Гендерный подход. Реализация в условиях ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты
Код | 4445 |
Авторы-составители | Елисеева Т. А., Климина Л.В., Хрон О. С. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Инновационная деятельность |
ISBN | 978-5-7057-4350-6 |
Страниц | 120 |
УДК | 373.2 |
Штрихкод | 9785705743506 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 3 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 84 г |
Предназначено воспитателям ДОО, педагогам и специалистам системы до-школьного образования.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
…Все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто возрастными, а половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я», – это половая принадлежность.
И. С. Кон
Период дошкольного детства связан с изменением условий психического развития ребенка:
1. Меняются взаимоотношения со взрослыми: увеличиваются требования к ребенку (к нормам и правилам поведения в обществе); взрослые целенаправленно организуют познавательную деятельность дошкольника, развивая память, мышление, восприятие, внимание, речь, волю; помогают овладеть значимыми видами деятельности (игрой, рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, элементами учения и труда); взрослый часто является инициатором совместной деятельности ребенка со сверст-никами.
2. Меняется отношение ребенка ко взрослому: взрослый – образец для подражания, ребенок копирует его во всем; взрослый – источник оценки его поступков и других людей, событий. Положительная оценка взрослого управляет поведением дошкольника. Оценка взрослого определяет развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний; расширяется круг взрослых, чьи поступки и суждения интересуют дошкольника.
3. Меняются отношения ребенка со сверстниками. На пятом году жизни возникает «детское общество», детям требуется общение друг с другом. Дошкольник вынужден считаться с другими в совместной деятельности. Ребенок должен уступать или отстаивать свою точку зрения, если хочет участвовать в совместной деятельности. Равенство со сверстниками создает предпосылки для его самовыражения. У ребенка появляется статус, который зависит от особенностей поведения, форм общения, знаний, умений, умственного развития ребенка. Дошкольник в общении со сверстниками реализует или не реализует свою потребность в признании.
4. Появляются новые виды деятельности: игра, продуктивная деятельность, элементы труда и учения. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игровых ситуациях создается новый уровень общения и условия для произвольного запоминания и припоминания, активно развивается речь, возникают более сложные мотивы поведения, чувства, благоприятные условия для развития воли. Соответственно, ролевая игра обеспечивает развитие как личностной, так и познавательной сферы психической жизни дошкольника.
В процессе продуктивной деятельности совершенствуются восприятие, внимание, воображение, расширяются представления дошкольника об окружающем мире, он познает свои возможности. Совместная продуктивная деятельность способствует эмоциональному, волевому и речевому развитию. Труд формирует самостоятельность, нравственные мотивы поведения, систематизирует знания о мире, других людях и себе.
Это общий портрет дошкольника. Но каждый ребенок в первую очередь – мальчик или девочка. Пол новорожденного определяет траекторию развития семьи, судьбу малыша. Сегодня известно, что мальчики и девочки зачастую полярны в своем развитии, их интересуют и вызывают восхищение различные явления и события.
Ряд исследователей (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Э. К. Суслова) отмечают, что различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Даже в утробе матери плод в зависимости от половой принадлежности ведет себя по-разному. В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман, используя запись биотоков мозга у новорожденных и детей первых месяцев жизни, установили, что мозг мальчиков и девочек в этом возрасте уже работает неодинаково.
На первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются.
После трех месяцев мальчики и девочки по-разному реагируют на поощрение при выработке простых навыков: мальчики лучше обучаются при визуальном поощрении, активнее реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы, девочки лучше обучаются при слуховом поощрении, например, ласковом приговаривании.
В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, а у мальчиков – при восприятии немузыкальных прерывистых звуков (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган).
Крик мальчика настойчивее, агрессивнее. Отделенный барьером стульев от матери, он с года и двух месяцев гневно разрушает преграду, а девочка с плачем будет ждать, когда это сделает мать.
Проявляются различия у мальчиков и девочек в формирующейся способности мыслить, в эмоциональности; заметно различается и поведение. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением.
