, имеющих стертую форму дизартрии.


Произношение свистящих звуков

Произношение свистящих звуков

Звук [с]


• Губы в улыбке, зубы видны.

• Зубы сближены, но не сомкнуты.

• Широкий кончик языка находится за нижними резцами.

• Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами.

• Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам.

• Посередине языка идёт холодная струя воздуха.

• Воздушная струя идёт через рот.

• Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.


Звук [с']


• Губы в улыбке, зубы видны.

• Зубы сближены, но не сомкнуты.

• Широкий кончик языка находится за нижними резцами.

• Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами.

• Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам.

• Средняя часть языка поднята к твёрдому нёбу.

• Посередине языка идёт холодная струя воздуха.

• Воздушная струя идёт через рот.

• Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.


Звук [з]


• Губы в улыбке, зубы видны.

• Зубы сближены, но не сомкнуты.

• Широкий кончик языка находится за нижними зубами.

• Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами.

• Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам.

• Посередине языка идёт воздушная струя.

• Воздушная струя идёт через рот.

• Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.


Звук [з']


• Губы в улыбке, зубы видны.

• Зубы сближены, но не сомкнуты.

• Широкий кончик языка находится за нижними резцами.

• Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами.

• Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам и только посередине остаётся узкая щель.

• Средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

• Воздушная струя идёт через рот.

• Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуя голос.


Звук [ц]

• Губы в улыбке, зубы видны.

• Зубы сближены, но не сомкнуты.

• Широкий кончик языка опущен за нижние резцы.

• Передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними.

• Посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха тыльной стороной руки, поднесённой ко рту.

• Воздушная струя идёт через рот.

• Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.


Пятый лишний

Пятый лишний

Вариант 1

Дети вспоминают правила: слог – это часть слова; один согласный не может быть слогом; «это знает каждый из учеников, сколько в слове гласных, столько и слогов!»

Логопед называет слова, а дети хлопками делят их на слоги и запоминают порядок данных слов.

Пуля, лопата, лапы, пила, полы.

Логопед. Какое слово лишнее?

Дети. Лишнее слово лопата.

Логопед. Почему?

Дети. Потому что в слове лопата 3 слога, а в остальных словах – по 2.

Логопед. А еще какое слово может быть лишним?

Дети. Пила, потому что в слове пила мягкий звук [п’], а в остальных словах твердый звук [п].

Логопед. А теперь вспомните и назовите все 5 слов в том порядке, в котором я их произносила.


Вариант 2

На доске картинки: помидор, капуста, репа, баклажан, грейпфрут (обратить внимание на произношение и написание последнего слова).

Логопед. Какая картинка лишняя?

Дети. Грейпфрут, так как это – фрукт, а все остальные – овощи.

Логопед. Молодец! Кто считает по-другому?

Дети. Баклажан, так как в этом слове есть звук [б], а в остальных – звук [п].

Картинки убираются, и дети воспроизводят весь ряд по памяти.

Логопед. Хорошо! Смотрим на следующий ряд картинок.

Рубашка, ботинки, плащ, брюки, шуба. (Также 2 варианта ответов и затем воспроизведение ряда по памяти.)


Вариант 3

Логопед. Я назову вам 5 слов, а вы догадайтесь, какое из них лишнее и почему.

Веня, Влад, Виктор, Весёлкин, Вера.

Возможны 3 варианта ответов:

1) Лишнее слово Весёлкин, потому что это фамилия, а все остальные слова – имена.

2) Лишнее слово Вера. Это имя девочки, а все остальные – мальчики.

3) Лишнее слово Влад, потому что в этом слове твердый звук [в], а во всех остальных мягкий звук [в’].

Повторите эти слова в прямом и обратном порядке.


Вариант 4

(с использованием предметных картинок)

Астра, ландыш, одуванчик, кедр, орхидея [арх’идэй’а].

Дуб, тополь, каштан, лотос, ракита.

2 варианта ответов.

Затем картинки закрываются, и дети воспроизводят ряды по памяти слева направо и справа налево.


Вариант 5

(на слух)

Глухарь, гусь, иволга, сорока, фламинго.

Пеликан, голубь, колибри, кукушка, клюв.

2 варианта ответов.

Затем дети воспроизводят ряды слов по памяти в прямом и обратном порядке.


Вариант 6

Слова написаны на доске; дети вставляют буквы и вычеркивают лишнее слово.

2 варианта ответов.

..еркало, обе..ьяна, ка..ета, га..ета, кор..ина.

Затем дети воспроизводят ряд слов по памяти в прямом и обратном порядке.


Пример обследования логопеда

Пример обследования логопеда

В качестве примера, иллюстрирующего состояние неречевых и речевых психических функций у детей с минимальной степенью нарушений, приведем данные обследования Оли Р., 5 лет 10 месяцев.

Анамнестические данные: семья полная, социальная и речевая среды благоприятные, родители имеют высшее образование, ребенок воспитывался дома матерью. Девочка от первой беременности, протекавшей с токсикозом первой половины, первых срочных родов. Вес при рождении 3560 г, рост 51 сантиметр. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Сосала вяло, наблюдались срыгивания, нарушения сна и бодрствования.

Раннее психомоторное развитие: удерживает голову с 2 месяцев; сидит с 6 месяцев; ползает с 7 месяцев (характер ползания – на животе назад); ходит с опорой с 10 месяцев, самостоятельно с 1,1 года.

Речевые функции: гуление с 3,5 месяцев кратковременное, лепет с 7,5 месяцев, первые слова с 1 года лепетного характера, фразовая речь с 2 лет. Речевое развитие протекало с перерывами. Занятия с логопедом не проводились.

Перенесенные заболевания: диатез, ОРЗ, ОРВИ, коклюш. Относится к группе часто болеющих детей. Наблюдалась у невропатолога с диагнозом «синдром повышенной нервной возбудимости». После 1 года снята с наблюдения.

Данные неврологического обследования: легкая слабость конвергенции и аккомодации, легкая сглаженность правой носогубной складки, диффузное повышение тонуса (переменный тонус) в проксимальных и дистальных отделах конечностей, рефлексы орального автоматизма, отсутствие патологических стопных знаков, легкая интенция или мимопопадание при проведении координаторных проб. Диагноз: перенесенная в анамнезе перинатальная энцефалопатия, дистонический синдром.

Данные ЭЭГ: паттерн ЭЭГ в пределах возрастной нормы, имеются легкие признаки дисфункции подкорково-стволовых структур.

Данные нейропсихологического обследования: ведущее полушарие левое, выявляется функциональное нарушение межполушарного взаимодействия от ствола головного мозга.

Данные логопедического обследования: девочка контактная, активная, самостоятельная в выполнении заданий, интерес к работе и внимание устойчивые. У ребенка отмечаются выраженные нарушения статики и реципрокной координации движений, а также легкая диссоциация между кинетическим и кинестетическим компонентами двигательного акта. Средняя оценка по результатам исследования – 2,4 балла.

Фонематический слух: выявлены нарушения при выполнении заданий (повторение скороговорок, определение, добавление, замена и перестановка звуков в слове). Средняя оценка за раздел – 2,8 балла.

Просодическая сторона речи: темповая и динамическая организация речи, модулированность голоса не нарушены, речь носит легкий назализованный оттенок, дыхание смешанное, длина выдоха 7–8 секунд. Оценка за раздел – 3 балла.

Звукопроизношение: межзубный сигматизм свистящих звуков. Оценка за раздел – 3 балла.

Лексико-грамматический строй речи: словарный запас соответствует возрастному уровню, отмечаются нарушения номинативной функции, трудности употребления сложных предлогов. Средняя оценка за раздел – 3, 8 балла.

Связная речь: при составлении рассказов отмечаются нарушения, вызванные особенностями зрительного восприятия (вектор восприятия справа налево, сверху вниз). Образец рассказа по картине «Осторожно»: «Мама с двумя детьми вышла смотреть ледоход. Еще много людей собрались на берегу посмотреть. А мальчик лег на лед около берега. Дядя несет веревку, наверное, чтобы ему помочь. Другой дядя провалился в лед и не может из-за него выбраться. А-а-а! Дядя несет веревку для того, чтобы вытащить другого дядю, а не мальчика». Средняя оценка за раздел – 3 балла.

Зрительный гнозис: тенденция к инверсии вектора восприятия. Правильно опознала все реальные, наложенные, 4 зашумленных, 4 недорисованных изображения. При опознавании «химер» называла только правые и верхние их части: «бусы, ухо, ручка...».

Пространственные представления: инверсия вектора восприятия справа налево, при копировании фигуры Тейлора отмечаются координатные внутри рисунка, структурно-топологические и метрические ошибки (рис.). Средняя оценка за раздел – 2,5 балла.

Рис. Копирование фигуры Тейлора Олей Р.


Слухоречевая память: наблюдается замена слов близкими по звучанию («дрова» – «трава»), объем и прочность соответствуют возрастным нормативам. Зрительная память: отмечены реверсы фигур; объем и прочность соответствуют возрастным нормативам. Средняя оценка за раздел – 3 балла.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.