Традиционно полоролевые (пол и роль в обществе) черты выпукло видны в обобщающих положительных образах типичного мужчины (маскулинные качества личности) и типичной женщины (феминные качества личности).
Типичная женщина тактична, проявляет расположение, нежна, не использует грубых выражений, понимает чувства других, разговорчива, интересуется собственной внешностью, ценит искусство и литературу, нуждается в защите, аккуратна в привычках и спокойна. Типичный мужчина агрессивный, предприимчивый, доминирующий, независимый, скрывающий эмоции, любит математику и науку, обладает деловыми навыками, знает, как осваивать мир, легко принимает решения, самодостаточен. Однако каждый ребенок развивается по собственной траектории развития, проявляя те или иные черты в поведении. Особенности мужского (маскулинного) или женского (феминного) проявления и составляют гендерные различия людей, реализуясь в гендерных ролях.
Современное общество очень быстро меняется, смещается ценностно-нравственный акцент во всех сферах жизни, в том числе в сфере отношений между полами. Социальные общественные изменения привели к разрушению традиционных норм мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов, с одной стороны, размыла четкие ограничения в поведении людей, что дало значительные возможности в проявлении индивидуальности каждого. Только развитие и проявление индивидуальных способностей гарантируют обществу развитие всех сфер экономики, политики, образования.
Анализ содержания и средств организации современной системы дошкольного образования выявляет направленность на раз-витие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих его социальную успешность при сохранении и укреплении здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Значимыми задачами в деятельности педагогов дошкольного образования становятся приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе как носителю определенных наборов гендерных характеристик.
В настоящее время в педагогической науке разрабатывается вопрос специфики гендерных особенностей детей дошкольного возраста (Н. А. Баранникова, О. И. Иванова, Н. К. Ледовских, Т. В. Малова, Н. Е. Татаринцева и др.). В науке появилось новое направление – гендерная психология, задачами которой ставятся понимание и объяснение природы психологических различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками; биологического и социального понятия «пол»; психологических процессов социального взаимодействия в контексте межполовых и межличностных отношений. В настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться не замеченными родителями и педагогами.
При разработке проблемы реализации гендерного подхода в условиях современного детского сада необходимо определить следующие приоритетные задачи:
– выявить возможности внедрения гендерного подхода в условиях ДОУ;
– конкретизировать научное представление о гендерной компетентности педагогов ДОУ;
– определить этапы формирования гендерной компетентности педагогов ДОУ;
– разработать и апробировать средства развития способностей воспитанников на основе гендерного подхода.
Под гендерной компетентностью педагогов дошкольного образования понимается владение дидактическими, методическими, поведенческими аспектами руководства деятельностью детей дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.
Актуальность нашей работы объясняется, с одной стороны, социальными причинами (происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков); с другой стороны, профессиональными причинами (обновленная нормативная база системы дошкольного образования, которая регламентирует внедрение в образовательный процесс гендерного подхода как составляющей развития индивидуальности воспитанников).
Данное пособие поможет сориентироваться педагогам дошкольных учреждений в разработке и реализации план-кон-спектов непосредственно образовательной деятельности (НОД) на основе гендерного подхода: познакомиться с таким приемом инновационной деятельности современного педагога, как составление индивидуального маршрута дошкольников с учетом гендерного типа каждого ребенка, вооружиться методиками диагностики гендерных особенностей детей дошкольного возраста, сориентироваться в терминологии гендерного подхода.
Содержание
Введение 3
Планы-конспекты непосредственно образовательной деятельности на основе гендерного подхода 9
Индивидуальные маршруты детей старшей группы на основе гендерного подхода 31
Познавательное развитие 31
Социально-коммуникативное развитие 34
Художественно-эстетическое развитие 37
Играют девочки 40
Играют мальчики 60
Диагностика гендерных особенностей детей 85
Тезаурус 113
Литература 116
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом